СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения "Федина задача"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения "Федина задача"»

Аннотация урока:

Данный материал будет полезен учителям начальной школы, работающим по программе «Школа России». Основная цель данного урока: формирование читательской компетенции младшего школьника.

Основные виды деятельности – восприятие на слух, чтение шепотом, про себя, прогнозирование содержания текста, участие в диалогах с учителем и сверстниками -позволяют поддерживать мотивацию к уроку на необходимом уровне. Учащиеся высказывают и аргументируют своё отношение к прочитанному, анализируют текст и постигают замысел автора, при этом формируются УУД.

Текст несёт большой воспитательный потенциал. В непринуждённой обстановке, созданной благодаря прослушиванию аудиозаписи в исполнении Л. Дурова, работе в группах и в парах, юные читатели сами приходят к выводу о необходимости серьёзного подхода к выполнению домашнего задания. Н. Н. Носов приоткрывает завесу о секрете своего произведения, который заключается в его умении захватывающим образом превращаться в ребенка и, как ребёнок, испытывать психологические затруднения при выполнении работы, а особенно, если она сопровождаются музыкой.

Учитель: Гусельникова А.С.


Тема (название и кол-во часов)

Н. Носов «Федина задача», 1 час

Цель изучения темы

Научить:

- анализировать текст на примере рассказа Н. Носова;

- различать произведения юмористического и сатирического характера;

- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Формировать:

- приёмы понимания и анализа текста;

- интерес к чтению;

- эмоциональность;

- умение правильно оценивать поведение героя произведения.


Термины и понятия

Рокочущий бас, борзая, титулярный советник, полуденное море, кафтан, чурбан, сатира, юмор.

Информационно образовательная среда

Ресурсы:

  • презентация к уроку (Н. Н. Носов) с музыкальным сопровождением (Л. Дуров)

  • портрет Н. Н. Носова

  • карточки с заданиями для групп

  • таблица для установления соответствия

  • листы формата А3, маркеры

  • смайлики с изображением эмоций

Межпредметные связи:

  • «Музыка» - прослушивание текста в исполнении Л. Дурова с целью правильно формировать детскую эмоциональность, восприимчивость для выявления первичного восприятия, приобщения к литературе как виду искусства, а также для расширения кругозора в области музыкальных произведений.

  • «Математика» - «Решение задач»- решение задачи с целью довести дело до конца за главного героя рассказа, доказать возможность выполнимости любого задания при условии правильной организации труда.

  • «Ознакомление с окружающим миром» - «Охрана здоровья» - составление памятки «Как правильно выполнять домашнее задание» с целью сравнения условий выполнения домашнего задания Федей и собственно детьми.

  • «Русский язык» - «Части речи»-составление синквейна к слову Федя для формирования умения представить портрет главного героя в краткой форме.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

- работать с текстом произведения;

- кратко пересказывать по плану;

- проводить исследование поведения героя.

Регулятивные УУД

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебное задание, используя план;

- осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;

- соотносить результат с поставленной целью.

Познавательные УУД

- раскрывать значения слов «рокочущий бас», «борзая», «титулярный советник», «полуденное море», «кафтан», «чурбан», «сатира», «юмор».

- определять черты характера героя и обосновывать своё мнение;

- определять отношение автора к героям и обосновывать своё мнение;

- определять особенности сатирического произведения.

Коммуникативные УУД

- формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

- проявлять интерес к изучению темы;

- желание читать произведения Н. Н. Носова.


Этап урока

Деятельность учителя

Планируемый результат

  1. Организационный этап

Цель: включение в учебную деятельность




Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят знать на свете.
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и читать!

- Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи друг другу. Деление класса на 4 группы.

- проявлять желание работать в группе (К)

  1. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания»

В стране Литературии есть маленький гном Забывалкин. Помогите ему вспомнить произведения, которые он читал.

Игра «Отгадай произведение» Ккарточки в разбросанном состоянии на доске

  • Любители придумывать разные истории - «Фантазёры».

  • Котёнок в головном уборе - «Живая шляпа».

  • Зелёные пупырчатые овощи - «Огурцы».

  • Полезное блюдо, которое готовил незадачливый поварёнок - «Мишкина каша».

  • Ученик в учебном учреждении и в домашней обстановке - «Витя Малеев в школе и дома».

  • Большие охотники до работы на приусадебном участке - «Огородники».

  • Маленький весёлый человечек на спутнике Земли - «Незнайка на Луне».

  • Часть лестницы - «Ступеньки».

  • Кусочек ткани, маскирующий дыру на одежде - «Заплатка».

- Чьи произведения хотел вспомнить гном Забывалкин? (Н.Н. Носова)














- соотносить автора и название произведения (ПР)

  1. Работа над новым материалом

Цель: включение нового знания в систему знаний

1) Вступительная беседа

- Н. Носов написал много произведений, которые любят читать и взрослые, и дети. Расскажите, что вы знаете о писателе Н. Носове.

Рассказ одного ученика

Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве в семье актёра. После окончания школы он учился в Москве, в институте, где снимают кино. Н.Носов писал много рассказов и повестей о ребятах, таких как мы. У него был сын, который просил сочинить новые сказки. И Носов стал сочинять для него забавные весёлые рассказы, которые мы полюбили.

Носов не сразу стал профессиональным писателем. К 30 годам он освоил несколько профессий - газетного торговца, чернорабочего, землекопа, писаря, возчика бревен.

Потом учился в институте Кинематографии в Москве, ставил научно-популярные фильмы, учебные фильмы. Работал в сатирическом киножурнале «Крокодил». Позже поставил несколько фильмов о Советской Армии, за что был награжден орденом Красной звезды.

Как и многие писатели, сначала Н. Н. Носов придумывал свои рассказы для своего маленького сынишки. Свой первый рассказ «Затейники»- он напечатал в журнале «Мурзилка» в далёком 1938 году. Дети тогда любили читать журнал «Мурзилка». Рассказ понравился читателям. Там же были опубликованы и другие его рассказы «Живая шляпа», «Огурцы». После войны вышел сборник рассказов «Мишкина каша», «Фантазёры», «Тук-тук-тук».

Они сразу полюбились детям. Юмористический дар соединился с его техническими увлечениями. Читая рассказы, можно не только посмеяться, но и узнать что-нибудь новое, интересное. Как пришить заплатку, сварить кашу, как сделать каток.

Но наибольшую популярность принесли писателю его сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне», «Незнайка в Солнечном городе».

В «Приключениях Незнайки и его друзей» Носов подробно рассказывает о таких машинах и приборах, устройствах и инструментах, которым только предстояло ещё появиться.

Первое издание «Незнайка в Солнечном городе» вышло в свет в 1958 году, тогда подробно описанная в книге телевизионная система наблюдения за уличным движением была еще фантастикой. А сейчас такая система существует на самом деле. Значит, писатель умел заглянуть в будущее.

Все книги Носова наполнены весёлым доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу и нельзя удержаться от смеха.



- Представьте себе, что вы на встрече с писателем, и он рассказывает о себе. Его слова будете читать с экрана.

- Сейчас мы потренируемся в беглости чтения и узнаем новое о писателе Н. Носове.

«… Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем, потому что у меня была, интересная жизнь и было о чём порассказать. К тому времени я уже заметил, что люди многого ещё не понимают, а поскольку дети понимают ещё меньше, то лучше писать для детей. Дети гораздо серьёзнее взрослых, и они не думают, что они всё на свете уже постигли и им ничему не надо учиться». (представитель 1 группы)

- Почему Носов стал детским писателем?

«Когда я, ещё совсем младенцем, ездил в трамвае, то очень любил, сидя на ручках у матери, смотреть в окно и вести репортаж о том, что я видел. Эти мои репортажи, или комментарии, почему-то очень смешили пассажиров, ехавших с нами в трамвае. Когда это у меня началось, я никак не могу припомнить. По-моему, я так и родился, то есть это у меня от природы, как сказал поэт: «Дар природный, дар случайный …» и моей лично заслуги в этом никакой нет». (представитель 2 группы)

- Почему Николай Николаевич стал юмористом?

- А с какими рассказами мы с вами уже знакомы? («Живая шляпа», «На горке», «Заплатка», «Фантазеры», «Ступенька»)

Некоторые из них вошли в сборник «Фантазёры» (показать). Можете взять в нашей школьной библиотеке и почитать.

- Скажите, пожалуйста: «Те рассказы Носова, которые вы прочитали, какие они по характеру?» (Добрые, смешные, весёлые)

Объявление темы и цели урока. (Учащиеся сами выводят цель урока)

- С произведением какого писателя мы познакомимся на уроке? А какое? Отгадайте.

Расшифруйте ребус

- Сформулируйте цель урока.

Цель: познакомиться с произведением Н.Н.Носова «Федина задача», учиться правильно и выразительно читать произведение Н.Н.Носова «Федина задача» и анализировать произведение.

Первичное восприятие

1) Работа над текстом до начала чтения:

  1. Чтение автора, заглавия произведения, рассматривание иллюстрации.

  2. Прогнозирование по заглавию и содержанию иллюстрации.

2) Словарная работа. У вас на парте лежат толковые словари. Найдите в них значения каждых слов

На слайде:

Рокочущим басом – низким мужским голосом

Борзая – быстрая

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК - высокий служебный чин (должность) в России до революции.

В МОРЕ ПОЛУДЁННОМ – в море в середине, в полдень.

КАФТАН – удлинённый пиджак

Чурбан – глупый человек

3) Прослушивание аудиозаписи рассказа Н.Носова «Федина задача» в исполнении Л. Дурова.

- Понравилось вам произведение?

- Подтвердились ваши предположения по заглавию, рисунку?

- К какому жанру относится произведение?

Физминутка под музыку «В траве сидел кузнечик». (напомнить детям, что слова песни принадлежат Н. Н. Носову)

Повторное чтение рассказа.

- Самостоятельно прочитайте рассказ (шёпотом). Читая, обратите внимание на задания. Работа в парах

Запишите в тетради вопросы к содержанию произведения

1 группа. Сколько всего задач прочитал Федя?

2 группа. Сколько концертных номеров прослушал Федя?

3 группа. Сколько раз Федя прочитал задачу?

4 группа. Сколько мелодий исполнялось со словами «колокольчик»?

- Скажите, в тексте есть моменты, когда Федя разговаривает, рассуждает?

- Он разговаривает с кем-то или с самим собой.

- Какой тип речи он использует? (монологич. или диалог)

Работа над произведением.

- Какое настроение вызвал у вас рассказ?

- Как Федя готовился делать уроки?

- Почему Феде так и не удалось решить задачу?


Теперь предлагаю Вам разделиться на группы и выполнить задание.

Работа в парах. (Проверка по образцу – слайд.)

1 группа.

Составьте цепочку последовательных событий в рассказе и картинный план.

2 группа

Установите соответствие между номером в концерте и его влиянием на поведение Феди во время решения задачи.

Музыкальный номер (песня)


Эмоциональное состояние



«Блоха» ♪

  • Колокольчики, которые гремели в этой песне, словно звонок в школе, напоминали о возвращении к работе над задачей. Но рассеянность сыграла с мальчиком злую шутку: была прочитана совсем другая задача.

Федя начал злиться, даже ругаться.




«Он был титулярный советник, она – генеральская дочь» ♪

  • Проблема – «кто такой титулярный советник?» - осталась не разрешена, так такая преграда как небольшой словарный запас свойственна детям младшего школьного возраста.

Попытка сосредоточить внимание (тёр уши обеими руками, словно они у него замерзли, старался не обращать внимания на радио) не привела к решению математической задачи.



«Легко на сердце от песни весёлой!» ♪

  • Жизнерадостной настрой песни целиком привлёк внимание Феди.

Мальчик забыл про задачу и стал пристукивать карандашом по столу в такт.

Эта песенка очень понравилась Феде.




«Однозвучно гремит колокольчик» ♪

  • Простые слова о колокольчиках ввели мальчика в полное замешательство.

Колокольчик утомительно гремит, и Федя тоже устал. Повтор слова колокольчик уже во второй песне вызвал у него бурю негодования.

- Опять про колокольчик! …Совсем запутали!... Хоть из дому беги, с ума сойти! – восклицает Федя.




«Колокольчики мои» ♪

  • Слова этой песни как бы в насмешку над самим Федей (над его неумением справиться с задачей, со счётом) становятся последней каплей в терпении мальчика. Он принимает решение – обраться к товарищу, чтобы, наконец, закончить это «наказание».

- Очень нам нужно ещё алмазы считать! Тут ещё мешки с мукой никак не сосчитаешь! Двадцать раз прочитал задачу – и ничего не понял!

Федя Рыбкин взял под мышку задачник, выключил радио и пошёл к своему другу Сорокину.




«Песня индийского гостя» («Не счесть алмазов в каменных пещерах») ♪

  • Детское образное восприятие, отсутствие иронического настроя не позволили Феде постичь смысл широко известной песни М. Мусоргского. Вопрос - «как портной справился со своей задачей?» - остался без ответа, не смотря на то, что песня была прослушана полностью.

«Плохая песня», - решил мальчик.


3 группа

4 группа

Собрать и наклеить пословицы, которые подходят к данному произведению и объяснить их смысл(пословицы разрезанные)


Делу время, а потехе - час;


За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь;


Сделал дело - гуляй смело

Поспешишь, людей насмешишь

Работа не волк, в лес не убежит

5 Группа

Придумать и обыграть такую же жизненную ситуацию как в рассказе опираясь на пословицу: за двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь

6 группа

Составить список качеств необходимых усердному человеку

Проблемная ситуация.

- Сколько времени было затрачено Федей на попытку решить задачу, если каждой музыкальное произведение длилось около 3 минут?

- Какая песня полностью затормозила работу над задачей?

- Проследите по таблице, как меняется настроение героя.

- Как автор относится к своему герою?

Посмеивается над ним?

Осуждает его?

Или помогает понять?

- Не случалось ли с вами подобных историй?

- Какой это рассказ сатирический или юмористический? (Работа в парах)

Н. Н. Носов говорил, что юмор – это осмеивание с оттенком сочувствия, а сатира – осмеивание с оттенком негодования.

- Как вы думаете, для чего Н. Н. Носов написал этот рассказ?

Чтобы повеселить читателя или с другой целью?

- Вернёмся к теме и цели нашего урока. Справились ли мы с поставленными задачами?

- Над чем задумались?






- осознать успешность (Л)










- научаться проявлять интерес и желание читать произведения Н. Н. Носова (Л)











































- самостоятельно формулировать тему и цели урока (Р)









- прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрациям (ПР)


- раскрывать значение слов «рокочущий бас», «борзая» и др. и использовать их в активном словаре (П)




- воспринимать текст на слух (ПР)






















- высказывать и аргументировать своё мнение к прочитанному (ПР);


- осознанно, правильно читать вслух (ПР)

- определять черты характера героя и обосновывать своё мнение (П)


- устанавливать соответствия (П);

- пользоваться разными видами чтения (П);

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (в паре) (К);

- выполнять взаимопроверку задания (Р)






















































-определять направление текста обосновывать своё

мнение (П)

- строить рассуждения (П)



- работать по плану, корректировать деятельность (Р);

- составить рассказ-характеристику (ПР)


- слушать и слышать других, приходить к общему мнению (К)





- договариваться, выражать свою точку зрения (К)

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности (Р)


  1. Рефлексия. Оценивание.

Цель: Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности

- Оцените свою работу на уроке.

Ф. И. уч.____________________________

Активно работал на уроке

Соблюдал правила совместной работы

Участвовал в обсуждении

Был внимательным читателем

Результат теста

Итого






... баллов

«5» - 9 баллов

«4» - 7-8 баллов

«3» - 5-6 баллов

- С помощью смайлика дайте оценку своему настроению:

- осознать успешность при изучении темы (Л);

- оценивать результат собственной деятельности


  1. Домашнее задание (выбрать по желанию)



  1. Прочитать рассказы Н.Н.Носова

  2. Нарисовать рисунки

  3. Придумать продолжение рассказа

  4. Пересказ

  5. Попробуйте сами написать смешной рассказ




12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!