СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока " Н. Носов. "Федина задача" Литературное чтение 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке ребята знакомятся с творчеством Н. Носова и юмористическим рассказом "Федина задача"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Н. Носов. "Федина задача" Литературное чтение 3 класс»

Тема урока: Н.Н.Носов «Федина задача».


Цели урока: образовательные:

- познакомить учащихся с жизнью и творческой деятельностью Н. Н. Носова;

- формировать умение выделять в тексте наиболее выразительные эпизоды, называть действующих лиц, характеризовать их поступки через проблемную ситуацию;

-формировать умение читать текст по ролям;

-развивать навыки выразительного чтения;

- учить работать с текстом.

развивающие:

- развитие личностных качеств учащихся (логическое мышление, память, внимание) через реализацию средствами учебного предмета, умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; умение оценивать свои эмоциональные реакции на сатирические произведения.

воспитательные:

- развитие познавательного интереса к чтению как одного из факторов дальнейшего успешного обучения через содержание учебного материала.


Ход урока.


  1. Организационный момент.

    Прозвенел и смолк звонок.
    Начинается урок.


А начнём мы его сегодня необычно.

  1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1.(Звучит песня «В траве сидел кузнечик».)

Кто автор слов всем вам известной песни?

Как зовут героя, который поёт эту песню?


2. Отгадайте загадку: (Слайд )

Шляпа голубая,
Жёлтые штанишки, 
В городе Цветочном -
Главный хвастунишка.

Много приключений
С ним происходило,
Но признаться стоит,
Этот мальчик милый.


Кто же это? Отгадай-ка!
Малыша зовут.... (-Незнайка.)


- Какие книги вы про Незнайку читали?

- А кто автор этих сказок ? .


3.Рассказ об авторе. (Слайды )


-Родился Носов на Украине в городе Киеве. В годы Учебы в гимназии увлекался музыкой, пением, шахматами, электротехникой, фотографией, писал сценарии для школьного театра и сам играл в спектаклях и т. д. Впоследствии это помогло ему в жизни и творчестве.

Носов был человеком необщительным, замкнутым. Он был удивительно деликатным, ранимым и даже неуверенным в себе. От природы обладал разнообразными талантами. О себе Николай Нико­лаевич написал: «В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, увлекся хи­мией и готовился к поступлению на химический фа­культет Политехнического института, потом пере­думал и поступил в Художественный институт, ра­ботал в кино, потом стал детским писателем».


Носов не сразу стал профессиональным писателем. К 30 годам он освоил несколько профессий - газетного торговца, чернорабочего, землекопа, писаря, возчика бревен.


Потом учился в институте Кинематографии в Москве, ставил научно-популярные фильмы, учебные фильмы. Работал в сатирическом киножурнале «Крокодил». Позже поставил несколько фильмов о Советской Армии, за что был награжден орденом Красной звезды.


Как и многие писатели, сначала Н. Н. Носов придумывал свои рассказы для своего маленького сынишки. Свой первый рассказ «Затейники»- он напечатал в журнале «Мурзилка» в далёком 1938 году. Дети тогда любили читать журнал «Мурзилка». Рассказ понравился читателям. Там же были опубликованы и другие его рассказы .


Подрастал сын и просил все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забав­ные рассказы.


Они сразу полюбились детям. Юмористический дар соединился с его техническими увлечениями. Читая рассказы, можно не только посмеяться, но и узнать что-нибудь новое, интересное. Как пришить заплатку, сварить кашу, как сделать каток.


Но наибольшую популярность принесли писателю его сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне», «Незнайка в Солнечном городе».

В «Приключениях Незнайки и его друзей» Носов подробно рассказывает о таких машинах и приборах, устройствах и инструментах, которым только предстояло ещё появиться.

Первое издание «Незнайка в Солнечном городе» вышло в свет в 1958 году, тогда подробно описанная в книге телевизионная система наблюдения за уличным движением была еще фантастикой. А сейчас такая система существует на самом деле. Значит, писатель умел заглянуть в будущее.


Все книги Носова наполнены весёлым доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу и нельзя удержаться от смеха.


  1. Викторина .

-Какие книги, повести и рассказы Н.Н.Носова вы читали?


-Вот я сейчас и проверю, как вы хорошо знаете книги Н Носова.


Игра «Стол находок». ( Слайд)


- Кто здесь был и что оставил?


Учащиеся рассматривают предметы, определяют произведение.


1.Огурцы.(«Огурцы»)

2. Нитки и иголка («Заплатка»)

3.Телефон.( «Телефон»)

4. Кастрюля («Мишкина каша»)

5. Шляпа («Живая шляпа»)

6. Замазка ( «Замазка»)



-Давайте отгадаем названия его рассказов по первым трём буквам.

( На доске…)

Авт…(Автомобиль) Ого…(Огородники)

Дру…(Дружок) Мет… (Метро)

Сту…(Ступеньки) Фан…(Фантазеры)

Кар…(Карасик) При…

Зат…(Затейники)


-Как можно назвать общим словом все рассказы Н. Носова? ( Юмористические.)

- Почему? ( весёлые, смешные, добрые)

А мы отправляемся снова в путешествие и узнаем о смешных произведениях что- то совершенно другое


  1. Путешествие тринадцатое. ( Понятия: юмор – сатира). ( На доске…)

Самостоятельное чтение текста. Беседа:

- Как ещё называли Н. Н. Носова?

- Кто такой сатирик? Чем похожи сатирические и юмористические произведения?

- Чем отличаются?


Физкультминутка.


  1. Сообщение темы урока. ( Слайд)


-Сегодня мы познакомимся с ещё одним рассказом Николая Николаевича Носова.

-Отгадайте Ачадаз анидеф («Федина задача») Мы будем не только работать с этим рассказом, но нам надо ещё определить жанр этого рассказа: юмористический он или сатирический.


  1. Работа над темой урока.


1. Прослушивание аудиозаписи. Первичное восприятие.


-Почему именно так называется это произведение?

- Давайте послушаем, что случилось с мальчиком Федей из рассказа Н.Носова «Федина задача». А вы услышите этот рассказ в исполнении народного артиста России Л. Дурова. ( Дети следят за чтением по учебнику)


- Понравился ли вам рассказ?

- Что особенно понравилось?

- Можно ли его считать смешным?

- Почему?


2. Словарная работа. ( Слайд)


- Прежде чем дальше работать с рассказом, уточним значение некоторых слов.

- Что, по вашему мнению, называют репродуктором? Чурбаном? Кафтаном?


Репродуктор – это радио


Чурбан – неповоротливый, тупой человек, болван. (разгов., бран.)


Кафтан – русская старинная мужская долгополая верхняя одежда.


Как вы думаете, что означает словосочетание «титулярный советник»?


Титулярный советник – это гражданский чин в царской России


А слово полуденный? (это полдень)



3. Отработка техники чтения. ( На доске…)


- Для правильности чтения и скорости прочитаем слова с доски:


От- ре-гу-ли-ро-вал - отрегулировал

ро- ко –чу –щим - рокочущим

ти- ту- ляр- ный -- титулярный

по- на- до- би-лось - понадобилось

при- сту- ки- вать - пристукивать



5. Закрепление изученного материала.


1. Выборочное чтение.


- Найдите и прочитайте, что обрадовало Федю, когда он пришёл домой? (отсутствие мамы и сестры)

- Как он это объяснил? (никто не будет мешать делать уроки)

- Прочитайте, как он отнёсся к тому, что по телевизору будут передавать концерт по заявкам. («Концерт – это хорошо. Веселей будет делать уроки»).

- Найдите и прочитайте, как Федя знакомился с условием домашней задачи.

- Прочитайте, почему Федя решил обратиться за помощью к своему другу Юре? или

     Как поступил Федя после того, как не смог решить задачу? Прочитайте.


2. Выразительное чтение по ролям.


- Получилось ли у Феди решить задачу во время первой песни?

- Прочитайте этот отрывок самостоятельно и отметьте слова героев.

- Сколько действующих лиц в этом отрывке? (3)

- Назовите их (Автор, Федя, певец).

Читаем по ролям отрывок.




. Дифференцированная работа

 (Обучающиеся выбирают задание по желанию)

- Найти отрывок для чтения, когда у Феди было хорошее настроение.

-Придать голосу окраску радости, удовольствия.
- Найти отрывок для чтения, где настроение очень изменилось, покажите голосом при чтении недовольство, негодование.

4. Вторичный синтез. Упражнение «Отзыв». ( Карточки на партах)


- У вас на партах лежат карточки. Дайте характеристику главному герою рассказа в этих карточках. (Работа в парах)


- Какую характеристику вы дали герою? Прочитайте.


   Что бы вы посоветовали Феде?


    Какие черты характера ему необходимо развивать?


 Как автор относится к герою своего рассказа? 


Посмеивается над ним? Осуждает его? Или помогает ему что-то понять?    



5. Итог урока. Работа с пословицами. ( Слайд)


- Что мешало Феде понять смысл задачи и решить её?

- Как номера концерта влияли на решение задачи?

- Какой фрагмент этого рассказа вам больше запомнился?

- Почему?

- Что вызвало смех?


Как вы думаете, для чего Н.Н.Носов написал этот рассказ? Чтобы повеселить читателя или с другой целью?


- Сейчас вам необходимо будет подобрать пословицу, из предложенных на доске, которая наиболее соответствует, на ваш взгляд, рассказу Н. Н. Носова. Свой выбор необходимо доказать.

( работа в парах)


За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Делу – время, а потехе – час.

Друг познаётся в беде.


Какой же вовод можно сделать?

Вывод: делать два дела сразу – трудно, практически невозможно!

 

Чему учит рассказ Н. Носова? ( Слайд)


Какой это рассказ сатирический или юмористический?


Н.Н.Носов говорил, что юмор – это осмеивание с оттенком сочувствия, а сатира – осмеивание с оттенком негодования. Кто может негодовать? Обижаться? Сердиться?


6.Домашнее задание. ( Карточки на партах)

1.Написать сочинение о Феде Рыбкине. 2. Пересказ рассказа Н. Носова «Федина задача». 3. Подготовить чтение рассказа по ролям.





7.Рефлексия .Оценивание учащихся ( Слайд)

Дополните предложения, дайте ответы на вопросы.


Сегодня я убедился, что …

Теперь я знаю, что …

Какое настроение у вас?..









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!