План-конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме:
Н.Носов "Федина задача"
Цель: расширить представление детей о жизни и творчестве Н. Носова , познакомить с рассказом Н.Носова «Федина задача»
Задачи:
Обучающие: совершенствовать навыки правильного и выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию; умения делить текст на смысловые части; дать представление о роли юмора в рассказе.
Развивающие: развивать умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную речь учащихся.
Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, умение правильно организовать свой учебный труд, уважение к окружающим, взаимопомощь;
Коррекционные: развитие связной диалогической и монологической речи детей путём умения развёрнуто отвечать на вопросы учителя и объяснять смысл пословиц; формирование чёткой дикции путём прочтения скороговорок; пополнение словарного запаса детей словами:
Сени, кувырк, задачник, отрегулировал, рокочущий бас, чурбан, кафтан, титулярный советник, растолковал.
ОБОРУДОВАНИЕ: кроссворд(для работы в парах), карточки с задачами для экспериментальной работы.
Организационный момент. Настраивание на деловой лад
Ребята, сейчас у нас урок чтения. Уроки чтения учат нас выразительно и грамотно читать, высказывать своё мнение, анализировать произведения. Уроки-чтения – это уроки-беседы и поэтому я хочу вас попросить быть активными участниками, чтобы всем было интересно.
II. Речевая разминка
Чтобы выразительно и грамотно читать начнём урок с речевой разминки:
1.Игра “Зеркало”.
Я называю звуки, а вы за мной повторяйте только мимикой рта. Всё внимание!
[ А, О, Э,У, Ы, И]
2. Работа над скороговоркой
Звуки вы произносите хорошо, а сейчас я хотела бы услышать, как вы умеете читать целые слова и предложения.
Кто познакомит нас с новой скороговоркой?
Ах, вы сени, сени, сени
Вышел в сени сонный Сеня.
И в сенях споткнулся Сеня,
И кувырк через ступени.
- Какое слово придаёт скороговорке весёлое настроение?
- Что такое «сени»?
Сени-помещение между жилой частью дома и крыльцом. (по Ожегову)
- Как вы понимаете слово «кувырк»?
Обозначает быстрое действие (по зн. кувыркать кувыркнуть и кувыркаться кувыркнуться).
А сейчас давайте подготовимся к чтению скороговорки:
Читаем шёпотом
А теперь читаем громко и внятно
Прочитайте с огорчением.
Прочитайте с веселой интонацией
Читаем скоро и быстро /3-4 человека/
Чтение скороговорки разными интонациями пригодится нам сегодня для выразительного чтения произведений.
III. Проверка домашнего задания.
- Отправляемся дальше в мир чтения. Кто мне подскажет, какой раздел по чтению мы изучаем?
Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.
- А как вы понимаете это предложение? /ответы детей/
- Вспомним, какие произведения мы уже изучили и их автора
- Сейчас я буду называть названия изученных нами произведений – нужно вспомнить кто его написал.
-«Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (Борис Викторович Шергин)
- «Цветок на земле» (Андрей Платонович Платонов)
- «Великие путешественники» (Михаил Михайлович Зощенко)
А какое произведение было вашим домашним заданием? Проверим, как вы подготовились к ответам на вопросы ( дети отвечают на вопросы № 1-5 стр.163-164)
IV.Постановка темы и целей урока
- Сегодня мы добавим в кузовок ещё одну ягодку. Это говорит о том, что мы познакомимся ещё с одним произведением из этого раздела.
- Чтобы узнать чье произведение мы будем изучать, нужно отгадать кроссворд по произведению «Великие путешественники».Дети работают в парах.
Кроссворд
Работа над кроссвордом.
Как звали брата Лели? (Минька)
В какое путешествие отправились герои рассказа? (кругосветное)
Как называлась деревня, где находилась дача? (Пески)
Какую науку, по мнению мамы, нужно было знать детям, чтобы отправиться в кругосветное путешествие? (география)
Какое образование, по мнению папы, должно быть у великого путешественника?
- Какая фамилия получилась по горизонтали? (Носов)
- Какие произведения Николая Николаевича Носова вы знаете? /ответы детей/
- Молодцы!
- Чтобы узнать как называется произведение, которое мы будем изучать, нужно посмотреть внимательно на это словосочетание.
« Ачадаз анидеф» («Федина задача»)
На сегодняшнем уроке нам предстоит решить следующие задачи:
1.Познакомиться с автобиографией писателя Н. Носова
2.Объяснить значение трудных слов, которые встретятся нам в тексте.
3.Познакомиться с текстом рассказа Н. Носова «Федина задача»
4.Дать характеристику герою.
5.Подобрать пословицу, выражающую основную мысль рассказа.
6.Поучаствовать в экспериментальной деятельности.
7.Ответить на вопрос: «Чему нас научил рассказ?»
V. Изучение нового материала
Творчество Н.Н. Носова.
Выступления заранее подготовленных учеников:
-Родился Носов на Украине в городе Киеве. Отец писателя Николай Петрович – актер эстрады, певец. Мать – Варвара Петровна – рукодельница, певунья, чуткая натура. В годы Учебы в гимназии увлекался музыкой, пением, шахматами, электротехникой, фотографией, писал сценарии для школьного театра и сам играл в спектаклях и т. д. Впоследствии это помогло ему в жизни и творчестве.
Носов не сразу стал профессиональным писателем. К 30 годам он освоил несколько профессий - газетного торговца, чернорабочего, землекопа, писаря, возчика бревен.
Потом учился в институте Кинематографии в Москве, ставил научно-популярные фильмы, учебные фильмы. Работал в сатирическом киножурнале «Крокодил». Позже поставил несколько фильмов о Советской Армии, за что был награжден орденом Красной звезды.
Как и многие писатели, сначала Н. Н. Носов придумывал свои рассказы для своего маленького сынишки. Свой первый рассказ «Затейники»- он напечатал в журнале «Мурзилка» в далёком 1938 году. Дети тогда любили читать журнал «Мурзилка». Рассказ понравился читателям. Там же были опубликованы и другие его рассказы «Живая шляпа», «Огурцы». После войны вышел сборник рассказов «Мишкина каша», «Фантазёры», «Тук-тук-тук».
Они сразу полюбились детям. Юмористический дар соединился с его техническими увлечениями. Читая рассказы, можно не только посмеяться, но и узнать что-нибудь новое, интересное. Как пришить заплатку, сварить кашу, как сделать каток.
Но наибольшую популярность принесли писателю его сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне», «Незнайка в Солнечном городе».
В «Приключениях Незнайки и его друзей» Носов подробно рассказывает о таких машинах и приборах, устройствах и инструментах, которым только предстояло ещё появиться.
Первое издание «Незнайка в Солнечном городе» вышло в свет в 1958 году, тогда подробно описанная в книге телевизионная система наблюдения за уличным движением была еще фантастикой. А сейчас такая система существует на самом деле. Значит, писатель умел заглянуть в будущее.
Все книги Носова наполнены весёлым доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу и нельзя удержаться от смеха.
На стр.164 вы видите рассказ Н.Носова "Федина задача",
Словарная работа:
Прежде чем читать этот рассказ, проведем словарную работу с теми трудными словами и непонятными выражениями, которые встретятся в тексте (соотнести слово и его значение) :
задачник - удлиненный пиджак
отрегулировал - объяснил
рокочущий бас - громкий грубый голос
чурбан - чиновник
кафтан - учебник
Титулярный советник - глупый человек
растолковал - настроил.
Чтение текста учителем и хорошо читающими учениками по частям:
1 часть:
Стр. 164 до слов «никто не будет мешать делать уроки»
Вопрос:
Каким вы представили Федю Рыбкина? (самостоятельный, усидчивый, решил делать уроки сам)
2 часть:
Стр.165 до слов «по восемьдесят кг в каждом»
Вопрос:
Как вы думаете, почему Федя включил телевизор? (чтобы было веселей)
3 часть:
Стр. 165-167 до слов: «послышался высокий мужской голос из телевизора»
Вопрос:
А теперь нравится вам Федя? Почему? ( нет, он рассеянный)
4 часть:
Стр. 168 и до конца.
Вопрос:
Смог ли Фёдор решить задачу?
На сколько смысловых частей мы поделили текст?
Вопросы по содержанию текста:
- Почему же Фёдор не мог прочитать задачу всю сразу? (ему мешала музыка)
- Как вы думаете автор все выдумал, или так бывает на самом деле?
- А с вами этого не случалось?
-Почему Федя не мог решить задачу?
-Как вы поняли?
- Можно ли рассказ назвать юмористическим? Почему?
-Почему Федя решил обратиться за помощью к Юре?
-Сможет ли Юра растолковать трудную задачу?
Словесное рисование:
-Представьте встречу Юры и Феди.
Физминутка
Представьте себя героями рассказов Н. Носова. Отгадаем названия его рассказов по первым трём буквам.
Ого…(Огородники) - копаем землю. (Огородники)
Огу…(Огурцы)- убегаем от сторожа. (Огурцы)
Миш … (Мишкина каша) - варим кашу. (Мишкина каша)
Жив … - кидаем картофель в шляпу. (Живая шляпа)
Зап…(Заплатка) - пришиваем заплатку. (Заплатка)
Чтение и анализ пословиц.
Прочитайте пословицы, объясните, что они обозначают и какая из них подходит к нашему тексту. Сначала читает один учащийся, затем хором.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Ум хорошо, а два лучше.
Делу время, потехе час.
Сделал дело, гуляй смело.
Выборочное чтение:
а/ Сколько раз прочитал Федя задачу? Найдите и прочитайте.
б/ Сколько концертных номеров прослушал Федя? Найдите и прочитайте.
Экспериментальная деятельность
Давайте проведём эксперимент: я включу музыку, а вы попробуете решить задачу.
Как вы думаете, почему у вас получились разные ответы?
Анализ произведения Н.Н.Носова “Федина задача”.
Почему Федя не мог решить задачу?
Есть ли у нас в классе такие Феди?
Как правильно нужно выполнять домашнее задание?
Чему учит рассказ Н.Н.Носова? /Ответы детей./
VI. Итог:
- Зачем Н.Носов сочинил такой рассказ? (чтобы дети смеялись над своими недостатками, избавлялись от них)
- Вот мы и пришли к ответу на вопрос "Зачем нужен юмор?"
Попробуйте ответить. (Юмор помогает человеку увидеть собственные недостатки и исправиться)
- Прочитав этот рассказ и другие произведения Н.Носова, вы, я надеюсь, задумаетесь о своих недостатках и постараетесь их исправить.
- Надеюсь, что рассказы Н.Н.Носова будут полезны и вам.
Работали сегодня хорошо, особая благодарность артистам, докладчикам, чтецам.
(Самооценка учащимися)
Рефлексия
- Вернёмся к цели нашего урока. Справились ли мы с поставленными задачами?
- Над чем задумались?
- Раскрасьте свой шарик в цвет своего настроения.
VII. Домашнее задание - творческое.
Перечитать рассказ «Федина задача»
Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.
Урок литературного чтения во 2 классе
по теме :
Деление текста на смысловые части
( Н. Носов "Федина задача")
Подготовила и провела урок
учитель начальных классов
Невольникова Е. Н.