СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: Н. Носов "Федина задача

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока литературного чтения в 3 классе.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: Н. Носов "Федина задача»

План-конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме:

Н.Носов "Федина задача"



Цель:  расширить представление детей о жизни и творчестве Н. Носова , познакомить с рассказом Н.Носова «Федина задача»

Задачи:

Обучающие: совершенствовать навыки правильного и выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию; умения делить текст на смысловые части; дать представление о роли юмора в рассказе.

Развивающие: развивать умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную речь учащихся.

Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, умение правильно организовать свой учебный труд, уважение к окружающим, взаимопомощь;

Коррекционные: развитие связной диалогической и монологической речи детей путём умения развёрнуто отвечать на вопросы учителя и объяснять смысл пословиц; формирование чёткой дикции путём прочтения скороговорок; пополнение словарного запаса детей словами:

Сени, кувырк, задачник, отрегулировал, рокочущий бас, чурбан, кафтан, титулярный советник, растолковал.

ОБОРУДОВАНИЕ: кроссворд(для работы в парах), карточки с задачами для экспериментальной работы.

Организационный момент. Настраивание на деловой лад

Ребята, сейчас у нас урок чтения. Уроки чтения учат нас выразительно и грамотно читать, высказывать своё мнение, анализировать произведения. Уроки-чтения – это уроки-беседы и поэтому я хочу вас попросить быть активными участниками, чтобы всем было интересно.

II. Речевая разминка

Чтобы выразительно и грамотно читать начнём урок с речевой разминки:

1.Игра “Зеркало”.

Я называю звуки, а вы за мной повторяйте только мимикой рта. Всё внимание!

[ А, О, Э,У, Ы, И]

2. Работа над скороговоркой

Звуки вы произносите хорошо, а сейчас я хотела бы услышать, как вы умеете читать целые слова и предложения.

Кто познакомит нас с новой скороговоркой?

Ах, вы сени, сени, сени
Вышел в сени сонный Сеня.
И в сенях споткнулся Сеня,
И кувырк через ступени.

- Какое слово придаёт скороговорке весёлое настроение?

- Что такое «сени»?

Сени-помещение между жилой частью дома и крыльцом. (по Ожегову)

- Как вы понимаете слово «кувырк»?

Обозначает быстрое действие (по зн. кувыркать кувыркнуть и кувыркаться кувыркнуться).

А сейчас давайте подготовимся к чтению скороговорки:

  • Читаем шёпотом

  • А теперь читаем громко и внятно

  • Прочитайте с огорчением.

  • Прочитайте с веселой интонацией

  • Читаем скоро и быстро /3-4 человека/

Чтение скороговорки разными интонациями пригодится нам сегодня для выразительного чтения произведений.



III. Проверка домашнего задания.

- Отправляемся дальше в мир чтения. Кто мне подскажет, какой раздел по чтению мы изучаем?

Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

- А как вы понимаете это предложение? /ответы детей/

- Вспомним, какие произведения мы уже изучили и их автора

- Сейчас я буду называть названия изученных нами произведений – нужно вспомнить кто его написал.

-«Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (Борис Викторович Шергин)

- «Цветок на земле» (Андрей Платонович Платонов)

- «Великие путешественники» (Михаил Михайлович Зощенко)

А какое произведение было вашим домашним заданием? Проверим, как вы подготовились к ответам на вопросы ( дети отвечают на вопросы № 1-5 стр.163-164)

IV.Постановка темы и целей урока

- Сегодня мы добавим в кузовок ещё одну ягодку. Это говорит о том, что мы познакомимся ещё с одним произведением из этого раздела. 

- Чтобы узнать чье произведение мы будем изучать, нужно отгадать кроссворд по произведению «Великие путешественники».Дети работают в парах.

Кроссворд

Работа над кроссвордом.

  1. Как звали брата Лели? (Минька)

  2. В какое путешествие отправились герои рассказа? (кругосветное)

  3. Как называлась деревня, где находилась дача? (Пески)

  4. Какую науку, по мнению мамы, нужно было знать детям, чтобы отправиться в кругосветное путешествие? (география)

  5. Какое образование, по мнению папы, должно быть у великого путешественника?

- Какая фамилия получилась по горизонтали? (Носов)

- Какие произведения Николая Николаевича Носова вы знаете? /ответы детей/

- Молодцы!

- Чтобы узнать как называется произведение, которое мы будем изучать, нужно посмотреть внимательно на это словосочетание.

« Ачадаз анидеф» («Федина задача»)

На сегодняшнем уроке нам предстоит решить следующие задачи:

1.Познакомиться с автобиографией писателя Н. Носова

2.Объяснить значение трудных слов, которые встретятся нам в тексте.

3.Познакомиться с текстом рассказа Н. Носова «Федина задача»

4.Дать характеристику герою.

5.Подобрать пословицу, выражающую основную мысль рассказа.

6.Поучаствовать в экспериментальной деятельности.

7.Ответить на вопрос: «Чему нас научил рассказ?»



V. Изучение нового материала

Творчество Н.Н. Носова.

Выступления заранее подготовленных учеников:

-Родился Носов на Украине в городе Киеве. Отец писателя Николай Петрович – актер эстрады, певец. Мать – Варвара Петровна – рукодельница, певунья, чуткая натура. В годы Учебы в гимназии увлекался музыкой, пением, шахматами, электротехникой, фотографией, писал сценарии для школьного театра и сам играл в спектаклях и т. д. Впоследствии это помогло ему в жизни и творчестве. 

Носов не сразу стал профессиональным писателем. К 30 годам он освоил несколько профессий - газетного торговца, чернорабочего, землекопа, писаря, возчика бревен.

Потом учился в институте Кинематографии в Москве, ставил научно-популярные фильмы, учебные фильмы. Работал в сатирическом киножурнале «Крокодил». Позже поставил несколько фильмов о Советской Армии, за что был награжден орденом Красной звезды.

Как и многие писатели, сначала Н. Н. Носов придумывал свои рассказы для своего маленького сынишки. Свой первый рассказ «Затейники»- он напечатал в журнале «Мурзилка» в далёком 1938 году. Дети тогда любили читать журнал «Мурзилка». Рассказ понравился читателям. Там же были опубликованы и другие его рассказы «Живая шляпа», «Огурцы». После войны вышел сборник рассказов «Мишкина каша», «Фантазёры», «Тук-тук-тук».

Они сразу полюбились детям. Юмористический дар соединился с его техническими увлечениями. Читая рассказы, можно не только посмеяться, но и узнать что-нибудь новое, интересное. Как пришить заплатку, сварить кашу, как сделать каток.

Но наибольшую популярность принесли писателю его сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне», «Незнайка в Солнечном городе».

В «Приключениях Незнайки и его друзей» Носов подробно рассказывает о таких машинах и приборах, устройствах и инструментах, которым только предстояло ещё появиться.

Первое издание «Незнайка в Солнечном городе» вышло в свет в 1958 году, тогда подробно описанная в книге телевизионная система наблюдения за уличным движением была еще фантастикой. А сейчас такая система существует на самом деле. Значит, писатель умел заглянуть в будущее.

Все книги Носова наполнены весёлым доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу и нельзя удержаться от смеха.



На стр.164 вы видите рассказ Н.Носова "Федина задача",

Словарная работа:

Прежде чем читать этот рассказ, проведем словарную работу с теми трудными словами и непонятными выражениями, которые встретятся в тексте (соотнести слово и его значение) :

задачник - удлиненный пиджак

отрегулировал - объяснил

рокочущий бас - громкий грубый голос

чурбан - чиновник

кафтан - учебник

Титулярный советник - глупый человек

растолковал - настроил.

Чтение текста учителем и хорошо читающими учениками по частям:

1 часть:

Стр. 164 до слов «никто не будет мешать делать уроки»

Вопрос:

Каким вы представили Федю Рыбкина? (самостоятельный, усидчивый, решил делать уроки сам)

2 часть:

Стр.165 до слов «по восемьдесят кг в каждом»

Вопрос:

Как вы думаете, почему Федя включил телевизор? (чтобы было веселей)

3 часть:

Стр. 165-167 до слов: «послышался высокий мужской голос из телевизора»

Вопрос:

А теперь нравится вам Федя? Почему? ( нет, он рассеянный)

4 часть:

Стр. 168 и до конца.

Вопрос:

Смог ли Фёдор решить задачу?

На сколько смысловых частей мы поделили текст?

Вопросы по содержанию текста:

- Почему же Фёдор не мог прочитать задачу всю сразу? (ему мешала музыка)

- Как вы думаете автор все выдумал, или так бывает на самом деле?

- А с вами этого не случалось?

-Почему Федя не мог решить задачу?

-Как вы поняли?

- Можно ли рассказ назвать юмористическим? Почему?

-Почему Федя решил обратиться за помощью к Юре?

-Сможет ли Юра растолковать трудную задачу?

Словесное рисование:

-Представьте встречу Юры и Феди.

Физминутка

Представьте себя героями рассказов Н. Носова. Отгадаем названия его рассказов по первым трём буквам.

Ого…(Огородники) - копаем землю. (Огородники)

Огу…(Огурцы)- убегаем от сторожа. (Огурцы)

Миш … (Мишкина каша) - варим кашу. (Мишкина каша)

Жив … - кидаем картофель в шляпу. (Живая шляпа)

Зап…(Заплатка) - пришиваем заплатку. (Заплатка)

Чтение и анализ пословиц.

Прочитайте пословицы, объясните, что они обозначают и какая из них подходит к нашему тексту. Сначала читает один учащийся, затем хором.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Ум хорошо, а два лучше.

Делу время, потехе час.

Сделал дело, гуляй смело.

Выборочное чтение:

а/ Сколько раз прочитал Федя задачу? Найдите и прочитайте.

б/ Сколько концертных номеров прослушал Федя? Найдите и прочитайте.

Экспериментальная деятельность

Давайте проведём эксперимент: я включу музыку, а вы попробуете решить задачу.

Как вы думаете, почему у вас получились разные ответы?

 Анализ произведения Н.Н.Носова “Федина задача”.

Почему Федя не мог решить задачу?

Есть ли у нас в классе такие Феди?

Как правильно нужно выполнять домашнее задание?

Чему учит рассказ Н.Н.Носова? /Ответы детей./

VI. Итог:

- Зачем Н.Носов сочинил такой рассказ? (чтобы дети смеялись над своими недостатками, избавлялись от них)

- Вот мы и пришли к ответу на вопрос "Зачем нужен юмор?"

Попробуйте ответить. (Юмор помогает человеку увидеть собственные недостатки и исправиться)

- Прочитав этот рассказ и другие произведения Н.Носова, вы, я надеюсь, задумаетесь о своих недостатках и постараетесь их исправить.

- Надеюсь, что рассказы Н.Н.Носова будут полезны и вам.

Работали сегодня хорошо, особая благодарность артистам, докладчикам, чтецам.

(Самооценка учащимися)

Рефлексия

- Вернёмся к цели нашего урока. Справились ли мы с поставленными задачами?

- Над чем задумались?

- Раскрасьте свой шарик в цвет своего настроения.

VII. Домашнее задание - творческое.

  1. Перечитать рассказ «Федина задача»

  2. Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.

























Урок литературного чтения во 2 классе

по теме :

Деление текста на смысловые части

( Н. Носов "Федина задача")



















Подготовила и провела урок

учитель начальных классов

Невольникова Е. Н.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!