Предмет: литературное чтение
Класс: 3
Тип урока: урок открытия новых знаний
Тема урока: Федина задача
Цель урока: формирование читательской компетенции младшего школьника; расширять кругозор.
Задачи урока:
Образовательные: продолжить знакомство с творчеством Н. Носова и с его новым произведением “Федина задача”.
Воспитательные: воспитывать прилежание к учёбе через рассказы Н. Н. Носова Развивающие: совершенствование навыка чтения, умения анализировать текст, выделять главное, обобщать, делать выводы. Развивать речь, мышление, познавательную деятельность детей.
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия:
Предметные:
- работать с текстом произведения;
- кратко пересказывать по плану;
- проводить исследование поведения героя.
Личностные:
-проявлять интерес к изучению темы;
-желание читать произведения Н. Н. Носова.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- выполнять учебное задание, используя план;
- осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;
- соотносить результат с поставленной целью.
Познавательные УУД
- раскрывать значения слов «рокочущий бас», «борзая», «титулярный советник», «полуденное море», «кафтан», «чурбан», «сатира», «юмор».
- определять черты характера героя и обосновывать своё мнение;
- определять отношение автора к героям и обосновывать своё мнение;
- определять особенности сатирического произведения.
Коммуникативные УУД
- формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ, дифференцированное обучение.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Методы обучения: практические, словесные
Оборудование: презентация к уроку, портрет Н. Н. Носова, аудиозапись рассказа Н.Носова «Федина задача» в исполнении Л. Дурова, карточки с заданиями для групп, смайлики с изображением эмоций.
Ход урока
1.Организационный этап
Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят знать на свете.
С добрым утром!
- Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. Деление класса на 4 группы.
2. Актуализация знаний
В стране Литературии есть маленький гном Забывалкин. Помогите ему вспомнить произведения, которые он читал.
Игра «Отгадай произведение»
• Любители придумывать разные истории - «Фантазёры».
• Котёнок в головном уборе - «Живая шляпа».
• Зелёные пупырчатые овощи - «Огурцы».
• Полезное блюдо, которое готовил незадачливый поварёнок - «Мишкина каша».
• Ученик в учебном учреждении и в домашней обстановке - «Витя Малеев в школе и дома».
• Большие охотники до работы на приусадебном участке - «Огородники».
• Маленький весёлый человечек на спутнике Земли - «Незнайка на Луне».
• Часть лестницы - «Ступеньки».
• Кусочек ткани, маскирующий дыру на одежде - «Заплатка».
- Чьи произведения хотел вспомнить гном Забывалкин? (Н.Н. Носова)
3. Работа над новым материалом
1) Вступительная беседа
- Н. Носов написал много произведений, которые любят читать и взрослые, и дети. Расскажите, что вы знаете о писателе Н. Носове.
Рассказ одного ученика
Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве в семье актёра. После окончания школы он учился в Москве, в институте, где снимают кино. Н.Носов писал много рассказов и повестей о ребятах, таких как мы. У него был сын, который просил сочинить новые сказки. И Носов стал сочинять для него забавные весёлые рассказы, которые мы полюбили.
- А с какими рассказами Николая Носова мы с вами уже знакомы? («Живая шляпа», «На горке», «Заплатка», «Фантазеры», «Ступенька»)
- Некоторые из них вошли в сборник «Фантазёры» (показать). Можете взять в нашей школьной библиотеке и почитать.
- Скажите, пожалуйста: «Те рассказы Носова, которые вы прочитали, какие они по характеру?» (Добрые, смешные, весёлые)
- Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Посмотрите на экран (картинка «упавшая старушка»)
- Это смешно? А попавший в беду товарищ?
- Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае. Вот мы и будем учиться на уроке, различать смешное от несмешного.
Постановка темы и цели урока. (Учащиеся сами выводят цель урока)
- С произведением какого писателя мы познакомимся на уроке? А какое? Отгадайте.
Ачадаз анидеф («Федина задача»)
- Сформулируйте цель урока.
Цель: познакомиться с произведением Н.Н. Носова «Федина задача», учиться правильно и выразительно читать произведение Н.Н. Носова «Федина задача» и анализировать произведение.
Первичное восприятие
1) Работа над текстом до начала чтения:
* Чтение автора, заглавия произведения, рассматривание иллюстрации.
* Прогнозирование по заглавию и содержанию иллюстрации.
2) Словарная работа
На слайде:
Рокочущим басом – низким мужским голосом
Борзая – быстрая
Титулярный советник - высокий служебный чин (должность) в России до революции.
В море полуденном – в море в середине, в полдень.
Кафтан – удлинённый пиджак
Чурбан – глупый человек
3) Прослушивание аудиозаписи рассказа Н.Носова «Федина задача» в исполнении Л. Дурова.
- Понравилось вам произведение?
- Подтвердились ваши предположения по заглавию, рисунку?
- К какому жанру относится произведение?
Физминутка под музыку «В траве сидел кузнечик». (напомнить детям, что слова песни принадлежат Н. Н. Носову)
4) Самостоятельное чтение рассказа.
- Самостоятельно прочитайте рассказ (шёпотом). Читая обратите внимание на задания.
Работа в группах.
1 группа. Сколько всего задач прочитал Федя?
2 группа. Сколько концертных номеров прослушал Федя?
3 группа. Сколько раз Федя прочитал задачу?
4 группа. Сколько мелодий исполнялось со словами «колокольчик»?
- Скажите, в тексте есть моменты, когда Федя разговаривает, рассуждает?
- Он разговаривает с кем-то или с самим собой.
- Какой тип речи он использует? (монологи или диалог)
5) Работа над произведением.
- Какое настроение вызвал у вас рассказ?
- Как Федя готовился делать уроки?
- Посмотрите иллюстрацию 1. Что изображено? Найдите отрывок к этому рисунку.
- Посмотрите иллюстрацию 2. Что изображено? Найдите отрывок к этому рисунку.
- Почему Феде так и не удалось решить задачу?
Проблемная ситуация.
- Сколько времени было затрачено Федей на попытку решить задачу, если каждой музыкальное произведение длилось около 3 минут?
- Какая песня полностью затормозила работу над задачей?
- Как автор относится к своему герою?
- Посмеивается над ним?
- Осуждает его? Или помогает понять?
- Не случалось ли с вами подобных историй?
- Какой это рассказ сатирический или юмористический? (Работа в парах)
Н. Н. Носов говорил, что юмор – это осмеивание с оттенком сочувствия, а сатира – осмеивание с оттенком негодования.
- Как вы думаете, для чего Н. Н. Носов написал этот рассказ?
Чтобы повеселить читателя или с другой целью?
Работа в группах.
1 группа - составить синквейн к слову Федя.
2 группа – решить Федину задачу
На мельницу доставили 450 мешков ржи, по 80 кг в каждом. Рожь смололи, причём из 6 кг зерна вышло 5 кг муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по 3 тонны муки?
3 группа - составить список качеств, необходимых усердному ученику.
• Дисциплинированность
• Целенаправленность
• Чёткость выполнения
• Умение преодолевать трудности
• Ответственность
• Трудолюбие
4 группа – составить памятку «Как правильно выполнять домашнее задание».
- Вернёмся к теме и цели нашего урока. Справились ли мы с поставленными задачами?
- Над чем задумались?
4. Рефлексия. Оценивание
- Оцените свою работу на уроке
Активно работал на уроке | Соблюдал правила совместной работы | Участвовал в обсуждении | Был внимательным читателем | Итого |
| | | | ... баллов |
«5» - 9 баллов
«4» - 7-8 баллов
«3» - 5-6 баллов
- С помощью смайлика дайте оценку своему настроению:
5. Домашнее задание (по выбору)
1. Прочитать рассказы Н.Н.Носова
2. Нарисовать рисунки
3. Пересказ
4. Решить задачу из рассказа