СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока, презентация и фильм

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 4 классе УМК система Л.В.Занкова по рассказу Н.Носова "Федина задача"

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

1. Класс: 4 «А»

2. Учитель: Овчинникова Марина Васильевна.

3. Название УМК: система Л.В.Занкова

4. Предмет: литературное чтение.

5. Тема: Огонь волшебного рассказа. Н.Н.Носов «Федина задача»

6. Место и роль урока в изучаемой теме: урок в теме 19.

7. Тип урока: «открытия» новых знаний

8. Технология: продуктивное чтение.

9. Цель урока: 1. Формировать представления о понятиях "сатира" и "юмор", умения различать эти понятия;

2. Совершенствовать навыки чтения, умения анализировать текст, выделять главное, обобщать, делать выводы; расширять читательский кругозор. Развивать речь, мышление, познавательную деятельность детей.

3. Воспитывать прилежание к учёбе через рассказ.


10. Планируемые результаты:

1. Предметные:

-развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;

- развивать умение определять тему, главную мысль произведения;

2. Метапредметные:

а) познавательные УУД:

- развивать творческое мышление;

б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах, группе;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения принимать и сохранять учебную задачу

3. Личностные:

- формировать чувство сопереживания героям, чувство сострадания, милосердия.

- формирование умения адекватно оценивать свою работу.

11. Тип урока: «открытия» новых знаний.


12. Формы работы учащихся: групповая, парная, индивидуальная.


13. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, к уроку подготовлена мультимедийная презентация.



Ход урока.



  1. Организационный момент. Психологический настрой. Нетрадиционное начало урока.


Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.


- Сегодня на уроке много гостей. А гостям мы всегда рады, так ведь, ребята. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе и одноклассникам удачи и тихонечко присядем за парты.


-Ребята, прочитайте пословицу на слайде №2

«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Как вы думаете, почему урок я начала с этой пословицы?


  1. Формулирование темы урока и постановка целей.

  1. Дайте определение понятиям «юмор», «сатира» (Работа в парах)


Сегодня мы будем читать новое произведение. Его название закодировано.


Ачадаз анидеф («Федина задача») Слайд 3


Сформулируйте задачи урока.


Конкретизирую я: выяснить произведение Н.Н.Носова «Федина задача» сатирическое или юмористическое? Слайд 4


  1. Работа по теме урока.

  1. Работа с текстом до чтения

- Как вы думаете, почему именно так называется это произведение? Что может произойти в рассказе с таким названием? (Предположения учащихся).


- Рассмотрите иллюстрации. (Слайд 5)

Ключевые слова: Федя, радио, задача, читал несколько раз, концерт по заявкам, совсем запутали, пойду к Юре. (Слайд 6)


- Что нужно сделать, чтобы проверить наши предположения?


(Учащиеся сами ставят перед собой цели прочитать рассказ и провести «диалог с автором»).


- В тексте встретятся слова, над их значением вы сейчас поработаете в парах Соедините понятие с его значением.


Титулярный советник - в царской России чиновник 9 класса. Слайд

В море полудённом - в море в середине, в полдень.

Задачник — учебник.

Отрегулировал — настроил.

Репродуктор — радиоприемник.

Рокочущий бас - громкий грубый голос.

Чурбан - глупый человек.

Кафтан - удлиненный пиджак.

"Блохе кафтан" - на Руси был такой известный мастер, который сумел подковать блоху (Левша).


Теперь все слова понятны, читаем и ведем диалог с автором.


  1. Работа с текстом во время чтения. (с. 82 – 85)


1) Чтение вслух детьми, ведение «диалога с автором». (с. 82 – 85)



Раз как-то зимой Федя Рыбкин пришел с катка. Дома никого не было. Младшая сестра Феди, Рина, уже успела сделать уроки и пошла, играть с подругами. Мать тоже куда-то ушла.

- Вот и хорошо! - сказал Федя. - По крайней мере, никто не будет мешать делать уроки. (Каким вам представляется Федя Рыбкин? (самостоятельный, усидчивый, решил уроки сделать сам).

Он включил радио, достал из сумки задачник и стал искать заданную на дом задачу. (Вопрос автору: Зачем он включил радио? Ответы-прогнозы учащихся).

- Передаем концерт по заявкам, - объявил голос по радио.

- Концерт - это хорошо, - сказал Федя. - Веселей будет делать уроки. (Проверка ответов)

Он отрегулировал репродуктор, чтоб было погромче слышно, и сел за стол.

- Ну-ка, что тут нам на дом задано? Задача номер шестьсот тридцать девять? Так... "На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом..."

Из репродуктора послышались звуки рояля, и чей-то голос запел густым рокочущим басом:

Жил-был король когда-то,

При нем блоха жила.

Милей родного брата

Она ему была.

- Вот какой противный король! - сказал Федя. - Блоха ему, видите ли, милей родного брата!

Он почесал кончик носа и принялся читать задачу сначала:

- "На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом. Рожь смололи, причем из шести килограммов зерна вышло пять килограммов муки..."

Блоха! Ха-ха! – засмеялся певец и продолжал петь:

Позвал король портного:

- Послушай, ты, чурбан!

Для друга дорогого

Сшей бархатный кафтан.

- Ишь что еще выдумал! - воскликнул Федя. - Блохе - кафтан! Интересно, как портной его шить будет? Блоха ведь маленькая!

Он прослушал песню до конца, но так и не узнал, как портной справился со своей задачей. В песне ничего про это не говорилось.

- Плохая песня, - решил Федя и опять принялся читать задачу:

(Вопрос автору: Почему Федя решил, что песня плохая? Ответы-мнения учащихся)

- "На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом. Рожь смололи, причем из шести килограммов зерна..."

Он был титулярный советник,

Она - генеральская дочь,

запел певец снова.

- Интересно, кто такой титулярный советник? - сказал Федя. - Гм!

Он потер обеими руками уши, словно они у него замерзли, и, стараясь не обращать внимания на пение, принялся читать задачу дальше:

(Вопрос автору: Почему Федя потер обеими руками уши? Ответы-мнения учащихся).

- Так. "...Из шести килограммов зерна вышло пять килограммов муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по три тонны муки?"

Пока Федя читал задачу, песенка про титулярного советника кончилась и началась другая:

Легко на сердце от песни веселой,

Она скучать не дает никогда,

И любят песню деревни и села,

И любят песню большие города!

Эта песенка очень понравилась Феде. Он даже забыл про задачу и стал пристукивать карандашом по столу в такт.

(А теперь нравится вам Федя? Почему? (рассеянный, невнимательный, постоянно отвлекается от дела)).

- Хорошая песня! - одобрил он, когда пение кончилось. - Так... О чем тут у нас говорится? "На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи..."

Однозвучно гремит колокольчик, - послышался высокий мужской голос из репродуктора.

- Ну, гремит и пусть гремит, - сказал Федя. - Нам-то какое дело? Нам надо задачу решать. На чем тут мы остановились? Так... "Для дома отдыха купили двадцать одеял и сто тридцать пять простынь за двести пятьдесят шесть рублей. Сколько денег уплатили за купленные одеяла и простыни в отдельности..." (Подтверждаются наши предположения о Фединой невнимательности). Позвольте! Откуда тут еще одеяла с простынями взялись? У нас разве про одеяла? Тьфу, черт! Да это не та задача! Где же та?.. А, вот она! "На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи..."

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит...

- Опять про колокольчик! - воскликнул Федя. - На колокольчиках помешались! Так... Утомительно гремит... в каждом мешке... рожь смололи, причем из шести килограммов муки вышло пять килограммов зерна... То есть муки вышло, а не зерна! Совсем запутали!

Колокольчики мои, цветики степные!

Что глядите на меня, темно-голубые?

- Тьфу! - плюнул Федя. - Прямо деваться от колокольчиков некуда! Хоть из дому беги, с ума можно сойти!.. Из шести килограммов зерна вышло пять килограммов муки, и спрашивается, сколько понадобилось машин для перевозки всей муки...

Не счесть алмазов в каменных пещерах,

Не счесть жемчужин в море полудённом.

- Очень нам нужно еще алмазы считать! Тут мешки с мукой никак не сосчитаешь! Прямо наказание какое-то! Двадцать раз прочитал задачу - и ничего не понял! (Вопрос автору: Почему Федя ничего не понял? Ответы детей) Пойду лучше к Юре Сорокину, попрошу, чтоб растолковал.

Федя Рыбкин взял под мышку задачник, выключил радио и пошел к своему другу Сорокину.

- Понравился вам рассказ?

- Подтвердились ваши предположения по заглавию, по рисунку, по ключевым словам?

- К какому жанру относится произведение? (Это рассказ, объем небольшой, сюжетов и героев мало)



Физминутка.

На урок идем мы дружно.

Мы науку познаём.

И налево, и направо,

И, конечно, же кругом.

Это левая рука,

Это правая рука

Ох! Наука нелегка МАТЕМАТИКА!

2. Обобщающая беседа.

- Какой рассказ по настроению?

- Что вызвало смех?

- Над чем вы смеялись?

- Почему нам смешно? Какой литературный прием использует автор?

- Почему Феде не удалось решить задачу?

- Расскажите, каким вы представляете Федю, какой у него характер?

Ответы доказывайте словами из текста. (Неусидчивый, неорганизованный, не приучен работать).

- Можно ли сказать, что Федя — человек с чувством юмора?

Докажите словами из текста.

- Нравится вам Федя? Как автор относится к Феде? Найдите строки, где автор смеется над Федей. (“20 раз прочитал задачу и ничего не понял”)

3. Работа с текстом после чтения.

1) Ответ на проблемный вопрос.

- Как смеется автор над Федей – осуждающе или нет?

- Как вы думаете, автор все выдумал, или это могло произойти на самом деле?

- А с вами такое случалось?

(Дети приходят к выводу, что поскольку они тоже зачастую выполняют уроки и одновременно слушают музыку, смотрят телевизор, играют в компьютер, болтают по телефону и пр., то выходит, что эта вредная привычка распространена широко, и уже носит социально вредный характер. Самостоятельно делают вывод, что данное произведение сатирическое, но это мягкая сатира, не едкая, ироническая, а добрая).

-Вернемся к пословице. Что можете сказать?

-Можно ли сказать, что пословица выражает главную мысль произведения, его идею?

- О чем вы задумались, прочитав рассказ?

-Как правильно нужно выполнять домашнее задание?

-Чему учит рассказ Н.Н.Носова?

- Как вы думаете, зачем написал Носов этот рассказ? (Чтобы дети избавлялись от своих недостатков).

2) Рассказ о писателе. (Шувалиева Алина)

- Какое у вас сложилось впечатление о личности писателя? Каким вы его представляете по характеру, глядя на его портрет, вспоминая его произведения?

- Какой бы вопрос вы задали писателю, если бы он был здесь?

  • Первые смешные рассказы Н. Носова напечатаны в 1938 году, последние — в 1959 году. Читали ли рассказы Носова ваши родители, бабушки и дедушки?

  • Были ли они внимательными читателями или походили на Федю?

  • Почему рассказы Носова не стареют и интересны вам так же, как и родителям?

  1. Рефлексия.

- А теперь проверим, какими внимательными читателями были вы.

1) (Работа в группах)

1,3,5 группы

Восстановите деформированный план.

План:

1. Титулярный советник.

2. Это не та задача!

3. Федя сел за стол делать уроки.

4. Прямо наказание, какое – то!

5. Песня про блоху.

6. Хорошая песня!


2,4,6 группы

Собери пословицы из частей.

Объясни смысл пословиц.

Какие пословицы подходят к прочитанному рассказу?


За всякое дело мастера хвалит.

Всякая работа такова и работа.

Каков мастер, сделаешь на смех.

Делаешь наспех, гуляй смело.

Сделал дело, берись умело.



2) Выполнение тестового задания.

1.Проверяем умение понимать содержание текста.

  1. Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста, и отметь его +.

Радио в доме вообще не выключалось.

Радио включил Федин друг.

Федя сам включил радио.

Радио висело так, Федя не мог дотянуться и выключить его.



2.Проверяем умения видеть языковые средства.

  1. Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении «отрегулировал репродуктор»? Отметь свой ответ +.

включил

выключил

настроил громкость

поймал нужную волну



3.Проверяем умение читать «между строк», объяснять и оценивать прочитанное.

  1. Почему Федя назвал короля противным? Отметь свой ответ +.

Он не любит королей.

Король предпочел блоху родному брату.

Король обидел блоху.

Король мешал Феде решать задачу.



4.Проверяем умение определять тему текста.

4. О чем главным образом хотел рассказать автор. Отметь свой ответ +.


о любви Феди к концертам

о том, как надо готовить уроки

о нерешаемых задачах

о дружбе Феди и Юры Сорокина


5.Проверяем умение понимать авторский замысел (главную мысль)


5. Какова главная мысль текста? Отметь свой ответ +.


Бесполезно делать сразу два дела.

В трудную минуту на помощь всегда придет друг.

Задача легче решается, если никого нет дома.

Качество концертов влияет на подготовку уроков.


3) Самопроверка тестов. Сверка с образцом на интерактивной доске.

Самооценка.


VI. Итоги урока. Рефлексия. Самооценка деятельности.


- Какие цели ставили перед собой?

- Добились ли мы реализации намеченных целей?

- Что полезного для себя вы извлекли из урока?

- Где в жизни это вам может пригодиться?

Оцените себя.

Если вы спросите любого взрослого или ребенка: “Знаете ли вы писателя Н. Носова?” И любой, прежде чем ответить “да” – улыбнется, так как книги Носова приносят в дом добрый, веселый смех. Благо и радость, если в каждой семье живет смех. Надеюсь, что рассказы Носова будут полезны и вам. И может, в его произведениях вы встретите знакомых?

На следующем уроке мы продолжим начатый сегодня разговор и познакомимся с другими произведениями Н. Носова.

VII Домашнее задание:


    1. Нарисовать иллюстрацию

    2. Пересказать понравившийся отрывок

    3. Написать отзыв о произведении

    4. Написать сочинение о Феде

    5. Написать свой смешной рассказ


А, чтобы с вами не случилось, что произошло с Федей, я хочу вам раздать памятку по выполнению домашнего задания.







































Просмотр содержимого презентации
«Федина задача»

Урок литературного чтения  Тема: Н. Н. Носов. «Федина задача»

Урок литературного чтения

Тема: Н. Н. Носов. «Федина задача»

«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»

«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»

АНИДЕФ АЧАДАЗ     «Федина задача»

АНИДЕФ АЧАДАЗ

«Федина задача»

Прочитать произведение и проанализировать; Выявить главного героя и составить его характеристику; Определить идею произведения; Выяснить произведение Н.Н.Носова «Федина задача» сатирическое или юмористическое?
  • Прочитать произведение и проанализировать;
  • Выявить главного героя и составить его характеристику;
  • Определить идею произведения;
  • Выяснить произведение Н.Н.Носова «Федина задача» сатирическое или юмористическое?
Ключевые слова:  Федя, радио, задача, читал несколько раз, концерт по заявкам, совсем запутали, пойду к Юре.

Ключевые слова:

Федя, радио, задача, читал несколько раз, концерт по заявкам, совсем запутали, пойду к Юре.

Словарная работа

Словарная работа

  • Рокочущим басом – низким мужским голосом
  • Титулярный советник – гражданский чин 9 класса (служащий в государственном учреждении)
  • Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами
  • Борзая – быстрая
В море полудённом - в море в середине, в полдень. Задачник — учебник . Отрегулировал — настроил. Репродуктор — радиоприемник. Чурбан - глупый человек.
  • В море полудённом - в море в середине, в полдень.
  • Задачник — учебник .
  • Отрегулировал — настроил.
  • Репродуктор — радиоприемник.
  • Чурбан - глупый человек.
  • "Блохе кафтан" - на Руси был такой известный мастер, который сумел подковать блоху (Левша).
План 1. Федя сел за стол делать уроки. 2. Песня про блоху. 3. Титулярный советник. 4. Прямо наказание какое – то! 5. Это не та задача! 6. Хорошая песня!

План

1. Федя сел за стол делать уроки.

2. Песня про блоху.

3. Титулярный советник.

4. Прямо наказание какое – то!

5. Это не та задача!

6. Хорошая песня!

За всякое дело  Всякая работа  Каков мастер,  Делаешь наспех,  Сделал дело,      берись умело.  мастера хвалит.  такова и работа.  сделаешь наспех.  гуляй смело.

За всякое дело

Всякая работа

Каков мастер,

Делаешь наспех,

Сделал дело,

берись умело.

мастера хвалит.

такова и работа.

сделаешь наспех.

гуляй смело.

Тест Ответы: В,В, Б,Б,А 1 правильный ответ равен 20б

Тест

Ответы: В,В, Б,Б,А

1 правильный ответ равен 20б

  • 100б – «5»
  • 80 б – «4»
  • 60б – «3»
Домашнее задание Прочитать рассказы Н.Н.Носова. Нарисовать иллюстрации к рассказу. Написать сочинение о Феде Рыбкине. Пересказ понравившихся отрывков к рассказу Н.Н.Носова. Попробуйте сами написать смешной рассказ.

Домашнее задание

  • Прочитать рассказы Н.Н.Носова.
  • Нарисовать иллюстрации к рассказу.
  • Написать сочинение о Феде Рыбкине.
  • Пересказ понравившихся отрывков к рассказу Н.Н.Носова.
  • Попробуйте сами написать смешной рассказ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!