СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Деление десятичной дроби на натуральное число»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Деление десятичной дроби на натуральное число»

 

        “Лучший способ изучить

что-либо – это открыть самому»

                                       Д. Пойа

Тип урока:

Урок изучения нового материала по теме «Деление десятичной дроби на натуральное число».

Цели  урока:

  • Образовательная: изучить и отработать алгоритм решения примеров по теме «Деление десятичной дроби на натуральное число».
  • Развивающая: развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность с помощью применения информационных технологий, установить межпредметные связи математики с географией.
  • Воспитательная: прививать интерес к математике; воспитывать чувства ответственности, коллективизма, трудолюбия, аккуратности ;развивать общую культуру личности, экологическое воспитание.

    Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- формировать навык сотрудничества и общения между детьми, учителем и детьми;

- формировать интерес к предмету математика и к предмету география;

- формировать умения оценивать свою работу и работу своего соседа;

 

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

- формировать умения анализировать и обобщать;

- формировать умения логически мыслить;

- формировать умения целеполагания.

 

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

- формировать умения сравнивать и обобщать;

- отработка умений и навыков при делении десятичной дроби на натуральное число путём применения  разнообразных форм упражнений.

 

Планируемый результат.

УУД

Личностные :выполняют действие деления десятичной дроби на натуральное число , используя алгоритм деления десятичной дроби на натуральное число; формируют внимательность и аккуратность в вычислениях ,требовательное отношение к себе и к своей работе.

Познавательные: закрепляют навыки и умения применять алгоритм деления десятичной дроби на натуральное число при решении упражнений на деление десятичной дроби на натуральное число , систематизируют знания и углубляют их по данной теме и географии.

Регулятивные:  умение высказывать свое предположение на основе учебного материала, проговаривать  последовательность  действий  на  уроке;  умение работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль..

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, регулирование собственной деятельности посредством речевых действий; формулирование и аргументация своего мнения и позиции; умение устно выражать свои мысли, идеи.

  Воспитывать чувство взаимопомощи, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор .

Дидактическое обеспечение урока: презентация Power Point “Деление десятичной дроби на натуральное число»” , отрывок из фильма  «Озеро Байкал», веревочки на каждой парте, измерительные приборы.

Ход урока.

Учитель: Ребята, лейтмотивом нашего урока  будет  высказывание великого венгерского, швейцарского и американского  математика Д. Пойа: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».

 А как вы понимаете эти слова? На данном уроке нам будет дана возможность сделать много  открытий.

Устная работа

Прочитайте десятичные дроби:

0,35; 1,5;  2,4;  9,512; 7,02

Выполните действия:

   Первые примеры на сложением и вычитанием десятичных дробей. Вспомним правило: Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:

  1. уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
  2. записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
  3. выполнить сложение (вычитание) ,не обращая внимание на запятую;
  4. поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

                                          2,5 – 1,6 = 0.9

                                          2,7 + 1,6= 4,3

                                         0,55 + 0.45= 1

                                         4 – 0,8 = 3,2

   Следующие примеры на умножения положительных десятичных дробей. Вспомним правило: «Чтобы перемножить две десятичные дроби , надо:1) перемножить их как натуральные числа, не обращая внимания на запятые; 2) в полученном произведении отделить запятой справа столько цифр , сколько их было после запятой в обоих множителях вместе».

   Чтобы умножить десятичную дробь на10,100,1000 и т.д., надо в записи дроби перенести запятую вправо на 1, 2, 3 и т. д.цифры, приписав при необходимости нули справа.

                                       1,6 *5 = 8

 

                                        1,6*0,5= о,8

 

                                       1,2 *3 =3,6

 

                                        1.2*0,03=0,036

 

                                        0,03 * 0, 2 = 0,006

 

                                       3,2 * 100 = 320                                      

                                     

                                        4,71 *10 =47,1

 

 

Учитель:

 

   Рассмотрите внимательно изображения озера на слайде. Это озеро близко сердцу каждого русского человека, является жемчужиной России. Что же это за озеро? Да, это озеро Байкал.

   (Идет отрывок фильма об озере Байкал)

   Какова же природа озера Байкал?  Что вы увидели на кадрах этого фильма?

Очень часто, когда люди путешествуют по озеру Байкал ,им не обойтись без веревки , так как по берегам расположены горы.

 

Лабораторная работа. Объяснение нового материала.

 

   На ваших столах лежат веревочки. Вы работаете в парах.

   Измерьте длину веревки в миллиметрах.

   Вы могли получить разные результаты измерения, договоримся, что длина веревки 116мм.

   Очень часто необходимо поделить веревку на части.

Как можно разделить веревку на четыре равные части, не имея измерительных приборов?

    Веревку можно сложить пополам, а потом еще пополам. Измерьте получившийся кусок веревки, результат запишите в тетради.

   Выполним деление:

             116: 4 =29 (мм)

Переведем числа 116 мм и 29 мм в сантиметры.

Сколько в 1 см мм?  1см = 10 мм.

 11,6: 4=2,9 (см)

 

Ребята, сравните выполненные деления.

   Было деление натуральных чисел, а стало деление десятичной дроби на натуральное число. Чем же отличаются эти правила?

   При делении десятичной дроби на натуральное число важную роль играет расположение запятой в частном. Она ставится, когда закончится деление целой части.

   Ребята! А кто из вас  может сформулировать правило?

 

Формулируем  правило:

 

Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число, надо:

  1. выполнить деление целой части;
  2. после окончания деления целой части поставить в частном запятую;
  3. выполнить деление дробной части.

 

Несколько учащихся повторяют правило.

 

Стихотворение о запятой:

 

Солнце всходит,

 скрылась ночь,

Запятая встать не прочь.

Целую  разделишь часть –

Запятой не дай пропасть,

Ставь ее и часть потом

Дробную дели с трудом,

Потому что без труда

Не разделишь никогда!

 

Закрепление нового материала.

 

  Отработаем это правило на примерах:

2,88: 4=0,72

(В этом примере целая часть меньше делителя, поэтому в ответе получается 0 целых)

20,7: 9 = 2,3

243,2: 8 =30,4

88,298: 7=12,614

772,8: 12=64,4

 

  Рассмотрим следующий слайд. На нем изображены коренные обитатели озера Байкал – морские котики.

 

Задача №1.

 

Мировые запасы пресной воды составляют 115 миллионов тонн  (0,115 млрд. т). В озере Байкал находится одна пятая  мировых запасов пресной воды. Сколько миллиардов тонн пресной воды содержится в озере Байкал?

Чтобы решить эту задачу надо найти одну пятую от числа 0,115.

0,115:5=0,023 (млрд. т)

Ответ: 0,023 миллиардов тонн.

 

   Если мы рассмотрим следующий слайд, то увидим что озеро Байкал не похоже на спокойное озеро, а напоминает море . Так происходит потому, что озеро Байкал – самое глубокое озеро земного шара.

   Глубина озера Байкал 1642 метра.

 

Задача№2.

 

   У одного из островов глубина озера Байкал 1,61км, а глубина Ладожского озера в 7 раз меньше. Найти глубину Ладожского озера.

1,61:7=0,23(км)=230 (м)

Ответ: 230 метров.

 

Самостоятельная работа.

 

   Выполните действия, выберите букву и получите название рыбы, которая водится только в озере Байкал.

72,8: 8 = 9,1               0,03 - ь

5,1:17  = 0,3               5,3 - у

26,5:5 = 5,3                9,1 - о

1,6: 8 = 0,2                 0, 2 - л

0,48: 16 = 0,03           0,3 – м

 

Эта рыбка называется омуль. Она водится только в озере Байкал.

 

Загадки озера Байкал

.

   Сегодня вы, шестиклассники, но в будущем, может быть, кому-то из вас предстоит разгадать загадки озера Байкал. Каждый год, как только на озере появляется лед, можно на его поверхности увидеть круги различных размеров. На слайде вы видите лабораторию, которая занимается природой этих кругов.

    Существует много версий этой загадки: инопланетяне рисуют их на льду, подводные течения оказывают влияние  на это явление, состав воды позволяет делать рисунки.. Но пока природа этого явления не разгадана.

 

Экологические проблемы

   С озером Байкал связана большая экологическая проблема. На нем построен целлюлозно - бумажный  комбинат, жители загрязняют берега озера, когда приезжают на отдых.

   А вы, когда приходите на водоем, всегда ли убираете за собой, приводя в порядок берег?

 

  Стихотворение «Озеро»

«…И неужели мы будем в истории-

Эти, Байкал загубили которые...?

Надо вывешивать бюллетень,

Как себя чувствует омуль, тюлень…

Чтоб заповедником стало озеро,

 Чтоб его воду не целлюлозило,

Чтобы никто никогда не сказал:

Мертвое море – священный Байкал.»

                 А. Вознесенский

 

Итог урока:

 

   Сегодня на уроке мы совершили много открытий: изучили правило деления десятичной дроби на натуральное число (повторить правило), узнали название рыбки ,которая водится только в озере Байкал , узнали, что озеро Байкал – самое глубокое озеро земного шара и оно хранит в себе много неразгаданных тайн, которые предстоит разгадать еще не одному поколению.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Деление десятичной дроби на натуральное число»»

Тема урока: «Деление десятичной дроби на натуральное число»


Лучший способ изучить

что-либо – это открыть самому»

Д. Пойа

Тип урока:

Урок изучения нового материала по теме «Деление десятичной дроби на натуральное число».

Цели урока:

  • Образовательная:
    изучить и отработать алгоритм решения примеров по теме «Деление десятичной дроби на натуральное число».

  • Развивающая:
    развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность с помощью применения информационных технологий, установить межпредметные связи математики с географией.

  • Воспитательная:
    прививать интерес к математике; воспитывать чувства ответственности, коллективизма, трудолюбия, аккуратности ;развивать общую культуру личности, экологическое воспитание.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- формировать навык сотрудничества и общения между детьми, учителем и детьми;

- формировать интерес к предмету математика и к предмету география;

- формировать умения оценивать свою работу и работу своего соседа;


Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

- формировать умения анализировать и обобщать;

- формировать умения логически мыслить;

- формировать умения целеполагания.


Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

- формировать умения сравнивать и обобщать;

- отработка умений и навыков при делении десятичной дроби на натуральное число путём применения разнообразных форм упражнений.


Планируемый результат.

УУД

Личностные :выполняют действие деления десятичной дроби на натуральное число , используя алгоритм деления десятичной дроби на натуральное число; формируют внимательность и аккуратность в вычислениях ,требовательное отношение к себе и к своей работе.

Познавательные: закрепляют навыки и умения применять алгоритм деления десятичной дроби на натуральное число при решении упражнений на деление десятичной дроби на натуральное число , систематизируют знания и углубляют их по данной теме и географии.

Регулятивные: умение высказывать свое предположение на основе учебного материала, проговаривать  последовательность  действий  на  уроке;  умение работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль..

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, регулирование собственной деятельности посредством речевых действий; формулирование и аргументация своего мнения и позиции; умение устно выражать свои мысли, идеи.

Воспитывать чувство взаимопомощи, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор .

Дидактическое обеспечение урока: презентация Power Point “Деление десятичной дроби на натуральное число»” , отрывок из фильма «Озеро Байкал», веревочки на каждой парте, измерительные приборы.

Ход урока.

Учитель: Ребята, лейтмотивом нашего урока будет высказывание великого венгерского, швейцарского и американского  математика Д. Пойа: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».

А как вы понимаете эти слова? На данном уроке нам будет дана возможность сделать много открытий.

Устная работа

Прочитайте десятичные дроби:

0,35; 1,5; 2,4; 9,512; 7,02

Выполните действия:

Первые примеры на сложением и вычитанием десятичных дробей. Вспомним правило: Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:

  1. уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;

  2. записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;

  3. выполнить сложение (вычитание) ,не обращая внимание на запятую;

  4. поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

2,5 – 1,6 = 0.9

2,7 + 1,6= 4,3

0,55 + 0.45= 1

4 – 0,8 = 3,2

Следующие примеры на умножения положительных десятичных дробей. Вспомним правило: «Чтобы перемножить две десятичные дроби , надо:1) перемножить их как натуральные числа, не обращая внимания на запятые; 2) в полученном произведении отделить запятой справа столько цифр , сколько их было после запятой в обоих множителях вместе».

Чтобы умножить десятичную дробь на10,100,1000 и т.д., надо в записи дроби перенести запятую вправо на 1, 2, 3 и т. д.цифры, приписав при необходимости нули справа.

1,6 *5 = 8


1,6*0,5= о,8


1,2 *3 =3,6


1.2*0,03=0,036


0,03 * 0, 2 = 0,006


3,2 * 100 = 320

4,71 *10 =47,1



Учитель:


Рассмотрите внимательно изображения озера на слайде. Это озеро близко сердцу каждого русского человека, является жемчужиной России. Что же это за озеро? Да, это озеро Байкал.

(Идет отрывок фильма об озере Байкал)

Какова же природа озера Байкал? Что вы увидели на кадрах этого фильма?

Очень часто, когда люди путешествуют по озеру Байкал ,им не обойтись без веревки , так как по берегам расположены горы.


Лабораторная работа. Объяснение нового материала.


На ваших столах лежат веревочки. Вы работаете в парах.

Измерьте длину веревки в миллиметрах.

Вы могли получить разные результаты измерения, договоримся, что длина веревки 116мм.

Очень часто необходимо поделить веревку на части.

Как можно разделить веревку на четыре равные части, не имея измерительных приборов?

Веревку можно сложить пополам, а потом еще пополам. Измерьте получившийся кусок веревки, результат запишите в тетради.

Выполним деление:

116: 4 =29 (мм)

Переведем числа 116 мм и 29 мм в сантиметры.

Сколько в 1 см мм? 1см = 10 мм.

11,6: 4=2,9 (см)


Ребята, сравните выполненные деления.

Было деление натуральных чисел, а стало деление десятичной дроби на натуральное число. Чем же отличаются эти правила?

При делении десятичной дроби на натуральное число важную роль играет расположение запятой в частном. Она ставится, когда закончится деление целой части.

Ребята! А кто из вас может сформулировать правило?


Формулируем правило:


Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число, надо:

  1. выполнить деление целой части;

  2. после окончания деления целой части поставить в частном запятую;

  3. выполнить деление дробной части.


Несколько учащихся повторяют правило.


Стихотворение о запятой:


Солнце всходит,

скрылась ночь,

Запятая встать не прочь.

Целую разделишь часть –

Запятой не дай пропасть,

Ставь ее и часть потом

Дробную дели с трудом,

Потому что без труда

Не разделишь никогда!


Закрепление нового материала.


Отработаем это правило на примерах:

2,88: 4=0,72

(В этом примере целая часть меньше делителя, поэтому в ответе получается 0 целых)

20,7: 9 = 2,3

243,2: 8 =30,4

88,298: 7=12,614

772,8: 12=64,4


Рассмотрим следующий слайд. На нем изображены коренные обитатели озера Байкал – морские котики.


Задача №1.


Мировые запасы пресной воды составляют 115 миллионов тонн (0,115 млрд. т). В озере Байкал находится одна пятая мировых запасов пресной воды. Сколько миллиардов тонн пресной воды содержится в озере Байкал?

Чтобы решить эту задачу надо найти одну пятую от числа 0,115.

0,115:5=0,023 (млрд. т)

Ответ: 0,023 миллиардов тонн.


Если мы рассмотрим следующий слайд, то увидим что озеро Байкал не похоже на спокойное озеро, а напоминает море . Так происходит потому, что озеро Байкал – самое глубокое озеро земного шара.

Глубина озера Байкал 1642 метра.


Задача№2.


У одного из островов глубина озера Байкал 1,61км, а глубина Ладожского озера в 7 раз меньше. Найти глубину Ладожского озера.

1,61:7=0,23(км)=230 (м)

Ответ: 230 метров.


Самостоятельная работа.


Выполните действия, выберите букву и получите название рыбы, которая водится только в озере Байкал.

72,8: 8 = 9,1 0,03 - ь

5,1:17 = 0,3 5,3 - у

26,5:5 = 5,3 9,1 - о

1,6: 8 = 0,2 0, 2 - л

0,48: 16 = 0,03 0,3 – м


Эта рыбка называется омуль. Она водится только в озере Байкал.


Загадки озера Байкал

.

Сегодня вы, шестиклассники, но в будущем, может быть, кому-то из вас предстоит разгадать загадки озера Байкал. Каждый год, как только на озере появляется лед, можно на его поверхности увидеть круги различных размеров. На слайде вы видите лабораторию, которая занимается природой этих кругов.

Существует много версий этой загадки: инопланетяне рисуют их на льду, подводные течения оказывают влияние на это явление, состав воды позволяет делать рисунки.. Но пока природа этого явления не разгадана.


Экологические проблемы

С озером Байкал связана большая экологическая проблема. На нем построен целлюлозно - бумажный комбинат, жители загрязняют берега озера, когда приезжают на отдых.

А вы, когда приходите на водоем, всегда ли убираете за собой, приводя в порядок берег?


Стихотворение «Озеро»

«…И неужели мы будем в истории-

Эти, Байкал загубили которые...?

Надо вывешивать бюллетень,

Как себя чувствует омуль, тюлень…

Чтоб заповедником стало озеро,

Чтоб его воду не целлюлозило,

Чтобы никто никогда не сказал:

Мертвое море – священный Байкал.»

А. Вознесенский


Итог урока:


Сегодня на уроке мы совершили много открытий: изучили правило деления десятичной дроби на натуральное число (повторить правило), узнали название рыбки ,которая водится только в озере Байкал , узнали, что озеро Байкал – самое глубокое озеро земного шара и оно хранит в себе много неразгаданных тайн, которые предстоит разгадать еще не одному поколению.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!