СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательская программа группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитательская программа группы»

Воспитательская программа группы «Жемчужина»

Пояснительная записка

Свободный, образованный, здоровый человек – это главное, что определяет развитие страны, её перспективы.

Характерной тенденцией сегодняшнего дня становится повышение социального статуса воспитания. Общество всё более осознаёт, что непрерывность процесса формирования личности требует в образовательных учреждениях системной работы, направленной на духовно – нравственное становление подростков, их гражданское, трудовое воспитание, создание условий для развития эмоционально-чувственной и деятельной сфер личности. «До последнего времени школа у нас была не воспитывающей, а обучающей. А школа должна воспитывать человека…» (Д. С.Лихачев).

В связи с актуализацией проблем воспитания, в связи с открывшейся вариативностью социокультурных пространств, программирование в педагогике крайне необходимо. Разработка программы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена и особенностями контингента воспитанников, и сложностями социально-экономического порядка, и желанием создать условия для преодоления трудностей их социализации. Именно проблема социального становления  воспитанников, их оздоровления и успешной адаптации в современном обществе обусловила потребность скоординированной работы всех служб школы-интерната с целью поэтапного формирования системы навыков и умений трудового, нравственно-эстетического, социального поведения у каждой возрастной группы детей и ограниченными возможностями здоровья.

Программа воспитания предназначена для обеспечения перехода системы воспитания в качественно новое состояние, направленное на развитие личности обучающегося воспитанника. Необходимость перехода продиктована социальным заказом родителей и реальными возможностями педагогического коллектива, контингентом воспитанников, сложившимся социумом.

Коррекционная направленность воспитания предполагает учёт индивидуально-типологических особенностей ребёнка; выбор средств и приёмов, позволяющих наиболее эффективно формировать воспитательное пространство. Правильная организация воспитательной работы, в которой целесообразно сочетаются фронтальные, коллективные и индивидуальные формы работы ведёт к развитию личности ребёнка. Он учится жить по законам общества, бережно относиться к окружающему миру, людям, осознаёт себя в этом мире, ценит собственное здоровье и здоровье близких, задумывается о самовоспитании.

Программа коррекционно-образовательно-воспитательной работы составлена с учётом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития; ведущих мотивов и потребностей; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов.

Важным фактором эффективности воспитательной деятельности является работа по развитию общей психологической компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Учитывается также необходимость создания основ для последующего профессионального самоопределения: умения представлять будущее, умения воображать картины жизни, устанавливать причину и следствие.

Нормативно-правовым основанием для разработки и применения программы являются:

Закон РФ «Об образовании».

Концепция модернизации Российского образования до 2010 года.

Закон РФ «О социальной защите инвалидов»

Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97 г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений»

Типовое Положение о специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

Региональный базисный учебный план специального (коррекционного) образовательного учреждения.

Программа учитывает ценностные ориентации субъектов образовательного процесса, социальный фон, традиции коллектива, обстановку в семьях, качество медицинского обслуживания и другие факторы. В ней нашли отражение цели, задачи, программа действий на ближайшую перспективу и готовность педагогического коллектива к её реализации.



ЦЕЛЬ программы:



оздание условий для формирования, становления и развития личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, умеющей полноценно жить и работать в современных социально-экономических условиях.

ЗАДАЧИ:

-  укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

-  формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков, воспитание правовой культуры;

-  развитие творческих способностей, художественно-эстетического восприятия;

-  воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному краю, приобщение к народным традициям; формирование экологической культуры;

-  формирование и развитие трудовых умений и навыков; профессиональных интересов и склонностей, способности к жизненному и профессиональному самоопределению.

Реализация программы воспитания  основана на принципах:



1. Принцип природ сообразности. Сложный возрастной период, переживаемый детьми, требует профессионально грамотного подбора форм и методов организации жизнедеятельности группового коллектива и личности в нем.

2. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует стремление к творчеству и сотрудничеству. Эмоциональное переживание успеха способствует росту активности ребенка в дальнейшей деятельности.

3. Принцип свободы выбора. Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его интересов, личностных качеств, помочь каждому ощутить свою значимость для коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его последствия и нести за это ответственность.

4. Принцип сотворчества. Творчество - универсальный механизм развития личности. Совместная творческая деятельность, в которой каждый ученик находит приложение своим способностям, способствует прохождению детей через ситуацию успеха, эмоционально закрепляя достигнутые результаты.

5. Принцип коллективно – творческое дело. Деятельность не является набором разнообразных форм, она призвана порождать удовлетворение и радость от самого процесса реализации идеи.



На  основе данных принципов  можно выделить 5 основных направлений:

  1. Гражданское – патриотическое.

  2. ЗОЖ

  3. Труд и профориентация.

  4. Нравственное.

  5. Художественно-эстетическое.



Целевая аудитория

Программа рекомендована для работы для обучающихся специальных (коррекционных) школ.



Этапы реализации программы



Сентябрь - апрель 2019- 2020г.

психолого-педагогическое сопровождение (диагностика, анкетирование)

реализация программы

итоговый,

аналитический

май 2020 г.

диагностика, анализ проведённой работы; обобщение опыта работы











Содержание воспитательной деятельности



Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер и все это основывается на органах самоуправления.

Важнейшими, на мой взгляд, в этом процессе станут направления деятельности учителя в следующих сферах:



Направление  «Гражданско-патриотическое».

Цель: формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации, правового самосознания, навыков общественной жизни

Задачи: 

  1. Способствовать развитию чувства уважения к историческому прошлому Родины, истории поселка, школы.

  2. Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.

  3. Прививать детям чувство гордости за свою страну, поселок, школу.

  4. Развивать активность, инициативу, ответственность и умение видеть последствия своего выбора.

  5. Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни.

  6. Способствовать осознанию учащимися своей причастности к судьбе своего родного поселка.

Формы:

  1. Организация и проведение традиционных праздников: школы, поселка, государства.

  2. Организация и проведение тематических воспитательных часов и бесед;

  3. Организация и проведение встреч с интересными людьми.



Направление « ЗОЖ»



Цель: развитие нравственно и физически здоровой личности.

Задачи:

  1. Создание условий для физического развития учащихся.

  2. Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.

  3. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Формы:

  1. Участие группы в  спортивных соревнований, играх, днях здоровья.

  2. Организация и проведение тематических воспитательных часов, бесед.

  3. Организация и проведение походов.



Направление  «Труд и профориентация»



Цель: способствовать  формированию потребности в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развивать  организаторские способности

Задачи:

  1. Воспитание потребности трудиться.

  2. Воспитание ответственности за выполненную работу.

  Формы:

  1. Участие группы в трудовых мероприятиях: субботниках.

  2. Организация и проведение дежурства по группе.

  3. Организация и проведение экскурсий;



Направление «Нравственное»



Цель: способствовать  осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего "Я", способствовать социализации детей, осознанию ими себя будущими родителями,  формировать положительное отношение к семейным ценностям

 Задачи:

  1. Воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию.

  2. Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру.

  3. Воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.

 Формы:

  1. Организация и проведение семейных вечеров.

  2. Формирование и развитие школьных традиций.

  3. Организация и проведение тематических бесед, воспитательных часов.

  4. Организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.

  5. Организация и проведение школьных праздников.



Направление «Художественное - эстетическое»



Цель:  развитие потребности в прекрасном, развитие активной и инициативной личности

 Задачи:

  1. Воспитывать и прививать любовь к искусству, литературе, музыке;

  2. Реализовывать индивидуальные задатки и способности в области художественного творчества.

 Формы:

  1. Организация и проведение тематических бесед и воспитательных часов.

  2. Участие группы в творческих конкурсах, праздниках.

  3. Организация и проведение выставок работ школьников.

  4. Организация и посещение концертов, цирка, музеев, театры.

  5. Организация и проведение экскурсий, походов в поселке.



Условия реализации программы

Содержание программы предполагает активное использование наглядных и дидактических материалов в соответствии с тематикой программы:  мультимедиа ресурсы, использование ТСО, экскурсии, энциклопедии, учебная и художественная литература.
Программа предусматривает использование групповых, коллективных и индивидуальных форм организации проведения занятий. Групповая работа воспитанников обеспечивает творческое общение, сплочённость, своевременное исправление допущенных ошибок своим товарищем. Коллективная форма предусматривает подачу материала всей группе, где есть возможность каждому ребенку самостоятельно оценивать свою работу, ее результаты. Коллективная деятельность как игровой прием способствует активному вовлечению детей в воспитательно -развивающий процесс. Индивидуальная работа обеспечивает дифференцированный подход к каждому воспитаннику лично, что подразумевает личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении, который создаёт благоприятные условия для развития наклонностей и способностей каждого воспитанника. Работа в парах помогает приобрести навыки сотрудничества и взаимопомощи. 


  Основные формы, методы и приемы работы по программе

  • Тематические воспитательные часы;

  • Участие в делах группы и школы;

  • Деловая игра, ролевая игра;

  • Экскурсии, походы.

     Методы и приемы работы:

  • Метод поиска правильного решения (Приёмы: включение ребёнка в активную самостоятельную познавательную деятельность, оценка и поддержка на каждом этапе поиска);

  • Метод поощрения и наказания (Приёмы: грамоты, поощрительные записи в дневнике, сюрпризы)

  • Метод убеждения, переубеждения (Приёмы: работа в группе, участие в работе группы, в подготовке воспитательных мероприятий, участие в различных групповых соревнованиях на разных уровнях; контроль и проверка выполнения предъявляемых к ребёнку требований, предъявление чётких запретов на негативные проявления учащегося, такие как отстаивание заведомо неверной точки зрения);

  • Метод обучения правильному общению через деловое общение в группах с поэтапным контролем и проверкой на заключительном уровне (Приёмы: беседы с последующим анализом ситуаций как положительного, так и отрицательного свойства, создание условий для приобретения положительного опыта общения, создание положительного общественного мнения).

Данные методы и формы работы,  направленные на активизацию мыслительной и творческой деятельности, которые не только развлекают учащихся, но и создают позитивный эмоциональный тонус, способствующий сосредоточению и активному обучению. Игровая методика помогает учащимся самостоятельно находить ответы на фундаментальные вопросы: как жить? как поступать? как строить взаимоотношения?



Оценка эффективности работы по программе.

Оценка эффективности программы:

  • сформированность теоретических знаний по правовой компетентности;

  • сформированности практических навыков в вопросах о взаимоотношениях;

  • отсутствие правонарушений среди обучающихся класса;

  • изменение уровня социальной адаптированности;

Программа предполагает, что педагог в начале своей работы внимательно и обстоятельно изучает представления каждого учащегося о своих правах и обязанностях; о своем месте в коллективе, в семье. Устанавливает возникшие трудности в общении, в адаптации учащихся с ОВЗ в коллективе, в обществе, их причины. Затем он прогнозирует возможные альтернативы в развитии  с учетом спроектированной программы психолого-педагогической коррекции.  Знание и учет данных диагностической деятельности позволяет в общем смысле понять содержание дальнейшей педагогической работы.



Ожидаемые результаты

-создать максимально комфортные условия для развития, коррекции и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способного полноценно жить и трудиться в современном обществе;

- способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников, привитию навыков здорового образа жизни;

-усилить ориентацию воспитанников на общечеловеческие ценности, гражданскую ответственность, ценностное отношение к семье, своему городу, стране;

- обучающиеся с ОВЗ будут готовиться к социальной адаптации в обществе с помощью полученных знаний по праву.

 В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних, на внутри школьном учете, относящихся к группе «риска»,    формирование  правового самосознания учащихся, родителей, формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.




































































ЛИТЕРАТУРА

Конвенция о правах ребенка (вступила в силу 15.09.1990 г.)

Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ

Семейный кодекс РФ от 29. 12.1995 №223 - ФЗ.

Закон РФ «Об основных гарантах прав ребенка» от 27.07.1996 №124-ФЗ

Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г., с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.08. 2004 N 122-ФЗ, вступивших в силу с 01.01.2005 года.

Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1996 № 120-ФЗ

Минимальный социальный стандарт РФ «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в ОУ общего образования»

Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г

«Концепция Федеральной целевой программы развития образования до 2010 г.» от 03.10 2005г.- «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации» 9 декабря 2004. (протокол № 47, раздел 1).

Типовое положение о специальном (коррекционном образовательном) учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03. 1997 г.

Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97 г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»

1.В.В.Воронкова Программы специальной(коррекционной) образовательной школы 8вида: 5-9 классы; В 2 сб.-М.; Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001г.

2.  Божович Л. И. Психология личности. — М.: Изд-во МГУ, 1981.

3.  Боскис Р. М. Аномальные дети. Основа обучения и воспитания аномальных детей. — М., 1969.

4.  Васенков Г. В. Формы и методы профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых учащихся в новых экономических условиях // В сб. Инновации в Российском образовании (коррекционная педагогика).- М.; 1999.

5.  Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь.-М.: Из-во АПНРСФСР, 1999

6.  Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М.: просвещение,1973.

7.  Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников. / Под ред. Н. П. Долгобородовой – Ленинград, 1999

8.  Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. Воронковой. – М., 1994. – 416 с.

9.  Гнатюк А. А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду. // Дефектология. 1986. N6.

10.  Долгобородова Н. П., Лялин Н. А., Пик И. Д. Воспитание учащихся вспомогательной школы. – М., 1968.

11.  Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1981.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!