СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете по теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития старшего дошкольника (из собственного опыта)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете по теме:

«Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития старшего дошкольника (из собственного опыта)»

Подготовила: Воспитатель первой кв.категории - Никишина М.В.

 

О важности сюжетно-ролевой игры, я знаю ещё из программы,  которую преподавали нам в университете. Поэтому, когда я только пришла работать в детский сад, для меня было большим удивлением, что дети в моей старшей группе упорно не играют в сюжетно-ролевые игры. Они не могли договориться, постоянно спорили, что-то делили…. В общем, делали что угодно, но только не играли. Естественно, что такая игра не привлекала ребят, была крайне неустойчива и заканчивалась быстро (ну кому охота стоять спорить, выяснять отношения, ругаться, лучше пойти и просто покатать машинку). И это несмотря на то, что в группе ещё до моего прихода уже была создана необходимая среда для сюжетно-ролевых игр. Складывалось ощущение, что детям не хватает как игрового опыта, так и опыта из жизни, который дети и должны переносить в сюжетно-ролевую игру.  Поэтому, первым делом я начала вносить в планы по воспитательно-образовательной работе сюжетно-ролевые игры практически ежедневно. Кроме того, мы с моей тогда ещё напарницей дополняли игры различными новыми атрибутами. Первое время они заодно с уже имевшимися материалами разбрасывались детьми в различных направлениях группового помещения, а толковой игры так и не получалось. Поэтому часто мы играли совместно, восполняя игровой опыт с взрослыми, которого детям так явно не хватало. Здесь они стали приобретать необходимый образец и игровые навыки. 

Через несколько месяцев появился первый наиболее ощутимый результат. В один прекрасный день я увидела следующую картину: все дети были заняты сюжетно-ролевыми играми, не оставалось ни одного не задействованного ребёнка. При этом все игры переплетались между собой. Образовалась некая сеть сюжетно-ролевого пространства и эту сеть образовали дети сами и без подсказок.

Здесь была целая воображаемая семья: мама, папа, младшая и старшая дочери и даже домашние животные – кошка и собака. При этом родители выгуливали собаку, водили младшую дочь в детский сад и на танцы, в котором были педагоги и другие дети. Старшая дочь посещала школу. Там был и магазин, куда семья отправлялась за продуктами и т.д.

Именно на данном примере этой сети из сюжетно-ролевых игр я расскажу о влиянии таковых на всестороннее развитие детей старшего дошкольника.

Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста, в ней  первоначально зарождаются и развиваются все важнейшие новообразованияСюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности по­ ведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Пример: Даниил Р. играет роль папы. Он бы и рад погримасничать лишний раз, но понимает, что он сейчас взрослый, что отец является главой семейства и так не должен делать, поэтому продолжает соответствовать роли, иначе с ним больше не захотят играть.

Игра оказывает влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане («как будто уже сделал»). Таким образом, игра способствует тому, что ребенок  переходит  к мышлению  в  плане  образов  и  представлений. Пример: Всё тот же Даниил Р., чтобы позвонить домой вместо телефона использует небольшую коробочку из игры «магазин». Он проделал целый ряд мыслительных операций, чтобы подобрать предмет, подходящий по размеру. А вот София М. (игровая роль мама) варила суп и пропустила ряд действий сознательно, но мысленно она нарезала и пережарила различные овощи и добавила их в суп.  Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению. То есть на самом деле такие родители, такая семья, такой магазин существуют только в воображаемом поле. Но если воспитатель Наталья Сергеевна существует и в действительности, то здесь вместо неё совершает похожие действия Амира М., которые надежно ограничены рамками игрового пространства и воображением самой девочки.

Кроме того, сюжетно-ролевая игра способствует развитию децентрации — важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. Ведь в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Пример: София М., играя роль матери, понимает, как это трудно – готовить, убирать, накрывать на стол, гулять с детьми, отводить их в детский сад и т.д.  А ведь её реальная мама делает это каждый день по-настоящему.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. В старшем дошкольном возрасте оно берёт свое начало со второго этапа (4 - 6 лет). Именно здесь возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника. Так содержанием общения становится совместная игровая деятельность.  Грубо говоря, если в этом возрасте игра становится содержанием общения, то она и способствует развитию этого общения.  Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

И, если вернуться к вопросу о признании и уважении среди сверстников, то игра здесь имеет немаловажную роль. Если ребёнок хорошо выполняет свою роль, показывает хороший игровой опыт, вносит новые сюжетные линии, то с ним становится наиболее интересно играть. Как итог ребёнок получает такое желаемое и столь важное в этот возрастной период  признание.

В конце дошкольного возраста у многих (но не у всех) детей складывается новая форма общения, которая была названа внеситуативно-деловой. К 6-7 годам примерно половина речевых обращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. В этом возрасте становится возможным «чистое общение». Дети могут достаточно продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий.

Однако, несмотря на эту возрастающую тенденцию к внеситуативности, общение детей в этом возрасте происходит, как и в предыдущем, на фоне совместного дела, то есть общей игры или продуктивной деятельности (поэтому данная форма общения и сохранила название деловой).

Но сама игра и форма ее осуществления к концу дошкольного возраста меняются. На первый план в них выступают правила поведения игровых персонажей и соответствие игровых событий реальным. Следовательно, подготовка к игре, ее планирование и обсуждение ее правил начинает занимать значительно большее место, чем на предыдущем этапе. Все больше контактов детей осуществляется на уровне реальных отношений, и все меньше — на уровне ролевых. Например: Амира Ш. играет младшую дочь, которая ходит в детский сад. В реальности она крепко дружит с Амирой М. (игровая роль - воспитатель). Поэтому София в большей степени будет уделять своё воспитательское внимание Амира Ш., а если и станет её порицать, то та в свою очередь может обратиться к ней по реальному имени или даже обидеться. Мотивировать свою обиду она будет тем,  что друзья не должны ругаться даже в игре, ведь они старались выбрать такие роли, чтобы оказаться здесь вместе.

Содержанием игры старших дошкольников становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Дети 6 - 7 лет чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько соответствуют их действия и действия их партнеров общепринятым правилам поведения — бывает так или не бывает: «Мамы так не делают», «Суп после второго не подают».

Таким образом, сюжетно-ролевая игра была мною продемонстрирована на собственном опыте как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста. Была показана значимость сюжетно-ролевой игры и  представлены подробные примеры.

Сюжетно-ролевая игра влияет на формирование произвольности по­ ведения и всех психических процессов, оказывает влияние на умственное развитие дошкольника, имеет решающее значение для развития воображения, способствует развитию децентрации. Так содержанием общения становится совместная игровая деятельность. 

Выступление на педагогическом совете по теме:

«Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития старшего дошкольника (из собственного опыта)»

Подготовила: Воспитатель первой кв.категории - Никишина М.В.

 

О важности сюжетно-ролевой игры, я знаю ещё из программы,  которую преподавали нам в университете. Поэтому, когда я только пришла работать в детский сад, для меня было большим удивлением, что дети в моей старшей группе упорно не играют в сюжетно-ролевые игры. Они не могли договориться, постоянно спорили, что-то делили…. В общем, делали что угодно, но только не играли. Естественно, что такая игра не привлекала ребят, была крайне неустойчива и заканчивалась быстро (ну кому охота стоять спорить, выяснять отношения, ругаться, лучше пойти и просто покатать машинку). И это несмотря на то, что в группе ещё до моего прихода уже была создана необходимая среда для сюжетно-ролевых игр. Складывалось ощущение, что детям не хватает как игрового опыта, так и опыта из жизни, который дети и должны переносить в сюжетно-ролевую игру.  Поэтому, первым делом я начала вносить в планы по воспитательно-образовательной работе сюжетно-ролевые игры практически ежедневно. Кроме того, мы с моей тогда ещё напарницей дополняли игры различными новыми атрибутами. Первое время они заодно с уже имевшимися материалами разбрасывались детьми в различных направлениях группового помещения, а толковой игры так и не получалось. Поэтому часто мы играли совместно, восполняя игровой опыт с взрослыми, которого детям так явно не хватало. Здесь они стали приобретать необходимый образец и игровые навыки. 

Через несколько месяцев появился первый наиболее ощутимый результат. В один прекрасный день я увидела следующую картину: все дети были заняты сюжетно-ролевыми играми, не оставалось ни одного не задействованного ребёнка. При этом все игры переплетались между собой. Образовалась некая сеть сюжетно-ролевого пространства и эту сеть образовали дети сами и без подсказок.

Здесь была целая воображаемая семья: мама, папа, младшая и старшая дочери и даже домашние животные – кошка и собака. При этом родители выгуливали собаку, водили младшую дочь в детский сад и на танцы, в котором были педагоги и другие дети. Старшая дочь посещала школу. Там был и магазин, куда семья отправлялась за продуктами и т.д.

Именно на данном примере этой сети из сюжетно-ролевых игр я расскажу о влиянии таковых на всестороннее развитие детей старшего дошкольника.

Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста, в ней  первоначально зарождаются и развиваются все важнейшие новообразованияСюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности по­ ведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Пример: Даниил Р. играет роль папы. Он бы и рад погримасничать лишний раз, но понимает, что он сейчас взрослый, что отец является главой семейства и так не должен делать, поэтому продолжает соответствовать роли, иначе с ним больше не захотят играть.

Игра оказывает влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане («как будто уже сделал»). Таким образом, игра способствует тому, что ребенок  переходит  к мышлению  в  плане  образов  и  представлений. Пример: Всё тот же Даниил Р., чтобы позвонить домой вместо телефона использует небольшую коробочку из игры «магазин». Он проделал целый ряд мыслительных операций, чтобы подобрать предмет, подходящий по размеру. А вот София М. (игровая роль мама) варила суп и пропустила ряд действий сознательно, но мысленно она нарезала и пережарила различные овощи и добавила их в суп.  Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению. То есть на самом деле такие родители, такая семья, такой магазин существуют только в воображаемом поле. Но если воспитатель Наталья Сергеевна существует и в действительности, то здесь вместо неё совершает похожие действия Амира М., которые надежно ограничены рамками игрового пространства и воображением самой девочки.

Кроме того, сюжетно-ролевая игра способствует развитию децентрации — важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. Ведь в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Пример: София М., играя роль матери, понимает, как это трудно – готовить, убирать, накрывать на стол, гулять с детьми, отводить их в детский сад и т.д.  А ведь её реальная мама делает это каждый день по-настоящему.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. В старшем дошкольном возрасте оно берёт свое начало со второго этапа (4 - 6 лет). Именно здесь возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника. Так содержанием общения становится совместная игровая деятельность.  Грубо говоря, если в этом возрасте игра становится содержанием общения, то она и способствует развитию этого общения.  Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

И, если вернуться к вопросу о признании и уважении среди сверстников, то игра здесь имеет немаловажную роль. Если ребёнок хорошо выполняет свою роль, показывает хороший игровой опыт, вносит новые сюжетные линии, то с ним становится наиболее интересно играть. Как итог ребёнок получает такое желаемое и столь важное в этот возрастной период  признание.

В конце дошкольного возраста у многих (но не у всех) детей складывается новая форма общения, которая была названа внеситуативно-деловой. К 6-7 годам примерно половина речевых обращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. В этом возрасте становится возможным «чистое общение». Дети могут достаточно продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий.

Однако, несмотря на эту возрастающую тенденцию к внеситуативности, общение детей в этом возрасте происходит, как и в предыдущем, на фоне совместного дела, то есть общей игры или продуктивной деятельности (поэтому данная форма общения и сохранила название деловой).

Но сама игра и форма ее осуществления к концу дошкольного возраста меняются. На первый план в них выступают правила поведения игровых персонажей и соответствие игровых событий реальным. Следовательно, подготовка к игре, ее планирование и обсуждение ее правил начинает занимать значительно большее место, чем на предыдущем этапе. Все больше контактов детей осуществляется на уровне реальных отношений, и все меньше — на уровне ролевых. Например: Амира Ш. играет младшую дочь, которая ходит в детский сад. В реальности она крепко дружит с Амирой М. (игровая роль - воспитатель). Поэтому София в большей степени будет уделять своё воспитательское внимание Амира Ш., а если и станет её порицать, то та в свою очередь может обратиться к ней по реальному имени или даже обидеться. Мотивировать свою обиду она будет тем,  что друзья не должны ругаться даже в игре, ведь они старались выбрать такие роли, чтобы оказаться здесь вместе.

Содержанием игры старших дошкольников становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Дети 6 - 7 лет чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько соответствуют их действия и действия их партнеров общепринятым правилам поведения — бывает так или не бывает: «Мамы так не делают», «Суп после второго не подают».

Таким образом, сюжетно-ролевая игра была мною продемонстрирована на собственном опыте как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста. Была показана значимость сюжетно-ролевой игры и  представлены подробные примеры.

Сюжетно-ролевая игра влияет на формирование произвольности по­ ведения и всех психических процессов, оказывает влияние на умственное развитие дошкольника, имеет решающее значение для развития воображения, способствует развитию децентрации. Так содержанием общения становится совместная игровая деятельность. 

Выступление на педагогическом совете по теме:

«Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития старшего дошкольника (из собственного опыта)»

Подготовила: Воспитатель первой кв.категории - Никишина М.В.

 

О важности сюжетно-ролевой игры, я знаю ещё из программы,  которую преподавали нам в университете. Поэтому, когда я только пришла работать в детский сад, для меня было большим удивлением, что дети в моей старшей группе упорно не играют в сюжетно-ролевые игры. Они не могли договориться, постоянно спорили, что-то делили…. В общем, делали что угодно, но только не играли. Естественно, что такая игра не привлекала ребят, была крайне неустойчива и заканчивалась быстро (ну кому охота стоять спорить, выяснять отношения, ругаться, лучше пойти и просто покатать машинку). И это несмотря на то, что в группе ещё до моего прихода уже была создана необходимая среда для сюжетно-ролевых игр. Складывалось ощущение, что детям не хватает как игрового опыта, так и опыта из жизни, который дети и должны переносить в сюжетно-ролевую игру.  Поэтому, первым делом я начала вносить в планы по воспитательно-образовательной работе сюжетно-ролевые игры практически ежедневно. Кроме того, мы с моей тогда ещё напарницей дополняли игры различными новыми атрибутами. Первое время они заодно с уже имевшимися материалами разбрасывались детьми в различных направлениях группового помещения, а толковой игры так и не получалось. Поэтому часто мы играли совместно, восполняя игровой опыт с взрослыми, которого детям так явно не хватало. Здесь они стали приобретать необходимый образец и игровые навыки. 

Через несколько месяцев появился первый наиболее ощутимый результат. В один прекрасный день я увидела следующую картину: все дети были заняты сюжетно-ролевыми играми, не оставалось ни одного не задействованного ребёнка. При этом все игры переплетались между собой. Образовалась некая сеть сюжетно-ролевого пространства и эту сеть образовали дети сами и без подсказок.

Здесь была целая воображаемая семья: мама, папа, младшая и старшая дочери и даже домашние животные – кошка и собака. При этом родители выгуливали собаку, водили младшую дочь в детский сад и на танцы, в котором были педагоги и другие дети. Старшая дочь посещала школу. Там был и магазин, куда семья отправлялась за продуктами и т.д.

Именно на данном примере этой сети из сюжетно-ролевых игр я расскажу о влиянии таковых на всестороннее развитие детей старшего дошкольника.

Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста, в ней  первоначально зарождаются и развиваются все важнейшие новообразованияСюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности по­ ведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Пример: Даниил Р. играет роль папы. Он бы и рад погримасничать лишний раз, но понимает, что он сейчас взрослый, что отец является главой семейства и так не должен делать, поэтому продолжает соответствовать роли, иначе с ним больше не захотят играть.

Игра оказывает влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане («как будто уже сделал»). Таким образом, игра способствует тому, что ребенок  переходит  к мышлению  в  плане  образов  и  представлений. Пример: Всё тот же Даниил Р., чтобы позвонить домой вместо телефона использует небольшую коробочку из игры «магазин». Он проделал целый ряд мыслительных операций, чтобы подобрать предмет, подходящий по размеру. А вот София М. (игровая роль мама) варила суп и пропустила ряд действий сознательно, но мысленно она нарезала и пережарила различные овощи и добавила их в суп.  Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению. То есть на самом деле такие родители, такая семья, такой магазин существуют только в воображаемом поле. Но если воспитатель Наталья Сергеевна существует и в действительности, то здесь вместо неё совершает похожие действия Амира М., которые надежно ограничены рамками игрового пространства и воображением самой девочки.

Кроме того, сюжетно-ролевая игра способствует развитию децентрации — важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. Ведь в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Пример: София М., играя роль матери, понимает, как это трудно – готовить, убирать, накрывать на стол, гулять с детьми, отводить их в детский сад и т.д.  А ведь её реальная мама делает это каждый день по-настоящему.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. В старшем дошкольном возрасте оно берёт свое начало со второго этапа (4 - 6 лет). Именно здесь возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника. Так содержанием общения становится совместная игровая деятельность.  Грубо говоря, если в этом возрасте игра становится содержанием общения, то она и способствует развитию этого общения.  Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

И, если вернуться к вопросу о признании и уважении среди сверстников, то игра здесь имеет немаловажную роль. Если ребёнок хорошо выполняет свою роль, показывает хороший игровой опыт, вносит новые сюжетные линии, то с ним становится наиболее интересно играть. Как итог ребёнок получает такое желаемое и столь важное в этот возрастной период  признание.

В конце дошкольного возраста у многих (но не у всех) детей складывается новая форма общения, которая была названа внеситуативно-деловой. К 6-7 годам примерно половина речевых обращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. В этом возрасте становится возможным «чистое общение». Дети могут достаточно продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий.

Однако, несмотря на эту возрастающую тенденцию к внеситуативности, общение детей в этом возрасте происходит, как и в предыдущем, на фоне совместного дела, то есть общей игры или продуктивной деятельности (поэтому данная форма общения и сохранила название деловой).

Но сама игра и форма ее осуществления к концу дошкольного возраста меняются. На первый план в них выступают правила поведения игровых персонажей и соответствие игровых событий реальным. Следовательно, подготовка к игре, ее планирование и обсуждение ее правил начинает занимать значительно большее место, чем на предыдущем этапе. Все больше контактов детей осуществляется на уровне реальных отношений, и все меньше — на уровне ролевых. Например: Амира Ш. играет младшую дочь, которая ходит в детский сад. В реальности она крепко дружит с Амирой М. (игровая роль - воспитатель). Поэтому София в большей степени будет уделять своё воспитательское внимание Амира Ш., а если и станет её порицать, то та в свою очередь может обратиться к ней по реальному имени или даже обидеться. Мотивировать свою обиду она будет тем,  что друзья не должны ругаться даже в игре, ведь они старались выбрать такие роли, чтобы оказаться здесь вместе.

Содержанием игры старших дошкольников становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Дети 6 - 7 лет чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько соответствуют их действия и действия их партнеров общепринятым правилам поведения — бывает так или не бывает: «Мамы так не делают», «Суп после второго не подают».

Таким образом, сюжетно-ролевая игра была мною продемонстрирована на собственном опыте как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста. Была показана значимость сюжетно-ролевой игры и  представлены подробные примеры.

Сюжетно-ролевая игра влияет на формирование произвольности по­ ведения и всех психических процессов, оказывает влияние на умственное развитие дошкольника, имеет решающее значение для развития воображения, способствует развитию децентрации. Так содержанием общения становится совместная игровая деятельность. 

Выступление на педагогическом совете по теме:

«Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития старшего дошкольника (из собственного опыта)»

Подготовила: Воспитатель первой кв.категории - Никишина М.В.

 

О важности сюжетно-ролевой игры, я знаю ещё из программы,  которую преподавали нам в университете. Поэтому, когда я только пришла работать в детский сад, для меня было большим удивлением, что дети в моей старшей группе упорно не играют в сюжетно-ролевые игры. Они не могли договориться, постоянно спорили, что-то делили…. В общем, делали что угодно, но только не играли. Естественно, что такая игра не привлекала ребят, была крайне неустойчива и заканчивалась быстро (ну кому охота стоять спорить, выяснять отношения, ругаться, лучше пойти и просто покатать машинку). И это несмотря на то, что в группе ещё до моего прихода уже была создана необходимая среда для сюжетно-ролевых игр. Складывалось ощущение, что детям не хватает как игрового опыта, так и опыта из жизни, который дети и должны переносить в сюжетно-ролевую игру.  Поэтому, первым делом я начала вносить в планы по воспитательно-образовательной работе сюжетно-ролевые игры практически ежедневно. Кроме того, мы с моей тогда ещё напарницей дополняли игры различными новыми атрибутами. Первое время они заодно с уже имевшимися материалами разбрасывались детьми в различных направлениях группового помещения, а толковой игры так и не получалось. Поэтому часто мы играли совместно, восполняя игровой опыт с взрослыми, которого детям так явно не хватало. Здесь они стали приобретать необходимый образец и игровые навыки. 

Через несколько месяцев появился первый наиболее ощутимый результат. В один прекрасный день я увидела следующую картину: все дети были заняты сюжетно-ролевыми играми, не оставалось ни одного не задействованного ребёнка. При этом все игры переплетались между собой. Образовалась некая сеть сюжетно-ролевого пространства и эту сеть образовали дети сами и без подсказок.

Здесь была целая воображаемая семья: мама, папа, младшая и старшая дочери и даже домашние животные – кошка и собака. При этом родители выгуливали собаку, водили младшую дочь в детский сад и на танцы, в котором были педагоги и другие дети. Старшая дочь посещала школу. Там был и магазин, куда семья отправлялась за продуктами и т.д.

Именно на данном примере этой сети из сюжетно-ролевых игр я расскажу о влиянии таковых на всестороннее развитие детей старшего дошкольника.

Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста, в ней  первоначально зарождаются и развиваются все важнейшие новообразованияСюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности по­ ведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Пример: Даниил Р. играет роль папы. Он бы и рад погримасничать лишний раз, но понимает, что он сейчас взрослый, что отец является главой семейства и так не должен делать, поэтому продолжает соответствовать роли, иначе с ним больше не захотят играть.

Игра оказывает влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане («как будто уже сделал»). Таким образом, игра способствует тому, что ребенок  переходит  к мышлению  в  плане  образов  и  представлений. Пример: Всё тот же Даниил Р., чтобы позвонить домой вместо телефона использует небольшую коробочку из игры «магазин». Он проделал целый ряд мыслительных операций, чтобы подобрать предмет, подходящий по размеру. А вот София М. (игровая роль мама) варила суп и пропустила ряд действий сознательно, но мысленно она нарезала и пережарила различные овощи и добавила их в суп.  Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению. То есть на самом деле такие родители, такая семья, такой магазин существуют только в воображаемом поле. Но если воспитатель Наталья Сергеевна существует и в действительности, то здесь вместо неё совершает похожие действия Амира М., которые надежно ограничены рамками игрового пространства и воображением самой девочки.

Кроме того, сюжетно-ролевая игра способствует развитию децентрации — важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. Ведь в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Пример: София М., играя роль матери, понимает, как это трудно – готовить, убирать, накрывать на стол, гулять с детьми, отводить их в детский сад и т.д.  А ведь её реальная мама делает это каждый день по-настоящему.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. В старшем дошкольном возрасте оно берёт свое начало со второго этапа (4 - 6 лет). Именно здесь возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника. Так содержанием общения становится совместная игровая деятельность.  Грубо говоря, если в этом возрасте игра становится содержанием общения, то она и способствует развитию этого общения.  Играя вместе, дети начинают учитывать жел

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете по теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития старшего дошкольника (из собственного опыта)»»

Выступление на педагогическом совете по теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития старшего дошкольника (из собственного опыта)»

Подготовила: Воспитатель первой кв.категории - Никишина М.В.



О важности сюжетно-ролевой игры, я знаю ещё из программы,  которую преподавали нам в университете. Поэтому, когда я только пришла работать в детский сад, для меня было большим удивлением, что дети в моей старшей группе упорно не играют в сюжетно-ролевые игры. Они не могли договориться, постоянно спорили, что-то делили…. В общем, делали что угодно, но только не играли. Естественно, что такая игра не привлекала ребят, была крайне неустойчива и заканчивалась быстро (ну кому охота стоять спорить, выяснять отношения, ругаться, лучше пойти и просто покатать машинку). И это несмотря на то, что в группе ещё до моего прихода уже была создана необходимая среда для сюжетно-ролевых игр. Складывалось ощущение, что детям не хватает как игрового опыта, так и опыта из жизни, который дети и должны переносить в сюжетно-ролевую игру.  Поэтому, первым делом я начала вносить в планы по воспитательно-образовательной работе сюжетно-ролевые игры практически ежедневно. Кроме того, мы с моей тогда ещё напарницей дополняли игры различными новыми атрибутами. Первое время они заодно с уже имевшимися материалами разбрасывались детьми в различных направлениях группового помещения, а толковой игры так и не получалось. Поэтому часто мы играли совместно, восполняя игровой опыт с взрослыми, которого детям так явно не хватало. Здесь они стали приобретать необходимый образец и игровые навыки. 

Через несколько месяцев появился первый наиболее ощутимый результат. В один прекрасный день я увидела следующую картину: все дети были заняты сюжетно-ролевыми играми, не оставалось ни одного не задействованного ребёнка. При этом все игры переплетались между собой. Образовалась некая сеть сюжетно-ролевого пространства и эту сеть образовали дети сами и без подсказок.

Здесь была целая воображаемая семья: мама, папа, младшая и старшая дочери и даже домашние животные – кошка и собака. При этом родители выгуливали собаку, водили младшую дочь в детский сад и на танцы, в котором были педагоги и другие дети. Старшая дочь посещала школу. Там был и магазин, куда семья отправлялась за продуктами и т.д.

Именно на данном примере этой сети из сюжетно-ролевых игр я расскажу о влиянии таковых на всестороннее развитие детей старшего дошкольника.

Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста, в ней  первоначально зарождаются и развиваются все важнейшие новообразованияСюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности по­ ведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Пример: Даниил Р. играет роль папы. Он бы и рад погримасничать лишний раз, но понимает, что он сейчас взрослый, что отец является главой семейства и так не должен делать, поэтому продолжает соответствовать роли, иначе с ним больше не захотят играть.

Игра оказывает влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане («как будто уже сделал»). Таким образом, игра способствует тому, что ребенок  переходит  к мышлению  в  плане  образов  и  представлений. Пример: Всё тот же Даниил Р., чтобы позвонить домой вместо телефона использует небольшую коробочку из игры «магазин». Он проделал целый ряд мыслительных операций, чтобы подобрать предмет, подходящий по размеру. А вот София М. (игровая роль мама) варила суп и пропустила ряд действий сознательно, но мысленно она нарезала и пережарила различные овощи и добавила их в суп.  Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению. То есть на самом деле такие родители, такая семья, такой магазин существуют только в воображаемом поле. Но если воспитатель Наталья Сергеевна существует и в действительности, то здесь вместо неё совершает похожие действия Амира М., которые надежно ограничены рамками игрового пространства и воображением самой девочки.

Кроме того, сюжетно-ролевая игра способствует развитию децентрации — важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. Ведь в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Пример: София М., играя роль матери, понимает, как это трудно – готовить, убирать, накрывать на стол, гулять с детьми, отводить их в детский сад и т.д.  А ведь её реальная мама делает это каждый день по-настоящему.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. В старшем дошкольном возрасте оно берёт свое начало со второго этапа (4 - 6 лет). Именно здесь возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника. Так содержанием общения становится совместная игровая деятельность.  Грубо говоря, если в этом возрасте игра становится содержанием общения, то она и способствует развитию этого общения.  Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

И, если вернуться к вопросу о признании и уважении среди сверстников, то игра здесь имеет немаловажную роль. Если ребёнок хорошо выполняет свою роль, показывает хороший игровой опыт, вносит новые сюжетные линии, то с ним становится наиболее интересно играть. Как итог ребёнок получает такое желаемое и столь важное в этот возрастной период  признание.

В конце дошкольного возраста у многих (но не у всех) детей складывается новая форма общения, которая была названа внеситуативно-деловой. К 6-7 годам примерно половина речевых обращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. В этом возрасте становится возможным «чистое общение». Дети могут достаточно продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий.

Однако, несмотря на эту возрастающую тенденцию к внеситуативности, общение детей в этом возрасте происходит, как и в предыдущем, на фоне совместного дела, то есть общей игры или продуктивной деятельности (поэтому данная форма общения и сохранила название деловой).

Но сама игра и форма ее осуществления к концу дошкольного возраста меняются. На первый план в них выступают правила поведения игровых персонажей и соответствие игровых событий реальным. Следовательно, подготовка к игре, ее планирование и обсуждение ее правил начинает занимать значительно большее место, чем на предыдущем этапе. Все больше контактов детей осуществляется на уровне реальных отношений, и все меньше — на уровне ролевых. Например: Амира Ш. играет младшую дочь, которая ходит в детский сад. В реальности она крепко дружит с Амирой М. (игровая роль - воспитатель). Поэтому София в большей степени будет уделять своё воспитательское внимание Амира Ш., а если и станет её порицать, то та в свою очередь может обратиться к ней по реальному имени или даже обидеться. Мотивировать свою обиду она будет тем,  что друзья не должны ругаться даже в игре, ведь они старались выбрать такие роли, чтобы оказаться здесь вместе.

Содержанием игры старших дошкольников становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Дети 6 - 7 лет чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько соответствуют их действия и действия их партнеров общепринятым правилам поведения — бывает так или не бывает: «Мамы так не делают», «Суп после второго не подают».

Таким образом, сюжетно-ролевая игра была мною продемонстрирована на собственном опыте как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста. Была показана значимость сюжетно-ролевой игры и  представлены подробные примеры.

Сюжетно-ролевая игра влияет на формирование произвольности по­ ведения и всех психических процессов, оказывает влияние на умственное развитие дошкольника, имеет решающее значение для развития воображения, способствует развитию децентрации. Так содержанием общения становится совместная игровая деятельность. 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!