СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Уроки добра не прошли зря"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый ребёнок - личность.Задача учителя - увидеть эту личность и подойти к ней с добротой и заботой.

Просмотр содержимого документа
«"Уроки добра не прошли зря"»

УРОКИ ДОБРА НЕ ПРОШЛИ ЗРЯ.

Тарабаркина Н. Е.

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ № 3» г. Поворино

Воронежской области

С момента возникновения педагогической профессии за учителем закрепилась, прежде всего, воспитательная, единая и неделимая функция. Учитель — это воспитатель, наставник.

Приходя в школу, дети испытывают множество психологических трудностей адаптации, связанных как с изменением их социальных позиций, так и с привыканием к взаимодействию с новыми для него взрослыми — учителями. Особенно важная роль в обеспечении качества школьной жизни ребёнка принадлежит учителю начальных классов. Первая учительница. Какой она окажется? Она входит во внутренний мир школьника и навсегда становится частью его жизни, частью его личной биографии. От того, каким окажется первый учитель, зависит отношение ребёнка ко всем последующим учителям и формирование многих личностных качеств взрослого человека. Четыре года общения с учителем начальных классов сформируют в каждом ребёнке систему определённых взглядов и ценностей. Образ первого учителя навсегда войдёт в структуру личности школьника. Переживёт ребёнок счастье или страх от общения с первой учительницей, впитает он в себя добрые, светлые чувства или нет — от этого будет зависеть его психологическое благополучие на протяжении всей школьной жизни

Изменения социальных условий конца XX , начала XXI века привели к перестройке позиции педагога, переосмысливанию сущности педагогической профессии, её целей, задач, содержания и методов. Современная жизнь требует от педагога комплексного взгляда на ребёнка, гуманистической модели образования и воспитания.

Каждый человек — есть личность, каждая — личность - это целый огромный мир. Задача учителя увидеть в каждом ребенке личность и подойти к ней с добротой и любовью. Ведь дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Любовь - творец всего доброго, возвышенного. Ребёнок должен быть уверен в том, что его любят, уважают, ценят. Тогда у маленького человека создаётся чувство защищённости, душевного покоя. Ребёнок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями. Он может раскрыть свои дарования, определить дальнейший жизненный путь. Любовь, ласка, нежность, которые ребёнок воспринял в детстве, в дальнейшем помогут ему решать сложные проблемы. И если ребёнок прошёл школу доброты, подлинно человеческих отношений, то он будет чутким, отзывчивым, сердечным человеком на протяжении всей жизни.

В. А. Сухомлинский посветил своим ученикам три тысячи семьсот страниц в записных книжках. Каждая страница посвящена одному из его учеников. Каждый ученик для него представлялся целым совершенно особым, уникальным миром. Он говорил: «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности».

Как же понять эту личность, воспитать её, не принуждая, а вызывая радость каждому дню, каждому уроку. Знакомство со своими детьми, будущими первоклассниками, я начинаю задолго до 1 сентября. Сначала встречаюсь с родителями. Прошу их написать небольшое сочинение о своём ребёнке: что он любит, чего боится, когда ему хорошо и комфортно. Так я начинаю заочное знакомство с первоклашками.

Потом они вместе с родителями приходят на праздник, который приготовили мои выпускники - четвероклассники. Малыши и родители видят, что произойдёт через четыре года. Радость праздника, подарки от четвероклассников снимают стеснение и боязнь первого знакомства. И если малыш дал мне свою руку сейчас, он даст её и первого сентября, и каждый следующий день. Если в ответ на мою улыбку он улыбается, а не хмурит брови и отворачивается — значит, первый шаг сделан.

Определить обучение и воспитание можно как воздействие на человека, как сотрудничество взрослых и детей. Обучение и воспитание в таком понимании направлены на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать выбор нравственным путём уже в младшем школьном возрасте. В статье «Всех начал начало», Г. Данилова пишет: «В детстве особенно важно воспитание чувств. Маленького человека необходимо научить любить, жалеть, сострадать другому человеку, быть благодарным людям за их труд».

И я стараюсь, чтобы каждый день, каждый урок не прошёл зря. Часто мы вместе с детьми ищем ответы на вопросы: Кто я? Зачем так поступать? Чем я лучше других? Что я хочу от жизни, от себя? Как я живу? Дети иногда дают удивительные ответы на вопросы. И если хотя бы один ребёнок задумался и не совершил плохого поступка, или сделал, наоборот, доброе дело, значит, день прожит не зря.

Ещё одной проблемой сегодняшнего дня является недостаточность воспитательных моментов. Много внимания уделяется образовательным, развивающим задачам и меньше воспитательным. Поэтому стараюсь, чтобы каждый урок содержал воспитательные цели, будь это чтение или математика, русский язык или природоведение.

В ежедневной педагогической практике у учителя начальных классов возникает множество ситуаций, не предписанных никакими документами и нормативами. Одни дети опаздывают на урок, другие чересчур возбуждены, третьи поссорились. Особенно тяжело бывает в начале учебной недели. Ученики, после выходных, в понедельник, приходят совсем другими: иногда уставшими, иногда в состоянии, когда «подняли, а разбудить забыли», а иногда идёт обмен впечатлениями о выходном дне и невозможно их от него оторвать. Учителю приходится прилагать немалые усилия к тому, чтобы завладеть вниманием учеников. Однажды я прочла статью о «минутах вхождения в день» А.И.Сорокиной. Она рассказывала о книге Н.М.Метеновой «Доброе утро, малыши!», где содержались рекомендации по организации работы с детьми в утренние часы. Эта книга меня заинтересовала, да и моих третьеклассников тоже. Каждый понедельник (обязательно), а иногда и любой другой день мы начинаем специальной беседой на уроках чтения. Беседа длится пять-семь минут и от урока много времени не отрывает, но помогает решить проблемные вопросы. Это общение очень важно для меня и для ребят. Здесь главная роль принадлежит не учителю, а самим ученикам. Они самостоятельно находят ответы на вопросы, я только их немного направляю. Дети стали добрее, отзывчивей. Они с радостью спешат на помощь товарищу.

Я считаю, что современный учитель должен быть доброжелательным, готовым в любую минуту помочь, любящим детей человеком. Никогда не понимала педагогов, которые, выпустив четвёртый класс, меньше интересуются успехами пятиклассников. Я стараюсь им помочь, они бегают ко мне поделиться радостью, а то и поплакать. Родители, встречая меня, продолжают рассказывать о своих детях или советоваться о чём-то. Но главное признание - это, наверное, букеты цветов. И не от моих учеников начальных классов. Если дети помнят обо мне в пятом, девятом, одиннадцатом, после окончания школы, значит, уроки добра не прошли зря.


.

Литература:

В.А.Сластенин «Педагогика», Москва 2005 г.

Г.М.Коджаспирова «Педагогика в схемах, таблицах и опорных схемах», Москва 2006 г.

«Начальная школа» № 9, 2001 г.

Н.М.Метенова «Доброе утро, малыши», Москва , 1999 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!