СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л.Н.ТОЛСТОЙ " ЛЕВ И СОБАЧКА"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

    3 «Е» класс                                                   

                                                         Литературное чтение. Тема: Л.Н. Толстой «Лев и собачка» Цели:  учить детей делать добро на примерах произведений Л.Н. Толстого; расширять знания о писателе; расширить представления о жизни животных, пробуждать чувства любви и доброты к животным, учить понимать чужую боль.

развивать навыки правильного, осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной речи; умение анализировать прочитанный текст;

Воспитывать доброе отношение к животным, 

Оборудование: учебник, иллюстрации, книги писателя, портрет писателя.                                                                    Ход урока I. Организационный момент. Учитель: Прозвенел звонок на наш открытый урок. Добрый день, дети! Добрый день, гости! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Когда мы с вами встречаемся друг с другом, – какие добрые слова мы говорим? (добрый день, доброе утро).Закройте глаза…Доброта, есть самое великое чувство, которым может гордиться человек. Если человек добрый, он несет радость другим. Скажите себе – я добрый (пауза). Добрый человек – мудрый человек. Красив человек своей мудростью. Откройте глаза. Садитесь.

 2. Актуализация знаний учащихся:  Добро, доброта… попробуйте почувствовать “вкус” этого слова. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите эти слова? (ответы детей;  КРАСОТА, ДУШЕВНОСТЬ, ЛАСКА, ТЕПЛО, СЧАСТЬЕ, ВЕСЕЛЬЕ, ЖИЗНЬ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ЛЮБОВЬ, РАДОСТЬ, СЕМЬЯ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ДОБРОТА, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ.  Я прочла вам цепочку слов, связанных с нашим главным словом – ДОБРО. А теперь выберите любое слово, которое больше других притягивает ваше внимание – подарите его себе. А сколько хороших слов подарили нам писатели: мудрейшие высказывания. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся. ЧТОБ ПОВЕРИТЬ В ДОБРО, НАДО НАЧАТЬ ДЕЛАТЬ ЕГО.  Как мы понимаем эти слова? (ответы детей: доброта приносит радость окружающим, она как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Люди видят добро, стремятся к нему и ненавидят зло. Надо учиться быть добрым. Добрые чувства проявляются уже в детстве: они рождаются уже в труде, заботе о людях, о животных, восхищении красотой окружающего мира). 3. Сообщение о писателе. Л.Н. ТОЛСТОЙ портрет писателя Л.Н.Толстой - граф, русский писатель, член-корреспондент, почетный академик Петербургской АН., потомок старинных дворянских родов. Родился Толстой Лев Николаевич 28 августа 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери – Ясной Поляне (1828-1910) «Я родился в 28-ом году, 28-го числа, и всю мою жизнь 28 было для меня самым счастливым числом», – вспоминал Лев Николаевич. Здесь прошло все детство Толстого, его трех братьев и младшей сестры, здесь писатель прожил большую часть своей жизни. «Лев Николаевич в детстве отличался особенной жизнерадостностью; он был какой-то лучезарный. Когда Он изучал историю и музыку, рисование и медицину, юридические науки и сельское хозяйство. И всю жизнь Толстой пополнял свои знания. (В зрелую пору жизни Толстой свободно владел английским, французским и немецким языками; читал на итальянском, польском, чешском и сербском; знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский; изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки). Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях. У Льва Николаевича была прямая, бодрая не по летам осанка, окладистая борода, широкий нос и густые, нависшие над глазами брови, удивительные по своей живости и проницательности глаза. Слайд 8 Он очень любил детей. За 17 лет супружеской жизни у него родилось 13 детей 4. Речевая разминка 3 мин Учитель: Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните. Что нужно для правильного красивого чтения? (правильное произношение звуков, т.е. – артикуляция. Упражнение на артикуляцию:  ТА-ТА-ТА, ВСЕМ НУЖНА ДОБРОТА, ТЫ-ТЫ-ТЫ, НЕ ЖАЛЕЙТЕ ДОБРОТЫ, ТУ-ТУ-ТУ, ВСЕМ ПОДАРИМ ДОБРОТУ.(Хоровое чтение в умеренном темпе. Прочитать медленно, затем с ускорением. Читать, начиная быстро, затем замедляя темп чтения.)  5. Чтение стихотворения. Работа над выразительностью чтения. 3 мин А сейчас прочитайте стихотворение про себя  Бедная собака – бросили её. Старая собака – где её жильё?  Злой хозяин, вредный, Выгнал за порог! Перед нею, бедной, Нет уже дорог…  Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? (Грустно, печально.) Почему? (Ответы детей.) А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию. В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака – каких собак можно отнести к этому понятию? (это брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния ).А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. 6. Физкультминутка. Знаете ли вы, какие игры проводил Л.Н. Толстой своим ученикам? Давайте сейчас поиграем в одну из таких игр, называется она “Метелица” 1. Вдоль по улице метелица метет, Скоро она все дорожки заметет, Дети встают и начинают медленно размахивать руками и качаться в разные стороны: это означает метель; они поют. 2. Запряжем мы в сани лошадей, В лес поедем за дровами поскорей, Дети делают руками быстрые движения, как будто что-то надевают и пристегивают. 3 Топорами мы ударим дружно враз,Только щепочки по лесу полетят.   Руками показывают, как происходит рубка деревьев. 4. А из леса мы тихонько пойдем. И в ладоши так пришлепывать начнем. А ногами-то притоптывать все враз. Ну, теперь мороз не страшен-то для нас. Все устали. 7. Подготовительная работа к восприятию нового произведения 2 мин А кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нем можете рассказать.  Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.): Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет Учитель: Сегодня мы знакомимся с произведением Л.Н.Толстого. Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся? О чём нам может рассказать заголовок? (о хищном льве и маленькой собачке).  История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно в далеком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что эта черта – сострадание, то есть умение чувствовать чужие страдания, сохранилась в нём до конца жизни А видел кто-нибудь, как кормят зверей в зоопарке? Так вот, раньше хищников кормили нередко бездомными животными. Послушайте, что произошло в одном из таких зоопарков.

 Работа с текстом: 1. Чтение текста «Лев и собачка» 2. Беседа по прочитанному: 7 мин. Каково ваше впечатление от рассказа? Какие чувства и мысли вызывало чтение? (Очень жалко льва и собачку. Лев умер от тоски, ведь он полюбил собачку. Он добрый - делил свое мясо с собачкой, которую вначале встретил с удивлением) В какие моменты  возникли? (Когда собачка попала в клетку, когда умерла). Прочитайте, как начинается рассказ? Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ? Что он хотел нам показать? (Что люди безжалостны).Прочитайте, как лев посмотрел на собачку, когда впервые увидел ее. (Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит.)  В чём проявилась забота льва по отношению к собачке? Почему он ее не растерзал, а заинтересовался ею? Что его удивило? Как автор относится к собачке? (Он ее любит) Какими словами он пишет о ней? (Добрыми, ласковыми).Какова же собачка? (Она добрая, этим и понравилась льву) . Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки? (Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки.) Подтвердите словами из текста. Что произошло дальше? Как вёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста. Прочитайте два последних предложения. Что вы почувствовали, читая эти строки? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясенный гибелью собачки, он пережил ее несколько дней.) Отчего лев умер? (Он не хотел оставаться один, так как потерял друга.) Печаль не вечна. Время лечит. В жизни бывает и печаль, и радость.  Посмотрите на иллюстрацию в учебнике А что бы вы подписали под этой иллюстрацией? (Дружба животных. Нам вместе очень весело)  Найдите слова, в которых Л.Н. Толстой говорит про льва и собачку как о людях. (На шестой день лев умер) . Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории? (Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них.) Какие общечеловеческие ценности открылись в этом рассказе? (Доброта, красота, любовь) Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились.

 Словарная работа:  Прочитайте правильно слова. Объясните их значение.

подле  около, близко, совсем рядом.

барин – господин, человек из привилегированного класса (помещик).

зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа.

ощетинился – поднял дыбом шерсть, щетину (когда сердится, недоволен).

9.Инсценеровка детей (диалог между львом и собачкой)

 10. Физ. минутка - упр. для глаз .  «Видят глазки всё вокруг» Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазком видеть всё дано- Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг.

11 . Итог урока Так с каким же рассказом мы сегодня познакомились? Чтобы бы вы хотели сказать автору этого рассказа? Спасибо, Лев Николаевич, за ваши добрые рассказы, за то, что Вы нас учите делать добро. Учите состраданию. Встаньте, пожалуйста. Закройте глаза.… Давайте подумаем, что произошло сегодня с нами, действительно ли мы хотим стать добрее, спросите сами себя: что я буду делать для этого? Скажите сами себе…  Откройте глаза.  «ДЕЛАЙТЕ ДОБРО ТАЙНО, И ЖАЛЕЙ, КОГДА ПРО НЕГО УЗНАЮТ, И ТЫ НАУЧИШЬСЯ ТВОРИТЬ ДОБРО…» Л.Н.ТОЛСТОЙ  Всегда помните о том, кто тебе сделал добро, будьте благородными, чуткими и отзывчивыми.  А у нас в классе есть такие ребята, которые умеют жалеть наших младших бессловесных друзей, проявляют чуткость к обиженному, могли бы защитить их в трудный момент? (приведите примеры)  Значит у вас, ребята, большое и доброе сердце. Запомните, ребята: “Всё доброе на Земле – от солнца, всё хорошее – от человека”  12. Домашнее задание. Дома я предлагаю вам стать писателями. Каждый из вас будет соавтором одной книги о доброте, которую мы создадим в классе. Каждый оформит страничку для будущей книги, выберите себе область заданий: 

Выписать из толкового словаря значение слова “ДОБРО”.

Выписать пословицы и поговорки о доброте. Выписать стихотворения о доброте. Попробуйте придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной, и запишите её. 13.Оценивание.

Просмотр содержимого документа
"Л.Н.ТОЛСТОЙ " ЛЕВ И СОБАЧКА""


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!