Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1.Мотивация к познавательной деятельности.
Здравствуйте, дети, садитесь. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Меня зовут Юлия Андреевна.
В нашем классе все друзья
Я, ты, он, она.
Улыбнёмся тем, кто слева,
Улыбнёмся тем, кто справа,
Улыбнёмся дружно мы.
Дотронулись друг друга, передали свое хорошее настроение.
|
Приветствие учителя.
|
2. Актуализация и пробные учебные действия.
Ребята, на прошлом уроке вы читали произведения устного народного творчества: прибаутки и побасёнки.
С какой целью русский народ придумывал прибаутки и побасёнки?
Оказывается, что в далеком прошлом учили уму-разуму, учили смеясь, по-доброму.
Ребята, а прибаутка, побасёнка – это стихи или проза?
Ребята, дома вы должный были наизусть выучить
Шуточные диалоги , а теперь мы с вами попробуем разыграть их. Но перед этим подумаем, какой характер у героев этих прибауток и побасёнок.
|
Все эти тексты высмеивают человеческие пороки: лень, глупость, жадность, высмеиваются шутя
Прибаутка – стихи, есть рифма, побасёнка – проза, нет рифмы
|
3. Локализация индивидуальных затруднений.
Ребята, мы с вами продолжаем знакомиться с русскими писателями и поэтами, выясним, как же авторы выражают авторское отношение к герою произведения, какие средства выражения используют.
А кто будет героем произведений писателя и поэта, вы расскажете сами, разгадав загадки.
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю
Под карнизом обитаю
Откройте учебники на с.42, прочитайте фамилию автора и название стихотворения.
Николай Михайлович Рубцов (1936-1971) – поэт, родился в январе 1936 года. Рано потерял отца и мать. С пяти лет воспитывался в различных детдомах Вологодской области. Перепробовал много профессий, служил на Северном флоте.
Писать стихи начал ещё в детстве. При его жизни были изданы лишь четыре тоненькие книжки, а после смерти поэта вышло 20 изданий, в том числе и сборники для детей.
Самостоятельно прочитайте это произведение, карандашом отмечая все непонятные для вас слова.
|
Воробей
Подвода – конная повозка. Поклажа – груз, багаж.
|
4. Построение выхода из затруднения.
От имени кого написано стихотворение?
- Какие картины рождались в вашем воображении во время чтения?
- Какие чувства вы испытывали по отношению к воробью?
- С помощью каких слов автору удалось вызвать у вас жалость к воробью?
- Определите, как надо читать это стихотворение: весело, грустно, удивлённо; быстро или медленно. Почему? После каких слов необходимо сделать паузу? Какие слова необходимо выделить логическим ударением (голосом)?
Чтение стихотворения с выражением.
|
от имени автора
|
5.Реализация построенного проекта.
Какой характер у воробья? Докажите строчками из стихотворения.
Как же Н.Рубцов относится к своему герою?
Совпадает ли ваше отношение к воробью с отношением автора?
|
последние 2 строчки, борется за жизнь, настойчивый, не злой, не вредный
сочувствует, жалеет
|
6.Обобщение во внешней речи.
Откройте стр. 43, прочитайте произведение. Отгадайте, о ком следующий рассказ.
Понравилось ли вам это произведение? Я вижу на ваших лицах улыбки. Что вызвало такое настроение?
У этого расссказа нет заголовка. Как бы вы хотели озаглавить его? Почему? А может быть, озаглавим её «Воробей»?
Как зовут главного героя рассказа?
Какой он?
Максим Горький так и назвал свою сказку. Дочитайте её самостоятельно.
Максим Горький – это псевдоним автора. Настоящая фамилия – Пешков.
Значения каких слов вам непонятно?
Чваниться – зазнаваться, гордиться. Чебурахнуться – упасть, растянуться.
Где происходит действие этого произведения? Устно попробуем нарисовать картинку.
Перечитайте только те слова, которые говорят воробьи. Что в них общего?
Этот приём в литературе называется звукоподражанием (воспроизведение природного звучания какими-нибудь напоминающими его звуками).
Он комически воспроизводит чириканье воробьёв и в то же время служит средством обрисовки характера задорного фантазёра - воробьишки.
Подумайте, что может означать слово «чив»?
Прочитайте последнее предложение. Что бы это значило?).
Физкультминутка
|
Пудик
Пудик – озорной, наивный, неопытный, забавный, любопытный. В его имени и юмор, и игра, и добрая ирония. Поэтому название «Воробей» не соответствует содержанию. Название должно быть таким же озорным, как и сам воробьишко.
Слова напоминают чириканье, во всех словах есть звук [ч']
Молодец, способный, ловкий и т.д.
(Мечта Пудика
|
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталонам.
У кого из вас есть мечта? Кто хочет о ней рассказать?
Ребята, а как вам представляется, чем может закончиться история Пудика?
|
|
8.Включение в систему знаний и повторений
Где больше авторского вымысла – в сказке М.Горького или в стихотворении Н.Рубцова. Объясните почему?
|
|
9.Рефлексия.
Наш урок подходит к концу. Давайте покажем, что он прошёл не зря.
Мы прочитали истории главными героями которых были кто? (воробьи).
Какие это герои?
Как к ним относится автор?
А ваше отношение к ним схоже с авторским или оно другое?
В чем отличие этих произведений
Какие еще произведения литературы вы знаете, героями которых являются воробьи?
Давайте вспомним, из чего состоит рассказ (завязка, кульминация, развязка).
|
|