Урок № 2 на тему «Устная и письменная речь»
Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой
Аристотель
Дата урока:
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Форма работы: интегрированный урок, урок-практикум
Цели урока:
Сформировать понятия: устная и письменная речь;
Создать условия для развития УУД: сравнивать, сопоставлять, делать выводы, продолжить развитие творческих способностей;
Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: карточки, словари Даля и Ожегова
Межпредметная связь: русская литература, история
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Слово учителя:
- Добрый день, уважаемые ребята! Я рада Вас приветствовать на уроке русского языка, уверена, что сегодня каждый из Вас результативно и продуктивно будет работать на уроке! (Запись в тетрадях, определение цели и задач) – 3 минуты
II. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний. – Стадия вызова
1.«Солнышко ассоциаций» (1 сущ., 2 прил., 3 глаг., 1 предложение) – 2 минуты
2.Словарная работа (определение темы урока и целей урока)
Салют, лиловый, оптимизм, вокзал, огромный (СЛОВО)
Слово учителя
- В нача́ле бы́ло Сло́во — первая строка Евангелия от Иоанна (Новый Завет).
3. Мозговой штурм «Для чего нужна человеку речь?» Составление кластера только глаголами
РЕЧЬ
III. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений – Стадия осмысления
1. Слово учителя
Что такое речь? Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами. Можно сказать, что язык – это “кладовая” речи, которая хранит и бережет все людское познание. А речь – это язык в действии, язык в работе. Речь бывает устная и письменная. Давайте определим, чем они различаются. Как вы думаете, какая речь появилась раньше? (Устная)
- Какая речь есть у всех народов?
- Какую роль играет письменная речь в человеческом обществе?
- Какой речью мы пользуемся чаще?
2. Работа с учебником. §2, стр.6, упр. 4.
3. Работа в тетрадях – заполнение таблицы
Устная речь — любая звучащая речь. Устную речь мы произносим и слышим.
Устная речь — первична. Она может существовать без своего письменного аналога (записанного, например, на бумаге или напечатанного в книге), а наоборот быть не может.
Большинство языков в мире никогда или только недавно приобрели письменную форму.
Письменная речь — графически зафиксированная речь (записанная или напечатанная). Письменную речь мы читаем и записываем. Письменная речь — вторична, она может быть заранее обдумана и исправлена.
Физминутка «Бабочка» (снижает напряжение в области глаз) - 1 минута
Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
4. Игра «Сила голоса» - чтение по ролям
Прочитайте диалог, учитывая окраску голоса.
- Алло! Слушаю Вас.
- Здравствуйте! Павлик дома?
-Нет. Он еще не приходил из школы.
- Понятно. Всего доброго!
спокойный – резкий
сердитый – робкий
уверенный - испуганный
IV. Итог урока, выставление оценок и их комментирование – Стадия рефлексии
Ребята, что нового Вы сегодня узнали на уроке?
Какая бывает речь? В чем их отличия и схожесть? Ответы учеников
1. Комментирование оценок – 2 минуты
2. «Синквейн» или дополнение «Солнышка» - 5 минут
V. Домашнее задание – 1 минута
§ 2, упражнение 7, стр. 7 – письменно
Сочинить сказку «Спор устной речи и письменной в стране Русского языка» - по желанию.
4