СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка на тему "Устная и письменная речь" (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок № 2 на тему «Устная и письменная речь»

Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой Аристотель Дата урока:  Тип урока: урок ознакомления с новым материалом Форма работы: интегрированный урок, урок-практикум Цели урока: 1.    Сформировать понятия: устная и письменная речь; 2.    Создать условия для развития УУД: сравнивать, сопоставлять, делать выводы, продолжить развитие творческих способностей; 3.    Воспитывать любовь к родному языку.  Оборудование: карточки, словари Даля и Ожегова Межпредметная связь: русская литература, история ХОД УРОКА I. Организационный момент Слово учителя: - Добрый день, уважаемые ребята! Я рада Вас приветствовать на уроке русского языка, уверена, что сегодня каждый из Вас результативно и продуктивно будет работать на уроке! (Запись в тетрадях, определение цели и задач) – 3 минуты II. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний. – Стадия вызова 1.«Солнышко ассоциаций» (1 сущ., 2 прил., 3 глаг., 1 предложение) – 2 минуты

2.Словарная работа (определение темы урока и целей урока) Салют, лиловый, оптимизм, вокзал, огромный (СЛОВО) Слово учителя - В нача́ле бы́ло Сло́во — первая строка Евангелия от Иоанна (Новый Завет).  3. Мозговой штурм «Для чего нужна человеку речь?» Составление кластера только глаголами

РЕЧЬ 

    Общаться     Выражать эмоции     Делиться мыслями и чувствами     Признаться     Пожаловаться     Рассмешить     Кричать     Шептать и т. д. III. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений – Стадия осмысления 1. Слово учителя Что такое речь? Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами. Можно сказать, что язык – это “кладовая” речи, которая хранит и бережет все людское познание. А речь – это язык в действии, язык в работе. Речь бывает устная и письменная.  Давайте определим, чем они различаются. Как вы думаете, какая речь появилась раньше? (Устная) - Какая речь есть у всех народов? - Какую роль играет письменная речь в человеческом обществе? - Какой речью мы пользуемся чаще? 2. Работа с учебником. §2, стр.6, упр. 4. 3. Работа в тетрадях – заполнение таблицы

РЕЧЬ Устная    Письменная      Физминутка «Бабочка» (снижает напряжение в области глаз) - 1 минута Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.) И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.) Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.) Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох). Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.) 4. Игра «Сила голоса» - чтение по ролям Прочитайте диалог, учитывая окраску голоса. - Алло! Слушаю Вас. - Здравствуйте! Павлик дома? -Нет. Он еще не приходил из школы. - Понятно. Всего доброго!     спокойный – резкий     сердитый – робкий     уверенный - испуганный IV. Итог урока, выставление  оценок и их комментирование – Стадия рефлексии •    Ребята, что нового Вы сегодня узнали на уроке? •    Какая бывает речь? В чем их отличия и схожесть? Ответы учеников 1.    Комментирование оценок – 2 минуты 2.    «Синквейн» или дополнение «Солнышка» - 5 минут V.  Домашнее задание – 1 минута •    § 2, упражнение 7, стр. 7 – письменно •    Сочинить сказку «Спор устной речи и письменной в стране Русского языка» - по желанию.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему "Устная и письменная речь" (5 класс)»

Урок № 2 на тему «Устная и письменная речь»


Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой

Аристотель

Дата урока:

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Форма работы: интегрированный урок, урок-практикум

Цели урока:

  1. Сформировать понятия: устная и письменная речь;

  2. Создать условия для развития УУД: сравнивать, сопоставлять, делать выводы, продолжить развитие творческих способностей;

  3. Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: карточки, словари Даля и Ожегова

Межпредметная связь: русская литература, история

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Слово учителя:

- Добрый день, уважаемые ребята! Я рада Вас приветствовать на уроке русского языка, уверена, что сегодня каждый из Вас результативно и продуктивно будет работать на уроке! (Запись в тетрадях, определение цели и задач) – 3 минуты

II. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.Стадия вызова

1.«Солнышко ассоциаций» (1 сущ., 2 прил., 3 глаг., 1 предложение) – 2 минуты













2.Словарная работа (определение темы урока и целей урока)

Салют, лиловый, оптимизм, вокзал, огромный (СЛОВО)

Слово учителя

- В нача́ле бы́ло Сло́во — первая строка Евангелия от Иоанна (Новый Завет).

3. Мозговой штурм «Для чего нужна человеку речь?» Составление кластера только глаголами






РЕЧЬ




  • Общаться

  • Выражать эмоции

  • Делиться мыслями и чувствами

  • Признаться

  • Пожаловаться

  • Рассмешить

  • Кричать

  • Шептать и т. д.

III. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений – Стадия осмысления

1. Слово учителя

Что такое речь? Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами. Можно сказать, что язык – это “кладовая” речи, которая хранит и бережет все людское познание. А речь – это язык в действии, язык в работе. Речь бывает устная и письменная. Давайте определим, чем они различаются. Как вы думаете, какая речь появилась раньше? (Устная)

- Какая речь есть у всех народов?

- Какую роль играет письменная речь в человеческом обществе?

- Какой речью мы пользуемся чаще?

2. Работа с учебником. §2, стр.6, упр. 4.

3. Работа в тетрадях – заполнение таблицы

Устная речь — любая звучащая речь. Устную речь мы произносим и слышим.

Устная речь — первична. Она может существовать без своего письменного аналога (записанного, например, на бумаге или напечатанного в книге), а наоборот быть не может.

Большинство языков в мире никогда или только недавно приобрели письменную форму.

Письменная речь — графически зафиксированная речь (записанная или напечатанная). Письменную речь мы читаем и записываем. Письменная речь — вторична, она может быть заранее обдумана и исправлена.









РЕЧЬ

Устная

Письменная



Физминутка «Бабочка» (снижает напряжение в области глаз) - 1 минута

Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

4. Игра «Сила голоса» - чтение по ролям

Прочитайте диалог, учитывая окраску голоса.

- Алло! Слушаю Вас.

- Здравствуйте! Павлик дома?

-Нет. Он еще не приходил из школы.

- Понятно. Всего доброго!

  • спокойный – резкий

  • сердитый – робкий

  • уверенный - испуганный

IV. Итог урока, выставление оценок и их комментирование – Стадия рефлексии

  • Ребята, что нового Вы сегодня узнали на уроке?

  • Какая бывает речь? В чем их отличия и схожесть? Ответы учеников

1. Комментирование оценок – 2 минуты

2. «Синквейн» или дополнение «Солнышка» - 5 минут

V. Домашнее задание – 1 минута

  • § 2, упражнение 7, стр. 7 – письменно

  • Сочинить сказку «Спор устной речи и письменной в стране Русского языка» - по желанию.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!