СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка. Тема: Фразеологизмы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок русского языка проводился в рамках недели учителей начальных классов. Этот урок является первым по данной теме. Дети узнают понятие "фразеологизмы". Знакомятся с наиболее часто использующимися в устной и письменной речи фразеологическими оборотами и учатся давать им объяснение. А также учатся применять в своей речи изученные фразеологизмы.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка. Тема: Фразеологизмы.»

Урок русского языка во 2 классе УМК «Начальная школа XXI века»

Тема: «Фразеологизмы»

Цель: овладение основами знаний о фразеологизмах, обогащение фразеологического запаса учеников.

Задачи:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с фразеологизмами; учить понимать значения фразеологизмов и правильно употреблять их в речи.

  2. Развивающие: развивать речь и умение работать с учебной информацией; расширять кругозор учащихся.

  3. Воспитательные: прививать интерес к родному языку; формировать коммуникативные умения при работе в парах.

Тип урока: открытие новых знаний.

Технология построения урока: проблемно – диалогическая технология

Планируемые результаты

Личностные:

- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком.

Предметные:

- познакомить учащихся с понятием «фразеологизмы», учить узнавать их в речи, выяснять, какую роль играют фразеологизмы в нашей речи;

- воспитывать культуру речи.

Метапредметные:

познавательные:

- умение извлекать информацию из текстов;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- проводить анализ, сравнение, обобщение и классификацию изученных объектов.

коммуникативные:

- строить высказывание, учитывать другое мнение и позицию договариваться, приходить к общему решению ( при работе в парах);

- формулировать собственное мнение;

регулятивные:

- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- осуществлять самоконтроль

- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

Формы работы: парная, индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, фразеологические словари, учебники, тетради учащихся, карточки для работы в парах.



Технологическая карта урока


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.


Проверка готовности к уроку. Создание эмоционального настроя урока.

Прозвенел звонок!

Начинается урок!

Встаньте прямо,

Распрямитесь,

Удивитесь,

Рассердитесь,

Улыбнитесь.

Тихо за парты садитесь.

Я приглашаю вас, дорогие ребята, и вас, уважаемые гости, на урок русского языка.

Слайд 1

Наш урок – урок секретов.

Сто вопросов – сто ответов.

Отвечай по одному,

И научишься всему!


Русский язык – необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся. Он может быть не только серьезным, но и достаточно веселым, загадочным. В этой науке скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них. Я желаю, вам ребята, удачи на уроке.

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку.
























Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять желание узнавать новое.

Регулятивные: нацелить на успешную деятельность.

Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать.



II.Актуализация знаний




Слайд 2

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Ребята, оглянитесь назад.

Кого вы видите?

Вы оглянулись назад и увидели гостей, а теперь я попрошу вас послушать отрывок из книги Корнея Ивановича Чуковского «От двух до пяти»


Слайд 3


Ребята, когда я попросила оглянуться вас назад, вы увидели наших гостей.

А почему Светлана не увидела лето, оглянувшись назад?

А вы слушали когда – нибудь такое выражение?

Что оно обозначает?

А можно ли это выражение заменить одним словом? Каким?





Запись в рабочих тетрадях числа, классной работы.

Чтение учащимися отрывка

из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти»


Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как – то странно вертеться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нету …


Отвечают на вопросы учителя.



Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний ( определять границы знания/ незнания.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: строить речевое высказывание.

III. Постановка учебной проблемы, формулирование проблемы, планирование деятельности


Знаете ли вы, как такое выражение называется в русском языке?

Слайд 4

А хотите узнать?

Слайд 5


Давайте поработаем в парах. У каждой пары на парте лежит карточка с записью необычного выражения. Ваша задача: заменить это выражение близким по значению словом. Слова – подсказки даны в карточке.


Какое слово у нас получилось?

Слышали ли вы когда – нибудь это слово?

А знаете ли вы, что оно обозначает?

Хотите узнать?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.


Слайд 6

Может у вас возникли вопросы по этой теме? Попробуйте сформулировать цели урока.

У нас возник первый вопрос: что такое фразеологизм?

Как вы думаете, где проще всего найти на него ответ?

( В учебнике в рубрике «Тайны языка» стр. 103)

Откроем эту страницу и найдем нужную нам информацию.

Ребята, я решила найти в словарях толкование этого слова. И вот что у меня получилось.

Слайд 7 ( определения фразеологизма)

Ребята, для сегодняшнего урока наш друг Знайка приготовил вот такой фразеологизм.

Слайд 8

Как вы понимаете значение этого фразеологизма?

(Медведь на ухо наступил (Человек, который не имеет музыкального слуха.)

Ребята, с помощью какого источника мы сможем проверить, правильно ли мы определили значение этого фразеологизма?

(фразеологический словарь)

Посмотрите, какие фразеологические словари есть в нашей библиотеке. Давайте воспользуемся одним из них.

(один ученик читаем значение фразеологизма «Медведь на ухо наступил»)

Знайка интересуется, что будет с фразеологизмом, если из него выбросить одно слово или заменить другим.

Давайте попробуем это сделать.

Что произошло?

(изменился смысл фразеологизма, когда ввели новое слово)

Поэтому и говорят, что фразеологизм это устойчивое или постоянное сочетание слов.

Давайте посмотрим, какой вывод нам написал Знайка.

Слайд 9

Давайте прочитаем, что по этому вопросу говорит наш учебник в рубрике «Тайны языка» на стр. 106.

Слайд 10

Динамическая пауза

Давайте немного отдохнём. Попробуем пантомимой (движение тела) и мимикой показать, к какому животному относится тот или иной фразеологизм.

Работая в парах, учащиеся растолковывают смысл фразеологических единиц.

Карточки для работы с фразеологизмами: пальчики оближешь; рукой подать; точить лясы; водить за нос; бить баклуши; сломя голову; как снег на голову; засучив рукава; забот полон рот; кот наплакал; ломать голову; семи пядей во лбу.

Расшифровав слово, учащиеся формулируют тему урока: фразеологизмы и цели урока:

1. Узнать, что такое фразеологизмы.

2. Определять, какую роль они выполняют в нашей речи.

3. Научиться объяснять значения фразеологизмов.




Учащиеся отвечают на вопросы учителя.




Работа по учебнику рубрика «Тайны языка» стр. 103. Чтение определения.





Ребята знакомятся с фразеологическими словарями.




Высказывания учащихся.


Работая с фразеологизмом от Знайки делают вывод: если заменить слово во фразеологизме другим словом, то изменится смысл выражения














Учащиеся изображают поведение животных пантомимой и мимикой.

Голоден, как …. (волк)

Хитёр, как … (лис)

Труслив, как … (заяц)

Надут, как … (индюк)

Неповоротлив, как … (медведь)

Упрям, как …. (ишак)

Здоров, как … (бык)

Колюч, как …(еж)

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и

формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные

цели урока.

Познавательные: извлекают

необходимую информацию

из учебника; дополняют и

расширяют имеющиеся знания; самостоятельно предполагают, какая информация нужна для учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников; отделяют новое от известного; выделяют главное.

Личностные: проявляют готовность к сотрудничеству.


IV.Закрепление знаний




































































VI. Домашнее задание



Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее выразительной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее и ярче человек может выражать свои мысли.

Как вы думаете, много ли можно использовать фразеологизмов в речи?

Давайте побываем в гостях у одного сказочного героя и проверим это на деле. Уж он-то точно часто использует их в своей речи.


Слайд 11

Узнали ли вы автора текста?



Слайд 12

Давайте поэкспериментируем с незнайкиным текстом и заменим подчеркнутые фразеологизмы обычными словами. Воспользуйтесь словами – подсказками, которые даны ниже. Над этим заданием поработайте парами.

Сначала записываете каждый в своей тетради фразеологизм, затем, посоветовавшись друг с другом, записываете рядом – значение фразеологизма.


Слайд 13

Прочитаем ещё раз текст Незнайки.

А теперь текст, который у вас получился.

Чей текст вам кажется более интересным, необычным?

А чей текст оказался более понятливым?

Стоит ли употреблять в речи фразеологизмы?

Нужно ли перенасыщать нашу речь фразеологизмами?

Какой совет – пожелание вы хотели бы дать Незнайке?

Слайд 14


Попробуем применить знания, полученные вами на уроке в тестовом задании.

Работая в тетрадях, каждый выполняет это задание самостоятельно.


Слайд 15


ТЕСТ

Выбери правильный ответ, запиши в тетрадь.

1. Фразеологизм – это ….

а) сочетание слов

б) устойчивое сочетание слов

2. Определи фразеологизм

а) золотые часы

б) золотые руки

3. Труслив, как …

а) заяц

б) баран

4. Что значит «за тридевять земель»?

а) близко

б) далеко

5. У него зимой снега не выпросишь

а) щедрый

б) жадный







Слайд 16 Домашнее задание

Записать 2 – 3 фразеологизма, которыми часто пользуются в вашей семье и написать их значение.

Дополнительно:

Предлагаю проникнуть в тайны истории, и подготовить информацию о появлении в нашей речи любого фразеологизма.

Чтобы вам было понятно, как выполнить дома дополнительную часть задания, посмотрите на экран.


Слайд 17


Попробуйте объяснить значение этих фразеологизмов.

Ребята, давайте мысленно перенесемся в прошлое и узнаем, как появились эти фразеологизмы.








Учащиеся читают текст, определяют автора текста, работая в парах, находят фразеологизмы и выписывают их в тетрадь, и заменяют их обычными словами, находя их в словах для справок.


Чей это текст?


Я проснулся ни свет, ни заря, на душе кошки скребут. Пошёл в мастерскую к Винтику, долго бил баклуши. Вернулся ни жив, ни мёртв. Съел с горем пополам шесть котлет и пил томатный сок в час по чайной ложке. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин, метал молнии, велел зарубить на носу, что руки моют пред едой перед едой. А мне хоть кол на голове теши – я всё ни в зуб ногой.

Слова – подсказки: рано, не понимаю, неожиданно, безразлично, злился, плохое настроение, уставший, еле – еле, запомнить, бездельничал, очень долго.


Проверяют выполненную работу.


Я проснулся рано, плохое настроение . Пошёл в мастерскую к Винтику, долго бездельничал . Вернулся уставший. Съел еле – еле шесть котлет и пил томатный сок очень долго. Тут как неожиданно свалился Пилюлькин, злился, велел запомнить, что руки моют пред едой перед едой. А мне безразлично – я всё не понимаю.


Дают совет Незнайке:

Незнайка, не перенасыщай текст фразеологизмами, иначе он станет непонятен окружающим!
















Индивидуальная работа учащихся. Применение нового знания в тестовом задании и проверка результатов.

















Учащиеся объясняют значения фразеологизмов «Спустя рукава» и «засучив рукава»


Слушают сообщение ученика

Чтобы подготовить это сообщение, я воспользовался фразеологическим словарём и интернет источником. И вот, что я узнал про эти фразеологизмы.

Выражение « спустя рукава» и «засучив рукава» зародились в те далёкие времена, когда русские люди носили одежду с длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были длиннее на 40 см. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами – будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что – нибудь лениво, медленно, нехотя, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их и засучивать не надо.


Записывают домашнее задание в дневник.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; работая в парах, договариваться и приходить к общему решению; работая в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя)

Регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль.

Предметные: наблюдать за значением фразеологизмов.

VI.Рефлексия деятельности


Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

Что было главным на уроке?

Какое задание для вас оказалось самым трудным?

Оцените себя, выбрав, подходящий именно для вас фразеологизм и запишите его в тетрадь.


Слайд 18

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ


Я работал(а):

в поте лица

спустя рукава

засучив рукава


Русский язык очень богат фразеологизмами. Они прекрасное украшение нашей речи. Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы, но не злоупотребляйте ими.

Слайд 19

Спасибо за сотрудничество!



Высказывают свое мнение. Оценивают собственную учебную деятельность.

Личностные: проводить самооценку собственной учебной деятельности.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено на уроке и что нужно еще усвоить.




Литература:


ГОВОРЯТ ДЕТИ. Из книги Корнея Чуковского "От двух до пяти". Продолжение / Детский юмор / Ах! Детки http://ahdetki.ru/humor/2012/03/21/govoryat-deti-iz-knigi-korneya-chukovskogo-ot-dvuh-do-pyati-prodolzhenie.html#ixzz3vWz8rXJq


Текст с фразеологизмами http://sprashivalka.com/tqa/q/3203780


Русский язык. В 2 частях Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Под ред. Иванова С.В.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!