СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка для 6 класса "Источники фразеологизмов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен подробный план урока русского языка по теме "Фразеологизмы" для 6 класса

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка для 6 класса "Источники фразеологизмов"»

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Учитель: Ларина Т.А.

Автор УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. «Русский язык. 6 класс»



Тема

Фразеология. Источники фразеологизмов. Урок 2

Тип урока

Урок общеметодической направленности

Цели урока

Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов»

Задачи урока

Развить умение формулировать определение понятий, формировать умение использовать фразеологизмы в речи, развить умение определять этимологию фразеологизмов, обогащать словарный запас обучающихся, развивать навыки лингвистического анализа, работы с толковыми словарями

Планируемые результаты

Предметные

- иметь представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества;

- понимать определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования;

-владеть видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщений, владеть разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно использовать лексику; применять при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета);

-уместно пользоваться внеязыковыми средствами, основами научных знаний о родном языке, понимать взаимосвязи его уровней и единиц

Личностные

- понимать, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознавать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования;

-осознавать эстетическую ценность русского языка, проявлять уважительное отношение к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывать потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры;

- иметь достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Метапредметные

- научиться самостоятельно определять цели своего обучения;

- научиться соотносить свои действия с планируемыми результатами ;

- научиться организовывать учебное сотрудничество.

Универсальные учебные действия

Познавательные

- владеть всеми видами речевой деятельности (понимать информацию устного сообщения, владеть разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекать информацию из различных источников, проявлять способность к преобразованию, сохранению и ее передаче);

-применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявлять умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

Регулятивные

- принимать и сохранять цели учебной деятельности, определять последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

Коммуникативные

-владеть коммуникативно-целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения;

-проявлять способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Технологии

информационно-коммуникативные, здоровье сберегающие,

игровые, технология развития критического мышления.


Содержание урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые умения

I.Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.

Проверяют готовность к уроку

Личностные УУД:

- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Регулятивные УУД:

- проявлять способность к мобилизации сил и энергии;

способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий

Познавательные УУД:

- развитие мотивации к овладению русским языком

Коммуникативные УУД:

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

II. Лингвистический словарный диктант.



1. Закончите предложения

1) Многозначные слова, синонимы, омонимы, антонимы, фразеологизмы составляют …

2) Тот смысл, который есть у слова, – это его …

3) Раздел науки, изучающий устойчивые сочетания слов, называется …

4) Синоним слова языкознание – …

5) Язык, имеющий единые нормы произношения, написания и употребления, – это …

– Что объединяет все записанные слова?

– Обозначьте орфограммы в них.


На слайде представлены слова: богатство языка, лексическое значение, фразеология, лингвистика, литературный язык.


Записывают в тетради

1)богатство языка


2)лексическое значение

3)фразеологией


4)лингвистика

5)литературный язык





Самопроверка

Личностные УУД:

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

Регулятивные УУД:

- владеть основами самоконтроля, принятия решения в учебной ситуации и нести за него ответственность

Познавательные УУД

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы

Коммуникативные УУД

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

-умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

-формулировать и аргументировать свою точку зрения

Предметные УУД:

-развивать умение понимания высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждение на лингвистическую тему

III. Мотивирующее введение в тему урока.


– Все вы слышали и знаете фразеологизм попасть впросак. Вспомните, что он обозначает.



– Но, оказывается, такое значение появилось у фразеологизма не случайно. Истоки его – в быту старых русских прядильщиков, канатных мастеров. Просак – это канатный станок, на котором в старину сучили верёвки. Он представлял собой сложную сеть верёвок, тянувшихся от прядильного колеса до саней, где они скручивались. Этот стан располагался обычно на улице и занимал значительное пространство. Для прядильщика попасть в такой стан одеждой или бородой означало лишиться и того и другого (что выглядело неловко), а порой и жизни (было опасно). С исчезновением таких станков забылось и прямое значение оборота.

– Как вы думаете, какова будет тема урока? Сформулируйте цели и задачи урока.




На слайде записана тема урока.

Отвечают:

- Попадать в затруднительное, неловкое или смешное положение.)












Отвечают:

- История (происхождение) фразеологизмов.

Записывают тему урока в тетрадях. Формулируют цели и задачи урока

Личностные УУД:

- формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности

Регулятивные УУД:

- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей

Познавательные УУД:

- объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения

Коммуникативные УУД:

- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Предметные УУД:

-развивать навыки восприятия на слух информации

IV. Актуализация и углубление изученного.


1. Учебник. Стр. 84-85 – знакомство с историей фразеологизмов в режиме ознакомительного чтения.

Работа по вопросам стр. 86 после статьи, содержащей информацию о происхождении и толковании фразеологизмов.

-- Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются фразеологизмы?




– Как называются специальные словари, из которых можно узнать об истории фразеологизмов?


--Какие сочетания слов называют фразеологизмами?






--О чем можно узнать во фразеологическом словаре?







2. Проверка домашнего задания (в классе необходимо иметь на уроке 1–2 фразеологических словаря).


– Приведите примеры фразеологизмов с разными значениями, указанными в упр. 144








– Историю каких фразеологизмов вы могли бы рассказать? (Возможно, ученики при работе выяснили первичное, исконное значение фразеологизмов; если такая работа самостоятельно дома проведена не была, учитель может попросить найти во фразеологическом словаре значение отдельных фразеологизмов – попасть в переплёт, без сучка, без задоринки и др.)


Чтение статьи в учебнике



Отвечают на вопросы

Фразеология – раздел науки, в котором изучаются фразеологизмы.


Фразеологические словари



Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.


Во фразеологическом словаре можно узнать о значении и происхождении фразеологизма







Отвечают:

- Кусок в горло не идет (говорим, когда от каких-то сильных переживаний пропадает аппетит и настроение)

- Потерять голову (растеряться, не знать, как поступить)

Работа с фразеологическим словарем

Личностные УУД:

- формирование знания о взаимосвязи русского языка с культурой и историей России и мира, сознания того, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования;

-осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры;

Регулятивные УУД:

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

-осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

Познавательные УУД

- пользоваться разными видами чтения (ознакомительное, изучающее чтение), опираясь на механизмы и приёмы читательской деятельности.

- анализировать, обобщать, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств

Предметные УУД:

-научиться читать и понимать содержание словарной статьи

Физкультминутка

Упражнения для снятия утомления мышц туловища



V. Развитие учебно­языковых и речевых умений.


Упр. 151 – развивается умение группировать фразеологизмы по происхождению (в соответствии с профессиональной деятельностью).

Выполняется в парах. Обсуждение коллективное.

Можно привлечь желающих к работе со словарями или (при наличии возможностей) в Интернете для выяснения происхождения наиболее интересных фразеологизмов.


На слайде записано начало фразеологизма – развивается умение воспроизводить фразеологизмы по заданному началу, правильно оформлять их на письме.

Выполняется письменно (можно по вариантам, рядам и т.п.).

Важно, чтобы все фразеологизмы были произнесены вслух, запечатлены в памяти.









Работа с текстом. упр. 153 – выявление информации о происхождении фразеологизма «от доски до доски»


Работа в режиме самостоятельного ознакомительного чтения (про себя). Выполняется устно.


2) Игра «Составим газету»

Предлагает составить заметку в газету.

Газета-альманах

После того как все заметки будут готовы, учитель склеивает их в одну (шапка – верхний левый угол – заготовлена учителем заранее). Получается газета-альманах «Люди говорят…».







Люди говорят…

… о голове

… о руках

… о воде

… о хлебе

… о каше

… о жизни

… о собаках

… о земле



П. Упр. 22 – установление соответствий английских и русских фразеологизмов.

Упр. 24 – развитие творческих способностей – сочинение сказки с использованием опорных фразеологизмов-антонимов.


Выполняют упражнение в парах

Обсуждение









Записывают фразеологизм полностью

(манна) небесная

(тришкин) кафтан

(войти) в роль

(набрать в) рот воды

(как с гуся) вода

(как белка) в колесе

(стреляный) воробей

(авгиевы) конюшни

(тертый) калач

(мутить) воду



Самостоятельная работа. Учебник упр. 153









Класс делится на 8 групп. Каждая группа вытягивает карточку с темой (вода, хлеб, земля, каша, голова, рука, собака, жизнь), по которой должна будет выпустить газету. Затем учащиеся подбирают фразеологизмы на выбранную тему, примеры их употребления и творчески (рисунок, стихотворение, ребусы и т. д.) отображают эту информацию в своей газете



Личностные результаты

-формирование чувства красоты и выразительности русского слова, его богатых возможностей, интереса к изучению языка, истории отдельных слов и выражений, стремления к речевому совершенствованию

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять цели учебной деятельности, определять последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

Познавательные УУД:

- объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения

Коммуникативные УУД:

- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Предметные УУД:

-формировать навыки лингвистического анализа текста с фразеологизмами

VI. Итог урока. Рефлексия

– Прочитайте ключевые слова урока. Хотя язык имеет для нас едва ли не наибольшую ценность из всех органов и частей лица и тела, но большинство фразеологизмов о нем имеют негативное значение. Язык подводят болтливость, несдержанность, недобрые пожелания. Итак, фразеологизмы со словом язык в русском языке носят в основном критический характер по отношению к нему.

- Дополните этот список ключевых слов фразеологизмами о языке.









– Что бы вам ещё хотелось узнать о фразеологизмах?


Заключительное слово учителя:

- Мне бы хотелось закончить урок фразеологизмом известного русского писателя Александра Сергеевича Грибоедова: «Злые языки страшнее пистолета»


– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Взаимооценка.

– Кто успешно справился с заданиями? Отметьте «приращение» своих достижений.

– Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?


Слушают учителя







Вспоминают фразеологизмы со словом язык

Болтать языком, чесать языком, язык хорошо подвешен, давать волю языку, мозоль на языке натрешь, язык без костей.





Ответы учеников

Личностные УУД:

-формирование осознания эстетической ценности русского языка, уважительного отношения к родному языку, гордости за него,

стремления к речевому самосовершенствованию, потребности в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры;

- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Регулятивные УУД:

- соотносить цели и результаты своей деятельности.

- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные УУД:

- применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявлять умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

Предметные УУД:

-научиться различать единицы языка, определять, какую роль играют фразеологизмы в русском языке.

VII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.


На выбор:

  1. Упр. 152 (сообщение о фразеологизме)

  2. Упр. 154(узнать фразеологизм по рисунку и найти информацию о значении в фразеологическом словаре)

  3. Найти и выполнить сравнительный анализ английских и русских фразеологизмов (общее значение выбирают учащиеся самостоятельно)



Личностные УУД:

-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Регулятивные УУД:

-восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

Познавательные УУД:

-творческая переработка изученной информации;

-поиск в традиционных источниках и в сети Интернет информации

Предметные УУД:

-развивать умение понимания высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждение на лингвистическую тему




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!