Учитель: Ларина Т.А.
Автор УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. «Русский язык. 6 класс»
Тема | Фразеология. Источники фразеологизмов. Урок 2 |
Тип урока | Урок общеметодической направленности |
Цели урока | Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов» |
Задачи урока | Развить умение формулировать определение понятий, формировать умение использовать фразеологизмы в речи, развить умение определять этимологию фразеологизмов, обогащать словарный запас обучающихся, развивать навыки лингвистического анализа, работы с толковыми словарями |
Планируемые результаты |
Предметные | - иметь представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; - понимать определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; -владеть видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщений, владеть разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно использовать лексику; применять при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета); -уместно пользоваться внеязыковыми средствами, основами научных знаний о родном языке, понимать взаимосвязи его уровней и единиц |
Личностные | - понимать, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознавать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; -осознавать эстетическую ценность русского языка, проявлять уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывать потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры; - иметь достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; - проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Метапредметные | - научиться самостоятельно определять цели своего обучения; - научиться соотносить свои действия с планируемыми результатами ; - научиться организовывать учебное сотрудничество. |
Универсальные учебные действия |
Познавательные | - владеть всеми видами речевой деятельности (понимать информацию устного сообщения, владеть разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекать информацию из различных источников, проявлять способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); -применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявлять умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; |
Регулятивные | - принимать и сохранять цели учебной деятельности, определять последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; |
Коммуникативные | -владеть коммуникативно-целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; -проявлять способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме |
Технологии | информационно-коммуникативные, здоровье сберегающие, игровые, технология развития критического мышления. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые умения |
I.Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу. | Проверяют готовность к уроку | Личностные УУД: - формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Регулятивные УУД: - проявлять способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий Познавательные УУД: - развитие мотивации к овладению русским языком Коммуникативные УУД: -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
II. Лингвистический словарный диктант. | 1. Закончите предложения 1) Многозначные слова, синонимы, омонимы, антонимы, фразеологизмы составляют … 2) Тот смысл, который есть у слова, – это его … 3) Раздел науки, изучающий устойчивые сочетания слов, называется … 4) Синоним слова языкознание – … 5) Язык, имеющий единые нормы произношения, написания и употребления, – это … – Что объединяет все записанные слова? – Обозначьте орфограммы в них. На слайде представлены слова: богатство языка, лексическое значение, фразеология, лингвистика, литературный язык. | Записывают в тетради 1)богатство языка 2)лексическое значение 3)фразеологией 4)лингвистика 5)литературный язык Самопроверка | Личностные УУД: -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; Регулятивные УУД: - владеть основами самоконтроля, принятия решения в учебной ситуации и нести за него ответственность Познавательные УУД - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы Коммуникативные УУД -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; -умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; -формулировать и аргументировать свою точку зрения Предметные УУД: -развивать умение понимания высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждение на лингвистическую тему |
III. Мотивирующее введение в тему урока. | – Все вы слышали и знаете фразеологизм попасть впросак. Вспомните, что он обозначает. – Но, оказывается, такое значение появилось у фразеологизма не случайно. Истоки его – в быту старых русских прядильщиков, канатных мастеров. Просак – это канатный станок, на котором в старину сучили верёвки. Он представлял собой сложную сеть верёвок, тянувшихся от прядильного колеса до саней, где они скручивались. Этот стан располагался обычно на улице и занимал значительное пространство. Для прядильщика попасть в такой стан одеждой или бородой означало лишиться и того и другого (что выглядело неловко), а порой и жизни (было опасно). С исчезновением таких станков забылось и прямое значение оборота. – Как вы думаете, какова будет тема урока? Сформулируйте цели и задачи урока. На слайде записана тема урока. | Отвечают: - Попадать в затруднительное, неловкое или смешное положение.) Отвечают: - История (происхождение) фразеологизмов. Записывают тему урока в тетрадях. Формулируют цели и задачи урока | Личностные УУД: - формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности Регулятивные УУД: - умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей Познавательные УУД: - объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения Коммуникативные УУД: - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Предметные УУД: -развивать навыки восприятия на слух информации |
IV. Актуализация и углубление изученного. | 1. Учебник. Стр. 84-85 – знакомство с историей фразеологизмов в режиме ознакомительного чтения. Работа по вопросам стр. 86 после статьи, содержащей информацию о происхождении и толковании фразеологизмов. -- Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются фразеологизмы? – Как называются специальные словари, из которых можно узнать об истории фразеологизмов? --Какие сочетания слов называют фразеологизмами? --О чем можно узнать во фразеологическом словаре? 2. Проверка домашнего задания (в классе необходимо иметь на уроке 1–2 фразеологических словаря). – Приведите примеры фразеологизмов с разными значениями, указанными в упр. 144 – Историю каких фразеологизмов вы могли бы рассказать? (Возможно, ученики при работе выяснили первичное, исконное значение фразеологизмов; если такая работа самостоятельно дома проведена не была, учитель может попросить найти во фразеологическом словаре значение отдельных фразеологизмов – попасть в переплёт, без сучка, без задоринки и др.) | Чтение статьи в учебнике Отвечают на вопросы Фразеология – раздел науки, в котором изучаются фразеологизмы. Фразеологические словари Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. Во фразеологическом словаре можно узнать о значении и происхождении фразеологизма Отвечают: - Кусок в горло не идет (говорим, когда от каких-то сильных переживаний пропадает аппетит и настроение) - Потерять голову (растеряться, не знать, как поступить) Работа с фразеологическим словарем | Личностные УУД: - формирование знания о взаимосвязи русского языка с культурой и историей России и мира, сознания того, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; -осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры; Регулятивные УУД: - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, -осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией Познавательные УУД - пользоваться разными видами чтения (ознакомительное, изучающее чтение), опираясь на механизмы и приёмы читательской деятельности. - анализировать, обобщать, строить рассуждения. Коммуникативные УУД - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств Предметные УУД: -научиться читать и понимать содержание словарной статьи |
Физкультминутка | Упражнения для снятия утомления мышц туловища | | |
V. Развитие учебноязыковых и речевых умений. | Упр. 151 – развивается умение группировать фразеологизмы по происхождению (в соответствии с профессиональной деятельностью). Выполняется в парах. Обсуждение коллективное. Можно привлечь желающих к работе со словарями или (при наличии возможностей) в Интернете для выяснения происхождения наиболее интересных фразеологизмов. На слайде записано начало фразеологизма – развивается умение воспроизводить фразеологизмы по заданному началу, правильно оформлять их на письме. Выполняется письменно (можно по вариантам, рядам и т.п.). Важно, чтобы все фразеологизмы были произнесены вслух, запечатлены в памяти. Работа с текстом. упр. 153 – выявление информации о происхождении фразеологизма «от доски до доски» Работа в режиме самостоятельного ознакомительного чтения (про себя). Выполняется устно. 2) Игра «Составим газету» Предлагает составить заметку в газету. Газета-альманах После того как все заметки будут готовы, учитель склеивает их в одну (шапка – верхний левый угол – заготовлена учителем заранее). Получается газета-альманах «Люди говорят…».
Люди говорят… | … о голове | … о руках | … о воде | … о хлебе | … о каше | … о жизни | … о собаках | … о земле | П. Упр. 22 – установление соответствий английских и русских фразеологизмов. Упр. 24 – развитие творческих способностей – сочинение сказки с использованием опорных фразеологизмов-антонимов. | Выполняют упражнение в парах Обсуждение
Записывают фразеологизм полностью (манна) небесная (тришкин) кафтан (войти) в роль (набрать в) рот воды (как с гуся) вода (как белка) в колесе (стреляный) воробей (авгиевы) конюшни (тертый) калач (мутить) воду
Самостоятельная работа. Учебник упр. 153
Класс делится на 8 групп. Каждая группа вытягивает карточку с темой (вода, хлеб, земля, каша, голова, рука, собака, жизнь), по которой должна будет выпустить газету. Затем учащиеся подбирают фразеологизмы на выбранную тему, примеры их употребления и творчески (рисунок, стихотворение, ребусы и т. д.) отображают эту информацию в своей газете
| Личностные результаты -формирование чувства красоты и выразительности русского слова, его богатых возможностей, интереса к изучению языка, истории отдельных слов и выражений, стремления к речевому совершенствованию Регулятивные УУД: - принимать и сохранять цели учебной деятельности, определять последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; Познавательные УУД: - объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения Коммуникативные УУД: - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Предметные УУД: -формировать навыки лингвистического анализа текста с фразеологизмами |
VI. Итог урока. Рефлексия | – Прочитайте ключевые слова урока. Хотя язык имеет для нас едва ли не наибольшую ценность из всех органов и частей лица и тела, но большинство фразеологизмов о нем имеют негативное значение. Язык подводят болтливость, несдержанность, недобрые пожелания. Итак, фразеологизмы со словом язык в русском языке носят в основном критический характер по отношению к нему. - Дополните этот список ключевых слов фразеологизмами о языке. – Что бы вам ещё хотелось узнать о фразеологизмах? Заключительное слово учителя: - Мне бы хотелось закончить урок фразеологизмом известного русского писателя Александра Сергеевича Грибоедова: «Злые языки страшнее пистолета» – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Взаимооценка. – Кто успешно справился с заданиями? Отметьте «приращение» своих достижений. – Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок? | Слушают учителя Вспоминают фразеологизмы со словом язык Болтать языком, чесать языком, язык хорошо подвешен, давать волю языку, мозоль на языке натрешь, язык без костей. Ответы учеников | Личностные УУД: -формирование осознания эстетической ценности русского языка, уважительного отношения к родному языку, гордости за него, стремления к речевому самосовершенствованию, потребности в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры; - формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью Регулятивные УУД: - соотносить цели и результаты своей деятельности. - вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Познавательные УУД: - применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявлять умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; Предметные УУД: -научиться различать единицы языка, определять, какую роль играют фразеологизмы в русском языке. |
VII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания. | На выбор: Упр. 152 (сообщение о фразеологизме) Упр. 154(узнать фразеологизм по рисунку и найти информацию о значении в фразеологическом словаре) Найти и выполнить сравнительный анализ английских и русских фразеологизмов (общее значение выбирают учащиеся самостоятельно) | | Личностные УУД: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности Регулятивные УУД: -восприятие, осмысление, запоминание учебного материала Познавательные УУД: -творческая переработка изученной информации; -поиск в традиционных источниках и в сети Интернет информации Предметные УУД: -развивать умение понимания высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждение на лингвистическую тему |