Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку (отсутствующие, наличие письменных принадлежностей, «Спасителей дневника»). -Здравствуйте! Сегодня не совсем обычный урок. У нас гости. Постараемся, чтобы они были без ума от нас. Я надеюсь, на уроке не будет тех, кто захочет плевать в потолок, работать спустя рукава. Мы будем шевелить мозгами, работать бок о бок, душа в душу, плечом к плечу, не покладая рук. И зададим всем жару! Ведь мы семи пядей во лбу, стреляные воробьи, тертые калачи! Сегодня я задам вам жару, буду ставить в тупик, обводить вокруг пальца, чтобы вы заткнули всех за пояс. Моя речь не показалась вам странной? В чем вы видите эту странность? Какие слова вызвали ваш интерес? Как их называют? Как вы думаете, случайно ли я их использовала? О чем пойдет речь на уроке? Да, действительно, в центре внимания сегодня будут фразеологизмы. Что же мы должны узнать на уроке? Каковы его цели? Узнать, что такое фразеологизмы, чем отличаются от свободных словосочетаний, группы фразеологизмов по происхождению, роль в языке. Краткая запись делается на доске сбоку. Что такое? Чем отличаются от свободных словосочетаний? Откуда? Для чего? В конце урока нужно вернуться к целям, подвести итоги, выяснить, достигнуты ли они. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку Слушают учителя, обращают внимание на необычные выражения, использованные в речи учителем Отвечают на вопросы, определяют тему урока Формулируют под руководством учителя цели урока | Метапредметные: регулятивные: осуществлять самоконтроль коммуникативные: слушать и понимать речь других; личностные: положительное отношение к обучению; познавательные: осознавать познавательную задачу |
Актуализация и пробное учебное действие Выявление затруднений | Итак, цели мы перед собой поставили. Постараемся не ударить в грязь лицом и выполнить их. Чтобы не сбиться с пути, предлагаю двигаться вперед по определенному плану. Внесите оценки в листы. Кроме того, мы можем обратиться к «Спасителю дневника». Сегодня опорный конспект мы сделаем вместе (всемером хорошо и батьку бить), заполнив таблицу «Отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний», восстановив схему «Источники фразеологизмов», приведя примеры фразеологизмов, поработав с электронным тренажером. Обратимся к слайду. Вы видите два ряда слов: свободные словосочетания и фразеологизмы. Можете вы сразу сказать, в чем их отличие? Тогда предлагаю перейти к работе с опорным конспектом. Обратимся к таблице. Раздаются опорные конспекты. Далее ведется пошаговая работа по заполнению опорного конспекта. ШАГ 1. Работа с таблицей «Отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний». Используется презентация. Шаг 2. Работа с таблицей «Источники фразеологизмов». Используется учебник (с.49). | Вносят оценки за классную и домашнюю работу. Работают с таблицей, с презентацией Заполняют таблицу, отвечая на вопросы, проводя сравнение Работают с учебником, составляя схему | регулятивные: осуществлять контроль правильности ответов обучающихся, дополнять, уточнять высказывания по существу полученного знания познавательные: выделять существенную информацию из прослушанного, анализировать коммуникативные: взаимодействовать с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме, слушать и понимать речь других предметные: знать отличительные признаки фразеологизмов и свободных словосочетаний; источники фразеологизмов |
Построение проекта выхода из затруднения | Итак, мы уже знаем, в чем отличие фразеологизмов и свободных словосочетаний, источники фразеологизмов. Теперь нас ждет практическая работа, работа с электронным тренажером ШАГ 3 (цель: установить соответствия между фразеологизмами и их значениями). С тренажером мы справились одной левой, теперь нам предстоит более сложная работа. Мы будем подбирать синонимы (учащиеся вспоминают определение). Практическая работа у доски (подбор синонимов) ШАГ 4 Хоть пруд пруди - куры не клюют. Кто во что горазд – кто в лес, кто по дрова. Ни рыба ни мясо – ни то ни сё. Рукой подать – в двух шагах. С пустыми руками – несолоно хлебавши. А сейчас вам предстоит работа в парах, подбирать вы будете антонимы (учащиеся вспоминают определение). ШАГ 5 На вес золота – грош цена. Песок сыплется – молоко на губах не обсохло. Профессор кислых щей – мастер на все руки. Засучив рукава – спустя рукава. Душа в душу – как кошка с собакой. ЗАПИСИ ДЕЛАЮТСЯ В ТЕТРАДИ Теперь поменяйтесь карточками с соседями по парте, проверьте ответы. Внесите оценки в листы. | Работают с тренажером, указывают значения фразеологизмов Подбирают синонимы, находят соответствия Работают в парах, находят соответствия. Осуществляют взаимопроверку, вносят оценки в листы | коммуникативные: взаимодействовать со сверстниками и учителем познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы предметные: подбирать синонимы, знать определение термина предметные: подбирать антонимы, знать определение термина регулятивные: осуществлять взаимопроверку |
| Выставляет оценки за работу на уроке. Обучающиеся вносят их в оценочные листы. -Ребята, начиная урок, мы поставили цели. Давайте выясним, все ли цели достигнуты? Возвращается к целям, обозначенным на доске сбоку. Подводятся итоги. Обращает внимание детей на самоанализ. Своей работой на уроке я… Урок показался мне… Материал урока мне был… Мне было сложно… Домашнее задание раздается на листках. Учитель поясняет, как его выполнить. Задание дифференцированное. | Подсчитывают средний балл, вносят в графу «Оценка за урок». Делают выводы, подводят итоги. Делают самоанализ, продолжая предложения Записывают задание | регулятивные: осуществлять самомопроверку познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы регулятивные: осуществлять самоанализ |