Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
I этап Вызова |
Орг. момент, мотивация к учебной деятельности, целеполагание. ( 1-2 мин.) | - Урок русского языка сегодня необычный. К нам на урок пришли гости. Повернитесь к гостям и ещё раз поздоровайтесь с ними. - Работа с высказыванием Л. Н. Толстого. | Приветствие учащихся. Учитель: Этот урок мне хотелось бы начать со слов русского писателя Л. Толстого. СЛАЙД 1. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не только памятью. - Как вы понимаете это высказывание? - Так что же нам предстоит сделать, чтобы добыть знания? - Зачем нам нужны знания, полученные на уроках? - Я желаю на уроке вам удачи И успешности в придачу! | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. - Лучше запоминается информация не в готовом виде, а когда ученик сам участвует в открытии нового знания, обдумывает, пропускает знания через свои мысли. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание Доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. Обоснование собственного мнения. Целеполагание. Планирование учебного сотрудничества |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (5-6 мин.) | Актуализация знаний. | Фронтальная работа. - Что такое синонимы? - Какую роль они играют в нашей речи? СЛАЙД 2. Найди пары синонимов и соедини их линиями. Приятель воин Противник друг Солдат враг Шагать горе Красный идти Печаль труд Работа алый - Что такое антонимы? - Какую роль они играют в нашей речи? СЛАЙД 3.Устно подбери антонимы к словам. Горе – Свет – Конец - Жара – Индивидуальная работа. - Найдите в стихотворении фразеологизм, подчеркните его одной чертой и расшифруйте. - Какой фразеологизм подчеркнули и как его расшифровали. - Задание выполняли одно. А ответы получились разные. Почему не удалось прийти к единому мнению? | Фронтальная работа Отвечают на вопросы, находят пары синонимов и устно подбирают к словам антонимы, объясняют роль синонимов и антонимов в речи. Индивидуальная работа. Читают стихотворение, находят фразеологизм и расшифровывают его. | ПУУД: анализ, синтез, сравнение. КУУД: выражение своих мыслей и их аргументация. |
3.Постановка учебной задачи (2-3 мин.) | Мотивация к формулированию темы и цели урока: | - На какие проблемные вопросы мы должны ответить сегодня на уроке? - Где мы можем найти лексическое значение слова «фразеологизм»? - Сформулируйте, пожалуйста, тему и задачи нашего урока. | Формулируют проблемные вопросы: Что такое фразеологизм? Как правильно расшифровать фразеологизм? Работают в парах с толковым словарём, находят лексическое значение слова фразеологизм. Формулируют тему и задачи урока. | ПУУД: построение логической цепочки рассуждений, доказательство. Основное построение речевого высказывания. КУУД: формулирование и аргументация своего мнения. |
II этап Осмысления |
5.Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин.) | Физминутка. | - Что значит «устойчивое выражение» или сочетание слов? Как вы думаете? Работа в группах. - У каждой группы есть задание на карточках. Перед вами фраза. «Писать как курица лапой». Пользуясь алгоритмом, сделайте вывод «Что значит устойчивое выражение? - Посмотрите на вопросы, которые возникли у нас в начале урока. - У нас остался ещё один вопрос. Как расшифровать фразеологизм? - Я очень часто слышу такое выражение «писать как курица лапой» СЛАЙД 4. Может быть это то, что изображено на картинке? Писать – это изображать буквы, их сочетания. Курица – это птица. Лапа – так называется вся нога у некоторых животных. Я права? - Как вы думаете, где мы можем найти информации, чтобы убедиться кто из нас прав? Знакомство с фразеологическим словарём и правилами работы с ним. - Действительно эти выражения нельзя понимать в прямом смысле, их надо расшифровывать. И на помощь приходит фразеологический словарь. | Отвечают на вопросы. Выполняют задание в группах. Пользуясь алгоритмом делают вывод «Что значит устойчивое выражение?» В устойчивых выражениях нельзя слова переставлять местами, заменять одно слово другим, потому что мы их не придумываем сами, а храним в памяти уже в готовом виде, и используем при необходимости. Расшифровывают фразеологизм, знакомятся с фразеологическим словарём и правилами работы с ним. | ПУУД: Присвоение выявленных закономерностей. Фиксирование новых знаний через моделирование РУУД: контроль, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
6.Самост. работа с самопроверкой (4-5 мин.) | | Вернёмся к заданию карточках, которое вызвало у вас затруднение в начале урока. Назовите фразеологизм. Расшифруйте его. Предлагаю поработать самостоятельно на карточках. - Соедините фразеологизм с его значением. Слайд 5. Проверка по эталону. - Ребята, у меня возник третий проблемный вопрос, мне интересно: Откуда фразеологизмы появились в нашей речи? Вернёмся к заданию на карточках, где вы слышали или встречали данные фразеологизмы. | Находят в стихотворении фразеологизм и расшифровывают его. Выполняют самостоятельно задание на карточках, соединяют фразеологизм с его значением.
Делают вывод: некоторые фразеологизмы пришли из сказок, образовались из пословиц, басен, из наблюдений за повадками животных, из профессий. | Осознание значимости новых знаний |
III этап Рефлексии |
7. Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин.) | Контроль за процессом и результатом учебной деятельности. | Предлагаю ответить на вопрос. - Какую роль играют фразеологизмы в нашей речи? СЛАЙД 6. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутое слово - фразеологизмом. Что изменилось? Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал. (пропустить мимо ушей.) Фразеологизмы – это прекрасное украшение нашей жизни. И чем больше вы будете их знать, и научитесь к месту употреблять, тем выразительнее и ярче станет ваша речь. - Давайте вернемся к началу урока и ответим на проблемные вопросы? | Выполняют задание, отвечают на вопрос. | ЛУУД: нравственно- этическое оценивание работы группы уч-ся. ПУУД: подведение под понятие, доказательство. РУУД: контроль , коррекция. |
8.Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 мин) | Подведение итогов занятия Домашнее задание. СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе своей маленькой удачей помог сделать успешным наш урок! | Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы. А сейчас давайте оценим нашу работу тоже фразеологизмами. -На столах у вас лежат кружочки. Поднимите кружочек с таким фразеологизмом, который больше подходит к вашей работе сегодня на уроке. | Выбирают фразеологизм. Дают оценку своей деятельности. | ПУУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действия. ЛУУД: самооценка на основе критерия успешности. КУУД: Выражение своих мыслей достаточно полно. |