СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по родному языку(русскому)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока родного языка (русского)

УМК «Школа России»

Предмет: родной язык (русский)

2 класс

Тема: «Фразеологизмы»

Тип урока: урок получения новых знаний.

Цель: создание условий для получения знаний о фразеологизмах.

Задачи:

 1) образовательная:  познакомить учащихся  с фразеологизмами и фразеологическими оборотами,  учить находить их в речи и правильно употреблять; формировать орфографический навык.

 2) развивающая: развивать умение работать со словарями; развивать познавательные способности и речь учащихся, расширять их  кругозор.

  3) воспитательная: воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка.

 

Планируемые результаты:

Предметные: научатся распознавать фразеологизмы и фразеологические обороты, правильно использовать их в речи.

Метапредметные:

познавательные: знаково-символические, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли полно и точно, разрешение спорных ситуаций;

регулятивные: целеполагание, волевая саморегуляция.

Личностные:смыслообразование; знание нравственно-моральных норм поведения.

Оборудование: учебник, тетради, лакмусовая бумага, раствор лимонной кислоты, раствор соды, интерактивные рабочие листы, телефоны 2 шт , приложение сканерQr–кода, аудио колонки, презентация к уроку, сообщения учащихся , проектор, карточки  для рефлексии.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

 

 

Формируемые умения

I.Организа-ционный момент (Этап мотивации).

Ребята, вам тепло? (да)

В классе нам светло? (да)

Прозвенел звонок? (да)

Начался урок? (да)

Хотите учиться? (да)

Тогда можно садиться. (да)

Все расселись по местам.

Никому не тесно?

По секрету скажу вам: «Будет интересно»!

- Скажите, ребята, какой у нас сейчас урок? (Родной язык(русский)).

-Для чего нам нужен родной язык? Почему мы его изучаем?

(Без языка не может существовать и развиваться общество, так как он помогает людям обмениваться мнениями, высказывать свои чувства.)

- Хлопните те, кто пришёл сегодня с солнечным настроением.

- Я желаю вам сохранить хороший настрой на целый день!

Личностные УУД:

-устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);

-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

-определять общие для всех правила поведения;

 -проявлять позитив-

ноеотношение к

 процессу обучения;

 

Регулятивные УУД:

-готовить рабочее место, все необходи-

мое для включения в учебную деятель-

ность;

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

-высказывать свое предположение на основе учебного материала;

-осуществлять самоконтроль;

-совместно с учите-

лем и одноклассни-

ками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

 

II. Проверка домашнего задания.

 

Начнем с проверки вашего домашнего задания.

- Дома вам нужно было найти и записать пословицы

Данил и Эвелина приготовили пословицы о дружбе,

- о дружбе,

- об учении,

- о труде.

- Молодцы, ребята!

Метапредметные:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать, засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счёте, вас ждёт успех!

- Что я сейчас назвала, что за интересные выражения? Хочется узнать, как они называются?(Да!)

- Отгадайте загадки. Выделяйте у отгадок первые буквы,  У нас получится ключевое слово урока.

- Последний зимний месяц жаль,

Короткий самый он - ...

(февраль).

 

- После дождя бывает, полнеба закрывает - (радуга).

 

- Что за чудо - длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином –

(автобус).

 

- Летом сер, зимою бел -

Чтоб никто его не съел –

(заяц).

 

- Что за чудо - дерево

Зимой и летом зелено? - (ель).

 

- Это время года называют - "золотая"? - (осень).

 

- Нагнут меня ребятки,

И дождь пойдет из грядки –

( лейка).

 

- Раскудрявые овечки

- Ходят в летний день над речкой - (облака).

 

- Виден край, да не дойдешь - (горизонт).

 

- Всех на свете обшивает, а сама не надевает - (иголка).

 

- На эту букву посмотри :

Она совсем как цифра "3" –

(з).

- Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,

 

Друг друга обходят - (месяцы).

 

- Буква первой быть не может,

Торт один в торты размножит - (ы).

 

- Итак, у нас получилось – фразеологизмы.

- Прочитаем ещё раз хором!

 

- Какая же тема нашего урока?

-Как вы думаете, а что мы узнаем на уроке, посвященном ФРАЗЕОЛОГИЗМАМ?

 

- Какую цель мы поставим перед собой?

-Какие задачи будем решать?

 

Узнать…

Выяснить…

Научиться…

 

  1. Узнать, какие словосочетания называются фразеологизмами.
  2. Выяснить, какую роль играют фразеологизмы в языке.
  3. Научиться объяснять смысл фразеологизмов и употреблять их в речи.

 

Познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

- ориентироваться в учебнике;

- овладевать умением искать и выделять  необходимую информацию;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

 

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- оценивать действия других учащихся.

 

IV. Работа по теме урока.

 

- Хорошо,ребята, откройте свои рабочие тетради, запишите число и классная работа. Сегодня, ребята, на каллиграфической минутке, мы будем писать букву Ф, так как она будет нам встречаться практически на всем уроке. В этой цепочке заглавная Ф, строчная ф.

Запишите в тетрадь наше новое слово, поставьте в нём ударение.

- Дети! В начале урока я произнесла такую фразу « Зарубите себе на носу» как её можно понять?

Замените одним словом!

(Зарубить на носу- ЗАПОМНИТЬ)

- А можно ли в этом словосочетании заменить какое-нибудь слово на другое? Например: «Зарубить себе на плече?»

- Конечно, нет!

- Хорошо, значит, что мы можем сказать про это словосочетание? Какое оно? (устойчивое)

-Молодцы!

-Посмотрите на доску, пред вами облако слов. Составьте из этих слов определение, и ответьте на вопрос что такое фразеологизмы?

(Устойчивые сочетания слов в русском языке)

- Отлично ребята! Вы совершенно правы!

- А сейчас поработаем в парах, откройте учебник на с.92 упр.8

Прочитаем написанные фразеологизмы.

Задание: распределить все фразеологизмы на три группы.

-Первая пара выписывает только фразеологизмы со значением много.

-Вторая со значением мало.

-И третья со значением быстро

- Поверяем ребята! (зачитывают)

- Оцените свою работу в парах, зелёный отлично, красный надо постараться.

 

 

Предметные:

 - наблюдать за значением фразеологизмов;

- работать с фразеологическим словарем;

- находить в словах изученные орфограммы, объяснять правописание слов.

 

Коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

Метапредметные :

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

 

 

V. Первичное усвоение новых знаний.

 

-Ребята, а как же появляютсяфразеологизмы?

- Происходит это по-разному.

-Одни фразеологизмы рождаются из профессиональных выражений. Например: Без сучка, без задоринки (пришло из речи мастеров, которые занимались обработкой дерева)

- Другие фразеологизмы приходят из художественных произведений и устного народного творчества: за тридевять земель, медвежья услуга, зуб за зуб

Из других языков: убить время(изфранцузского)

А многие из них возникают из обычных словосочетаний (плевать в потолок, водить за нос, смотреть сквозь пальцы.)

Важно помнить, ребята, что все эти выражения став фразеологизмами, понимать нужно не буквально.

-Как вы думаете, где можно найти информацию о значении фразеологизма?

Конечно, в словаре. С какими словарями мы с вами работали? (Орфографический - орфоэпический - толковый словарь - словарь синонимов; словарь антонимов). Ну а сегодня к нам в гости пришёл словарь фразеологизмов. О себе он расскажет сам.

(Сообщение ученика)

- Спасибо, фразеологический словарь, за интересное сообщение.

 

Предметные:

 - наблюдать за значением фразеологизмов;

- работать с фразеологическим словарем;

- находить в словах изученные орфограммы, объяснять правописание слов.

 

Познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

- ориентироваться в учебнике;

- овладевать умением искать и выделять  необходимую информацию;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

 

VI.Физкультминутка.

Сейчас предлагаю  перевести дух. Вам нужно дополнить фразы названием животного, называете и показываете

Голоден, как … (волк).

Хитёр, как …(лиса).

Труслив, как … (заяц).

Надут, как … (индюк).

Неповоротлив, как … (медведь).

Упрям, как …(осёл).

Здоров, как … (бык).

Колюч, как … (ёж).

Каких животных мы  смогли встретить? Прошу вспомнить фразеологизмы с названиями животных, обитающих в Нижегородской  области.

- Эти животные – сокровище природы нашего края. Они украшают нашу жизнь, делают её ярче, многообразнее, привлекательнее. И мы, в свою очередь, не должны вмешиваться в жизнь животных, бережно относиться к окружающей нас природе. Давайте сейчас «выйдем в лес», тихо постоим и послушаем лесную жизнь. Может, кто-то из вас угадает, голоса, каких животных мы услышим. (Прослушиваем аудиозапись   голосов лесных птиц и животных).

 

Коммуникативные:

- учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение участвовать в коллективном решении проблем;

- умение интегрироваться в группу сверстников  и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

 

Познавательные:

-обеспечивают способность к познанию окружающего мира, готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

VII. Закрепление.

- А о том, как появилось это выражение, засучив рукава  нам расскажет ….

(Сообщение ученика)

- Спасибо! Нам было очень интересно!

Сейчас вам предстоит поработать плечом к плечу в группе на Интерактивных рабочий листах с заданиями  Приложение №1

- Выполним взаимопроверку.

Оцените работу своего соседа.

- Нет ошибок оценка-5

- Одна или две ошибки- 4

- Три и более оценка – 3

Молодцы! Мы с вами должны дружить и  ценить дружбу, ходить "рука об руку".

А сейчас предлагаю  поэкспериментировать, используя волшебную бумагу для определения веществ, так, скажем, вывести все используемые нами вещества на чистую воду. А определять мы это будем при помощи «волшебной» бумаги, которая называется лакмусовой. Какого она цвета? Эта бумага меняет свой цвет, в зависимости от того, в какую среду она попадет.

Для того, чтобы запомнить цвет лакмуса в различных средах, существует стихотворение: Индикатор лакмус — красный Кислоту укажет ясно. Индикатор лакмус — синий, Щёлочь здесь — не будь разиней. Когда ж нейтральная среда, Он фиолетовый всегда.

 

Как считаете, удался наш эксперимент??? Скажите, пожалуйста, исходя из нашего эксперимента вы можете дать определение фразеологизму «Вывести на чистую воду». Значит разоблачить или выявить истину.

Часто в содержании фразеологизмов можно встретить числительные. Соотнести числа и фразеологизмы

Интерактивная доска

Вы сейчас поработаете в парах, каждая пара получит  карточку на которой написан фразеологизм. Вы, используя приём «Пантомима», попробуете изобразить без слов следующие фразеологизмы, а мы постараемся их отгадать (вбить в голову, водить за нос, ехать зайцем, нос к носу,  в час по чайной ложке, клевать носом, вешать лапшу на уши).

 

Коммуникативные:

-обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.

 

Познавательные: -формулировать правило на основе выделения существенных признаков;

-выполнять задания с использованием материальных объектов, схем; -проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ; -строить объяснение в устной форме по предложенному плану; -строить логическую цепь рассуждений.

 

Предметные:

- освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области

- преобразование и применению в учебных, учебно-проектных и социально проектных ситуациях

формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

 

 

 

 

VIII.Подведение итогов.

С каким новым понятием мы познакомились?

-  Что такое фразеологизмы?

- Для чего служат фразеологизмы в русском языке? (для украшения нашей речи)

- Какие фразеологизмы вы запомнили?

- Мы достигли цели, поставленной в начале урока?

- Значит урок удался!

- Мы сегодня не переливали из пустого в  порожнее, а работали, засучив рукава.

 

Коммуникативные:

-формулировать собственное высказывание, мнение.

 

Познавательные:

-использовать приобретённые знания при объяснении значения фразеологизмов.

 

IX.Рефлексия.

- Оцените свою деятельность на уроке, используя карточки:

Работал засучив рукава- поднимите зелёную карточку

Спустя рукава- красную

А есть тут такие,  кто сел галошу? (НЕТ)

- Хлопните те,  кому понравился урок!

За работу на уроке оценки … получают…..

Вот и подошло к концу наше занятие.

Говорят, конец – делу венец. И мне хочется верить, что наше занятие не только увлекло вас, но и показало, как интересно изучать родной язык, как много в нём тайн, как много неожиданного в каждом слове, если в него пристально вглядеться.

На протяжении всего занятия вы трудились, не покладая рук, поэтому оно прошло интересно и с пользой.- Молодцы! Спасибо за урок!

Открываем дневники, записываем домашнее задание. Дома вам нужно будет выбрать любой понравившейся фразеологизм и нарисовать рисунок к этому фразеологизму.

 

 

Коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

Метапредметные и

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

1. Найдите в тексте фразеологизм, подчеркните его.

Змей долетел до чердака и там завис, а до космоса ещё было далеко. Мне было так интересно играть, что я и думать перестал про какие-то там уроки. Совершенно вылетело из головы.

 

2.Определите значение фразеологизма по фразеологическому словарю. Для этого откройте словарь, отсканировав  Qr-код. Найдите фразеологизм и выпишите его значение.

3. Замените в предложении выделенное словосочетание подходящим по смыслу фразеологизмом из подсказки. Запишите фразеологизм в скобки.

Я утром немножко заспался, и, когда вскочил, времени оставалось чуть-чуть. Но я читал, как ловко одеваются пожарные – у них нет ни одного лишнего движения, и мне до того это понравилось, что я пол-лета тренировался быстро одеваться. И сегодня я как вскочил и глянул на часы, то сразу понял, что одеваться надо очень быстро, (________________________________________).(В. Драгунский)

Подсказка: как сонная муха, как на пожар, в час по чайной ложке.

 

 

 

 

 

4.Соотнесите картинки с фразеологизмами.

 

 

 

 

 

Кот наплакал.

 

 

 

 

 

Плакаться в жилетку.

 

 

 

 

Крокодиловы слёзы.

 

 

 

 

 

Отдать сердце.

       

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по родному языку(русскому)»

Конспект урока родного языка (русского)

УМК «Школа России»

Предмет: родной язык (русский)

2 класс

Тема: «Фразеологизмы»

Тип урока: урок получения новых знаний.

Цель: создание условий для получения знаний о фразеологизмах.

Задачи:

1) образовательная: познакомить учащихся с фразеологизмами и фразеологическими оборотами, учить находить их в речи и правильно употреблять; формировать орфографический навык.

2) развивающая: развивать умение работать со словарями; развивать познавательные способности и речь учащихся, расширять их кругозор.

3) воспитательная: воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка.


Планируемые результаты:

Предметные: научатся распознавать фразеологизмы и фразеологические обороты, правильно использовать их в речи.

Метапредметные:

познавательные: знаково-символические, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли полно и точно, разрешение спорных ситуаций;

регулятивные: целеполагание, волевая саморегуляция.

Личностные:смыслообразование; знание нравственно-моральных норм поведения.

Оборудование: учебник, тетради, лакмусовая бумага, раствор лимонной кислоты, раствор соды, интерактивные рабочие листы, телефоны 2 шт , приложение сканерQr–кода, аудио колонки, презентация к уроку, сообщения учащихся , проектор, карточки для рефлексии.


Этапы урока

Деятельность учителя



Формируемые умения

I.Организа-ционный момент (Этап мотивации).

Ребята, вам тепло? (да) В классе нам светло? (да) Прозвенел звонок? (да) Начался урок? (да) Хотите учиться? (да) Тогда можно садиться. (да) Все расселись по местам. Никому не тесно? По секрету скажу вам: «Будет интересно»! - Скажите, ребята, какой у нас сейчас урок? (Родной язык(русский)). -Для чего нам нужен родной язык? Почему мы его изучаем? (Без языка не может существовать и развиваться общество, так как он помогает людям обмениваться мнениями, высказывать свои чувства.)

- Хлопните те, кто пришёл сегодня с солнечным настроением.

- Я желаю вам сохранить хороший настрой на целый день!

Личностные УУД:

-устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);

-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

-определять общие для всех правила поведения;

-проявлять позитив-

ноеотношение к

процессу обучения;


Регулятивные УУД:

-готовить рабочее место, все необходи-

мое для включения в учебную деятель-

ность;

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

-высказывать свое предположение на основе учебного материала;

-осуществлять самоконтроль;

-совместно с учите-

лем и одноклассни-

ками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.


II. Проверка домашнего задания.


Начнем с проверки вашего домашнего задания.

- Дома вам нужно было найти и записать пословицы

Данил и Эвелина приготовили пословицы о дружбе,

- о дружбе,

- об учении,

- о труде.

- Молодцы, ребята!

Метапредметные:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать, засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счёте, вас ждёт успех!

- Что я сейчас назвала, что за интересные выражения? Хочется узнать, как они называются?(Да!)

- Отгадайте загадки. Выделяйте у отгадок первые буквы, У нас получится ключевое слово урока.

- Последний зимний месяц жаль,

Короткий самый он - ...

(февраль).


- После дождя бывает, полнеба закрывает - (радуга).


- Что за чудо - длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином –

(автобус).


- Летом сер, зимою бел -

Чтоб никто его не съел –

(заяц).


- Что за чудо - дерево

Зимой и летом зелено? - (ель).


- Это время года называют - "золотая"? - (осень).


- Нагнут меня ребятки,

И дождь пойдет из грядки –

( лейка).


- Раскудрявые овечки

- Ходят в летний день над речкой - (облака).


- Виден край, да не дойдешь - (горизонт).


- Всех на свете обшивает, а сама не надевает - (иголка).


- На эту букву посмотри :

Она совсем как цифра "3" –

(з).

- Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,


Друг друга обходят - (месяцы).


- Буква первой быть не может,

Торт один в торты размножит - (ы).


- Итак, у нас получилось – фразеологизмы.

- Прочитаем ещё раз хором!


- Какая же тема нашего урока?

-Как вы думаете, а что мы узнаем на уроке, посвященном ФРАЗЕОЛОГИЗМАМ?


- Какую цель мы поставим перед собой?

-Какие задачи будем решать?


Узнать…

Выяснить…

Научиться…


  1. Узнать, какие словосочетания называются фразеологизмами.

  2. Выяснить, какую роль играют фразеологизмы в языке.

  3. Научиться объяснять смысл фразеологизмов и употреблять их в речи.


Познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

- ориентироваться в учебнике;

- овладевать умением искать и выделять необходимую информацию;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).


Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- оценивать действия других учащихся.


IV. Работа по теме урока.


- Хорошо,ребята, откройте свои рабочие тетради, запишите число и классная работа. Сегодня, ребята, на каллиграфической минутке, мы будем писать букву Ф, так как она будет нам встречаться практически на всем уроке. В этой цепочке заглавная Ф, строчная ф.

Запишите в тетрадь наше новое слово, поставьте в нём ударение.

- Дети! В начале урока я произнесла такую фразу « Зарубите себе на носу» как её можно понять?

Замените одним словом!

(Зарубить на носу- ЗАПОМНИТЬ)

- А можно ли в этом словосочетании заменить какое-нибудь слово на другое? Например: «Зарубить себе на плече?»

- Конечно, нет!

- Хорошо, значит, что мы можем сказать про это словосочетание? Какое оно? (устойчивое)

-Молодцы!

-Посмотрите на доску, пред вами облако слов. Составьте из этих слов определение, и ответьте на вопрос что такое фразеологизмы?

(Устойчивые сочетания слов в русском языке)

- Отлично ребята! Вы совершенно правы!

- А сейчас поработаем в парах, откройте учебник на с.92 упр.8

Прочитаем написанные фразеологизмы.

Задание: распределить все фразеологизмы на три группы.

-Первая пара выписывает только фразеологизмы со значением много.

-Вторая со значением мало.

-И третья со значением быстро

- Поверяем ребята! (зачитывают)

- Оцените свою работу в парах, зелёный отлично, красный надо постараться.



Предметные:

- наблюдать за значением фразеологизмов;

- работать с фразеологическим словарем;

- находить в словах изученные орфограммы, объяснять правописание слов.


Коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Метапредметные :

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.



V. Первичное усвоение новых знаний.


-Ребята, а как же появляютсяфразеологизмы?

- Происходит это по-разному.

-Одни фразеологизмы рождаются из профессиональных выражений. Например: Без сучка, без задоринки (пришло из речи мастеров, которые занимались обработкой дерева)

- Другие фразеологизмы приходят из художественных произведений и устного народного творчества: за тридевять земель, медвежья услуга, зуб за зуб

Из других языков: убить время(изфранцузского)

А многие из них возникают из обычных словосочетаний (плевать в потолок, водить за нос, смотреть сквозь пальцы.)

Важно помнить, ребята, что все эти выражения став фразеологизмами, понимать нужно не буквально.

-Как вы думаете, где можно найти информацию о значении фразеологизма?

Конечно, в словаре. С какими словарями мы с вами работали? (Орфографический - орфоэпический - толковый словарь - словарь синонимов; словарь антонимов). Ну а сегодня к нам в гости пришёл словарь фразеологизмов. О себе он расскажет сам.

(Сообщение ученика)

- Спасибо, фразеологический словарь, за интересное сообщение.


Предметные:

- наблюдать за значением фразеологизмов;

- работать с фразеологическим словарем;

- находить в словах изученные орфограммы, объяснять правописание слов.


Познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

- ориентироваться в учебнике;

- овладевать умением искать и выделять необходимую информацию;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).


VI.Физкультминутка.

Сейчас предлагаю перевести дух. Вам нужно дополнить фразы названием животного, называете и показываете

Голоден, как … (волк).

Хитёр, как …(лиса).

Труслив, как … (заяц).

Надут, как … (индюк).

Неповоротлив, как … (медведь).

Упрям, как …(осёл).

Здоров, как … (бык).

Колюч, как … (ёж).

Каких животных мы смогли встретить? Прошу вспомнить фразеологизмы с названиями животных, обитающих в Нижегородской области.

- Эти животные – сокровище природы нашего края. Они украшают нашу жизнь, делают её ярче, многообразнее, привлекательнее. И мы, в свою очередь, не должны вмешиваться в жизнь животных, бережно относиться к окружающей нас природе. Давайте сейчас «выйдем в лес», тихо постоим и послушаем лесную жизнь. Может, кто-то из вас угадает, голоса, каких животных мы услышим. (Прослушиваем аудиозапись голосов лесных птиц и животных).


Коммуникативные:

- учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение участвовать в коллективном решении проблем;

- умение интегрироваться в группу сверстников  и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


Познавательные:

-обеспечивают способность к познанию окружающего мира, готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

VII. Закрепление.

- А о том, как появилось это выражение, засучив рукава нам расскажет ….

(Сообщение ученика)

- Спасибо! Нам было очень интересно!

Сейчас вам предстоит поработать плечом к плечу в группе на Интерактивных рабочий листах с заданиями Приложение №1

- Выполним взаимопроверку.

Оцените работу своего соседа.

- Нет ошибок оценка-5

- Одна или две ошибки- 4

- Три и более оценка – 3

Молодцы! Мы с вами должны дружить и ценить дружбу, ходить "рука об руку".

А сейчас предлагаю поэкспериментировать, используя волшебную бумагу для определения веществ, так, скажем, вывести все используемые нами вещества на чистую воду. А определять мы это будем при помощи «волшебной» бумаги, которая называется лакмусовой. Какого она цвета? Эта бумага меняет свой цвет, в зависимости от того, в какую среду она попадет.

Для того, чтобы запомнить цвет лакмуса в различных средах, существует стихотворение:

Индикатор лакмус — красный
Кислоту укажет ясно.

Индикатор лакмус — синий,
Щёлочь здесь — не будь разиней.

Когда ж нейтральная среда,
Он фиолетовый всегда.


Как считаете, удался наш эксперимент??? Скажите, пожалуйста, исходя из нашего эксперимента вы можете дать определение фразеологизму «Вывести на чистую воду». Значит разоблачить или выявить истину.

Часто в содержании фразеологизмов можно встретить числительные. Соотнести числа и фразеологизмы

Интерактивная доска

Вы сейчас поработаете в парах, каждая пара получит карточку на которой написан фразеологизм. Вы, используя приём «Пантомима», попробуете изобразить без слов следующие фразеологизмы, а мы постараемся их отгадать (вбить в голову, водить за нос, ехать зайцем, нос к носу,  в час по чайной ложке, клевать носом, вешать лапшу на уши).


Коммуникативные:

-обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.


Познавательные:
-формулировать правило на основе выделения существенных признаков;

-выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;
-проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;
-строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
-строить логическую цепь рассуждений.


Предметные:

- освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области

- преобразование и применению в учебных, учебно-проектных и социально проектных ситуациях

формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.





VIII.Подведение итогов.

С каким новым понятием мы познакомились?

- Что такое фразеологизмы?

- Для чего служат фразеологизмы в русском языке? (для украшения нашей речи)

- Какие фразеологизмы вы запомнили?

- Мы достигли цели, поставленной в начале урока?

- Значит урок удался!

- Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали, засучив рукава.


Коммуникативные:

-формулировать собственное высказывание, мнение.


Познавательные:

-использовать приобретённые знания при объяснении значения фразеологизмов.


IX.Рефлексия.

- Оцените свою деятельность на уроке, используя карточки:

Работал засучив рукава- поднимите зелёную карточку

Спустя рукава- красную

А есть тут такие, кто сел галошу? (НЕТ)

- Хлопните те, кому понравился урок!

За работу на уроке оценки … получают…..

Вот и подошло к концу наше занятие.

Говорят, конец – делу венец. И мне хочется верить, что наше занятие не только увлекло вас, но и показало, как интересно изучать родной язык, как много в нём тайн, как много неожиданного в каждом слове, если в него пристально вглядеться.

На протяжении всего занятия вы трудились, не покладая рук, поэтому оно прошло интересно и с пользой.- Молодцы! Спасибо за урок!

Открываем дневники, записываем домашнее задание. Дома вам нужно будет выбрать любой понравившейся фразеологизм и нарисовать рисунок к этому фразеологизму.



Коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Метапредметные и

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.




















Приложение №1



1. Найдите в тексте фразеологизм, подчеркните его.

Змей долетел до чердака и там завис, а до космоса ещё было далеко. Мне было так интересно играть, что я и думать перестал про какие-то там уроки. Совершенно вылетело из головы.


2.Определите значение фразеологизма по фразеологическому словарю. Для этого откройте словарь, отсканировав Qr-код. Найдите фразеологизм и выпишите его значение.

3. Замените в предложении выделенное словосочетание подходящим по смыслу фразеологизмом из подсказки. Запишите фразеологизм в скобки.

Я утром немножко заспался, и, когда вскочил, времени оставалось чуть-чуть. Но я читал, как ловко одеваются пожарные – у них нет ни одного лишнего движения, и мне до того это понравилось, что я пол-лета тренировался быстро одеваться. И сегодня я как вскочил и глянул на часы, то сразу понял, что одеваться надо очень быстро, (________________________________________).(В. Драгунский)

Подсказка: как сонная муха, как на пожар, в час по чайной ложке.






4.Соотнесите картинки с фразеологизмами.






Кот наплакал.






Плакаться в жилетку.





Крокодиловы слёзы.






Отдать сердце.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!