СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка на тему "Язык и человек" (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Урок № 1 на тему «Язык и человек»    

Язык есть вековой труд целого поколения. В. И. Даль Дата урока:  Тип урока: урок ознакомления с новым материалом Форма работы: интегрированный урок, урок-практикум Цели урока: 1.    Познакомить со значениями слов «речь», «язык», «слово»; 2.    Развивать умение отличать значения данных слов в контексте; 3.    Формировать навык работы со словарями; 4.    Воспитывать любовь к родному языку. 

Оборудование: карточки, словари Даля и Ожегова Межпредметная связь: русская литература, история ХОД УРОКА I. Организационный момент Слово учителя: - Добрый день, уважаемые ребята! Я рада Вас приветствовать на уроке русского языка, уверена, что сегодня каждый из Вас результативно и продуктивно будет работать на уроке! (Запись в тетрадях, определение цели и задач) – 3 минуты II. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний. – Стадия вызова 1.«Солнышко ассоциаций» (1 сущ., 2 прил., 3 глаг., 1 предложение) – 2 минуты

2.Словарная работа (определение темы урока и целей урока) Человечество, Единица, Легенда, Образ, Вокзал, Единый, Крыжовник (ЧЕЛОВЕК) – 5 минут Слово учителя - Сегодня мы будем говорить о тесной связи трёх понятий «ЯЗЫК-РЕЧЬ-ЧЕЛОВЕК». Итак, обратимся к первому слову нашей темы урока. В словаре можно увидеть множество значений слова «язык», но нас будет интересовать язык как система словесного выражения мыслей, знаний, чувств, которая служит средством общения людей.  3. Мозговой штурм. Составление кластера

ЯЗЫК

Язык – это… •    Орган в полости рта. Показывать язык неприлично! •    Язык – знаковая система для обмена информацией, средство общения!!! (Оформление записи в тетрадь) •    Пленный, противник •    Ударная часть в колоколе •    Морской язык – рыба.

Язык бывает  •    словесный - язык словесный универсален, с его помощью можно общаться даже на расстоянии, например, по телефону, с помощью писем, с помощью книг. На Земле насчитывается более 7 тысяч языков. На 40 наиболее распространенных языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли. Больше всего людей говорят на китайском, хинди, английском, испанском, арабском, русском, португальском и французском. Это языки мирового значения.  •    бессловесный – язык музыки, язык танца, язык мимики, язык формул, языки программирования. Есть также язык жестов. Его можно считать международным, хотя и здесь есть некоторые отличия. Например, в Болгарии кивок означает отрицание “нет”, а если человек поворачивает голову налево-направо, значит, он с вами согласен – “да”. III. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений – Стадия осмысления 1. Слово учителя - Мы с вами изучаем русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Является одним из наиболее распространённых языков мира — шестым среди всех языков мира по общей численности говорящих и восьмым по численности владеющих им как родным. Русский является также самым распространённым славянским языком и самым распространённым языком в Европе — географически и по числу носителей языка как родного. Всего в мире на русском говорят около 260 млн. человек. А теперь обратимся ко второму слову темы нашего урока “речь”. Она неразрывно связана с языком. Что такое речь? Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами. Можно сказать, что язык – это “кладовая” речи, которая хранит и бережет все людское познание. А речь – это язык в действии, язык в работе. Речь бывает устная и письменная.  Давайте определим, чем они различаются. Как вы думаете, какая речь появилась раньше? (Устная) - Какая речь есть у всех народов? - Какую роль играет письменная речь в человеческом обществе? - Какой речью мы пользуемся чаще? Физминутка «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): - 1 минута  Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.  – 1 минута 2. Лингвистическая игра «Абракадабра» Раздать каждому ученику на парту.  Язык, речь – это чудо из чудес, которое преподносит нам сюрпризы. Исследования английских ученых повергли в шок российских лингвистов. Оказывается, совершенно неважно, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя были на своих местах. Что касается всех остальных букв, то они могут быть поставлены в полном беспорядке – все равно мы прочитаем текст без проблем.  Пичрина сгео феонемна, как вяысилнось, котерся в том, что мы не чтиаем кдажую бкуву по оетльндости, а фкиисреум все слвоо цлекиом. Сомае ундитвельное, что фкат эотт рпасорстрнаятеся не тьлоко на английксий яызк, но и на рсусикй, и на нмецеикй, и на ипнсаский, и на все якызи, афалвит, ктрооых сижодерт бквуы, а не ироелгифы. А чботы ощестбвнесноть не умнсоилась в эотм, рзелульатты илссеовадний блыи нпеатачаны по выизешежлоенному пцинрипу, то етсь всемто солв – слпонашя абракадабра. - И наконец, слово, заявленное в теме урока, - это “человек”. Давайте посмотри, как связаны человек с языком и речью. Удивительно, но каждый человек начинает учиться понимать и произносить слова значительно раньше, чем ходить, и с речью не расстается на протяжении всей своей жизни. Мы и не задумываемся над тем, каким бесценным богатством владеем. Землю населяют разные живые существа, но только человек обладает даром слова. Ребята, ученым известно свыше 30 случаев, когда дети вырастали среди животных (таких детей называют маугли). И ни один ребенок не умел говорить, когда попадал в человеческое общество. Как вы думаете, почему это происходило? IV. Итог урока, выставление  оценок и их комментирование – Стадия рефлексии •    Ребята, мы можем сказать, что понятия «язык», «речь» и «человек» тесно связаны? •    Что нового вы узнали сегодня на уроке? Ответы учеников 1.    Комментирование оценок – 2 минуты 2.    «Синквейн» или дополнение «Солнышка» - 5 минут V.  Домашнее задание – 1 минута •    Подобрать пословицы и поговорки со словами «речь», «язык» и «слово» - письменно •    § 1, упражнение 2, стр. 5 – устно •    Взять интервью у родителей, друзей – «Значение русского языка в семье…» - по желанию.  

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему "Язык и человек" (5 класс)»

Урок № 1 на тему «Язык и человек»


Язык есть вековой труд целого поколения.

В. И. Даль

Дата урока:

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Форма работы: интегрированный урок, урок-практикум

Цели урока:

  1. Познакомить со значениями слов «речь», «язык», «слово»;

  2. Развивать умение отличать значения данных слов в контексте;

  3. Формировать навык работы со словарями;

  4. Воспитывать любовь к родному языку.


Оборудование: карточки, словари Даля и Ожегова

Межпредметная связь: русская литература, история

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Слово учителя:

- Добрый день, уважаемые ребята! Я рада Вас приветствовать на уроке русского языка, уверена, что сегодня каждый из Вас результативно и продуктивно будет работать на уроке! (Запись в тетрадях, определение цели и задач) – 3 минуты

II. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.Стадия вызова

1.«Солнышко ассоциаций» (1 сущ., 2 прил., 3 глаг., 1 предложение) – 2 минуты













2.Словарная работа (определение темы урока и целей урока)

Человечество, Единица, Легенда, Образ, Вокзал, Единый, Крыжовник (ЧЕЛОВЕК) – 5 минут

Слово учителя

- Сегодня мы будем говорить о тесной связи трёх понятий «ЯЗЫК-РЕЧЬ-ЧЕЛОВЕК». Итак, обратимся к первому слову нашей темы урока. В словаре можно увидеть множество значений слова «язык», но нас будет интересовать язык как система словесного выражения мыслей, знаний, чувств, которая служит средством общения людей.

3. Мозговой штурм. Составление кластера




ЯЗЫК




Язык – это…

  • Орган в полости рта. Показывать язык неприлично!

  • Язык – знаковая система для обмена информацией, средство общения!!! (Оформление записи в тетрадь)

  • Пленный, противник

  • Ударная часть в колоколе

  • Морской язык – рыба.


Язык бывает

  • словесный - язык словесный универсален, с его помощью можно общаться даже на расстоянии, например, по телефону, с помощью писем, с помощью книг. На Земле насчитывается более 7 тысяч языков. На 40 наиболее распространенных языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли. Больше всего людей говорят на китайском, хинди, английском, испанском, арабском, русском, португальском и французском. Это языки мирового значения.

  • бессловесный – язык музыки, язык танца, язык мимики, язык формул, языки программирования. Есть также язык жестов. Его можно считать международным, хотя и здесь есть некоторые отличия. Например, в Болгарии кивок означает отрицание “нет”, а если человек поворачивает голову налево-направо, значит, он с вами согласен – “да”.

III. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений – Стадия осмысления

1. Слово учителя

- Мы с вами изучаем русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Является одним из наиболее распространённых языков мира — шестым среди всех языков мира по общей численности говорящих и восьмым по численности владеющих им как родным. Русский является также самым распространённым славянским языком и самым распространённым языком в Европе — географически и по числу носителей языка как родного. Всего в мире на русском говорят около 260 млн. человек. А теперь обратимся ко второму слову темы нашего урока “речь”. Она неразрывно связана с языком. Что такое речь? Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами. Можно сказать, что язык – это “кладовая” речи, которая хранит и бережет все людское познание. А речь – это язык в действии, язык в работе. Речь бывает устная и письменная. Давайте определим, чем они различаются. Как вы думаете, какая речь появилась раньше? (Устная)

- Какая речь есть у всех народов?

- Какую роль играет письменная речь в человеческом обществе?

- Какой речью мы пользуемся чаще?

Физминутка «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): - 1 минута

Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты. – 1 минута

2. Лингвистическая игра «Абракадабра» Раздать каждому ученику на парту.

Язык, речь – это чудо из чудес, которое преподносит нам сюрпризы. Исследования английских ученых повергли в шок российских лингвистов. Оказывается, совершенно неважно, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя были на своих местах. Что касается всех остальных букв, то они могут быть поставлены в полном беспорядке – все равно мы прочитаем текст без проблем.

Пичрина сгео феонемна, как вяысилнось, котерся в том, что мы не чтиаем кдажую бкуву по оетльндости, а фкиисреум все слвоо цлекиом. Сомае ундитвельное, что фкат эотт рпасорстрнаятеся не тьлоко на английксий яызк, но и на рсусикй, и на нмецеикй, и на ипнсаский, и на все якызи, афалвит, ктрооых сижодерт бквуы, а не ироелгифы. А чботы ощестбвнесноть не умнсоилась в эотм, рзелульатты илссеовадний блыи нпеатачаны по выизешежлоенному пцинрипу, то етсь всемто солв – слпонашя абракадабра.

- И наконец, слово, заявленное в теме урока, - это “человек”. Давайте посмотри, как связаны человек с языком и речью. Удивительно, но каждый человек начинает учиться понимать и произносить слова значительно раньше, чем ходить, и с речью не расстается на протяжении всей своей жизни. Мы и не задумываемся над тем, каким бесценным богатством владеем. Землю населяют разные живые существа, но только человек обладает даром слова. Ребята, ученым известно свыше 30 случаев, когда дети вырастали среди животных (таких детей называют маугли). И ни один ребенок не умел говорить, когда попадал в человеческое общество. Как вы думаете, почему это происходило?

IV. Итог урока, выставление оценок и их комментирование – Стадия рефлексии

  • Ребята, мы можем сказать, что понятия «язык», «речь» и «человек» тесно связаны?

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке? Ответы учеников

1. Комментирование оценок – 2 минуты

2. «Синквейн» или дополнение «Солнышка» - 5 минут

V. Домашнее задание – 1 минута

  • Подобрать пословицы и поговорки со словами «речь», «язык» и «слово» - письменно

  • § 1, упражнение 2, стр. 5 – устно

  • Взять интервью у родителей, друзей – «Значение русского языка в семье…» - по желанию.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!