СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 6 класс "Составление письма другу".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка 6 класс

Письмо другу

Цели урока:

 Познакомить с историей и особенностями эпистолярного жанра, формировать навыки написания  письма и оформления конверта.

Задачи урока:

Образовательная:  знакомить учащихся  с жанром письма как древнейшим средством общения людей и его основными современными разновидностями; со структурой письма и правилами его написания;

Развивающая. Развивать орфографические и пунктуационные навыки, развивать интерес к эпистолярному жанру 

Воспитательные. Воспитывать любовь к русскому языку, уважение к человеку, правила вежливого обращения, письменную монологическую и диалогическую речь.  Оборудование:      Приложения;  раздаточный материал   карточки-задания;   

        презентация     на тему «История письма», конверты

Ход урока.

1.Организационный момент

2.Вступительное слово учителя:

 XXI век – век современных технологий: компьютеры, Интернет, мобильные телефоны… Как популярны слали sms-сообщения, как жаль, что уходит в прошлое такой замечательный жанр, как письмо. Когда-то этот жанр был столь популярным.

Письмо- это эпистолярный жанр речи, оно составляется и направляется адресату с целью сообщить ему что-либо, уведомить о чем-либо, поддержать с ним общение и т.д.

Сегодня на уроке мы рассмотрим структуру, культуру написания письма; познакомимся  с историей письма, будем учиться писать письма и правильно оформлять конверт.

        3. Объяснение нового материала учителем.

Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. (Ожегов С.И.)

Письмо- это эпистолярный жанр речи, оно составляется и направляется адресату с целью сообщить ему что-либо, уведомить о чем-либо, поддержать с ним общение и т.д.

- Что такое эпистолярный жанр?

(Это жанр письма).

  • Эпистола (лат.) – литературное произведение, обычно в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета.

- Зачем нам знакомиться с эпистолярным жанром, ведь в век электронной почты и мобильной связи этот жанр становится неактуальным. С этим трудно спорить, но скажите, вы любите получать письма от родных и близких? Вам нравится их читать?

-А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам?

(Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком)

- Какие виды писем вы знаете? ( Письма бывают разные: дружеские, личные, официальные, деловые, поздравительные, благодарственные, письма в газету)

- Зачем и кому пишут письма? (Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями).

4.  Композиция письма. (Записать в тетрадь)

-  Из каких частей состоит любой текст? (вступление, основная часть, заключение)

5. Практическая работа.

Выберите слова и выражения, которые вы могли бы использовать в письме к другу для приветствия, основной и заключительной части

Обращение пишется с новой строки, включает в себя имя получателя или его фамилию. (После обращения ставится восклицательный знак или точка. А если письмо за границу, то запятая или двоеточие).

В тетрадях напишите обращение к вашей маме.

- Расскажите о знаках препинания при обращении.

Текст письма начинается с красной строки и естественно с заглавной буквы. После текста письма идет заключительная формула вежливости, подпись и дата.

Заключительную формулу вежливости и подпись лучше написать справа, внизу.

6. Физминутка

Поднимает руки класс-это раз, Завертелась голова- это два, Три - руками три хлопка, На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть.

 7. Словарная работа

 - Сейчас посмотрим, знаете ли вы слова, связанные с созданием письма.

Угадайте слово и запишите в тетрадь.

а) Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние.

б) бумажный пакет, сохраняющий тайну послания.

в). Пункт назначения письма, местонахождения лица, кому оно предназначено.

г). Цифровое, условное обозначение населённого пункта.

д)Краткое, быстрое, экстренное сообщение о чем-то.

е). Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы.

 - В записанных словах, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

 Письмо, конверт, адрес, индекс,  телеграмма, почтальон.

 

8. Творческая работа учащихся.

Написать интересное письмо – настоящее искусство. Сегодня мы будем учиться писать письма.

 - Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к вам на каникулы.

Слова -  подсказки.

У меня к Вам (тебе) большая просьба..

Очень прошу Вас (тебя)…

С приветом…

Заранее благодарен..

(После выполнения задания  ученики зачитывают свои работы)

Адресат, а, м., одуш. [нем. Adressat]. Лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление, получатель.

Адресант, а, м., одуш. [нем. Adressant]. Лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель.

(Словарь иностранных слов Л.П.Крысина)

Если вы написали письмо, а потом решили что-то добавить, в таких случаях принято в конце ставить буквы

Р. S, от латинского postskriptum, что обозначает «после написанного».

 

9. Правила  оформления конверта

- Чтобы письмо дошло до получателя, нужно на конверте чётко и разборчиво написать адрес. Ученики рассматривают образец заполнения и подписывают конверты.  -Почему сейчас люди все реже пишут письма? (Письменное общение заменили нам телефоны и компьютеры. Даже по праздникам все реже стали мы получать красивые открытки.)

- Несомненно, когда есть быстрая связь - это удобно, хорошо. Но, как вы считаете, могут ли телефоны и компьютеры заменить  общение через письма? (Ответы учащихся)

 Работа в тетради.

Функции эпистолярного жанра.   Существует официальная и неофициальная (дружеская) переписка. Это письма родным, друзьям, любимым. Для дружеского письма характерны следующие функции:

  • коммуникативная (общение),
  • информативная (сообщение),
  • прагматическая (воздействие),
  • экспрессивная (самовыражение),
  • фактическая (контактоустанавливающая ). Наиболее значимой из этих функций является коммуникативная, так как эта функция письма ориентирована на получение ответа. Эпистолярные элементы письма – обращение, подпись, дата, место написания. Из синтаксических средств дружеского письма наиболее существенны следующие: обращение, вопросительные и побудительные предложения, конструкции с местоимениями 2-го лица, благодаря чему устанавливается взаимопонимание между автором письма и адресатом.

10.Рефлексия

 - Как называется жанр письма?

-Какие виды писем вы знаете?

-Какие композиционные части выделяются в письме?

Вывод: Мы рассмотрели структуру и содержание всех частей письма. Но написание письма – это творческий процесс. Он не задан какими-то жесткими правилами, тем не менее соблюдение правил написания письма поможет вам успешнее и эффективнее вести переписку.

11.Домашнее задание. Написать  письмо  другу , повторить словарные слова 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 6 класс "Составление письма другу".»

Урок русского языка 6 класс

Письмо другу

Цели урока:

Познакомить с историей и особенностями эпистолярного жанра, формировать навыки написания письма

Задачи урока:

Образовательная: знакомить учащихся  с жанром письма как древнейшим средством общения людей и его основными современными разновидностями; со структурой письма и правилами его написания;

Развивающая. Развивать орфографические и пунктуационные навыки, развивать интерес к эпистолярному жанру

Воспитательные. Воспитывать любовь к русскому языку, уважение к человеку, правила вежливого обращения, письменную монологическую и диалогическую речь.
Оборудование: Приложения; раздаточный материал карточки-задания;

презентация на тему «История письма», конверты, выход

в интернет к образовательным ресурсам по адресу : «Словарь русского языка»

Ожегова С.И; Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля

http://vidahl.agava.ru Яндекс. Словари http://slovari.yandex.ru,

Ход урока.

1.Организационный момент

2.Вступительное слово учителя:

XXI век – век современных технологий: компьютеры, Интернет, мобильные телефоны… Как популярны слали sms-сообщения, как жаль, что уходит в прошлое такой замечательный жанр, как письмо. Когда-то этот жанр был столь популярным.

Письмо- это эпистолярный жанр речи, оно составляется и направляется адресату с целью сообщить ему что-либо, уведомить о чем-либо, поддержать с ним общение и т.д.

Сегодня на уроке мы рассмотрим структуру, культуру написания письма; познакомимся с историей письма, будем учиться писать письма и правильно оформлять конверт.

3. Объяснение нового материала учителем.

Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. (Ожегов С.И.)

Письмо- это эпистолярный жанр речи, оно составляется и направляется адресату с целью сообщить ему что-либо, уведомить о чем-либо, поддержать с ним общение и т.д.

- Что такое эпистолярный жанр?

(Это жанр письма).

  • Эпистола (лат.) – литературное произведение, обычно в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета.

- Зачем нам знакомиться с эпистолярным жанром, ведь в век электронной почты и мобильной связи этот жанр становится неактуальным. С этим трудно спорить, но скажите, вы любите получать письма от родных и близких? Вам нравится их читать?

-А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам?

(Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком)

- Какие виды писем вы знаете? ( Письма бывают разные: дружеские, личные, официальные, деловые, поздравительные, благодарственные, письма в газету)

- Зачем и кому пишут письма? (Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями).

4.  Композиция письма. (Записать в тетрадь)

-  Из каких частей состоит любой текст? (вступление, основная часть, заключение)

5. Практическая работа.

Выберите слова и выражения, которые вы могли бы использовать в письме к другу для приветствия, основной и заключительной части

Обращение пишется с новой строки, включает в себя имя получателя или его фамилию. (После обращения ставится восклицательный знак или точка. А если письмо за границу, то запятая или двоеточие).

В тетрадях напишите обращение к вашей маме.

- Расскажите о знаках препинания при обращении.

Текст письма начинается с красной строки и естественно с заглавной буквы. После текста письма идет заключительная формула вежливости, подпись и дата.

Заключительную формулу вежливости и подпись лучше написать справа, внизу.

6. Физминутка

Поднимает руки класс-это раз,
Завертелась голова- это два,
Три - руками три хлопка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

9. Словарная работа

- Сейчас посмотрим, знаете ли вы слова, связанные с созданием письма.

Угадайте слово и запишите в тетрадь.

а) Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние.

б) бумажный пакет, сохраняющий тайну послания.

в). Пункт назначения письма, местонахождения лица, кому оно предназначено.

г). Цифровое, условное обозначение населённого пункта.

д)Краткое, быстрое, экстренное сообщение о чем-то.

е). Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы.

- В записанных словах, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

Письмо, конверт, адрес, индекс, телеграмма, почтальон.


10. Творческая работа учащихся.

Написать интересное письмо – настоящее искусство. Сегодня мы будем учиться писать письма.

- Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к вам на каникулы.

Слова - подсказки.

У меня к Вам (тебе) большая просьба..

Очень прошу Вас (тебя)…

С приветом…

Заранее благодарен..

(После выполнения задания ученики зачитывают свои работы)

Адресат, а, м., одуш. [нем. Adressat]. Лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление, получатель.

Адресант, а, м., одуш. [нем. Adressant]. Лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель.

(Словарь иностранных слов Л.П.Крысина)

Если вы написали письмо, а потом решили что-то добавить, в таких случаях принято в конце ставить буквы

Р. S, от латинского postskriptum, что обозначает «после написанного».


13. Правила оформления конверта

- Чтобы письмо дошло до получателя, нужно на конверте чётко и разборчиво написать адрес. Ученики рассматривают образец заполнения и подписывают конверты. -Почему сейчас люди все реже пишут письма? (Письменное общение заменили нам телефоны и компьютеры. Даже по праздникам все реже стали мы получать красивые открытки.)

- Несомненно, когда есть быстрая связь - это удобно, хорошо. Но, как вы считаете, могут ли телефоны и компьютеры заменить  общение через письма? (Ответы учащихся)

Работа в тетради.

Функции эпистолярного жанра.

Существует официальная и неофициальная (дружеская) переписка.
Это письма родным, друзьям, любимым. Для дружеского письма характерны следующие функции:

  • коммуникативная (общение),

  • информативная (сообщение),

  • прагматическая (воздействие),

  • экспрессивная (самовыражение),

  • фактическая (контактоустанавливающая ). Наиболее значимой из этих функций является коммуникативная, так как эта функция письма ориентирована на получение ответа.
    Эпистолярные элементы письма – обращение, подпись, дата, место написания.
    Из синтаксических средств дружеского письма наиболее существенны следующие: обращение, вопросительные и побудительные предложения, конструкции с местоимениями 2-го лица, благодаря чему устанавливается взаимопонимание между автором письма и адресатом.

Рефлексия - Как называется жанр письма? -Какие виды писем вы знаете? -Какие композиционные части выделяются в письме?

Вывод: Мы рассмотрели структуру и содержание всех частей письма. Но написание письма – это творческий процесс. Он не задан какими-то жесткими правилами, тем не менее соблюдение правил написания письма поможет вам успешнее и эффективнее вести переписку.

Домашнее задание. Написать  письмо  другу , повторить словарные слова
























История обмена информацией.


История обмена известиями начинается с каменного века. Тогда информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал "письмо" со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату. Память об этом сохранилась в нашем языке: мы чаще говорим "в письме сказано", чем "в письме написано".
  Доисторические люди использовали для передачи важной информации голос, что способствовало появлению членораздельной речи. Однако устная передача вестей была несовершенна, так как человеческий голос слышен лишь на близком расстоянии. Для усиления передаваемого звука тысячелетия назад стали использовать полые стволы деревьев и позднее барабаны. С помощью условных ударных сигналов новости передавались от одного поселения к другому. Барабаны тамтамы до сих пор используются для связи на большие расстояния африканскими племенами.
Древнеегипетская почта была основана преимущественно на использовании многочисленных пеших гонцов, Для транспортировки писем также применяли почтовых голубей.
Почтовые перевозки осуществлялись на суше с помощью лошадей, по морю - на кораблях. В более крупных центрах были учреждены станции летучек почты, которые служили для отдыха и ночёвки путешествующих всадников и возниц и обыкновенно отстояли одна от другой на день пути. Здесь стояли наготове верховые и вьючные животные и, на случай нужды, повозки.

С изобретением телеграфа (1832г.), телефона (1876г.) и радио (1895г.) почтовая связь не утратила своей важной роли средства общения миллионов людей.

Дату 29 октября 1969 года принято считать днем рождения Интернета.

В 1971 году была разработана первая программа для отправки электронной почты по сети.

  •  Телеграф (1794)

  • Телефон (1876)

  • Факс

Интернет














От кого _

От куда _

_ _

_ _

Индекс места отправления

Ipipip.ru



Кому _

_ _

Куда _

_ _

_ _

_ _

Индекс места назначения




От кого _

От куда _

_ _

_ _

Индекс места отправления

Ipipip.ru



Кому _

_ _

Куда _

_ _

_ _

_

Индекс места назначения



От кого _

От куда _

_ _

_ _

Индекс места отправления

Ipipip.ru



Кому _

_ _

Куда _

_ _

_ _

_ _

Индекс места назначения


Основные части письма

Содержание

Речевые формулы

Вступление

1.Приветствие

2.Обращение

3.Место написания

4.Круг вопросов, которые адресант хочет обсудить с адресатом

Здравствуйте!

Привет!

Дорогой, любимый, родной, уважаемый и т. д.

Имя и все его формы

Основная часть

 Изложение информации, с которой хочет поделиться автор.

Сообщение интересующей адресата информации

Рад сообщить…

Хотел бы рассказать…

Новостей немного…

Ты спрашиваешь, что у нас нового…и т.д.

Заключение

1.Прощание с адресатом, в котором выражается благодарность, уверение в дружбе, признание  в любви, просьба писать.

2.Дата написания письма, подпись (имя автора).

3.P.S.(PostSkriptum), что означает « после написанного», это та информация, которую забыли  написать в письме.

С уважением…

Уважающий Вас…

Всегда Ваш…

Любящий тебя…

До свидания!

До скорого свидания!

Всего доброго!

Передавай привет…

Прощай!

 


Основные части письма

Содержание

Речевые формулы

Вступление

1.Приветствие

2.Обращение

3.Место написания

4.Круг вопросов, которые адресант хочет обсудить с адресатом

Здравствуйте!

Привет!

Дорогой, любимый, родной, уважаемый и т. д.

Имя и все его формы

Основная часть

 Изложение информации, с которой хочет поделиться автор.

Сообщение интересующей адресата информации

Рад сообщить…

Хотел бы рассказать…

Новостей немного…

Ты спрашиваешь, что у нас нового…и т.д.

Заключение

1.Прощание с адресатом, в котором выражается благодарность, уверение в дружбе, признание  в любви, просьба писать.

2.Дата написания письма, подпись (имя автора).

3.P.S.(PostSkriptum), что означает « после написанного», это та информация, которую забыли  написать в письме.

С уважением…

Уважающий Вас…

Всегда Ваш…

Любящий тебя…

До свидания!

До скорого свидания!

Всего доброго!

Передавай привет…

Прощай!

 





Основные части письма





Содержание





Речевые формулы

Вступление

1.Приветствие

2.Обращение

3.Место написания

4.Круг вопросов, которые адресант хочет обсудить с адресатом

Здравствуйте!

Привет!

Дорогой, любимый, родной, уважаемый и т. д.

Имя и все его формы

Основная часть

 Изложение информации, с которой хочет поделиться автор.

Сообщение интересующей адресата информации

Рад сообщить…

Хотел бы рассказать…

Новостей немного…

Ты спрашиваешь, что у нас нового…и т.д.

Заключение

1.Прощание с адресатом, в котором выражается благодарность, уверение в дружбе, признание  в любви, просьба писать.

2.Дата написания письма, подпись (имя автора).

3.P.S.(PostSkriptum), что означает « после написанного», это та информация, которую забыли  написать в письме.

С уважением…

Уважающий Вас…

Всегда Ваш…

Любящий тебя…

До свидания!

До скорого свидания!

Всего доброго!

Передавай привет…

Прощай!

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!