Урок русского языка в 3 классе
УМК «Система Л.Занкова»
Учитель: Князькова Галина Николаевна
Тема: «Изменение имен существительных 1 и 2 склонения по падежам» Цель урока:
Обобщить знания учащихся о падежах имён существительных 1 и 2 склонения. Закрепить умение написания безударного окончания имен существительных.
Задачи
Образовательные – отработать алгоритм определения падежа имён существительных в предложении.
Развивающие - развивать внимание, монологическую речь, орфографическую зоркость, способствовать развитию умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.
Воспитательные - воспитывать познавательную активность, любовь к природе, настойчивость в достижении цели и уверенность в себе, культуру общения, аккуратность в работе.
Оздоровительные – формирование правильной осанки, гигиенических навыков письма и чтения, развитие мышц глаз, укрепление нервной системы.
Планируемые результаты
Личностные:
- формирование своего отношения к учебной задачи и осознание ее значимости;
- формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;
- целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
- готовность к преодолению трудностей;
Познавательные УУД:
- развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- формировать умение находить общее решение;
- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу
Предметные результаты:
- закрепление навыка определения склонения и падежей имён существительных, правописания безударных гласных в окончании имен существительных.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Технология: повторение и закрепление полученных знаний с элементами проблемного обучения.
Ход урока
Организационный момент.
Мы сегодня отправляемся на экскурсию в лес.
Слайд 1.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
- Соблюдайте правила поведения в лесу.
- Запишите дату. Слайд 2.
Лесная орфографическая минутка.
Вставьте пропущенные буквы в слова и объясните орфограммы.
Л…сичка, медве…ь, шимп…нзе, дер…во, берё…ка, зв…рёк.
- Какой признак объединяет все слова? (Имена существительные)
3. Признаки имени существительного.
Слайд 3.
- Дать определение имени существительному.
- Назвать постоянные признаки имени существительного.
- Назвать непостоянные признаки имени существительного.
- На какие группы можно поделить слова? (По склонениям)
- Рассказать правило: какие имена сущ-е относятся к 1 склонению, 2 склонению?
Слайд 4.
- Записать 1 вариант - имена существительные 1 склонения,
2 вариант - имена существительные 2 склонения.
- Какое слово лишнее? Почему? (Несклоняемое)
- В какой форме стоят эти существительные? (И.п., ед.ч.- начальная форма)
Слайд 5.
3. Сообщение темы и целей урока.
- Вот показалась белочка. Чтобы пережить зиму одной белке необходимо около 3 000 орехов. Белки отлично плавают, главное, не намочить хвост. Они его держат над водой.
- Найдите лишнее слово:
Белка, от белки, к белке, про белку, с белкой, о белке, белочка.
- Это форма одного и того же слова.
- Задайте вопросы к словам. (Это падежные вопросы).
Слайд 6.
Тема урока: «Изменение имен существительных 1 и 2 склонения по падежам»
На уроке мы будем закреплять умение склонять имена существительные по падежам, определять падежи имен существительных, объяснять написание безударных окончаний имен существительных.
5. Закрепление изученного материала. Буква -е в безударных окончаниях имен существительных.
Прогулка по дубраве. Слайд 7.
- Какие деревья здесь растут?
Дуб - могучее крепкое дерево, символ мужества. Достигает высоты 20—40 м. Может дожить до 2000 лет. В дубраве можно встретить разных зверей: волка, лисицу, медведя, кабана и других животных.
Вот вам задание.
- Определить общие признаки у этих имен существительных.
на волке
на белке
в лисе
в медведе
о кунице
о кабане
(Падеж предложный, имеют предлоги, окончание –е)
- Что различного в словах? (Склонение)
- Распределить слова в 2 группы. (1 и 2 склонения). Слайд 8.
- У каких имен существительных так же окончание –е? (Д.п.)
- Запишите в 3-й столбик имена существительные 1 склонения в дательном падеже.
- У каких имен существительных окончание -и? (Р. п., 1 скл.)
- Поставьте имена существительные в родительный падеж.
- Какие слова – помощники у имен существительных 1 склонения?
- 2 склонения?
- Для чего нужны слова – помощники?
6. Письмо под диктовку:
Сидит на дубе, подошёл к рябине, вышел из рощи, спрятался в дереве, слетел с ёлки, ползёт по липе.
- Назвать безударные гласные в корне слова.
- У каких имен существительных окончание -е? Почему?
7. Прогулка по березовой роще. Слайд 9.
Береза- народный символ России. Символ чистоты и красоты. Продолжительность жизни берёзы 100-150 лет.
- Как называется берёзовый лес?- В березняке нас встречают птицы: поползень, дятел, скворей и другие. Слайд 10.
7. Блиц – опрос «Да – нет)
- В русском языке 6 падежей? (да)
- У имен существительных 1 склонения в дательном падеже окончание -и? (нет)
- В винительном падеже имена существительные отвечают на вопросы: кого? что? (да)
- В родительном падеже у имен существительных 2 склонения окончания -а, -я? (да)
- Значит это имена существительные 2 склонения родительного падежа?
у поползня
около дятла
про зяблика
от дрозда
за скворца
на тетерева
- У каких имен существительных окончания -а, -я?
- Как различить винительный и родительный падежи имен существительных 2-ого склонения?
- Запишите слова в 2 столбика по падежам. Слайд 11.
- Прочитайте имена существительные в родительном падеже. Докажите, что вы правы.
8. Работа с текстом. Дифференцированная самостоятельная работа. Слайд 12.
- Прочитайте текст.
- О чём текст?
- Придумайте заглавие к тексту.
1 вариант. Исправить ошибки в тексте.
2 вариант. Вставить пропущенные буквы.
Определить склонение и падеж имен существительных. Объяснить написание безударных окончаний имен существительных.
На могучем дубе поспели жёлуди. Дуб приготовился кормить птиц и зверей. Вот на поляне появилась белка. Скок на дерево. Она прячет в дупле дуба орешки и желуди на зиму. Под деревом кабан жует опавшие жёлуди. Лесной мышке так же досталось желудёвое лакомство. А вот прилетела сойка. Птичке тоже нравятся плоды дуба. Желудями питаются и дятлы, и поползни. Из чащи леса вышел лось. Он любит поедать дубовые листья и ветки. По стволу дерева ползет гусеница. И ей найдется здесь питание. Дуб – кормилец многих обитателей леса.
- У каких имен существительных написали окончание -е? Почему?
9. Итог урока.
- Чем полезен был урок?
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду её никому не дадим!
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, лесами,
Такая планета нужна нам с вами