МКОУ Бобровская СОШ №2
Урок русского языка. 3 класс
«Общее понятие о склонении имен существительных. Изменение имен существительных по падежам»
Учитель начальных классов
Мачнева Людмила Альбертовна
г. Бобров
2012 г.
Урок русского языка. 3 класс
Тема: «Общее понятие о склонении имен существительных. Изменение имен существительных по падежам.»
Цель урока: «Сформировать первоначальное представление о склонении имен существительных, познакомить с названием падежей, шестью парами падежных вопросов, предлогами, которые употребляются с падежными вопросами.»
Задачи:
Образовательная:
Развивающая:
Воспитательная:
Оборудование: учебники, карточки, рабочие тетради, компьютер, экран для демонстрации презентации.
Ход урока
Орг. момент.
- Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы.
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Чистописание. Словарная работа.
На доске (показ учителя) и в тетрадях по образцу:
- На что это похоже? (На очки)
- Верно, но очки эти волшебные. Они подсказывают нам, что на уроке нужно быть внимательными, сообразительными, зоркими.
– Спишите слова, вставляя пропущенные буквы:
Б . рёза, б . бл .. тека, б . лото, б . тинки, быстр .
- Проверьте себя!
Какое слово вам кажется «лишним»? Почему? (слово «быстро», т.к. это наречие, а все остальные слова – это имена существительные)
- Верно! Сегодня наша задача – найти новые знания об имени существительном. Но сначала давайте повторим то, что уже знаем об этой части речи.
Знакомство с новым материалом.
Актуализация и мотивация знаний учащихся.
- Есть один седой старик,
Превращаться он привык
В шляпу, в дерево, в конфеты –
В общем, в разные предметы.
- О какой части речи идёт разговор? (Об имени существительном)
Продолжите мою фразу: «Я знаю об имени существительном, что …»
- Приведите примеры.
Работа с перфокартами.
- Определите род имен существительных (такие же карточки у учащихся):
I вариант | М. р. | Ж. р. | Ср. р. | | II вариант | М.р. | Ж. р. | Ср. р. |
Смелость | | | | Урожай | | | |
Конь | | | | Огурец | | | |
Пень | | | | Лошадь | | | |
Мясо | | | | Ворона | | | |
Площадь | | | | Решение | | | |
Зелень | | | | Степь | | | |
Дерево | | | | Окно | | | |
Совпадение | | | | Тюлень | | | |
Снегирь | | | | Яблоко | | | |
(Первые 3 человека, справившиеся с заданием, отдают карточки на проверку учителю, остальные проверяют себя по слайду)
- Молодцы, с заданием справились!
Вступительное слово учителя.
- Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями.
- А кто такие исследователи? (ответы детей)
- Итак, вперёд!
Работа с пословицами и поговорками.
- Прочитайте, объясните смысл пословиц и поговорок.
У него дело из рук валится.
Без дела жить – только небо коптить.
Делу время, потехе час.
За правое дело стой смело.
За делом и день пролетит незаметно.
Пора поговорить и о деле.
- На что обратили внимание? (В каждом предложении есть форма одного и того же слова «дело»)
- Почему вы решили, что это форма одного и того же слова, а не родственные слова? (В словах изменяется только окончание)
- Запишите слово «дело» с вопросами. Выделите окончания. (1 уч-ся работает у доски, затем коллективная проверка)
Что? дело
Без чего? без дела
Чему? делу
За что? за дело
За чем? за делом
О чём? о деле
- Сколько вопросов поставлено к формам слова «дело»? (Шесть)
- Какой вид работы мы с вами выполняли? (Изменяли слово «дело» по вопросам)
- Прочитайте правило в учебнике на стр. 31
- Иначе говоря, мы склоняли имя существительное «дело», изменяли его по падежам.
Знакомство с названием падежей и падежными вопросами.
- В русском языке 6 падежей. Каждый из них имеет своё имя и свои вопросы.
Именительный (И. п.) кто? что? | От слова «имя», т.е. название предмета. Н-р: кто? лиса что? река |
Родительный (Р. п.) кого? чего? | Буквально означает «полученный от рождения». Такое название обусловлено тем, что часто обозначает лицо, являющееся родителем или владельцем. Н-р: сын (кого?) Ивана дом (кого?) сестры |
Дательный (Д. п.) кому? чему? | От слова «дать». Н-р: дать (кому?) сыну |
Винительный (В. п.) кого? что? | Назван так потому, что предмет, о котором идёт речь, является причиной, объектом, «виновником» действия. Н-р: провожал (кого?) сестру читаю (что?) книгу |
Творительный (Т. п.) кем? чем? | Связан с глаголом «творить», т.к. одним из значений является значение орудия действия. Н-р: резать (чем?) ножом рисовать (чем?) карандашом |
Предложный (П. п.) о ком? о чём? | Такое название этому падежу дал Михаил Васильевич Ломоносов, т.к. этот падеж употребляется только с предлогами. Н-р: думал (о ком?) о маме |
- Как вы думаете, а зачем падежи нужны существительным? (Предложения детей)
- Падежи указывают на отношение существительного к другим словам в предложении: отношение действия и места (сидеть (на чём?) на стуле), действия и орудия (бить (чем?) молотком), действия и объекта (читать (что?) книгу) и т.д.
Физкультминутка
(Сначала упражнения на расслабление мышц, затем зарядка для глаз)
Работа в тетрадях.
- Запишите в тетрадях падежи с вопросами:
И. п. кто? что?
Р. п. кого? чего?
Д. п. кому? чему?
В. п. кого? что?
Т. п. кем? чем?
П. п. о ком? о чём?
- А теперь послушайте весёлое стихотворение Тихона Хоботова «Свинья в полынье». Кто-нибудь знает, что такое «полынья»? Вот и отлично!
Шла весной по льду свинья.
Ей попалась полынья.
Плюх! Торчит из полыньи
Только хвостик от свиньи.
Мы скорее к полынье, мы помочь хотим свинье.
Сами чуть не в полынью,
Но спасли-таки свинью.
Недовольны мы свиньёй:
Разве шутят с полыньёй?
Вспоминайте о свинье,
Чтоб не плавать в полынье!
- Какие существительные повторяются? Попробуйте заполнить таблицу:
И. п. | кто? что? | свинья, полынья |
Р. п. | кого? чего? | от свиньи, из полыньи |
Д. п. | кому? чему? | свинье, к полынье |
В. п. | кого? что? | свинью, в полынью |
Т. п. | кем? чем? | свиньёй, с полыньёй |
П. п. | о ком? о чём? | о свинье, в полынье |
Закрепление изученного материала.
Упражнение в определении падеже имён существительных.
- Спишите, в скобках ставьте нужные вопросы к слову «весна». Укажите над словом падеж, пользуясь таблицей на стр. 33 (Работаем с комментированием)
Скоро наступит (что?) весна. Каждая былинка чувствует приход (чего?) весны. Всякая букашка рада (чему?) весне. Мальчик написал песню (о чём?) о весне.
- Вы отлично справились с заданием
Самостоятельная работа.
- Определите, в каком падеже стоят имена существительные:
На языке, без учителя, от ученика, по улице, за трактором, на санках, перед домом, с севера, по улице. (Если будет время, в противном случае можно поработать устно)
-
-
-
-
Итог урока.
- Итак, какие же исследования мы с вами провели на уроке?
- Кому из вас работать было интересно?
Домашнее задание.
- Дома выучите правило и название падежей с вопросами на стр. 31-32, выполните упр. 435 по заданию.
- Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
-Но прежде чем вы уйдёте с урока, мне хотелось бы, чтобы вы продолжили фразу:
Сегодня на уроке я…
- Молодцы! В языках других народов разное количество падежей. У немцев их 4, у финнов – 15. А наша задача – выучить и понять свои 6, чтобы говорить легко, грамотно и красиво, чего я вам от души желаю!
Спасибо за урок!