СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изменение имен существительных по падежам (склонение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык

Дата «___»_______ ____ г                                                                                                            Класс 3- «Б»

 (2 четверть)

Урок 45

 

Тема урока:  Изменение имен существительных по падежам (склонение)

 

Цель  урока:

1. Формировать первоначальное представление о склонении имён существительных; знакомить учащихся с названием па­дежей, шестью парами падежных вопросов, предлогами, ко­торые употребляются с падежными вопросами.

2. Уточнить представления учащихся о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в имени­тельном падеже единственного числа.

 

Тип урока:  урок усвоения новых знаний; 

 

Методы преподавания:   информационно-сообщающий;  объяснительный; инструктивный;   стимулирующий;   побуждающий; ___________________________

Методы учения:  исполнительский;   репродуктивный;  практический;   частично-поисковый;  поисковый; ___________________________________________________

Оборудование, наглядность, ТСО

 

Этапы  и структура урока.

 

1.

Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока)

2.

Проверка домашнего задания.

 

Упр.  252

 

 

 

 

 

-Во время проверки дом. Задания 5 уч-ся получают карточки и работают по ним

 

 

3.

Чистописание

 

— Почему прописные заглавные буквы И, Ш, Ц, Щ, Ч, А, Л, М выделены в одну группу?

— Что вы знаете об этих буквах? Напишите их.

 

Назовите и запишите одним словом. (Футбольное соревнование — матч)

• Старшеклассники — мальчики и девочки — ... (молодёжь).

• Суп из свёклы, капусты, картошки — ... (борщ).

• Предмет, на котором ездил Емеля — ... (печь).

• После вечера наступает — ... (ночь).

• У матери бывает девочка — ... (дочь).

 Без него не откроешь замок — ... (ключ).

• Его надевают в дождь — ... (плащ, макинтош).

 Маленький ребёнок — ... (малыш).

• Растение, из молодых зёрен которого выпекают ржаной хлеб —... (рожь).

• Украшает платье красивая — ... (брошь).

 Играет на скрипке — ... (скрипач).

— В каком случае вы написали мягкий знак?

— А когда мягкий знак на конце основы после шипящей не пишется?

4.

Актуализация знаний

 

— Что можете сказать о данных словах?

— Что такое имя существительное?

— Что обозначают имена существительные?

— На какие вопросы отвечают?

— Как изменяются имена существительные?

— Какого рода бывают имена существительные?

 

— Как вы полагаете, могут ли ещё каким-то образом изменяться имена су­ществительные?

Прочитайте текст на доске:

Тигр — это дикое животное. Тигра можно увидеть в зоопарке. В природе за тигром лучше наблюдать издали. На глаза тигру лучше не попадаться. Сила у него огромная. За тигром приходится сле­дить осторожно. Охотники говорят о тигре, как об опасном звере.

— Какое слово употребляется в каждом предложении?

— Какой частью речи является слово тигр? Что можете сказать об основе данного слова?

— Поставьте к этому слову вопросы от других слов, окончание подчеркни­те. Что я вам предлагаю выписать?

Проверьте, так ли получилось у вас. (Запись дана на доске или спроецирована через кодоскоп).

(кто ?) тигр — это начальная форма слова, окончание нулевое,

можно увидеть (кого?) тигра,

наблюдать (за кем?) за тигром,

не попадаться (кому?) тигру,

сила (у кого?) у тигра,

следить (за кем.?) за тигром,

говорят (о ком ?) о тигре.

— Какие окончания вы выделили?

— Почему изменялись окончания?

— Мы выписали родственные слова?

— Докажите, что это не родственные слова. (Родственные слова образуются не от изменения окончаний, а при помощи приставок и суффиксов: тигри­ца, тигрёнок, тигриная.)

5.

Постановка учебной задачи.

 

— Какой вид работы мы с вами выполняли? (Изменение имён существи­тельных по вопросам.)

— Кто из вас знает, каким одним словом можно заменить эту длинную фразу? (Выслушать ответы детей).

Изменение имён существительных по вопросам называется склонением или изменением по падежам.

 

Работа по учебнику

 

Упр. 267 – с разбором у доски.

 

1. Знакомство с названием падежей.

Прочитать сказку Е. Мережинской «Откуда пошли названия падежей»:

Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и ре­шили назвать — именительный.

Родился — стал родительный. Это имя ему ещё больше понра­вилось.

Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным. Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным...

... У падежей как-то спросили:

— А зачем вы нужны существительным?

— Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение нашего хозяина Существительного к другим словам в предложении.

— А как именно?

— Указываем на отношение действия и места (идти лесом, си­деть на стуле), действия и орудия (бить молотом, рисовать ка­рандашом), действия и объекта (читать книгу, собирать ягоды) и так далее.

Прочитайте определение понятия «склонение» на стр. 114. Проговорите хором названия падежей.

6.

Наблюдение над особенностями

 

Упр. 268 - комментированное письмо.

 

Упр. 269 - комментированное письмо.

 

Физкультминутка

 

 

7.

Зрительный диктант.

 

Пусть будет солнце ясным

      И речка голубой!

      А Родина — прекрасной

      И вечно молодой.

                        Э. Куклина 

 

8.

Самостоятельная работа творческого х-ра.

 

Упр. 270  . Проверка – фронтально.

9.

Итог урока.

 

 

 

- Задайте друг другу вопросы о существительном.

 

Домашнее задание.

 

Упр. 271

 

Рефлексия

 

— Чем занимались на уроке?

— Что нового узнали?

— Чем является начальная форма имени существительного?

— У кого из вас вызвало затруднение склонение имён существительных? Эти затруднения связаны с тем, что вы ещё недостаточно хорошо знаете

названия падежей, вопросы и предлоги, с которыми они употребляются.

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Изменение имен существительных по падежам (склонение)»

Русский язык

Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «Б»

(2 четверть)

Урок 45


Тема урока: Изменение имен существительных по падежам (склонение)


Цель урока:

1. Формировать первоначальное представление о склонении имён существительных; знакомить учащихся с названием па­дежей, шестью парами падежных вопросов, предлогами, ко­торые употребляются с падежными вопросами.

2. Уточнить представления учащихся о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в имени­тельном падеже единственного числа.


Тип урока: урок усвоения новых знаний;


Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; ___________________________

Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; ___________________________________________________

Оборудование, наглядность, ТСО


Этапы и структура урока.


1.

Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока)

2.

Проверка домашнего задания.


Упр. 252






-Во время проверки дом. Задания 5 уч-ся получают карточки и работают по ним



3.

Чистописание


— Почему прописные заглавные буквы И, Ш, Ц, Щ, Ч, А, Л, М выделены в одну группу?

— Что вы знаете об этих буквах? Напишите их.


Назовите и запишите одним словом. (Футбольное соревнование — матч)

• Старшеклассники — мальчики и девочки — ... (молодёжь).

• Суп из свёклы, капусты, картошки — ... (борщ).

• Предмет, на котором ездил Емеля — ... (печь).

• После вечера наступает — ... (ночь).

• У матери бывает девочка — ... (дочь).

Без него не откроешь замок — ... (ключ).

• Его надевают в дождь — ... (плащ, макинтош).

Маленький ребёнок — ... (малыш).

• Растение, из молодых зёрен которого выпекают ржаной хлеб —... (рожь).

• Украшает платье красивая — ... (брошь).

Играет на скрипке — ... (скрипач).

— В каком случае вы написали мягкий знак?

— А когда мягкий знак на конце основы после шипящей не пишется?

4.

Актуализация знаний


— Что можете сказать о данных словах?

— Что такое имя существительное?

— Что обозначают имена существительные?

— На какие вопросы отвечают?

— Как изменяются имена существительные?

— Какого рода бывают имена существительные?


— Как вы полагаете, могут ли ещё каким-то образом изменяться имена су­ществительные?

Прочитайте текст на доске:

Тигр — это дикое животное. Тигра можно увидеть в зоопарке. В природе за тигром лучше наблюдать издали. На глаза тигру лучше не попадаться. Сила у него огромная. За тигром приходится сле­дить осторожно. Охотники говорят о тигре, как об опасном звере.

— Какое слово употребляется в каждом предложении?

— Какой частью речи является слово тигр? Что можете сказать об основе данного слова?

— Поставьте к этому слову вопросы от других слов, окончание подчеркни­те. Что я вам предлагаю выписать?

Проверьте, так ли получилось у вас. (Запись дана на доске или спроецирована через кодоскоп).

(кто ?) тигр — это начальная форма слова, окончание нулевое,

можно увидеть (кого?) тигра,

наблюдать (за кем?) за тигром,

не попадаться (кому?) тигру,

сила (у кого?) у тигра,

следить (за кем.?) за тигром,

говорят (о ком ?) о тигре.

— Какие окончания вы выделили?

— Почему изменялись окончания?

— Мы выписали родственные слова?

— Докажите, что это не родственные слова. (Родственные слова образуются не от изменения окончаний, а при помощи приставок и суффиксов: тигри­ца, тигрёнок, тигриная.)

5.

Постановка учебной задачи.


— Какой вид работы мы с вами выполняли? (Изменение имён существи­тельных по вопросам.)

— Кто из вас знает, каким одним словом можно заменить эту длинную фразу? (Выслушать ответы детей).

Изменение имён существительных по вопросам называется склонением или изменением по падежам.


Работа по учебнику


Упр. 267 – с разбором у доски.


1. Знакомство с названием падежей.

Прочитать сказку Е. Мережинской «Откуда пошли названия падежей»:

Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и ре­шили назвать — именительный.

Родился — стал родительный. Это имя ему ещё больше понра­вилось.

Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным. Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным...

... У падежей как-то спросили:

— А зачем вы нужны существительным?

— Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение нашего хозяина Существительного к другим словам в предложении.

— А как именно?

— Указываем на отношение действия и места (идти лесом, си­деть на стуле), действия и орудия (бить молотом, рисовать ка­рандашом), действия и объекта (читать книгу, собирать ягоды) и так далее.

Прочитайте определение понятия «склонение» на стр. 114. Проговорите хором названия падежей.

6.

Наблюдение над особенностями


Упр. 268 - комментированное письмо.


Упр. 269 - комментированное письмо.


Физкультминутка



7.

Зрительный диктант.


Пусть будет солнце ясным

      И речка голубой!

      А Родина — прекрасной

      И вечно молодой.

                        Э. Куклина 


8.

Самостоятельная работа творческого х-ра.


Упр. 270 . Проверка – фронтально.

9.

Итог урока.




- Задайте друг другу вопросы о существительном.


Домашнее задание.


Упр. 271


Рефлексия


— Чем занимались на уроке?

— Что нового узнали?

— Чем является начальная форма имени существительного?

— У кого из вас вызвало затруднение склонение имён существительных? Эти затруднения связаны с тем, что вы ещё недостаточно хорошо знаете

названия падежей, вопросы и предлоги, с которыми они употребляются.





3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!