Модульный урок в 8 класс.
Учитель математикии МБОУ «СОШ №1 сУИОП Шевцова А. Ф.
Тема урока: Решение уравнений, содержащих знак модуля.
Цели урока:
Обучающая: повторить и обобщить знания об определении и свойствах модуля, о способах решения уравнений со знаком модуля на основе самостоятельного поиска и осмысления дополнительного материала, закрепление основного программного материала, ыраженного в нетрадиционных ситуациях.
Развивающая: развивать логическое мышление учащихся через установление причинно-следственных связей.
Мотивационная: побудить интерес к урокам решения задач.
Задачи урока:
Воспитательная - развитие познавательного интереса, логического мышления.
Учебная – совершенствование навыков, решение уравнений.
Развивающая – развитие памяти и внимания.
Технология: личностно-ориентированная, информационная.
Оборудование: компьютер.
Ход урока
Цели изучения этого урока распределяются по трём уровням.
Первый уровень: самый общий, то есть знаниями этого уровня должны овладеть все учащиеся.
Второй уровень: включает всё то, что достигнуто на первом, но в более сложном виде.
Третий уровень: включает всё то, что достигнуто на первом и втором уровнях, но должно применяться в нестандартных ситуациях.
В результате овладения содержания модуля учащиеся должны уметь:
Первый уровень: решать уравнения вида
Второй уровень: решать уравнения и
Третий уровень: применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
Работа учащихся состоит из нескольких этапов - учебных элементов. Каждый учебный элемент содержит или указания учителя о том, что нужно знать и уметь, или краткие пояснения к выполнению заданий, или ссылки на то, где в учебнике можно найти нужные пояснения, а так же список заданий. Вся работа над данным модулем сопровождается оценочным листом учащегося.
Оценочный лист учащегося
Фамилия |
Имя |
Учебные элементы | Количество баллов за основные задания | Корректирующие задания | Общее количество баллов за этап |
№1. | | | |
№2. | | | |
№3. | | | |
№4. | | | |
Итоговое количество баллов | (n) |
Оценка | |
Прочитав указания учителя, ученик выполняет самостоятельную работу, которая включена в учебный элемент и проверяет ее по эталонам решения. Эталон решения учитель демонстрирует ученику, когда тот объявляет о завершении самостоятельной работы. Ученик сравнивает свои ответы с эталонами решений и исправляет ошибки. Если он получил менее указанного в инструкции количества баллов, то должен набрать дополнительные баллы в корректирующих заданиях. Для этого ученик решает задания другого варианта, которые аналогичны тем, где он допустил ошибку. Оценка за весь модуль ставится от количества набранных баллов по всем учебным элементам.
Если n - 22, оценка "5"; если n - 15, оценка "4"; если n - 8, оценка "3".
Первый уровень.
Учебный элемент №1
Цель: закрепить решения уравнений вида
Указания учителя. Вспомнить:
а) Определение модуля
б) При каком значении, а уравнение будет иметь решения, при каком не будет иметь решения.
Учебный элемент №1
Задания для самостоятельной работы
1 вариант | 2 вариант |
Решите уравнение | Решите уравнение |
а) | (1 балл) | а) | (1 балл) |
б) | (1 балл) | б) | (1 балл) |
в) | (1 балл) | в) | (1 балл) |
г) | (1 балл) | г) | (1 балл) |
д) | (2 балла) | д) | (2 балла) |
Если ученик набрал 4 балла или больше, то переходит к следующему учебному элементу. Если же набрано меньше 4 баллов, то следует решить задания другого варианта, аналогичные тем, в которых были допущены ошибки и поставить набранные баллы в графу "Корректирующие задания".
Учебный элемент №2
Цель: отработать навыки в решении уравнений вида ,
Указания учителя. Для выполнения задания надо знать:
а) Свойства модуля
б) Прочитать п.15 на странице 207-208 учебника Алгебра: Учебное пособие для учащихся 8 класса с углубленным изучением математики
Н.Я. Виленкин.
Свойства модуля и образцы решения изображены на экране с помощью компьютера.
Учебный элемент №2
Задания для самостоятельной работы
1 вариант | 2 вариант |
Решите уравнение | Решите уравнение |
а) | (1 балл) | а) | (1 балл) |
б) | (2 балл) | б) | (2 балл) |
в) | (2 балл) | в) | (2 балл) |
г) | (3 балл) | г) | (3 балл) |
Если ученик набирает 5 баллов или больше, то переходит к следующему учебному элементу.
Учебный элемент №3
Цель: закрепить алгоритм решений вида
Указания учителя: вы прошли первый уровень усвоения материала. Теперь вам придётся рассмотреть третий вид уравнений, которые решаются методом интервалов. Учебный материал на странице 208-209 учебника Алгебра: Учебное пособие для учащихся 8 класса с углубленным изучением математики/ Н.Я. Виленкин.
Учебный элемент №3
Задания для самостоятельной работы.
1 вариант | 2 вариант |
а) | ( 3 балла ) | а) | ( 3 балла ) |
б) | ( 3 балла ) | б) | ( 3 балла ) |
Если ученик набрал 6 баллов, то переходит к следующему элементу.
Учебный элемент №4
Указания учителя: вы освоили уравнения второго уровня сложности. Целью дальнейшей вашей работы является применение своих знаний и умений в нетрадиционных ситуациях.
Решите уравнение методом интервалов:
1. | (3балла) |
2. | (3балла) |
3. | (3балла) |
Указания учителя: в случае затруднения выполнения задания можете воспользоваться подсказками.
Подсказки:
Введите функцию.
Найдите нули функции и точки, в которой она не существует
Нанесите эти точки на числовую прямую.
Определите знак в каждом промежутке.
Указания учителя: проверьте и оцените свои работы, исправьте ошибки, если они есть, подсчитайте количество баллов, поставьте количество баллов в оценочный лист. Оцените свои работы.
Домашнее задание:
Если вы получили оценку 5 или 4, то выполняете № 133(е, з, и) учебник под редакцией Н.Я.Виленкин,
Если вы получили оценку 3 или 2, то выполняете №133 (а, б) учебник под редакцией Н.Я.Виленкин.
11 класс
Урок-практикум
Тема урока: Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля.
Цель урока:
1. Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтелектуальный характер.
2. Развитие у школьников теоретического творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
3. Повторение и закрепление свойств модуля на основе самостоятельного поиска и осмысления дополнительного материала.
Задачи урока.
Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
Учебная - изучить и закрепить основные навыки решения уравнений со знаком модуля.
Развивающая – развитие логического мышления, развитие кругозора.
Технология: проблемно – исследовательская.
Ход урока.
1. Организационный момент: Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
2. Проверка домашнего задания.
Класс разбит на три группы. Каждой группе было дано домашнее задание, в котором нужно было доказать утверждения, связанные с понятием модуля, применение которых позволяет значительно упростить решение некоторых уравнений и неравенств, связанных модулем.
Задание первой группе.
Доказать:
Утверждение 1. Равенство, |а + b|=|a| + |b| является верным, если ab ≥0.
Утверждение 2. Равенство, |a-b|=|a|+|b| является верным, если ab≤0.
Утверждение 3. Равенство |a|+|b|= a + b выполняется при ab≤0.
Задание второй группе.
Доказать:
Утверждение 4. Равенство |a|-|b|=|a – b| справедливо при условии
b(a-b) ≥0.
Утверждение 5. Равенство, |а + b|=|a| - |b| справедливо при b(a+b) ≤ 0.
Утверждение 6. |а + b|a|+|b| ab
Задание третьей группе.
Доказать:
Утверждение 7. Неравенство |a-b|a|+|b| выполняется, если ab0.
Утверждение 8. Неравенство |a|-|b|b| верно про b(a+b)0.
Утверждение 9. Неравенство |a|-|b|b| выполняется, если b(a-b)
Каждая группа доказывает свое утверждение.
3. Практическая работа.
Каждой группе дается задание: Решить уравнение, неравенство со знаком модуля с целью умения применять нужное утверждение, результат записать на доске.
1. Решить уравнение: |sinx – 0,5|+|0,5 – log 2x|=|sinx- log 2x |.
Задание первой группе.
2. Решите неравенство log2x – log3xlog2x – a+a – log3x (a
Задание второй группе.
Решите уравнение cosx + 0,5+x2 – x – 0,5 = x2 – x – cosx
Решите неравенство - 1 + х2 – 43 + - x2
Задание третьей группе
Решите уравнение 2х – log2x - 2x – 3 = 3 – log3x
Решите неравенство log2x – 1log2x – x - x – 1
4. Проверка работ.
Представители каждой группы поясняют решение у доски. В качестве проверки демонстрировались слайды презентаций с решение заданий с помощью мультимедийного проектора.
Работа устно.
Определить прием, используемый при решении предлагаемых уравнений и неравенств.
х – 2 + 2 – 3х = 2х
х3 – х + х2 – х – 6 = х3 – х2 +6
7х – 5 + х2 – 6х +5 = 7х + х2 +6
х - + 2 - х - = 2
sinx + cosx = sinx - cosx
3xx – 2 + 2x + 2
sinx – cosx = sinx + cosx
x3 – 3x – 2 - 3x + 2x3
6.Подведение итогов урока.
7.Домашнее задание.