СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературному чтению Н. Н. Носов «Живая шляпа»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературному чтению 2 класс

Тема: Н. Н. Носов «Живая шляпа»

Цель: познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Носова «Живая шляпа»

Задачи:

обучающие: продолжить знакомство с биографией Н.Носова, познакомить с новым рассказом Н.Носова "Живая шляпа", учить детей выделять главную мысль, составлять картинный план, работать со словами самостоятельно и в группах, совершенствовать монологическую и диалогическую речь.

развивающие: развивать связную речь, логическое мышление, зрительную и слуховую память, расширять кругозор и словарный запас учащихся, умение рассуждать, делать выводы, правильно оформлять свои мысли.

воспитывающие: воспитывать любовь к родному языку, чтению, интерес к предмету, чувство дружбы и доброты.

Тип урока: изучение нового материала

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению Н. Н. Носов «Живая шляпа»»

Урок по литературному чтению 2 класс

Тема: Н. Н. Носов «Живая шляпа»

Цель: познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Носова «Живая шляпа»

Задачи:

обучающие: продолжить знакомство с биографией Н.Носова, познакомить с новым рассказом Н.Носова "Живая шляпа", учить детей выделять главную мысль, составлять картинный план, работать со словами самостоятельно и в группах, совершенствовать монологическую и диалогическую речь.

развивающие: развивать связную речь, логическое мышление, зрительную и слуховую память, расширять кругозор и словарный запас учащихся, умение рассуждать, делать выводы, правильно оформлять свои мысли.

воспитывающие: воспитывать любовь к родному языку, чтению, интерес к предмету, чувство дружбы и доброты.

Тип урока: изучение нового материала

УУД

Личностные:-Самоопределение (мотивация учения);

-Нравственно-эстетическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания);

Познавательные:

-Формулирование познавательной цели;

-Поиск и выделение информации;

-Анализ с целью выделения признаков;

-Построение логической цепи рассуждения.

-Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

Планирование (определение цели, способов взаимодействия)

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра)

Регулятивные:

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно); Планирование (составление плана и последовательности действий); Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения с учётом конечного результата)

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта)

Оценка (выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению)

Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к преодолению препятствий).

Деятельность учащихся: – выделять юмор в веселых рассказах; самостоятельная работа с текстом; «рисовать» картинки к рассказу; составлять картинный план;

читать отрывок, соответствующий иллюстрации учебника.

Оборудование: компьютер, проектор, выставка книг писателя Н. Н. Носова, портрет, презентация, учебник «Литературное чтение» О. С. Кубасова, 3 часть.

Технология урока

I.Самоопределение или мотивация к деятельности

Начать урок хотелось бы с русской народной пословицы. Соберите пословицу.

«Если взял книгу в руки, то не будет скуки.»

-Как вы ее понимаете? (Книга может рассказать много нового, того, чего мы не знаем.)

– Чтение – увлекательное занятие.

– Сегодня мы начинаем читать последний раздел – «В мире книг».

– О чем бы вам хотелось прочитать?

Речевая разминка

- Упражнение на дыхание.

Выдох через соломинку.

Представьте что у вас в руках соломинка, сделаем глубокий вдох и затем выдох через соломинку.

Посмотрите, как сделаю это я.

Следующее упражнение.

Упражнение на артикуляцию.

Грустно-весело – сжимать и растягивать губы 3-4 раза, постепенно увеличивая темп.

Сжимаем и растягиваем губы. Посмотрите, как сделаю это я: грустно-губы в трубочку, весело – растягиваем губы.

Упражнение на скороговорение.

Обратите внимание на доску. Что за предложение вы видите? (скороговорка)

Проворонила ворона вороненка.

Прочитаем сначала ее медленно, по слогам хором. Затем будем увеличивать темп.

Прочитайте ее также с нарастание скорости в полголоса в парах. Первый вариант читает второму. Второй вариант первому. Пожалуйста, кто хочет прочитать всему классу.


II. Целеполагание

– Возьмите листочки, которые лежат у вас на столе. Зачеркните букву «у», составьте из оставшихся букв фамилию, имя, отчество выдающего мастера детской литературы.

НуиукуоулуауйуНиукууоулуауеувуиучуНуосуов

Рассмотрите портрет писателя. Что вы можете сказать?

Носов был замкнутым, необщительным, удивительно деликатным и не уверенным в себе человеком. Он от природы был разнообразно талантлив. О себе говорил: « В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, занялся химией, потом передумал и поступил в Художественный институт, работал в кино, стал детским писателем.

V. Открытие нового

Знакомство с биографическими сведениями писателя.

-Представьте, что в нашем классе открылся музей писателя. Нас окружают различные предметы. Они должны помочь нам больше узнать о писателе.

–Рассмотрите экспонаты музея и выскажите свои предположения о жизни и творчестве писателя.


Фотоаппарат - Николай Николаевич закончил Московский институт кинематографии.


Плёнка- 20 лет проработал в кино.


Кассета с мультфильмами - режиссёр.


Орден Красной Звезды - участник Великой Отечественной войны.


Книга о Незнайке - трилогия получила всеобщее признание.


Николай Носов родился в 1908 году в семье актера. После школы учился в институте кинематографии. Поставил несколько мультфильмов.


Выставка книг.

-Рассмотрите выставку. Здесь представлены произведения Николая Николаевича.

-У некоторых ребят было творческое задание прочитать рассказы Н. Н. Носова и презентовать эту книгу.


Заслушиваются несколько рассказов детей о прочитанных книгах.

Ребята делятся своими впечатлениями о прочитанном.


-Чтобы узнать, о чем будет произведение, с которым мы с вами познакомимся, вам необходимо отгадать загадку.

Ношу на голове поля,
Но это вовсе не земля.

-Шляпа.

- Что такое шляпа?

- Какие бывают шляпы?(большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, мужские, женские, цветные и т. д.)

- Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы? На нашем уроке шляпа – живая! 

Знакомство с рассказом «Живая шляпа»

- Можете ли вы по названию рассказа определить, о чем пойдет речь? Кто герои? Чем закончится рассказ? (запись предложенных ответов на доске)

Рассказ о …

Герои …

Конец …

Литературное слушание.

Включается запись литературного произведения в исполнении мастера слова.



Ребята, сейчас мы с вами разделимся на 4 группы, задача каждой группы, по ходу слушания и наблюдения, ответить на вопросы.

1. Большой или небольшой объём?

2. Сколько событий происходит?

3. В течении какого времени мальчики сражались со шляпой?

4. Сколько героев?

Задание для всех - определить жанр произведения.

Физминутка (электронная физминутка «Веселые танцы»)

VII.Закрепление

Эмоциональный отклик на произведение. 

- Кто во время слушания ни разу не улыбнулся?

Не трудно догадаться, что таких детей в классе нет.

-Определите жанр произведения – (юмористический рассказ).

Выделяются особенности рассказа, как малой формы повествовательной литературы на основе наблюдений групп.

Слайд

  • Небольшой объём

  • Один эпизод

  • Одно событие в жизни героя

  • Небольшое количество героев


Чтение произведения. Создание юмористического диафильма.

Деление текста на смысловые части, составление сюжетной линии. На доске закрепляются отдельные листы, как кадры фильма. Можно использовать слайды в виде презентации со словами автора.

Мы разделили текст на 6 эпизодов. Каждый кадр нашего диафильма подписали словами автора. При делении на кадры, ребятам помогали следующие вопросы:

- Какой случай стал началом для всего рассказа?

= Шляпа соскользнула с комода и накрыла Ваську.

- Как зовут героев, которые появились в следующем кадре?

= Володя и Вадик раскрашивали картинки.

- Где происходит действие сначала, а где потом?

= Сначала ребята увидели живую шляпу в комнате, но испугались и прибежали на кухню.

- Как ребята сражались со шляпой?

= Взяли кочергу и лыжную палку. Стреляли в шляпу картошкой.

- Найдите место развязки в рассказе?

= Мяу! – закричало что-то.

Озвучить или прочитать по ролям понравившийся кадр фильма.

Ребятам предлагается выбрать из предложенных слов те, которые подойдут для характеристики Вадика и Володи.

ДЕЯТЕЛЬНЫЕ

ТВОРЧЕСКИЕ

АКТИВНЫЕ

ЛЕНИВЫЕ

-Вспомните других героев рассказов Николая Николаевича. Что вы можете сказать про них? (Не только Вадик и Володя деятельные, творческие, активные, но и многие другие его мальчишки. С такими хочется дружить).


VIII.Рефлексия и самоанализ 

-Серьёзный, взрослый человек, участник войны Николай Николаевич пишет юмористические рассказы, как вы думаете почему?

С юмором и доброй шуткой жизнь становится радостней.

-Достигли мы своих целей?

-Соответствует название рассказа содержанию?

-Как бы вы назвали данный рассказ?

 Ребята, пусть похлопает одним пальчиком тот, кому было скучно на уроке и он считает, что мало работал.

- Похлопайте двумя пальчиками те детки, которые считают, что они хорошо работали, но могут и лучше.

- Похлопайте громко в ладоши те дети, которым всё понравилось, и они считают, что работали очень хорошо.



IX.Домашнее задание: для всех: подготовить выразительный пересказ; творческие задания: - составить рассказ о любой другой «живой» одежде; -составить 5 вопросов по данному рассказу; - додумать конец произведения.

Урок окончен. Спасибо за урок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!