СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературное чтение Н. Н. Носов "Живая шляпа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературное чтение Н. Н. Носов "Живая шляпа"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературное чтение Н. Н. Носов "Живая шляпа"»

Н. Н. Носов «Живая шляпа»

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»; способствовать развитию навыков чтения по ролям, умения воспринимать информацию на слух

Тип урока

Решение частных задач

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: научатся: воспринимать на слух художественный текст, определять смысл произведения; получат возможность научиться: сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; использовать слова-антонимы для их характеристики, составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана.

Метапредметные: познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат; коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве.

Личностные: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость

методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесный, наглядный, практический

Оборудование

Компьютер, проектор, карточки для работы в группе, в паре


Ход урока:

Этапы урока

время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Организационный момент

1мин

(Слайд 1)

Веселый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать

Кто хочет стать настоящим читателем?

А что для этого надо делать?

Уметь грамотно читать! Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат


Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку


Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Речевая разминка

2мин

(Слайд 2)

Сова

У совы-совищи

Круглые глазищи.

В темноте горят огнём,

Ночью видят всё, как днём!

Неохота, братцы,

Мне с совой встречаться!

- Прочитайте медленно, в полголоса.

- Прочитайте быстрее на выдохе.

- Прочитайте с радостным настроением.

- Прочитайте, чтобы выразить грусть.

- Прочитайте обиженно.

-Как вы думаете, почему герой стихотворения не желает встречаться с совой?( Испытывает чувство страха )

-А когда вам бывает страшно? ( Ответы детей )

- Сегодня мы будем читать рассказ о страхе. Прочитайте его название.

(Слайд 3)

1

2

3

4

5

2

а

ж

и

я

3

в

л

с

п

4

ы

г

к

т

5

ф

р

ш

у


2, 3; 2, 4; 3, 2; 2, 2; 2, 5; 5, 4; 3, 3; 2, 5; 3, 5; 2, 2. (Слайд 4)

Как вы его понимаете?( Живая – это значит одушевлённая, может передвигаться )

А кто знает, что такое шляпа? (Это головной убор). Так чего можно было испугаться в рассказе?

Выполняют задания


Познавательные: осуществляют смысловое чтение в соответствии с целями и задачами, структурирование знаний, работу с информацией, выполнение логических операций, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию.


Целеполагание

2мин

Выполнив следующее задание, вы узнаете, с творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся.

Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя (работа в паре)

Аг*ия Барт*

Чуков*кий К*рней

Михалко* Сергей - НОСОВ

- Догадайтесь, кто это? (Носов) (Слайд 5)

(подготовленный ученик: Алёна, рассказывает о писателе)

« Взрослым ребёнком»,в шутку называли Н. Н. Носова его друзья. Н. Н. Носов стал писать рассказы, когда у него родился сынишка. Отец наблюдал за сыном и интересные случаи из его жизни старался записать. Свои рассказы для детей Н. Н. Носов писал с юмором, с иронией. Дети, читая его рассказы, от души смеются. Радуя и веселя юных читателей, его произведения заставляют о многом задуматься: о честности, о долге, о дружбе, о совести.

Рассказчиком у Н. Н. Носова всегда бывает ребёнок, чаще всего мальчик.

-С каким произведением этого автора мы познакомились на прошлом уроке?

-Какие рассказы Николая Носова вам знакомы? (Слайд 6)

– Посмотрите на нашу выставку книг писателя Н.Н.Носова. Книги, которые я взяла из нашей школьной библиотеки, не выглядят новыми, они самые потрёпанные, зачитанные. Как вы думаете, почему?

– Правильно, их читают, они никогда не залёживаются на полках.

- Знакомство с ними мы продолжим на следующих уроках. А сегодня поработаем над рассказом «Живая шляпа».

Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно, по цепочке, в парах и группах с использованием ранее изученного материала и освоенного инструментария.

Прогнозируют название рассказа



Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; активно используют речевые средства для решения учебных задач; проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог; высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему

Постановка целей урока.


2мин

И с чего нам нужно начать? Правильно, с постановки целей и задач урока. (Слайд 7 )

Познакомиться…

Учиться правильно…

Проанализировать…







Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем:

Проверка домашнего задания


5мин

У. - В гостях какого рассказа мы были на прошлом уроке?

-(Затейники)

У.- Подберите синонимы к слову затейники. (Фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки).

У.- На сколько смысловых частей разделили текст?

У.- От чьего лица ведется этот рассказ?

(от Пети).

У.-«Восстановите последовательность событий» выполняя задание по группам.

1гуппа пересказ 1 части.(до слов «Потом мама ушла…)

2 группа пересказ 2 части. (до слов «Вдруг меня кто-то»)

3 группа пересказ 3 части(Открыли мы дверь»)

4группа пересказ 4 части.(до конца). У.- Подумайте, за что вы могли бы похвалить ребят? (Умеют организовать свой досуг, не будут скучать)

У.- За что можно их поругать?

(Нельзя нагонять на себя страх, игры поспокойнее)

У.- Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину?(Нельзя играть с одеялом, с постелью)

У.- Что сказали бы соседи, которые это все слышали? (Потише играть, нельзя громко кричать, невоспитанные)

У.- Что скажете вы?

(Оценить ответы: уверенность пересказа, манеру исполнения, фактические ошибки.)

Пересказывают
по плану.


Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.


Физкультминутка

2мин

Упражнение для глаз.

- Прежде, чем приступить к чтению, сделаем глазами разминку.

- Поднимите глаза “вверх – вниз”, “вправо – влево”.

- Сделайте круговые движения глазами.

делайте “ленивые восьмерки”


Выполняют упражнение.

Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу


Изучение нового материала

15мин

(Слайд 8)

Комод –низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Кочерга – железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

Треснуть – ударить.

Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.

Читают учитель и хорошо читающие дети. В ходе чтения учитель делает остановки. Читают 1-ю часть (до слов «увидели возле комода шляпу»).

– Что произойдет дальше?

Читают 2-ю часть (до слов «Вовка за ним»).

– Как далее будут развиваться события?

– Что шляпа будет делать в дальнейшем?

– Смогут ли ребята преодолеть свой страх?

Читают 3-ю часть (до слов «Ну, пойди посмотри»).

– Есть ли разница в значении слов: напугаться, трястись от страха? Какое выражение использует писатель?

– Как далее будут развиваться события?

– Возвратятся ли ребята в комнату?

– Как будут защищаться, если шляпа набросится на них?

Читают 4-ю часть (до слов «шляпа как подскочит кверху»).

– Чем закончится произведение? В чем секрет живой шляпы?

Читают 5-ю часть

– Понравился ли вам рассказ? Чем? Как менялось настроение мальчиков?

– Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? Докажите словами из текста.

– А читатели?

– Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа?

– Какие они были по характеру?

– Что же испугало мальчиков?

– Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми? Найдите в тексте слова, которые говорят об этом.

– Приходилось ли вам испытывать страх? Когда? Случались ли с вами такие необычные истории, когда было страшно, а затем смешно?

– Как можно побороть свой страх?

– Определите идею (главную мысль рассказа).

– Как повели себя дети в первый момент, когда увидели «живую» шляпу?

– Найдите слова, характеризующие их поведение.

– Почему сначала они боялись, даже убежали на кухню, а потом стали нападать на шляпу?

– Оказавшись на кухне, изменили ли они своё поведение? Прочитаем диалог на кухне.

– Какое чувство испытали мальчики, когда узнали «секрет» шляпы?

– Почему Вадик стал обнимать котёнка, ласкать его?

– Как бы вы поступили, оказавшись на месте героев произведения?

– Как автор относится к своим героям?

– Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа? (Слайд 9)

• Волков бояться – в лес не ходить.

• Семь раз отмерь – один раз отрежь.

• У страха глаза велики.

Дело мастера боится.

– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.




















































Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Физкультминутка

2 мин




Выполняют физкультминутку


Закрепление изученного материала.


8мин

Развивающие задания. Анаграмма – изменение порядка букв и узнавание слова.

- Разгадайте анаграммы. Не все слова из этого списка встречались вам в рассказе “Живая шляпа”. Найдите “лишнее” слово. (работа в парах)

натаком (комната)

токаршка (картошка)

модко (комод)

зикорна (корзина)

чергако (кочерга)

ватькро (кровать)

ноктёко (котёнок).

– Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение. (Слайд 10)

Действие здесь развивается очень быстро, события следуют одно за другим. Мы говорили на предыдущих уроках, что очень трудно изобразить на картинке действие. Но, посмотрите, как вышел из трудного положения художник. Для этого рассмотрите иллюстрации к рассказу. (Дети рассматривают иллюстрации).

– Художник создал серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту происходящего действия, а вместе они рассказывают о том, что случилось.

Что изображено на первой картинке?

– Как вы думаете, кто из ребят – Вадик, а кто – Володя? Докажите своё мнение словами из текста.

Объясните выражение «тряслись от страха»(боялись).

– Как художник передаёт, что мальчики “тряслись от страха”?

Задача художника состоит в том, чтобы “перевести” язык писателя– слово– на свой язык, язык красок. Нам становится более понятно то, что написал автор, рассматривая иллюстрации.

Ребята, мы рассмотрели картинки, прочитали рассказ. А сейчас проведём небольшую игру «Блиц - опрос». Я хочу проверить, хорошо ли вы знаете содержание.

Игра “Блиц - опрос”.

– Расскажи, как всё было в рассказе Н.Н.Носова “Живая шляпа”. (Дети отвечают на вопросы быстро):

1.Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу? (на полу)

2. Володя и Вадик видели или не видели, как котёнок попал под шляпу? (не видели)

3. Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик? (Володя)

4. Шляпа подползла к Володе или к Вадику? (к Вадику)

5. Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю? (в шляпу)

6. Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха? (фыркал и жмурился от света)

Молодцы! А сейчас следующее задание. (Слайд 11)

Игра “Восстанови слово”

– Все эти слова встречались вам в рассказе, восстановите их, добавив гласные. (работа в группах)

к м д В л д В д к

ш л п с т л д в н

к х н к м н т к р з н

к т н к к р т ш к Н с в

- Какое слово лишнее? Почему?

– Давайте проверим, насколько вы внимательны к словам, которые читаете. На доске записано самое начало рассказа. Пропущены некоторые буквы. Какие буквы надо вставить? (работа в группах) (Слайд 12)

К…тёнок Васька с…дел на п…лу возле к…мода и л…вил мух. А на к…моде, на самом кр…ю л…жала шляпа…

Проверка (слайд 13)


Работа по карточкам. Самопроверка



















Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.

Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и "разгадать" авторские подсказки в тексте.

































Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию; поиск необходимой информации; построение логической цепи рассуждений, доказатель-
ство.

Регулятивные: осуществляют контроль; коррекцию; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Личностные: принимают мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относятся к мнению других читателей


Рефлексия

2мин

За что вы похвалили бы себя?

Что у вас особенно получилось? (Слайд 14)

– Продолжите предложение:

• Мне было интересно…

• Мне захотелось…

• Я узнал, что…

• У меня получилось…

Отвечают на вопросы


Познавательные: ориентируются в системе знаний – отличают новое от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний


Подведение итогов урока

2мин

– С рассказом какого писателя мы сегодня работали на уроке?

– О чём этот рассказ?

– Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился? Почему?



Домашнее задание

2мин

(Слайд 15)

Подготовить пересказ по плану с. 59

  • По желанию:

подобрать к прочитанному

тексту пословицы, загадки;


(Слайд 16)



Задают уточняющие вопросы


Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!