СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения во 2 классе на тему "Н.Н. Носов "Живая шляпа".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конструкт (технлогическая карта) урока литературного чтения во 2 классе на тему "Н.Н. Носов "Живая шляпа". Цель урока: развитие восприятия, мышления и речи в процессе чтения и анализа рассказа Н.Н. Носова "Живая шляпа". 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения во 2 классе на тему "Н.Н. Носов "Живая шляпа".»

Конструкт пробного урока по литературному чтению

по производственной практике по ПМ.01«Преподавание по программам начального общего образования

в начальных классах и начальных классах

компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

студентки группы 36

Медведевой Марии Фёдоровны

Дата: 19.02.2020

ОО: МБОУ СОШ № 38

Класс: 2 «А»

ФИО учителя класса: Мишурова Оксана Викторовна

ФИО методиста: Кадочникова Ольга Владимировна Подпись _________________

УМК: «Школа России»

Тема урока: Н.Н. Носов «Живая шляпа»
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся проявляют любознательность и активность в процессе познавательной деятельности, демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, оценивают поведение героев произведения Н.Н. Носова «Живая шляпа», осмысленно оценивают поступки героев, сравнивают их со своими собственными поступками, понимают личностную значимость в осуществлении взаимопомощи, поддержки к своим одноклассникам.

Метапредметные:обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения),познавательные УУД (общеучебные: формулирование познавательной цели; осуществление поиска и выделения информации; овладение навыками смыслового чтения произведения в соответствии с целями и задачами; логические: владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей в ходе обсуждения произведения, умение осмысливать собственное поведение и поведение окружающих).

Предметные: обучающиеся при чтении отражают настроение автора читаемого текста, демонстрируют знания о жизни Н.Н. Носова и его творчестве, воспринимают на слух художественный текст, умеют анализировать предложенный текст, умеют рассказывать о героях произведения «Живая шляпа», отражая собственное отношение к ним, умеют использовать активную речь в процессе анализа и обсуждения поступков героев, умеют выразительно и осознанно читать эпизоды из произведения, пользуются элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя.

Цель: развитие восприятия, мышления и речи в процессе чтения и анализа рассказа Н.Н. Носова «Живая шляпа».

Задачи:

Воспитательная: способствовать проявлению любознательности и активности в процессе познавательной деятельности, положительно – эмоционального настроя на предстоящую деятельность, способствовать формированию умения оценивать поведение героев произведения Н.Н. Носова «Живая шляпа», способствовать формированию умения осмысливать поступки героев, сравнивать их со своими собственными поступками, способствовать понимаю личностной значимости в осуществлении взаимопомощи, поддержки к своим одноклассникам.

Развивающая: развивать регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения), познавательные УУД (общеучебные: формулирование познавательной цели; осуществление поиска и выделения информации; овладение навыками смыслового чтения произведения в соответсвии с целями и задачами; логические: владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей в ходе обсуждения произведения, умение осмысливать собственное поведение и поведение окружающих).

Образовательная: познакомить обучающихся с рассказом Н.Н. Носова «Живая шляпа», способствовать развитию мышления в процессе знакомства обучающихся с биографией и творчеством Н.Н. Носова, способствовать умению воспринимать на слух художественный текст, способствовать развитию речи в процессе организации анализа и обсуждения поступков героев, способствовать умению анализировать и рассказывать о героях произведения «Живая шляпа», отражая собственное отношение к ним, умению выразительно читать эпизоды из произведения, умению пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя.

Принципы обучения и воспитания

  • Принципы воспитания

  • Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма

  • Воспитание через взаимодействие

  • Связь с жизнью

  • Принципы обучения

  • Принцип наглядности

  • Принцип систематичности и последовательности

  • Принцип доступности

  • Принцип деятельности

  • Принцип психологической комфортности

  • Принцип минимакса

Методы воспитания:

Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:

  • Педагогическое требование

Методы формирования сознания:

  • Рассказ

  • Беседа

Методы воздействия на мотивационную сферу:

  • Поощрение

Методы обучения:

  • Методы организации учебно-познавательной деятельности (Методы получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, иллюстрация, работа с книгой; Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение; Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа);

  • Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль);

  • Методы организации взаимодействия обучающихся и накопления социального опыта (Метод взаимной проверки)

  • Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (Постановка проблемы или создание проблемной ситуации);

  • Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности (Беседа).


Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, работа в парах, индивидуально.

Обеспечение урока:

Информационное обеспечение
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Документ с изменениями внесенными: приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года №1643; приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года №507. ПРИКАЗ от 6 декабря 2009г. №373

2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями внесенными: от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15)

3. Литературное чтение, 2 класс (2 часть) / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др..

4. Поурочные разработки по литературному чтению к УМК «Школа России», 2 класс / С.В. Кутявина


Демонстрационное: презентация, наглядный материал (тема урока, план урока, изображение кочерги, комода, портрет Н.Н. Носова)

Индивидуальные: учебник, карточки

Структура (план) урока: пропиши время на каждом этапе

  1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин)

  2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (7 мин).

  3. Решение проблемы.

  4. Физминутка (2 мин)

  5. Первичное закрепление

  6. Инструктаж о домашнем задании

  7. Подведение итогов. Рефлексия

Итого: 40 мин.
Оформление учебного кабинета, макет доски:



Тема: «Н.Н. Носов «Живая шляпа»
План:
1.Узнать о жизни и творчестве Н.Н. Носова
2.Познакомиться с рассказом Н.Н. Носова «Живая шляпа»
3.Поупражняться в безошибочном выразительном чтении рассказа

19 февраля.

Классная работа.


Н.Н. Носов



Ход урока:

Этапы урока, задачи работы

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя


Планируемый результат УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку.
Развивать у обучающихся :регулятивные УУД (волевая саморегуляция); коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

- Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:

Педагогическое требование

- Методы формирования сознания:

Беседа

- Методы развития познавательного интереса: Формирование готовности к восприятию.

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Мария Фёдоровна, и урок литературного чтения сегодня проведу у вас я. Я очень рада сегодня всех видеть.
- Предлагаю проверить свою готовность к уроку – на столе должен лежать только учебник, пенал и дневник.

- Сейчас тихо сядут девочки, а затем еще тише сядут мальчики.

- Молодцы!

- Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на весь урок.
- Ребята, сегодня я к вам пришла с одной вещью, посмотрите, что это? (Шляпа)
- Верно, скажите, какая она?

- Ребята, а какие еще вы знаете шляпы, назовите? (Называют, какие шляпы они знают)
-
Для чего используют шляпу? (Она помогает защититься от солнечного удара в жаркую погоду, для декора)
- Ребята, я сегодня не просто так принесла шляпу на наш урок, она сегодня будет нашим помощником при выполнении заданий. А будет она лежать у меня на столе в течение всего урока.

- Посмотрите, правильно ли вы сидите: руки на месте, ноги на месте, локти у края, спинка прямая.
- Прошу в течение урока соблюдать эти правила, следить за осанкой.

Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция); коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).


2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
Задача:
актуализировать знания детей об авторах и их творчестве, выйти на проблему урока, постановка цели и плана урока.
Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению), познавательные УУД (общеучебные: формулирование познавательной цели; осуществление поиска и выделения информации; логические: владение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей в ходе обсуждения произведения).



Методы воспитания:

Методы формирования сознания:

  • Рассказ

  • Беседа

Методы воздействия на мотивационную сферу:

  • Поощрение

Методы обучения:

Методы организации учебно-познавательной деятельности (Методы получения новых знаний: беседа, иллюстрация.
Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение; Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа;

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы организации взаимодействия обучающихся и накопления социального опыта (Метод взаимной проверки)

Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (Постановка проблемы или создание проблемной ситуации).




- Ребята, а с каким разделом в учебнике вы работаете сейчас? (Писатели – детям).
- А что объединяет стихотворения и рассказы, включенные в этот раздел? (Они написаны для детей и про детей)
- Верно, они написаны про таких же ребят, как и вы.
- А для того чтобы вспомнить какие произведения включены в этот раздел, о ком или о чем они, а главное – для кого, я вам предлагаю выполнить одну работу, она будет осуществляться в парах.
- Катя, скажи, пожалуйста, что ты видишь на карточке? (Таблицу). Скажи, пожалуйста, какой заголовок у первого столбика? (Название произведения)
- Коля, прочти, как называется второй столбик? (Имя писателя)
- Спасибо, ребята, ваша задача заключается в том, чтобы соотнести с помощью стрелочек название произведения и кто является автором данного произведения. Если возникнут трудности, то наша шляпа вам поможет. На работу отводится 2 минуты.

Название произведения

Имя писателя

Кот и лодыри

К.И. Чуковский

Верёвочка

С.Я. Маршак

Мой щенок

С.В. Михалков

Путаница

А.Л. Барто


ПРОВЕРЯЕТЕ ФРОНТАЛЬНО- НА СЛАЙДЕ ИМЯ ПИСАТЕЛЯ, ДЕТИ НАЗ-ЮТ ПРОИЗВ, ПОЯВЛ-СЯ ИЛЛЮСТР К НЕМУ, ТЫ ОБОБЩАЕШЬ ОДНИМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, О ЧЕМ БЫЛО ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ – ГЛ МЫСЛЬ.
-
Ребята, время вышло, теперь предлагаю проверить, правильно ли вы справились с этим заданием или допустили ошибки, а наша шляпа вместе с нами будет проверять. Отвечаем по поднятой руке.
- Корней Иванович Чуковский. Ребята, какое название произведения у этого автора? (Путаница)
- Кто согласен с ***, поднимите правую руку. Вы правы, Корней Иванович Чуковский написал одно из своих замечательных произведений под названием «Путаница». Главная мысль данного произведения заключалась в том, что нельзя идти против здравого смысла, потому что хорошим результатом это не кончится. Произведение, написанное Корнеем Чуковским, учит нас действовать правильно, быть последовательным, а не делать все наоборот.
- Самуил Яковлевич Маршак. Какое произведение написал Самуил Яковлевич? (Кот и лодыри).
- Кто согласен с ***, поднимите правую руку. Вы правы, Самуил Яковлевич Маршак написал удивительное стихотворение «Кот и лодыри». Главная мысль этого произведения заключается в том, что знания очень важны в нашей с вами жизни, без них не удастся прожить полноценную жизнь. Это стихотворение учит нас ценить школу, знания.
- Сергей Владимирович Михалков. Как называется произведение Сергея Владимировича Михалкова? (Мой щенок)
-
Кто согласен с ***, поднимите правую руку. Вы правы, Сергей Владимирович Михалков написал одно извсеми нами любимых произведений под названием «Мой щенок». Главная мысль этого произведения заключается в том, что переживание и забота о своих любимцах – признаки добродушного человека. Произведение учит нас заботиться о животных, помогать им и выручать с беды.
- Агния Львовна Барто, не так давно вы уже изучали ее произведение. Скажите, какое название произведения вы отнесли? (Веревочка)
-
Кто согласен с ***, поднимите правую руку. Вы правы, Агния Львовна Барто написала прекрасное стихотворение под названием «Веревочка». Главная мысль заключается в том, что благодаря стремлению, упорству и тренировкам – можно добиться многого. Стихотворение учит нас уверенно идти к своей цели, сквозь все неудачи. Воспитывать в себе волю, упорство и целеустремленность.
- Ребята, поднимите руку, чья пара справилась без одной ошибки? Молодцы, вы хорошо знаете и помните название произведений и их авторов.
- Поднимите руку те, у кого 1, 2 или 3 ошибки. Хорошо, в следующий раз вам нужно будет повторить эти произведения и их авторов.
- Поднимите руку те, у кого больше 3 ошибок?
- У тех, ребят, у которых более 3 ошибок в следующий раз нужно постараться запомнить уже изученный материал, а также быть на уроках внимательными.
- Ребята, вот уже несколько недель вы действительно знакомитесь с творчествомчудесных детских писателейи их увлекательными произведениями.
- А сегодня вам предстоит познакомиться с рассказом еще одного замечательного автора. Его имя известно каждому из нас, многие уже читали его удивительные рассказы.
- Сейчас на слайде вы видите портреты разных писателей. Назовите, пожалуйста, кто на них изображен?(На слайде представлены портреты авторов:А.Л. Барто, С.Я. Маршак, С.В. Михалков, К.И. Чуковский – подписаны, Н.Н.Носов – не подписан)

- Ребята, посмотрите, чей портрет на 1 фото?(А.Л. Барто)
- Чей портрет на 2 фото? ( С. Я. Маршака)
-
Кто изображен на 3 фото? (С.В. Михалков)
- Чей портрет на 4 фото? (К.И. Чуковский)
- Молодцы, все верно.
- Ребята, кто из вас может по внешности узнать имя писателя на 5 фото? (Сигнализируют)
- Спасибо за ответы, а сейчас я вам предлагаю проверить ваши предположения, выполнив задание «Внимательные глазки»: у каждого из вас есть карточка с буквами, но, к сожалению, наши буквы рассыпались и встали не на свое место.
- Ваша задача –разгадать шифр и зачеркнуть те буквы, которые повторяются, и получить из оставшихся букв целое слово.
- Ребята, если у вас возникнут затруднения, и вы не знаете как справится с этим заданием, то наша шляпа обязательно придет на помощь. На работу отводится 1 минута.


УУУНУУУУОУУСУУУОУУУУВУУУУУУ


- Завершаем работу, время вышло.
- Катя, скажи, пожалуйста, что у тебя получилось? ( Носов)
- Ребята, поднимите правую руку, кто согласен с Катей.
- Ваши предположения оказались верными? (Да/нет)
- Вы правы, мы с вами разгадали шифр и справились с этой непростой задачей.
- Ребята, вспомните имя автора. Как его звали? (Николай Николаевич Носов)
-
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с интересным произведением Николая Николаевича Носова.В основе рассказов Носова лежит какой-нибудь забавный случай, интересная ситуация, которая происходит с такими же ребятами, как и вы. Все его рассказы любят читать и взрослые и дети.
- Я знаю, что вы, ребята, любите читать, и поэтому я подготовила для вас несколько книг. Эти книги я взяла в вашей школьной библиотеке. В этих книгах представлены интересные рассказы Николая Николаевича, возможно, в этих рассказах вы даже найдете себя.
- А на перемене вы можете полистать эти книги и узнать, какие произведения писал Николай Николаевич Носов. Если вас заинтересуют его произведения, вы можете сходить в школьную библиотеку и взять их почитать.
-
Вернемся к началу урока, вы описывали шляпу, также мы с вами вспомнили, какие они бывают и назвали их некоторые признаки.
- А как вы думаете, бывают ли шляпы живыми?(Предполагают)
- Если бывают: А вы видели их? Какие предметы называют живыми?
- Если не бывают: А как вы думаете, откуда появилась эта фраза «живая шляпа», может быть, где – то слышали ее?
- Интересно вам об этом узнать?(Да)
- Представляете, а Николай Николаевич Носов написал целый рассказ под названием «Живая шляпа», и для того, чтобы узнать, существуют ли на самом деле живые шляпы, я предлагаю вам прочитать это произведение.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Н.Н. Носов «Живая шляпа»)(На доске вывешивается тема урока)
- Прежде чем начать, я предлагаю составить план нашего урока. Что вы видите? (Незаконченные предложения)


1.Узнать…
2.Познакомиться…
3.Поупражняться…


- Предлагаю продолжить фразы, которые представлены на доске.
- Как вы думаете, что вы можете сегодня узнать на уроке?(Высказывают свое мнение)
- И первым пунктом плана будет – узнать о жизни и творчестве Николая Николаевича Носова (Прикрепляю на доску)
- Как вы думаете, с чем мы с вами можем познакомиться? (Высказывают свое мнение)
- Второй пункт плана будет звучать так: познакомиться с рассказом Н.Н. Носова «Живая шляпа»
- Как вы считаете, в чем мы можем с вами поупражняться?(Высказывают свое мнение)
- Третий пункт плана будет звучать следующим образом – поупражняться в безошибочном выразительном чтении рассказа.

1.Узнать о жизни и творчестве Н.Н. Носова
2.Познакомиться с рассказом Н.Н. Носова «Живая шляпа»
3.Поупражняться в безошибочном выразительном чтении рассказа


(На доске представлены пункты плана)
- Главный вопрос, на который нам нужно ответить сегодня на уроке – в чем заключается основная мысль произведения? На этот вопрос мы попытаемся ответить в конце урока.

Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению), познавательные УУД (общеучебные: формулирование познавательной цели; осуществление поиска и выделения информации; логические: владение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей в ходе обсуждения произведения).


3. Решение проблемы
Задача:
выявить пути решения проблемы, познакомить обучающихся с биографией и творчеством Н.Н. Носова, рассказом «Живая шляпа».
Развивать у обучащихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата), познавательные УУД (общеучебные: осуществление поиска и выделения информации; логические: владение логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).



Методы воспитания:
Методы формирования сознания:

  • Рассказ

  • Беседа

Методы обучения:

Методы организации учебно-познавательной деятельности (Методы получения новых знаний: рассказ, беседа, Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение;

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований),

Методы организации взаимодействия обучающихся и накопления социального опыта (Метод взаимной проверки)


- Саша, прочитай, пожалуйста, что мы будем делать первым пунктом плана? (Узнать о жизни и творчестве Н.Н. Носова)
- Спасибо, Саша.
- На столе у вас лежит карточка с вопросами.
- Прочитайте вопросы про себя.

1. Кем работал Н.Н. Носов по окончании школы? (работал рабочим на заводе)
2. В каком возрасте Н.Н.Носов начал писать детские рассказы? (В 30 лет)
3. Как назывался рассказ, опубликованный в 30 лет? («Затейники»)


- Ребята, можете ли вы ответить сейчас на эти вопросы? (Нет)
- Верно, пока что вы не знакомы с биографией этого автора.
- Для того чтобы выполнить первый пункт плана, я буду рассказывать вам о жизни и творчестве Николая Николаевича, а вашей задачей будет внимательно прослушать мой рассказ и ответить на эти вопросы письменно в карточке.
- Катя, скажи, что сейчас будем делать? (Внимательно слушать и в ходе рассказа отвечать на вопросы)

- Ребята, все услышали Катю? Кому задание непонятно, поднимите руку.
- Ребята, наша шляпа тоже вместе с вами слушает рассказ и следит за вами, у кого из вас возникнут трудности, она обязательно окажет помощь.
- Обратите внимание на то, как правильно вы сидите: руки на месте, ноги на месте, локти у края, спинка прямая.


- Николай Николаевич Носов родился в семье эстрадного артиста. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Разносторонне одаренный мальчик с детских лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией. По окончании школы работал рабочим на заводе. Но его сильно влекло искусство, он поступил в художественный институт. В 30 лет начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова был опубликован, когда ему было 30 лет, назывался он «Затейники». Но наибольшую известность принесла писателю его сказка «Приключения Незнайки и его друзей» и ее продолжения – «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сначала он просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. Этот уникальный человек оставил после себя богатое литературное наследие, его рассказы любят все: и взрослые и дети, читая их можно не только посмеяться, но и узнать что –то полезное.
- Ребята, предлагаю вам проверить ответы.
- Саша, прочитай, пожалуйста, что ты ответил.
- Ребята, поднимите руку, кто согласен с ответом Саши. (Аналогичная работа проводится с каждым вопросом).
- Отлично, мы ответили на все вопросы.
- Катя, что интересного ты узнала о Николае Николаевиче?(Высказывают свое мнение)
– Никита, а тебе что запомнилось больше всего?(Высказывают свое мнение)
- Молодцы, вы были внимательными и без затруднений ответили на вопросы. А у тех ребят, у которых возникли трудности при выполнении задания – в следующий раз нужно быть внимательными и сосредоточенными при прослушивании рассказа, но я уверена, что ответы на вопросы ваших одноклассников помогли вам запомнить нужную информацию о жизни и творчестве Николая Николаевича Носова.
- Маша, прочитай, пожалуйста, первый пункт плана. (Читает)
- Выполнили ли мы его? (Да). Мы с вами узнали о жизни и творчестве Николая Николаевича Носова.
- Теперь, когда мы будем выполнять пункты плана, я напротив выполненного пункта буду прикреплять шляпу. Мы с вами выполнили первый пункт плана и можем с уверенностью прикрепить напротив него шляпу. (Прикрепляю шляпу напротив первого пункта плана)
- Прежде чем мы приступим ко второму пункту плана, я предлагаю вам выполнить разминку, для того чтобы отдохнуть, снять напряжение и усталость.

Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата), познавательные УУД (общеучебные: осуществление поиска и выделения информации; логические: владение логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).


Физминутка

Задача: снять мышечное напряжение детей.
Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция), коммуникативные УУД (умение слушать).



Методы воспитания: Методы воздействия на мотивационную сферу (поощрение); Методы воздействия на волевую сферу (требование). Методы обучения:Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль).

- Встаньте рядом со своими местами.
- Сейчас я буду рассказывать стихотворение и показывать движения, а вы повторяете за мной, если вы знаете стихотворение – можете проговаривать его шепотом.

К шляпе дружно подойдем, (шаги на месте)
Её взглядом обведем (повороты головы влево - вправо)
С нами, шляпа, не шути, (имитирующие движения указательным пальцем правой руки)
Ты не прыгай, не скачи! (имитирующие движения указательным пальцем левой руки)
Поскорей открой секрет – (наклоны туловища вправо – влево)
Ты живая или нет? (шаги на месте)


- Предлагаю еще раз повторить.

- Молодцы, тихо садимся на свои места.

Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция), коммуникативные УУД (умение слушать).

Продолжение этапа решение проблемы.

5. Первичное закрепление.
Задача:
способствовать умению воспринимать на слух художественный текст, умению рассказывать о героях произведения «Живая шляпа», отражая собственное отношение к ним, умению выразительно читать эпизоды из произведения.
Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации), познавательные УУД (овладение навыками смыслового чтения произведения в соответсвии с целями и задачами; логические: владение логическими действиями анализа, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей в ходе обсуждения произведения, умение осмысливать собственное поведение и поведение окружающих).


Методы воспитания:

Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:

  • Педагогическое требование

Методы формирования сознания:

  • Рассказ

  • Беседа

Методы воздействия на мотивационную сферу:

  • Поощрение

Методы обучения:

Методы организации учебно-познавательной деятельности (Методы получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, иллюстрация, работа с книгой;

Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение;

Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа);

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль);

Методы организации взаимодействия обучающихся и накопления социального опыта (Метод взаимной проверки)

Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (Постановка проблемы или создание проблемной ситуации);

Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности (Беседа).



- Мы с вами отдохнули и поднабрались сил, и теперь можем приступить ко второму пункту плана.
- Ваня, прочитай, пожалуйста, второй пункт плана? (Познакомиться с рассказом Н.Н. Носова «Живая шляпа»)
- Для того чтобы выполнить второй пункт плана, откройте свои учебники на странице 54. (Выполняют инструкцию учителя)
- Прочитайте название произведения про себя и подумайте: о чем пойдет речь? (Предполагают)
- Саша, как ты думаешь, о чем нам автор хочет рассказать? (Высказывает свое мнение)
- Кто считает иначе? (Обучающиеся высказывают свое мнение)
- Ребята, рассказ «Живая шляпа» Николая Николаевича Носова – это история, которая произошла с такими же ребятами, как и вы.

- Ребята, вы высказали интересные предположения, но узнать кто из вас прав, мы сможем, только прочитав это произведение.
- Для того чтобы наша речь при чтении была правильной, громкой и выразительной, подготовим язычки. А наша шляпа будет внимательно за нами наблюдать.
- Сядьте ровно, выпрямите спины, пусть спина соприкоснутся со спинками ваших стульев. Глаза поднимите на меня. Сначала давайте сделаем глубокий вдох, а затем выдох. Теперь выполним первое упражнение – оно называется «Слоник-лягушка». На счет раз покажите мне слоника – вытяните губы трубочкой и задержитесь на пару секунд в таком положении. А на счет два покажите мне лягушку, а для этого – широко улыбнитесь, покажите мне свои сомкнутые зубы. Давайте попробуем.
- Теперь выполним еще одно упражнение, которое называется лошадка. Для этого снова широко улыбнитесь и кончиком языка пощелкайте о верхнее нёбо так, как лошадка цокает копытами. Давайте попробуем.
- Но прежде чем начать читать рассказ, я предлагаю выполнить одно задание. У вас на парте лежат карточки.
- Ксюша, скажи,что на них написано? (Слова)(Карточки на пару)
- Совершенно верно, эти слова вам встретятся при прочтении рассказа, а для того чтобы у вас не возникало вопросов как правильно их читать, мы все вместе разберем их правильное произношение.
- Начинаем читать хором, по слогам, 3, 4 …

Плюх – ну – лось
Сос – ко – чи – ли
Под – ско-чит

Рас – кра–ши – ва – ли
При – от – кры – ли


- Предлагаю разобрать значение этих слов.
- Как вы думаете, что означает выражение «плюхнулось»?(Громко упало)
- Почему автор выбрал именно выражение «плюхнулось», а не «упало» (Для придания эмоциональности)
- Что значит «соскочили»? (Исчезли внезапно, что-то неожиданное)
- А «подскочит»? (Резко приподняться вверх, подпрыгнуть, приблизиться к чему-либо)
- Как вы понимаете значение слова «раскрашивали»?(Делать что-либо цветным)
- Что значит «приоткрыли»? (Немного, не полностью открыть)А почему именно «приоткрыли» (Незавершенное действие, совсем немного)
- Молодцы, мы с вами разобрали значение этих слов, поэтому при прочтении рассказа вам будет намного легче, проще читать и понимать смысл этих слов.
- Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? (кочерга, комод).

- Кто – то из вас знает, что такое кочерга? (Да/нет)
- Может быть, из вас кто – то видел ее, например, у бабушек в деревне? (Да/нет)Для чего она нужна? (Для перемешивания углей в печи)
- В словаре Дмитрия Николаевича Ушакова дается определение данному слову (на слайде): Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи
- А что такое комод? (Предмет мебели, который состоит из нескольких ящиков) Для чего он служит нам?(Для хранения каких- либо вещей)
- В словаре Сергея Ивановича Ожегова дается определение данному слову (на слайде): Комод - предмет мебели, состоящий из нескольких расположенных друг над другом выдвижных ящиков (для белья, различных мелких вещей).
- Эти слова тоже нам встретятся в рассказе, чтобы у нас не возникали вопросы, что это такое, и для чего оно служит, мы с вами разобрали значение этих слов.
- Теперь, когда мы разобрались с незнакомыми и сложными по прочтению словами, мы можем приступить к прочтению рассказа Николая Николаевича Носова «Живая шляпа».
- Перед этим выполним гимнастику для глаз, для того чтобы, когда вы будете следить глазками, они не устали и не были в напряжении. Наша шляпа внимательно за нами наблюдает.
Спал цветок(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох).Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)


- Сейчас я начну читать рассказ, вы следите глазками, будьте внимательны, я могу остановиться читать рассказ. А продолжит чтение тот, на чьем столе окажется шляпа.
- Сядьте ровно, спина должна соприкасаться со спинкой вашего стула, ноги стоят на полу. Молодцы
*Чтение рассказа учителем*
- Какие чувства вы испытывали, слушая этотрассказ? (Высказывают свое мнение)
- Что вам особенно понравилось в нем? (Высказывают свое мнение)
- Как звали мальчиков, героев рассказа?(Вовка и Вадик)

- Как звали кота?(Васька)
- Кто из главных героев оказался смелее?(Вадик)
- Спасибо за ваши ответы.
- Маша, прочитай, пожалуйста, второй пункт плана. (Читает). Выполнили ли мы его? (Да). Мы с вами познакомились с рассказом Николая Николаевича Носова «Живая шляпа».
- Теперь, когда мы выполнили второй пункт плана, можем напротив него прикрепить нашу шляпу. (Прикрепляю шляпу напротив 2 пункта плана)
- Кирилл, прочитай, пожалуйста, последний пункт плана, что мы будем делать? (Поупражняться в безошибочном выразительном чтении рассказа)
- Спасибо Кирилл.

- Для того чтобы мы с вами умели безошибочно и выразительно читать рассказ, я предлагаю вам прочитать его по частям.
- Ребята, сейчас мы начнем читать текст по частям, с остановками. - Я начну читать 1 часть рассказа–до слов «Что-то плюхнулось,упало»
- Где сидел котенок Васька? (Васька сидел на полу возле комода)

- Что плюхнулось на пол?(Шляпа)
Чтение 2 части
- до слов «Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли» (1 обучающийся читает 2 часть рассказа)

-Что же так испугало ребят?(Шляпа начала двигаться и поползла прямо к Вадику, а затем к дивану)

-Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми. Докажите словами из текста.

Чтение 3 части-до слов «сейчас я её как тресну клюшкой» (2 обучающийся читает 3 часть рассказа)
- Почему Вовка решил срочно уйти домой? (Потому что он сильно испугался шляпы)
- Какой предмет выбрали мальчики для борьбы со шляпой? (Клюшку)

- Что предложил сделать Вадик? Докажите словами из текста. («…Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я ее клюшкой тресну»)

Чтение 4 части-до слов «шляпа как подскочит кверху» (3 обучающийся читает 4 часть рассказа)

- Что предложил Володя?(Кидать картошкой в шляпу)
- Кто попал картошкой в шляпу? (Вадик)

-Как вела себя шляпа? (Сначала шляпа не двигалась, но после того, как Вадик попал картошкой в шляпу, она подскочила)

-Какой момент самый напряженный?
Чтение учителем заключительной части.
- Кого увидели мальчики? (Котенка Ваську)

-Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы? Каким стало настроение ребят? (Мальчики обрадовались, когда увидели котенка, Вадик схватил Ваську и начал его обнимать)
- Какая история получилась смешная или печальная? Почему? (Смешная)
- Ребята, рассказ называется «Живая шляпа». Как по-другому, можно назвать этот рассказ? (Высказывают мнение)
- В начале урока у нас с вами было предположение : бывают шляпы живыми или нет? К какому выводу мы пришли, прочитав рассказ Н.Н. Носова «Живая шляпа»? (Мы пришли к выводу, что шляпы не бывают живыми)
- Ребята, в начале урока у нас с вами стоял главный вопрос – в чем заключается основная мысль произведения? Теперь, когда мы с вами прочитали полностью это произведение, мы сможем ответить на этот вопрос.

- Так в чем же заключается главная мысль рассказа?

(Обобщаю ответы детей)
- Верно. Учись справляться со своим страхом, и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации. Рассказ Николая Николаевича учит нас с вами взаимовыручке и поддержке, учит совместными усилиями достигать положительного результата.
- Мы с вами ответили на главный вопрос нашего урока, определили, в чем заключается основная мысль рассказа.
- Вы умеете выразительно и осознанно читать текст.
- Посмотрите на доску, что вы видите? (текст)

Лоп ан олапу – ьсолунхюлп от-отчидазоп как, илашылсуокьлотино. Упялшдоплапопакьсав как иледивен и икнитракилавишарксарино. КидаВ и ядолоВиледисетанмок в а.


- Кто из вас догадается, как надо прочитать его? (Нужно прочитать данный текст с конца)
- Вы правы, кто попробует прочитать этот текст? Если возникнут затруднения при прочтении текста - мы будем помогать друг другу. (Обучающиеся читают по желанию)
- Сейчас мы с вами прочитали данный текст интересным способом.
- Егор, прочитай, пожалуйста, что у нас было последним пунктом плана. Выполнили ли мы его? (Да)
- Молодцы, мы с вами поупражнялись в безошибочном и выразительном чтении рассказа, но пока у вас есть еще некоторые недочеты.

Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации), познавательные УУД (овладение навыками смыслового чтения произведения в соответсвии с целями и задачами; логические: владение логическими действиями анализа, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений),коммуникативные УУД (умение слушать, умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей в ходе обсуждения произведения, умение осмысливать собственное поведение и поведение окружающих).


4. Инструктаж о домашнем задании
Задача:
проведение инструктажа домашнего задания.
Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция), коммуникативные УУД (умение слушать).


Методы обучения:

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха.

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию;

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль).


- Ребята, откройте свои дневники, запишите домашнее задание по литературному чтению: подготовить безошибочное выразительное чтение рассказа Н.Н. Носова «Живая шляпа».
- Также есть задание чуть сложнее, но интереснее. Это задание можете выполнить по желанию, нужно будет придумать историю про то, как вы проводите свободное время со своими друзьями, либо вспомнить шуточную историю, произошедшую с вами и с вашим другом (друзьями) (Записывают домашнее задание в своих дневниках)

Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция), коммуникативные УУД (умение слушать).


5. Подведение итогов. Рефлексия

Задача: подвести итог урока, способствовать осуществлению у обучающихся оценки своей деятельности на уроке.
Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осознание качества и уровня усвоения), коммуникативные УУД(умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).


Методы воспитания: Методы стимулирования (поощрение); Методы воздействия на мотивационную сферу (поощрение); Методы воздействия на волевую сферу (требование). Методы обучения: Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности (Беседа).

- Наш урок подходит к концу, сегодня урок был познавательным и интересным.
- Скажите, пожалуйста, а как вы поняли название рассказа «Живая шляпа»?(Высказывают свое мнение)
- Почему шляпа оказалась «живой»?(Высказывают свое мнение)
- А как бы вы поступили на месте мальчиков?(Высказывают свое мнение)
- Спасибо за ваши ответы.
- Знаете ли вы, ребята, что при помощи шляпыможно выражать и злость, и радость?
- Может, слышали выражение «ШАПКАМИ ЗАБРОСАТЬ»?(В старину так действительно поступали счеловеком, на которогосердились, выражали своё презрение к его
плохому поступку.)
- Но при помощи головных уборов выражали
радость и восторг. Их бросали вверх: чембольше радость, тем выше летели шапки ишляпки.
- Я предлагаю вам воспользоваться этимобычаем. Насколько вы довольны своейработой на уроке, оцените себя какчитателя, активного ученика, было ли ваминтересно на уроке, настолько высокоприкрепите шляпу на линейке самооценки. Подпишите свои шляпы – фамилия и имя.
- Сегодня на уроке мне бы хотелось похвалить *** за активность, внимательность, *** за выразительное чтение, *** за мобильность, умение находить быстрое решение.

- Ребята, спасибо вам всем за урок. Наш урок окончен.

Я не доволен своей работой на уроке. Мне стоит ещепотрудиться.

Я доволен своей работой на уроке, но у меня возникали трудности.

Я доволен своей работой на уроке. У меня не возникали трудности

Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осознание качества и уровня усвоения), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!