СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Как живут животные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме «Как живут животные?» входит в раздел «Как, откуда и куда?» и тесно связан с предыдущим уроком, на котором учащиеся знакомились с условиями, необходимыми для жизни растений. Таким образом, у обучающихся формируются представления о  взаимосвязях в живой природе.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Как живут животные"»

МОУ – Лашманская основная общеобразовательная школа имени академика В.А. Канайкина













Предмет Окружающий мир

Урок № 29

Тема «Как живут животные»

Класс 1



Учитель Циклева Ирина Владимировна, учитель начальных классов 1 квалификационной категории



















2016

Тема: Как живут животные?

Тип урока: комбинированный.

Вид: деловая игра.

Цель урока: расширить представления обучающихся о жизни животных и условиях, необходимых для их жизни.

Задачи урока:

1.Познакомить учащихся с условиями жизни животных.

2.Расширить представления детей о животных.

3.Воспитывать бережное отношение к животным.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: обучающихся научатся наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;

- узнавать зверя по описанию (загадке), называть его детёныша.

Получат возможность научиться:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

- работать в паре, группах, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные:

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Познавательные: общеучебные – осознание и произвольное речевое высказывание в устной форме о живых организмах;

Логические – осуществление поиска существенной информации ( из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок )

Коммуникативные – формулировать свои затруднения, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностные результаты: осознание необходимости бережного отношения к животным.

УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Основные понятия: Животные, пища, воздух, вода, тепло, свет.

Методы и формы обучения:

Методы: частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный;

Формы: фронтальная, работа в парах, группах.

Ресурсы:

Основные: А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч

А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 1

Дополнительные: интерактивная доска (слайдовая презентация);

картинки с изображениями растений и животных;

карточки с рисунками питания животных;

ключевые слова, записанные на карточках:

«Как?», «Что необходимо?», «вода», «пища», «тепло», «свет», «воздух»;

смайлики для самооценки у детей.


Этапы

Деятельность учителя и учащихся

УУД


I. Организационный момент (1 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки - на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.


Проверим, все ли учебные принадлежности лежат у вас на столах? Нам потребуются: учебник, рабочая тетрадь, карандаш, смайлики, ножницы, клей.


Улыбнемся друг другу и пожелаем удачи на уроке Мудрой Черепахи и Муравьишки Вопросика.


Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи (5 мин)

Цели:

- организовать повторение изученного;

(Слйд 1)

Добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

Если внимательны будете, дети,

Чудные тайны откроете эти.


- Что есть в лесу и кто в нём обитает? Достаньте из конвертов картинки. Рассмотрите.

- Лес без растений – не лес. Выходите те ребята, у которых в конвертах изображения растений. На какие группы можно разделить все растения? (Деревья, кустарники, травы.)


- Чем отличаются деревья от других растений? Прикрепляйте деревья.

Чем отличаются кустарники от других растений? Прикрепляйте кустарники.

Чем отличаются травы от других растений? Прикрепляйте травы.


(Слайд 2)

- Муравьишка по дороге к нам сорвал веточку дерева. Он забыл наш прошлый урок, на котором мы узнали, что растения живые.

- Давайте вспомним, что необходимо растениям для жизни?

На доске карточки:

Выходит один ученик и выбирает нужные карточки.

(Слайд 3)

Итак, мы доказали, что растения живые: они дышат, растут, питаются, приносят потомство, умирают.

- Муравьишка пришел в класс не один, а вместе со своими друзьями. Отгадайте о них загадку.


Живут они везде:

На суше и в воде.

Царапаются, лают,

Жужжат, рычат, летают.

Одни заводят трели

В весенние капели,

Другие дружно плавают

В водной карусели.

И даже есть разумные,

Серьезные и умные,

Смешные, беззаботные.

Зовут же их… (животные).


- У кого на картинках есть изображения животных, выходите к доске.


- Вспомните, с какими группами животных мы знакомы?

(Звери, птицы, рыбы, насекомые.)


- Прикрепите сначала насекомых. Чем они отличаются от других животных. (Та же работа проводится с рыбами, птицами, зверями.)


Вы знаете, что растения – живые. А животные? (Все животные дышат, растут, питаются, передвигаются, приносят потомство, умирают.)


- На доске написаны ключевые слова, которые помогут вам сформулировать вопросы.

Как? Что необходимо?

- Какие 2 вопроса мы зададим?

Как живут животные?

Что необходимо им для жизни?

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

III. Изучение нового

(18 мин)

Цели:

- организовать изучение нового материала.

- формировать умение делать выводы.

- организовать практическую работу.

Подумайте, знаете ли вы ответ на эти вопросы? Какую задачу поставим себе на урок? Зачем нам это знать, где эти знания могут пригодиться в жизни?

Давайте запланируем работу на урок.

Что будем исследовать определили. Какая следующая ступенька? Как будем это делать? (Работать в группах). Вы будете учеными – исследователями животных.

Задания у каждой группы отличаются, поэтому, когда будем делать выводы, заслушаем ответы каждой группы. Итак, рассматриваем задание, выполняем и делаем вывод. Запланируйте, кто будет отвечать, кто дополнять.

Работа в группах.

- Как нужно работать в группе?

1) Прочитать задание.

2)Обсудить задание.

3)Распределить роли.

4)Работать дружно, не ссориться, уважать друг друга.

5) Если есть вопрос – поднять руку.

Послушаем, какие выводы вы сделали.

1 группа.

Стр. 72 учебника, задание 1

- Определите, кто что ест. 

Работа на карточках. Соединить линией животное и его пищу.

(Слайд 4) Проверка - на экране.

- Сделайте вывод: все животные питаются.

- Но для роста им нужна не только пища, но и ...вода.

(Слайд 5)

2 группа

Учебник, стр. 72, задание 2.

- Что должны делать животные, в отличие от растений, чтобы добыть пищу? (Передвигаться.) 
С помощью чего разные животные могут передвигаться? 

(Слайд 6) Проверка - на экране.
- Итак, все животные передвигаются: летают, бегают, прыгают, плавают, ползают. Благодаря этому они добывают пищу и воду не только себе, но и своему потомству.

Физкультминутка.

Дети изображают движения разных животных (рыбки, зайчика, птиц).  

3 группа

Учебник, стр. 73, задание 3.

Работа на карточках. Соединить линией животное и его жилище.

Я буду читать вам загадки, а вы найдёте животное и соедините его с его жилищем. (После каждой загадки проверяется выполнение задания.)

(Слайды 7 – 11)

Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход!

(Бобр)


Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном.

(Дятел)


Роет, роет,
Ход подземный строит,
Роет-строит ловко
Спальню и кладовку. (Хомяк)


Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка)


Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит — будет плохо.
Ловко вылепит гнездо,
Высоко висит оно.

(Оса)


Вывод Мудрой Черепашки: У каждого животного свой природный дом: лес, река, почва.

Что же ещё необходимо животным для жизни? (Тепло.) 
(Вывешивается карточка с надписью - "тепло") 

(Слайд 12)

- Итак, давайте вспомним, что необходимо животным для жизни? (Пища, вода, тепло.) 
- В чём же ещё нуждается каждое живое существо? ( Воздух, свет.) 
(Вывешиваются карточки с надписями: "воздух", "свет".) 


- Итак, что же необходимо животным для жизни? (Пища, вода, тепло, воздух, свет).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).


IV. Закрепление нового (8 мин)

Цель:

- организовать работу над проектом

Самостоятельная работа с рабочей тетрадью с. 50.

Работа в парах.

Вырезанные изображения животных раскладывают на странице, а затем наклеивают.

- Посмотрите на картинки и скажите, кого из этих животных вы поместите в его природный дом и почему?

Обоснуйте свой выбор.

Памятка по технике безопасности при работе с ножницами и клеем.

Работа в парах по плану. 1. Вырежи рисунки из приложения.

2. Помести каждое животное в его природный дом.

3. Попроси соседа по парте проверить тебя: расскажи, как каждое животное связано с тем, что его окружает.

4. После проверки наклей рисунки.

Гимнастика для глаз «Стрекоза»

Вот какая стрекоза - как горошины глаза.

(Пальцами делают очки.)

Влево - вправо, назад - вперед-

(Глазами смотрят вправо - влево.)

Ну, совсем как вертолет.

(Круговые движения глаз)

Мы летаем высоко.

(Смотрят вверх.)

Мы летаем низко.

(Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко.

(Смотрят вперед.)

Мы летаем близко.

(Смотрят вниз).

- Вот теперь, когда есть жилище, у животных появляются малыши.

(Слайд 13)

Игра "Потерялись малыши" 

Помогите малышам:
Потеряли дети мам.
Без родителей, одни
Попадут в беду они.
Помогите малышам!
Поскорей найдите мам!

1. Волк - волчонок 
2. Медведь - медвежонок 
3. Лошадь - жеребёнок
4. Белка - бельчонок 

5. Корова - телёнок
6. Индюк - индюшонок

7. Ёж - ежонок 

8. Кошка - котенок

9. Овца – ягнёнок

10. Свинья - поросёнок 

11. Собака – щенок





(Слайд 14)

- Ребята, а как думаете, какие животные живут в живом уголке? Давайте с ними познакомимся.

- В чём нужно содержать этих питомцев?

- Как за ними правильно ухаживать? (Кормить, поддерживать чистоту в их помещениях, заботиться о здоровье, воспитывать и дрессировать)

- Какие предметы необходимы для ухода за домашними животными? (Слайд 15)

Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (1 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Итак, давайте вспомним, что необходимо животным для жизни?

- Оцените свои достижения на уроке.

(Слайд 16)

- Объясните свой выбор?

Какую задачу ставили на урок? Получили мы ответ на эти вопросы?



Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VI. Итог урока. (1-2 мин) Творческие задания.


Закончить урок я хочу стихотворением И. Мазина

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица.

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям.

Давайте будем беречь планету!

Во всей Вселенной

похожей нету!

Во всей Вселенной

совсем одна.

Что будет делать без нас она?

- Муравьишке очень понравилось у нас на уроке, и он дарит всем ребятам раскраски с изображениями своих друзей – животных.

- Дома в рабочей тетради по желанию заполните таблицу на стр. 51.

- Спасибо за урок!

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).





Список использованной литературы:





  1. "Большая хрестоматия для малышей: Сказки, рассказы, стихи, загадки".-Издательство: Махаон, 2014 г.

  2. Дмитриева О. И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс.- М.: ВАКО, 2006.

  3. Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Окружающий мир. Учебник для 1 класса начальной школы. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2015.

  4. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас — определитель для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2008.

Мы принимаем все виды оплат





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!