СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 1 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по окружающему миру в 1 классе. Тема: "Как живут животные?"

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 1 классе»

Окружающий мир

 Дата проведения:

1 класс УМК «Школа России»

Учитель: Домбровская Елена Викторовна

Тема: «Как живут животные?»

Цель урока: расширение представлений учащихся о жизни животных и условиях, необходимых для их жизни.

Задачи урока:

1. познакомить учащихся с условиями жизни животных;

2. расширить знания о жизни животных, опираясь на ранее полученные знания;

3. учить доказывать, что животные - это живые существа;

4. развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы;

5. формировать обще учебные умения и навыки: работать с учебником, карточками, точно выполнять инструкции учителя;

6. воспитывать любовь и бережное отношение ко всему природному окружению.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты: обучающиеся научатся:

- наблюдать за жизнью животных;

- определять, чем питаются животные;

- определять постройки животных;

- узнавать зверя по описанию (загадке);

- узнавать зверей на рисунке по их частям;

-знать, что животные – живые существа;

- знать, что животные питаются, передвигаются, строят жилища;

- знать, что животным необходимы для жизни пища, воздух, вода, тепло и свет.


Метапредметные:

Регулятивные: предвидение возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Познавательные: общеучебные – осознание и произвольное речевое высказывание в устной форме о живых организмах;

Логические – переработка полученной информации: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные – формулировать свои затруднения, оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Личностные результаты: осознание необходимости бережного отношения к животным.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнёром; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые условия.

Тип урока: урок – исследование.

Методы и формы обучения: исследовательский, объяснительно – иллюстративный, работа в парах, работа с учебником.

Оборудование для обучающихся: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, рабочие листы с заданием, сигнальные карточки.

Оборудование для учителя: видеопроектор, ноутбук, презентация, иллюстрации животных и их жилищ.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель читает стихотворение:

Долгожданный дан звонок,

Начинаем мы урок.

- Сегодняшний урок окружающего мира необычный – у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем друг друга и наших гостей. Улыбнитесь друг другу, гостям. Пусть этот урок несет нам радость общения.

- Тихонечко садитесь.


-А начинаем мы наш сегодня урок с игры «Молчанка»:

-Я показываю, что должно быть у вас на партах, а вы проверяете готовность к уроку. Если чего-то нет, готовите.

Настраиваются на урок.

Молча, проверяют все ли у них готово на парте.

Все готово, начинаем урок.


II. Формирование новых знаний и умений. Постановка учебной задачи.

–Ребята, закройте глаза. Сегодня мы совершим увлекательную прогулку.

(Слайд «Лес» со звуками шума деревьев и пением птиц. Звучит музыка: звуки леса.)


- Откройте глазки. Куда же мы совершим сегодня путешествие? (Ответы детей)

В добрый лес, могучий лес.

Полный сказок и чудес.

Если внимательны будете дети,

Чудные тайны откроете эти.


- Ребята, а что растёт в лесу? (Растения, деревья, кустарники, травы.)

- Лес без растений не лес. Как нужно себя вести в лесу? (Ответы детей)


-Как скучно и тихо в нашем лесу. Может кого-то не хватает? Если вы отгадаете мои загадки, то сможете узнать, для кого лес является домом.

Игра «Доскажи словечко»

Утро... Весь в цветах лужочек...
Но смотри: один цветочек.
Вдруг вспорхнул – и полетел,
И опять на кустик сел!
Удивительный цветок:
Ножки, глазки, стебелёк,
Между крыльев – складочка,
Да ведь это ж... Бабочка.

Хитрая плутовка,
рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее... Лиса

Сильная, большая птица

Даже кошки не боится!..

Очень важная персона –

Чёрно-серая… (Ворона)

- Так для кого же лес является домом? О ком пойдёт речь сегодня на уроке?

(О животных) (Вывешивается карточка «животные»)

- Правильно, ребята. Сегодня мы продолжим знакомство с животными и узнаем, как они живут. (Слайд : Тема урока: Как живут животные)

А помогать нам будут Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха.

-Какие задачи придумал нам Муравей Вопросик на урок?

(Слайд : 1.Убедимся, что животные – живые существа.

2. Вспомним, как ухаживать за домашними животными.)


III. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений. Повторение изученного. Чтобы ответить на поставленные вопросы, предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда найдем правильный ответ. (Слайд )

- Ребята, давайте вспомним, какие группы животных мы уже знаем? (Ответы)

(Бабочка – насекомое. Насекомые – это животные, у которых 6 ног.

Воробей – птица. Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.

Лиса – это зверь. Звери – это животные, тело которых покрыто шерстью.. Звери выкармливают своих детёнышей молоком, поэтому их называют млекопитающими.

Щука – это рыба. Рыбы – это водные животные, тело которых покрыто чешуёй.)


IV. Открытие нового знания.

Наши животные проголодались. Давайте проведём исследование: выполним задание в парах и определим, кто что ест.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в парах (по карточкам).


Задание 1. Определите, кто что ест. Найдите к каждому рисунку пару (соедините стрелочками).

- Перед началом работы послушайте правила работы в паре.


Помогать друг другу нужно

И работать вместе дружно.

А когда закончим дело,

Поднимаем руки смело.

- Какая пара справится, покажите мне.


Получилась картинка: Белка – орехи

Лягушка – комар

Заяц – трава

Синичка – гусеница

Лиса – мышь


Ребята, давайте проведем самопроверку, на слайде вы увидите правильный ответ и сравните со своими. Потом поднимите свои светофорчики: «Зеленый цвет» - если все правильно;

«Желтый» - если есть ошибки;

«Красный» - если не справились.


- Что необходимо животным для жизни? (Пища.) (Вывешивается карточка)

-Но для роста детёнышей и жизни взрослых животных нужна не только еда. Подумайте, что ещё нужно животным? (Вода) (Вывешивается карточка)


Итогвсе животные питаются, но по-разному.


V. Физкультминутка «Утро в зоопарке»

Я буду вам рассказывать, как просыпаются в зоопарке маленькие детёныши животных, а вы покажите, как они это делают.

Рано утром в зоопарке просыпаются зверята:

-открывают глазки барсучата;

-трут щёчки зайчата;

-умываются бельчата;

-потягиваются лисята;

-зевают медвежата;

-бегают страусята;

-хлопают крыльями индюшата;

-подпрыгивают тигрята;

-машут гривой жеребята;

А теперь выберите детёныша, который вам больше всего сейчас понравился. По моей команде покажите, как он просыпается.

Приготовились?

Зверята просыпаются!

VI. Продолжение работы по теме урока.


- Что должны делать животные, чтобы добыть пищу? (Передвигаться)

- С помощью чего разные животные могут передвигаться?

Для следующего исследования нам понадобится учебник-путеводитель.

Задание 2. Работа по учебнику на с. 72.

- Каким животным принадлежат части тела и для чего они нужны?

(Крыло принадлежит птице. Оно необходимо ей для того, чтобы летать.)

- У кого ещё есть крылья? (У насекомых.)

- А если у животного крыльев нет? А у водных животных?

Получилась картинка:

Крыло – птице, бабочке.

Лапы – лягушке

Хвост – рыбе

Лапа – кошке

(Слайд 9)

Итог: все животные передвигаются, но делают это по – разному.

– У каждого животного бывает потомство. А как называют место, где выводят потомство?

(Дом, жилище.) – А почему в жилище, домике? ( Там тепло.)

- Так что же необходимо для жизни животных? (Тепло) (Вывешивается карточка)


- Давайте исследуем жилища животных.

Задание 3. «Посели животное в его домик»

Игра «Кто в каком домике живёт»

(На доске картинки. Необходимо поселить животное в его домик.)


Получилась картинка:

ласточка - гнездо

дятел – дупло

бобр – хатка

мышь – нора

оса – осиное гнездо

Слайд

- У какого животного жилье называется норой? (У хомяка.)

Кто знает, как называется жилище бобра? (Хатка)

Часть хатки с входом находится на берегу водоема, а часть – под водой.

У каких животных домики в виде гнезда? Правильно, и ласточка, и оса строят гнезда.

А что делает дятел?

Все домики разные. Это зависит от того, какой образ жизни ведет животное. Где, как правило, находятся гнезда? Почему? Где находятся норы? Почему?

Птицы летают, поэтому их гнезда – на деревьях, кустарниках. Рыбы плавают, поэтому их жилье – под водой. Кто-то из зверей построит дом из веток или выроет его под землей.

Что еще необходимо для жизни животных? (Свет). (Вывешивается карточка)


Итог: Многие животные строят домики, жилища для себя и своего потомства.



-Дети, подумайте, в чем же ещё нуждается живое существо?

(Воздух) (Вывешивается карточка)

- Прочитаем, что на стр. 73 говорит нам Мудрая Черепаха.


VIII. Включение нового знания в систему знаний. Повторение пройденного материала.

- Вспомним ещё раз все условия жизни животных.


СВЕТ, ВОЗДУХ, ПИЩА, ВОДА, ТЕПЛО (Слайд 11)

Все эти условия животным даёт природа. Эти же условия нужны не только лесным животным, но и домашним(Слайд 12)

Но есть ещё одно условие, без которого животные не смогут жить. Оно зависит от человека. Это забота человека о животных.

Как мы можем заботиться о домашних животных?

(Ответы учащихся)

(Ассоциативный куст)

– Ребята, как вы думаете, откуда берутся бездомные кошки и собаки? (Ответы ребят)

(Чтение учителем стихотворения «Г. Мельникова» на фоне (Слайд 13)


Все мяукал котенок во дворе под кустом,

Все хотелось котенку, чтоб позвал кто-то в дом.

Вдруг с куста одинокий прошуршал желтый лист –

Показалось котенку, что позвали «кис-кис».

Замирая от счастья, он помчался на зов,

Только дверь оказалась заперта на засов.


- Грустное стихотворение, правда? Пусть никогда не случится так, чтобы ваш питомец потерял кров и остался одинок. Не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нем. Ведь это не забавная игрушка, а живое существо, которому вы становитесь защитником на долгие годы.

ӀХ. Рефлексия

- Куда на уроке мы совершили прогулку? (В лес)

Для кого лес является домом? (Для животных)

- Понравилась ли вам наша прогулка в лес?

- Что доказывает, что животные – живые существа? (Двигаются, растут, выводят потомство, питаются и т.д.)

- Давайте вспомним, что необходимо животным для жизни?

СВЕТ, ВОЗДУХ, ПИЩА, ВОДА, ТЕПЛО


- На сегодняшнем уроке, дети, вы были исследователями и искали ответ на вопрос: Как живут животные? Как вы считаете, мы смогли найти ответы на эти вопросы?

(Слайд 14)

- Оцените себя с помощью сигналов светофора.

Если у вас всё получилось, то покажите зеленый сигнал, если были допущены ошибки, вы поднимаете жёлтый сигнал, вам было трудно при выполнении заданий, вы многое не поняли, не нашли ответ на вопросы урока – покажите красный сигнал.

- Из вас получились хорошие исследователи. Молодцы!!! (Слайд 15)

Сегодня мы говорили о животных, их жизнь на нашей планете во многом зависит от нас, людей. Поэтому закончить урок я хочу стихотворением В. Берестова «Хоровод»:

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом!



Закончен урок и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!