I. Организационный момент (1 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки - на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Проверим, все ли учебные принадлежности лежат у вас на столах? Нам потребуются: учебник, рабочая тетрадь, карандаш, смайлики, ножницы, клей. Улыбнемся друг другу и пожелаем удачи на уроке Мудрой Черепахи и Муравьишки Вопросика. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД). |
II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи (5 мин) Цели: - организовать повторение изученного; | (Слйд 1) Добрый лес, могучий лес, Полный сказок и чудес. Если внимательны будете, дети, Чудные тайны откроете эти. - Что есть в лесу и кто в нём обитает? Достаньте из конвертов картинки. Рассмотрите. - Лес без растений – не лес. Выходите те ребята, у которых в конвертах изображения растений. На какие группы можно разделить все растения? (Деревья, кустарники, травы.) - Чем отличаются деревья от других растений? Прикрепляйте деревья. Чем отличаются кустарники от других растений? Прикрепляйте кустарники. Чем отличаются травы от других растений? Прикрепляйте травы. (Слайд 2) - Муравьишка по дороге к нам сорвал веточку дерева. Он забыл наш прошлый урок, на котором мы узнали, что растения живые. - Давайте вспомним, что необходимо растениям для жизни? На доске карточки: Выходит один ученик и выбирает нужные карточки. (Слайд 3) Итак, мы доказали, что растения живые: они дышат, растут, питаются, приносят потомство, умирают. - Муравьишка пришел в класс не один, а вместе со своими друзьями. Отгадайте о них загадку. Живут они везде: На суше и в воде. Царапаются, лают, Жужжат, рычат, летают. Одни заводят трели В весенние капели, Другие дружно плавают В водной карусели. И даже есть разумные, Серьезные и умные, Смешные, беззаботные. Зовут же их… (животные). - У кого на картинках есть изображения животных, выходите к доске. - Вспомните, с какими группами животных мы знакомы? (Звери, птицы, рыбы, насекомые.) - Прикрепите сначала насекомых. Чем они отличаются от других животных. (Та же работа проводится с рыбами, птицами, зверями.) Вы знаете, что растения – живые. А животные? (Все животные дышат, растут, питаются, передвигаются, приносят потомство, умирают.) - На доске написаны ключевые слова, которые помогут вам сформулировать вопросы. Как? Что необходимо? - Какие 2 вопроса мы зададим? Как живут животные? Что необходимо им для жизни? | Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
III. Изучение нового (18 мин) Цели: - организовать изучение нового материала. - формировать умение делать выводы. - организовать практическую работу. | Подумайте, знаете ли вы ответ на эти вопросы? Какую задачу поставим себе на урок? Зачем нам это знать, где эти знания могут пригодиться в жизни? Давайте запланируем работу на урок. Что будем исследовать определили. Какая следующая ступенька? Как будем это делать? (Работать в группах). Вы будете учеными – исследователями животных. Задания у каждой группы отличаются, поэтому, когда будем делать выводы, заслушаем ответы каждой группы. Итак, рассматриваем задание, выполняем и делаем вывод. Запланируйте, кто будет отвечать, кто дополнять. Работа в группах. - Как нужно работать в группе? 1) Прочитать задание. 2)Обсудить задание. 3)Распределить роли. 4)Работать дружно, не ссориться, уважать друг друга. 5) Если есть вопрос – поднять руку. Послушаем, какие выводы вы сделали. 1 группа. Стр. 72 учебника, задание 1 - Определите, кто что ест. Работа на карточках. Соединить линией животное и его пищу. (Слайд 4) Проверка - на экране. - Сделайте вывод: все животные питаются. - Но для роста им нужна не только пища, но и ...вода. (Слайд 5) 2 группа Учебник, стр. 72, задание 2. - Что должны делать животные, в отличие от растений, чтобы добыть пищу? (Передвигаться.) С помощью чего разные животные могут передвигаться? (Слайд 6) Проверка - на экране. - Итак, все животные передвигаются: летают, бегают, прыгают, плавают, ползают. Благодаря этому они добывают пищу и воду не только себе, но и своему потомству. Физкультминутка. Дети изображают движения разных животных (рыбки, зайчика, птиц). 3 группа Учебник, стр. 73, задание 3. Работа на карточках. Соединить линией животное и его жилище. Я буду читать вам загадки, а вы найдёте животное и соедините его с его жилищем. (После каждой загадки проверяется выполнение задания.) (Слайды 7 – 11) Работящие зверьки Строят дом среди реки. Если в гости кто придет, Знайте, что из речки вход! (Бобр) Плотник острым долотом Строит дом с одним окном. (Дятел) Роет, роет, Ход подземный строит, Роет-строит ловко Спальню и кладовку. (Хомяк) Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. (Ласточка) Модница крылатая, Платье полосатое. Ростом хоть и кроха, Укусит — будет плохо. Ловко вылепит гнездо, Высоко висит оно. (Оса) Вывод Мудрой Черепашки: У каждого животного свой природный дом: лес, река, почва. Что же ещё необходимо животным для жизни? (Тепло.) (Вывешивается карточка с надписью - "тепло") (Слайд 12) - Итак, давайте вспомним, что необходимо животным для жизни? (Пища, вода, тепло.) - В чём же ещё нуждается каждое живое существо? ( Воздух, свет.) (Вывешиваются карточки с надписями: "воздух", "свет".) - Итак, что же необходимо животным для жизни? (Пища, вода, тепло, воздух, свет). | Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД). |
IV. Закрепление нового (8 мин) Цель: - организовать работу над проектом | Самостоятельная работа с рабочей тетрадью с. 50. Работа в парах. Вырезанные изображения животных раскладывают на странице, а затем наклеивают. - Посмотрите на картинки и скажите, кого из этих животных вы поместите в его природный дом и почему? Обоснуйте свой выбор. Памятка по технике безопасности при работе с ножницами и клеем. Работа в парах по плану. 1. Вырежи рисунки из приложения. 2. Помести каждое животное в его природный дом. 3. Попроси соседа по парте проверить тебя: расскажи, как каждое животное связано с тем, что его окружает. 4. После проверки наклей рисунки. Гимнастика для глаз «Стрекоза» Вот какая стрекоза - как горошины глаза. (Пальцами делают очки.) Влево - вправо, назад - вперед- (Глазами смотрят вправо - влево.) Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глаз) Мы летаем высоко. (Смотрят вверх.) Мы летаем низко. (Смотрят вниз.) Мы летаем далеко. (Смотрят вперед.) Мы летаем близко. (Смотрят вниз). - Вот теперь, когда есть жилище, у животных появляются малыши. (Слайд 13) Игра "Потерялись малыши" Помогите малышам: Потеряли дети мам. Без родителей, одни Попадут в беду они. Помогите малышам! Поскорей найдите мам! 1. Волк - волчонок 2. Медведь - медвежонок 3. Лошадь - жеребёнок 4. Белка - бельчонок 5. Корова - телёнок 6. Индюк - индюшонок 7. Ёж - ежонок 8. Кошка - котенок 9. Овца – ягнёнок 10. Свинья - поросёнок 11. Собака – щенок
(Слайд 14) - Ребята, а как думаете, какие животные живут в живом уголке? Давайте с ними познакомимся. - В чём нужно содержать этих питомцев? - Как за ними правильно ухаживать? (Кормить, поддерживать чистоту в их помещениях, заботиться о здоровье, воспитывать и дрессировать) - Какие предметы необходимы для ухода за домашними животными? (Слайд 15) | Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
VI. Итог урока. (1-2 мин) Творческие задания. | Закончить урок я хочу стихотворением И. Мазина Давайте будем к тому стремиться, Чтоб нас любили и зверь, и птица. И доверяли повсюду нам, Как самым верным своим друзьям. Давайте будем беречь планету! Во всей Вселенной похожей нету! Во всей Вселенной совсем одна. Что будет делать без нас она? - Муравьишке очень понравилось у нас на уроке, и он дарит всем ребятам раскраски с изображениями своих друзей – животных. - Дома в рабочей тетради по желанию заполните таблицу на стр. 51. - Спасибо за урок! | Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). |