СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Соли угольной кислоты"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок химии для 9 класса "Соли угольной кислоты"

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Соли угольной кислоты"»

«Соли угольной кислоты», 9 класс


Цели: изучить химические свойства солей угольной кислоты – карбонатов и гидрокарбонатов.

Задачи:

Образовательные: познакомить со свойствами карбонатов и гидрокарбонатов, углубить знания учащихся о свойствах солей, закрепить умения составлять ионные уравнения, понимать сущность реакций;

Развивающие: совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений, при решении химических задач, развивать логическое мышление, умение работать с реактивами, с лабораторным оборудованием, соблюдая ТБ, способствовать развитию умений сравнивать и обобщать, делать выводы.

Воспитывающие: формировать у учащихся способность к адекватному само- и взаимоконтролю, воспитывать умение работать в группах, парами и индивидуально, познавательный интерес к предмету химии, бережное отношение к оборудованию, аккуратность при оформлении лабораторной работы.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приёмы обучения: рассказ, беседа, графический диктант, самостоятельная работа с тестовыми заданиями, выполнение лабораторного опыта № 5 (работа в парах), решение задач и упражнений.

Реактивы и оборудования: компьютер, ИД, проектор, тестирующие устройства, HNO3, Ca(OH)2 раствор, пробирки, спиртовка, держатель, прибор для получения газов, CaCO3 (мел, мрамор), дистиллированная вода.

Ход урока:

  1. Организационный момент.


На уроке предполагается 4 основных вида работы: лабораторный опыт, написание графического диктанта, тестовый опрос с использованием тестирующих устройств, решение задач и упражнений. Учащимся раздают задания, чистые листы. После окончания урока (учащиеся знают свои некоторые оценки, диктант, который они проверяют сами, т.е. проводят самоконтроль и самооценку; тестовое задание – правильность выполнения оценивает компьютер) учитель проверяет работы учащихся (лабораторную работу у некоторых учащихся, и решение задач и упражнений), ученики могут помочь в проверке.

  1. Подготовка к восприятию новой темы.

Ребята, сегодня на уроке мы должны изучить химические свойства солей угольной кислоты – карбонатов и гидрокарбонатов, углубить знания о свойствах солей, но прежде, выполните небольшой графический химический диктант (демонстрируется через проектор на ИД)

Оксиды углерода « + » - да; « - » - нет


I – вариант CO, II – вариант – СO2.

1. Это бесцветный газ, без запаха.

2. Газ, легче воздуха.

3. Проявляет окислительные свойства.

4. Проявляет восстановительные свойства.

5. Ядовит.

6. Степень окисления в этом газе +4.

7. Связь в молекуле ионная.

8. Связь в молекуле ковалентная.

9. Это солеобразующий оксид.

10. Это несолеобразующий оксид.

11. Это кислотный оксид.

12. В лаборатории этот газ можно получить действием кислоты на соли угольной кислоты.

13. Соединяется с гемоглобином крови.

14. Получается разложением карбонатов.

15. Используется для тушения пожаров.

В.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

I в

+

+

+

+

+

-

-

+

-

+

-

-

+

-

+

II в

+

-

+

-

+

+

-

+

+

-

+

+

+

+

+


Ответы.

Ответы проецируются на ИД, учащиеся проверяют работу и оценивают её.

14 – 15 вопросов – «5»;

12 – 13 вопросов – «4»;

8 – 11 вопросов – «3»;

менее 8 вопросов – «2»


III. Объяснение нового материала.

Учитель химии: соли угольной кислоты широко распространены в периоде (это мел, известняк, малахит.) При взаимодействии карбонатов с водой и углекислым газом образуются кислые соли – гидрокарбоната. Они встречаются в природной воде. Все карбонаты взаимодействуют с кислотами с выделением углекислого газа. Об удивительном свойстве некоторых материалов растворяются в кислотах, очевидно, и египетская царица Клеопатра, которая по преданию, выпила за время пира кубок вина с растворённой жемчужиной. А жемчуг – это минерал CaCO3 . Знание азов химии необходимо не только великим, но и простым смертным. На одной из железнодорожных станций в восьмидесятые года произошла авария, при которой на рельсы из повреждённых цистерн вылилась серная кислота. За двое суток руководство станции так и не решило проблемы нейтрализации кислоты, которая за это время «съела» рельсы, не считая экономического ущерба, который был нанесён остановкой движения. Каково же решение проблемы, если учесть, что рядом со станцией работали два карьера – песчаный и меловой. ( Учащиеся обсуждают проблему, высказывают своё мнение). Давайте рассмотрим химические свойства карбонатов, для этого проведём лабораторный опыт.

Лабораторный опыт №5. (стр. 92- 93).


Распознавание карбонатов. Получение углекислого газа.

Опыт 1.

Качественная реакция на CO

Na2 CO3 + 2 HNO3® 2 NaNO3+ H2O + CO2 ­

Опыт 2

Получение диоксида углерода.

CaCO3 + 2HNO3 ® Ca(NO3)2+ H2O+CO2

мрамор

1) взаимодействие с водой

CO2 + H2O ® H2СO3

2) взаимодействие с известковой водой:

Ca(OH)2 + CO2 ® CaCO3 ¯ + H2O при дальнейшем пропускании СO2, осадок исчезает.

CaCO3 + CO2 + H2O ® Ca(HСO3)2 Учащиеся отвечают на задания в лабораторном опыте № 5 .

IV. Закрепления задания

А. Решение задач и упражнений

1. Осуществите превращения:

C ® CO2 ® CO ® CO2 ® Na2CO3

2. «Мыслительный эксперимент».

Составьте уравнения реакций, происходящих в следующем опыте.

Оксид углерода (IV) пропустили над раскалённым углём, затем полученную смесь пропустили над раскалёным оксидом меди (II). Твёрдый продукт этой реакции выделили и растворили в разбавленной азотной кислоте.

Б. Тестовое задание (с использованием тестирующих устройств)

1. К какому семейству относится углерод?

а) s- элемент

б) d- элемент

в) p- элемент

г) f- элемент

2. Какова электронная формула атома кремния?

а) 1s² 2s² 2p²

б) 1s² 2s² 2p6 3s² 3p²

в) 1s² 2s² 2p63s² 3p4

г) 1s² 2s² 2p4

3. Чему равны степени окисления и валентность углерода в оксиде СO?

а) + 2 и II

в) + 2 и IV

б) + 4 и II

г) + 4 и IV

4. Важнейшим свойством алмаза, способствующему его применению в производстве абразивных материалов, является:

а) тугоплавкость

б) высокая твёрдость

в) электропроводность

г) теплопроводность

5. В ряду С – Si – Ge – Sn – Pb неметаллические признаки элементов.

а) возрастают

б) не изменяются

в) ослабевают

г) возрастают, а затем ослабевают

6. Общая формула высших оксидов элементов 4А группы:

а) RO2

б) RO3

в) R2O5

г) R2O7

7. При обработке карбоната металла кислотой образуется:

а) C (т)

б) CO (г)

в) О2 (г)

г) CO2 (г)

8. Ряд соединений с одинаковым значением степени окисления углерода:

а) С, CO, CO2

б) CО2, CO, CaCO3

в) CH4, CCl4, CO

г) CO2, Na2CO3, H2CO3

9. При пропускании углекислого газа через водный раствор гидроксида натрия:

а) выпадает осадок карбоната натрия;

б) образуется гидроксид натрия;

в) образуется гидрокарбонат натрия;

г) углекислый газ растворяется.

10. Сокращённое ионное уравнение 2H+ CO® H2CO3 соответствует взаимодействию:

а) серной кислоты с карбонатом магния;

б) серной кислоты с карбонатом калия;

в) кремниевой кислоты с карбонатом магния;

г) кремниевой кислоты с карбонатом калия

V. Домашнее задание: § 26 , упр. 8,9 стр. 82

VI. Итоги урока. Рефлексия. Проводится подведение итогов работы, (учащиеся высказывают своё мнение об уроке).

Чем понравился урок?

Что было интересным на уроке?

На уроке я работал (а) ….





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!