СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к уроку по теме "Соли угольной кислоты" 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект к уроку по теме  "Соли угольной кислоты" 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку по теме "Соли угольной кислоты" 9 класс»

Тема: «Соли угольной кислоты».

Цели урока:

  • Закрепить знания о соединениях углерода.

  • Изучить характерные свойства солей угольной кислоты и взаимные переходы карбонатов в гидрокарбонаты

  • Установить взаимосвязь между свойствами веществ и их практическим использованием.

  • Продолжить формирование логического мышления и самостоятельной учебной познавательной деятельности.

  • Продолжить формирование взаимного отношения друг к другу при работе в парах.



Оборудование и реактивы: презентация, коллекция минералов - карбонатов : мел, мрамор, известняк, малахит, доломит, раствор соляной кислоты, питьевая и кальцинированная сода, химические стаканы, пипетки.

Ход урока:

1.Организационный момент. Проверка домашнего задания.

( Самостоятельная работа – 10-12минут).

Вариант – 1.

С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать оксид углерода (IV): НСl , Н 2О, SО 2, Сu, СuО, С, Na ОН?

Напишите уравнения реакций, укажите условия их осуществления.

Для одной из реакции напишите сокращенное ионное уравнение.



Вариант – 2.

С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать оксид углерода (II): Н 2, СuО, О 2, СО 2, НСl?

Напишите уравнения реакций, укажите условия их осуществления.

Для одной из реакции составьте электронный баланс, укажите восстановитель и окислитель.

Обсуждаем результаты работы, проверяем (взаимопроверка) с результатами на слайде.

  1. Изучение нового материала.

Проговариваю тему (ребята пишут в тетрадь) и цель урока.

Вопрос к классу:

Что происходит с каждой молекулой оксида углерода ( IV ) в воде?

Пишу на доске химическую реакцию: СО2 + Н2 О ↔ Н 2СО3.

(По ходу объяснения записи с доски переносятся в рабочие тетради).

В угольной кислоте назовите кислотный остаток? (Карбонат).

Поэтому, соли угольной кислоты называют карбонаты.

Вопрос к классу:

По наличию водорода, какая это кислота? (Двухосновная), поэтому образует два вида солей:

Н 2СО3 → Н + + НСО3 - - кислые соли (гидрокарбонаты)

НСО3 - → Н + + СО3 2 - - средние соли (карбонаты).

По таблице растворимости определяем - карбонаты ЩМ и аммония растворимые соли, остальные нерастворимые.

Предлагаю составить несколько формул средних и кислых солей:

NaНСО3 , СaСО3 , Na2СО3 ,Сa(НСО3)2, К2СО3, NН4 НСО3 .

Проверяем по слайду.

Показываю образцы солей угольной кислоты и проговариваю технические названия некоторых солей: (формулы на слайде).

  • Na2СО3 – кальцинированная сода;

  • NaНСО3 – пищевая сода;

  • СaСО3 – мел, известняк, мрамор;

  • К2СО3 – поташ.

Карбонаты обладают всеми свойствами солей, являются сильными электролитами, полностью диссоциируют на ионы (средние соли).

Это касается только растворимых солей, но у карбонатов есть свои, особые свойства.

  1. Карбонаты (кроме карбонатов ЩМ, исключая литий) при нагревании разлагаются на два оксида: углекислый газ и оксид металла (один из учащихся пишет на доске уравнение реакции).

МgСО3t= Мg О + СО2

Карбонаты аммония при нагревании разлагаются на три бинарных соединения: углекислый газ, вода и аммиак (один из учащихся пишет на доске уравнение реакции).

(NН4 )2СО3 t= СО2↑ + Н 2О + 2 N Н3

  1. Сильные кислоты вытесняют из солей угольной кислоты углекислый газ.

Качественная реакция на карбонат – ион.

Демонстрирую взаимодействие соляной кислоты с карбонатом натрия и гидрокарбонатом натрия (один из учащихся пишет на доске уравнения реакций).

Na2СО3 + 2Н Сl = 2 NaСl + Н 2О + СО2

СО3 2 -+ 2Н + = Н 2О + СО2

NaНСО3+ Н Сl = NaСl + Н 2О + СО2

НСО3 -+ Н + = Н 2О + СО2

После этого обучающиеся проводят лабораторный опыт.

На столах у них имеются образцы минералов и веществ, соляная кислота и пипетки.

Капая на образцы кислотой из пипетки, по характерному «вскипанию» они определяют образцы, содержащие карбонаты.

После обсуждения результатов опытов, еще раз проговариваем признак данной реакции на карбонат – ион и переходим к рассмотрению вопроса применение некоторых солей угольной кислоты в повседневной жизни.

(Один ученик делает сообщение, другие конспектируют основные области применения в тетрадь).

1ученик:

На земле живут три брата

Из семейства карбонатов.

Старший брат – красавец Мрамор –

Славен именем Каррары.

Превосходный зодчий, он

Строил Рим и Парфенон.

Всем известен Известняк,

Потому и назван так.

Знаменит своим трудом –

Строит он за домом дом.

И способен, и умел

Младший мягкий братец Мел.

Как рисует, посмотри,

Этот СaСО3!

Любят братья порезвиться,

В жаркой печке прокалиться.

Са О да СО2

Образуется тогда.

Карбонаты в виде известняков используют при строительстве.

Все старые здания и крепость города Дербента – самого древнего южного города России – построены из известняков.

Мрамор используют для облицовки зданий, а также при изготовлении памятников и мавзолеев.

При обжиге известняка образуется оксид кальция, или негашеная известь:

СaСО3t= Са О + СО2.

При добавлении к оксиду кальция воды образуется гашеная известь:

Са О + Н2 О = Сa(ОН)2

Гашеную известь используют при строительстве для побелки, штукатурки, при этом для прочности добавляют песок. Гидроксид кальция, реагируя с углекислым газом воздуха, превращается в карбонат кальция и постепенно твердеет.

В толще известняков часто встречаются пещеры. Подавляющая часть самых больших пещер мира – результат деятельности воды, медленно просачивающейся по трещинам в горных породах. Дождевая вода, обогащаясь углекислым газом из воздуха, превращается в слабый раствор угольной кислоты и, проходя через породы, растворяет минералы, в частности карбонаты:

СaСО3 + Н2О + СО2. ↔Сa (НСО3)2

Со временем узкие щели превращаются в туннели.

В пещерах часть солей осаждается из раствора, образуя изящные сталактиты, которые свисают с потолка пещер, и сталагмиты, которые растут снизу вверх.

Много карстовых пещер в Крыму.

Их изучением занимается наука спелеология.

Самой длинной считается Мамонтова пещера в штате Кентукки в США. Общая длина подземных коридоров составляет почти 600км.

2 ученик:

Карбонаты применяют в производстве стекла.

Сырьем для получения обычного стекла служат чистый кварцевый песок, сода и известняк. Эти вещества тщательно перемешивают и подвергают сильному нагреванию (до 1500 0 С). При этом протекают реакции:

2СО3 + Si О2= Na2 Si О3 + СО2

СaСО3+ Si О2 t= Са Si О3 + СО2.

Расплавленное стекло охлаждается постепенно, и ему можно придать различную форму.

Гидрокарбонаты аммония и натрия применяют в кондитерском деле, они легко разлагаются при нагревании, образуя газы, разрыхляющие тесто и делающие его пышным:

4 НСО3 t= N Н3↑+ СО2↑ + Н 2О;

2Nа НСО3 = Na2 СО3 + СО2↑+ Н 2О.

Карбонат натрия, или сода, используют в огнетушителях. Огнетушитель представляет собой стальной баллон, заполненный раствором соды. Сверху помещена ампула с серной кислотой. Когда огнетушитель приводят в действие, ампула разбивается, серная кислота реагирует с карбонатом натрия, начинает выделяться углекислый газ и образуется пена. Пена прекращает доступ кислорода к горящему предмету, и таким образом происходит тушение пожара.

3 ученик:

Вода в природе бывает мягкая и жесткая. Жесткой называют воду, содержащую различные соли. Различают временную и постоянную жесткость.

Временная жесткость обусловлена присутствием растворимых гидрокарбонатов кальция и магния – Са( НСО3)2 и Мg( НСО3)2. Данные

соли разрушаются при кипячении, поэтому такую жесткость называют временной.

Постоянная жесткость обусловлена присутствием других солей, например сульфатов (СаSО4) и хлоридов (СаСl2).

Использование в быту воды с постоянной жесткостью приводит к дополнительным материальным и энергетическим затратам.

Например, при кипячении такой воды на стенках посуды образуется постепенно толстый слой накипи, образованной нерастворимыми карбонатами кальция и магния:

Сa (НСО3)2 СaСО3 + Н2О + СО2.

Чем больше слой накипи, тем дольше закипает чайник.

При стирке в жесткой воде расходуется больше стиральных средств, в частности мыла.

При этом часть мыла тратится на связывание ионов кальция и магния, в результате этого образуются нерастворимые соединения кальция и магния, которые выпадают в осадок.

В настоящее время для стирки используют СМС, эффективность которых мало зависит от жесткости воды. Однако СМС медленно разрушаются в природной среде и вызывают загрязнение водоемов.

Смягчить воду можно химическим путем. Для этого в жесткую воду добавляют соду Na2 СО3 или известковую воду Са (ОН)2, при этом карбонат кальция выпадает в осадок.

Временную жесткость устраняют также кипячением.

Как влияет жесткость воды на организм человека? Хотя ионы кальция и магния играют важную роль в водно – солевом балансе организма, их избыток может привести к нарушению обмена веществ и развитию заболеваний, например почечно – каменной болезни.

Наши пробабушки старались умывать лицо, мыть волосы талой или дождевой водой, которая содержит очень малое количество солей.

Такая вода не сушит кожу, и волосы после мытья мягкие и блестящие. Обратите внимание, что в составе кремов присутствует умягченная вода, а шампуни, пены для ванн обязательно содержат смягчители воды.

Овощи, мясо, сваренные в мягкой воде, гораздо вкуснее и сочнее. Жесткую воду не рекомендуют использовать для приготовления пищи, так как она снижает вкусовые качества блюд.

  1. Итог урока.

  2. Домашнее задание: §30 стр. 175-178., задание №5,6(а), 7.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!