СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок соли угольной кислоты

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок химии в 9-м классе по теме "Угольная кислота и её соли"

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цели:

Образовательная:

  • закрепление знаний о  средних и кислых солях  на примере карбонатов и гидрокарбонатов, их взаимопревращениях. Изучение качественной  реакции на карбонат – ион;
  • ознакомление с практическим применением карбонатов и гидрокарбонатов.

Развивающая:

  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование исследовательских навыков.

Воспитательная:

  • формирование валеологической и экологической  грамотности учащихся.

Применяемые технологии: технология развития критического мышления, технология  проблемного обучения, кейс-технология.

Методы обучения:

  • проблемный
  • исследовательский.

Организационные формы:

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • групповая

Оборудование:

  • наборы реактивов для проведения опытов,
  • компьютерная презентация,
  • образцы минералов, скелеты морских звёзд, раковин, кораллов.

 

 

 

 

 

 

Ход  урока

Приветствие: Я рада встрече с вами. Перед началом урока я пожелаю вам хорошего настроения и творческих успехов, надеюсь, что наша встреча пройдёт плодотворно.

  1. Стадия " вызов»
  2.  ( мотивация, актуализация знаний, целеполагание ).

2 . Фронтальная работа с классом по литературно-химическому тесту.

 Литературно- химический тест.

Ответьте на вопросы.

1.Уголь – ценнейшее из полезных ископаемых – ответил инженер, - и природа как будто решила доказать это, создав алмаз, ибо он, в сущности, не что иное, как кристаллический углерод». Ж.Верн «Таинственный остров»

Какие аллотропные модификации углерода, кроме алмаза вам известны?

Б) озон;  К) графит; А) карбин; Р) фуллерен

2. Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет, да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, положит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальна.

Русская народная сказка «Мороз Иванович»

Какие методы очистки использует Рукодельница?

  Б) фильтрование; А) дистилляция; О) адсорбция; М) кристаллизация

3.Угарный газ! – вскричал Холмс. Подождите немного. Сейчас он уйдет. Заглянув в дверь, мы увидели, что комнату освещает только тусклое синее пламя, мерцающее в маленькой медной жаровне посредине… В раскрытую дверь тянуло страшным ядовитым чадом, от которого мы задыхались и кашляли.

А.К.Дойл «Случай с переводчиком»

Найдите химические ошибки в прочитанном отрывке. Почему Холмс и его спутники не могли по описанным признакам определить присутствие угарного газа в помещении?

Н) угарный газ не имеет запаха;   Г) угарный газ имеет приятный запах

 А) при отравлении угарным газом человек не кашляет

4.В аравийской пустыне растет дерево Caratina silikva (каратина силиква), косточки плодов которого всегда имеют одинаковый вес в любой год и на любом дереве. Поэтому ювелиры древности и применяли для своих весов такие гирьки, называя их каратами. В наши дни существует каратная проба золота и драгоценных камней.

Чему равна масса одного карата?

 И) 100 г З) 0,5 г Т) 0,2 г Р) 0,1 г

5. - Вы слышали об эффекте «собачьей пещеры « в Италии?....Есть там такая пещера-яма. Человек войдет и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут.

 - Почему?

 - Из вулканической трещины выделяется углекислый газ…

В.Короткевич «Черный замок Ольшанский»

Почему в «собачьей пещере» человек остается живым, а собаки и другие мелкие животные гибнут?

Ы) СО2 тяжелее воздуха и скапливается внизу

А) СО2 безопасен для человека, но вреден для животных

Ж) человек входит в пещеру в противогазе.

Ответы

1кар 2.б о 3 на 4 ты

III. Переход к изучению нового материала: (3 мин)

Какое слово получилось из букв, соответствующих правильным ответам?

Что такое карбонаты? Итак, тема сегодняшнего урока «Соли угольной кислоты». (Постановка целей и задач урока)

IV. Изучение нового материала. (25 мин)

2. Стадия осмысления (получение новой информации)

 Учитель: Соли угольной кислоты широко распространены в природе и находят практическое применение. Об этом нам сейчас расскажет…Ваша задача не только прослушать сообщение, но и заполнить таблицу

Формула

Химическое название

Техническое название

(CuОH)2 CO3

Гидроксокарбонат меди(II) основной карбонат меди 

Малахит

CaCO3

Карбонат кальция

Мел, мрамор, известняк

FeCO3

карбонат железа (II)

 

Сидерит (железный шпат)

MnCO3

 

Карбонат марганца (II)

 

Родохрозит (марганцевый шпат)

CaCO3•MgCO3

 

Карбонат кальция и магния

 

доломит

Na2CO3 •10H2O

Кристаллогидрат карбоната натрия

Кристаллическая сода

Na2CO3

Карбонат натрия

Кальцинированная сода

NaHCO3

Гидрокарбонат натрия

Питьевая или пищевая

Учитель:  как классифицируются соли ? ( слайд) Проклассифицируйте соли угольной кислоты.                                                    Соли

 Средние                                             Кислые                Основные                           Двойные

CaCO3                                                 NaHCO3                              (CuОH)2 CO3                           CaCO3•MgCO3

Дайте названия этим солям

Карбонат кальция, Гидрокарбонат кальция, Гидроксокарбонат меди(II),Карбонат кальция и магния

2. Физические свойства солей угольной кислоты.

(Работа с материалами коллекции «Карбонаты», таблицей растворимости)

Что можно сказать о растворимости карбонатов? (работа с таблицей растворимости:  растворимы только соли K+, Na+,   NH4+ )

А гидрокарбонаты ? ( растворимы все)

Средние соли угольной кислоты

Кислые соли угольной кислоты

карбонаты

гидрокарбонаты

Твердые кристаллические

Большинство не растворимо в воде

диссоциация идет с образованием

карбонат - ионов

Твердые кристаллические

Растворимы  в воде

диссоциация идет с образованием

гидрокарбонат - ионов

Учитель: Какие  химические  свойства  характерны для солей угольной кислоты?

 

кислотами

 качественная  реакция

MeCO3 + HnKO → MeKO + CO2↑ + H2O

MeHCO3 + HnKO → MeKO + CO2↑ + H2O

 

Учащиеся составляют кластер: «Химические свойства солей угольной кислоты»

 

 

Карбонаты  гидрокарбонаты

MeCO3 + CO2 + H2O → MeHCO3 MeHCO3→ MeCO3 + CO2 + H2O

 

 

 

 

Соли угольной кислоты

 

 

 

 

Разлагаются (исключение карбонаты щелочных  металлов)

MeCO3 → MeO + CO2 MeHCO3 → MeCO3 + CO2 + H2O

 

растворами солей MeCO3 + МеKO → MeKO2 + MeCO3 2

 

 

 

 

3. Общие химические свойства солей угольной кислоты.

а) Все соли угольной кислоты разлагаются по схемам:

MeCO3 → MeO + CO2 (исключение карбонаты щелочных металлов)

MeHCO3 → MeCO3 + CO2 + H2O

г) Растворы солей угольной кислоты взаимодействуют с растворами других солей, если образуется нерастворимые вещества.

в) Карбонаты превращаются в гидрокарбонаты при избытке углекислого газа и воды.

б) Все соли взаимодействуют с кислотами : соли угольной кислоты реагируют с кислотами. Почему? Будучи одной из самых слабых кислот она легко вытесняется из солей более сильными кислотами : соляной, серной и др.

Как на практике моно использовать эту  реакцию?

(Таким образом можно распознать соли угольной кислоты среди других солей. Это качественная реакция на карбонаты и гидрокарбонаты).

– дают качественную реакцию на ионы CO32- и HCO3 -

MeCO3 + HnKO → MeKO + CO2↑ + H2O

MeHCO3 + HnKO → MeKO + CO2↑ + H2O

А теперь, проведем качественную реакцию на ионы CO32- и HCO3 - опыт. На ваших столах находятся необходимое оборудование и инструктивные карточки. Внимательно ознакомтись с ней , не забывайте о правилах техники безопасности работы с веществами.

Для этого: (лабораторный опыт)

1. Налейте в пробирки по 2-3 мл растворов Na2CO3( 1 вариант)  и NaHCO3 (2 вариант)

2. Добавьте по каплям HCl.

3. Что наблюдаете?

4. Составьте уравнения реакций молекулярном и  ионном виде.

5.Сделайте выводы из наблюдений.

Учитель: Особенностью солей угольной кислоты является их способность превращаться друг в друга (демонстрация видеоролика «Взаимопревращения карбонатов и гидрокарбонатов»)  Просмотрите видеофильм этого опыта, запишите уравнения химических реакций.

Какой вывод можно сделать из наблюдаемых явлений?: (в избытке кислоты карбонаты превращаются в гидрокарбонаты, а при нагревании - наоборот) (учащиеся составляют уравнения реакций) СаCO3 + CO2 + H2O → Са(HCO3) Са(HCO3)2→ СаCO3 + CO2 + H2O

Учитель: химические реакции мы привыкли наблюдать в школьной лаборатории, в пробирках. Но такие же процессы происходят  и в природе, вокруг нас. Об этом нам сейчас расскажет … (сообщение учащегося об образовании карстовых пещер. Приложение1)

Учитель. Вспомните, как мама в одной руке держит ложку с содой, а другой капает в неё раствором уксуса. Потом всё громко шипит, и мама, торопясь, опускает пузырчатую массу в тесто. Давайте разберёмся в целесообразности сего кулинарного действия, вспомнив химию. И обратимся к химическому расследованию, которое проделала дома Алина.

 Учитель:  А теперь я предлагаю вам объединиться в группы с тем, чтобы поработать с предложенными текстами, из которых вы узнаете о значении и  применении карбонатов и гидрокарбонатов в повседневной и  практической деятельности человека ( приложение3)

V. Задание на дом: §19.10 (угольная кислота и ее соли), конспект.(1 мин)

VI. Повторение и закрепление. (4 мин)

Рефлексия. 

Просмотр содержимого документа
«Урок соли угольной кислоты»

Урок химии в 9-м классе по теме "Угольная кислота и её соли"

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цели:

Образовательная:

  • закрепление знаний о средних и кислых солях на примере карбонатов и гидрокарбонатов, их взаимопревращениях. Изучение качественной реакции на карбонат – ион;

  • ознакомление с практическим применением карбонатов и гидрокарбонатов.

Развивающая:

  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

  • формирование исследовательских навыков.

Воспитательная:

  • формирование валеологической и экологической грамотности учащихся.

Применяемые технологии: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, кейс-технология.

Методы обучения:

  • проблемный

  • исследовательский.

Организационные формы:

  • фронтальная

  • индивидуальная

  • групповая

Оборудование:

  • наборы реактивов для проведения опытов,

  • компьютерная презентация,

  • образцы минералов, скелеты морских звёзд, раковин, кораллов.













Ход  урока

Приветствие: Я рада встрече с вами. Перед началом урока я пожелаю вам хорошего настроения и творческих успехов, надеюсь, что наша встреча пройдёт плодотворно.

  1. Стадия " вызов»

  2.  ( мотивация, актуализация знаний, целеполагание ).

2 . Фронтальная работа с классом по литературно-химическому тесту.

Литературно- химический тест.

Ответьте на вопросы.

1.Уголь – ценнейшее из полезных ископаемых – ответил инженер, - и природа как будто решила доказать это, создав алмаз, ибо он, в сущности, не что иное, как кристаллический углерод». Ж.Верн «Таинственный остров»

Какие аллотропные модификации углерода, кроме алмаза вам известны?

Б) озон; К) графит; А) карбин; Р) фуллерен

2. Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет, да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, положит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальна.

Русская народная сказка «Мороз Иванович»

Какие методы очистки использует Рукодельница?

  Б) фильтрование; А) дистилляция; О) адсорбция; М) кристаллизация

3.Угарный газ! – вскричал Холмс. Подождите немного. Сейчас он уйдет. Заглянув в дверь, мы увидели, что комнату освещает только тусклое синее пламя, мерцающее в маленькой медной жаровне посредине… В раскрытую дверь тянуло страшным ядовитым чадом, от которого мы задыхались и кашляли.

А.К.Дойл «Случай с переводчиком»

Найдите химические ошибки в прочитанном отрывке. Почему Холмс и его спутники не могли по описанным признакам определить присутствие угарного газа в помещении?

Н) угарный газ не имеет запаха; Г) угарный газ имеет приятный запах

 А) при отравлении угарным газом человек не кашляет

4.В аравийской пустыне растет дерево Caratina silikva (каратина силиква), косточки плодов которого всегда имеют одинаковый вес в любой год и на любом дереве. Поэтому ювелиры древности и применяли для своих весов такие гирьки, называя их каратами. В наши дни существует каратная проба золота и драгоценных камней.

Чему равна масса одного карата?

 И) 100 г З) 0,5 г Т) 0,2 г Р) 0,1 г

5. - Вы слышали об эффекте «собачьей пещеры « в Италии?....Есть там такая пещера-яма. Человек войдет и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут.

 - Почему?

 - Из вулканической трещины выделяется углекислый газ…

В.Короткевич «Черный замок Ольшанский»

Почему в «собачьей пещере» человек остается живым, а собаки и другие мелкие животные гибнут?

Ы) СО2 тяжелее воздуха и скапливается внизу

А) СО2 безопасен для человека, но вреден для животных

Ж) человек входит в пещеру в противогазе.

Ответы

1кар 2.б о 3 на 4 ты

III. Переход к изучению нового материала: (3 мин)

Какое слово получилось из букв, соответствующих правильным ответам?

Что такое карбонаты? Итак, тема сегодняшнего урока «Соли угольной кислоты». (Постановка целей и задач урока)

IV. Изучение нового материала. (25 мин)

2. Стадия осмысления (получение новой информации)

Учитель: Соли угольной кислоты широко распространены в природе и находят практическое применение. Об этом нам сейчас расскажет…Ваша задача не только прослушать сообщение, но и заполнить таблицу

Формула

Химическое название

Техническое название

(CuОH)2 CO3

Гидроксокарбонат меди(II) основной карбонат меди 

Малахит

CaCO3

Карбонат кальция

Мел, мрамор, известняк

FeCO3

карбонат железа (II)


Сидерит (железный шпат)

MnCO3


Карбонат марганца (II)


Родохрозит (марганцевый шпат)

CaCO3•MgCO3


Карбонат кальция и магния


доломит

Na2CO3 •10H2O

Кристаллогидрат карбоната натрия

Кристаллическая сода

Na2CO3

Карбонат натрия

Кальцинированная сода

NaHCO3

Гидрокарбонат натрия

Питьевая или пищевая

Учитель: как классифицируются соли ? ( слайд) Проклассифицируйте соли угольной кислоты. Соли

 Средние                                             Кислые Основные Двойные

CaCO3                                                 NaHCO3 (CuОH)2 CO3 CaCO3•MgCO3

Дайте названия этим солям

Карбонат кальция, Гидрокарбонат кальция, Гидроксокарбонат меди(II),Карбонат кальция и магния

2. Физические свойства солей угольной кислоты.

(Работа с материалами коллекции «Карбонаты», таблицей растворимости)

Что можно сказать о растворимости карбонатов? (работа с таблицей растворимости:  растворимы только соли K+, Na+,   NH4+ )

А гидрокарбонаты ? ( растворимы все)

Средние соли угольной кислоты

Кислые соли угольной кислоты

карбонаты

гидрокарбонаты

Твердые кристаллические

Большинство не растворимо в воде

диссоциация идет с образованием

карбонат - ионов

Твердые кристаллические

Растворимы в воде

диссоциация идет с образованием

гидрокарбонат - ионов

Учитель: Какие химические свойства характерны для солей угольной кислоты?

Учащиеся составляют кластер: «Химические свойства солей угольной кислоты»

кислотами

качественная реакция

MeCO3 + HnKO → MeKO + CO2↑ + H2O

MeHCO3 + HnKO → MeKO + CO2↑ + H2O


Карбонаты гидрокарбонаты

MeCO3 + CO2 + H2O → MeHCO3 MeHCO3→ MeCO3 + CO2 + H2O





Соли угольной кислоты





Разлагаются (исключение карбонаты щелочных металлов)

MeCO3 → MeO + CO2 MeHCO3 → MeCO3 + CO2 + H2O



растворами солей MeCO3 + МеKO → MeKO2 + MeCO3 2







3. Общие химические свойства солей угольной кислоты.

а) Все соли угольной кислоты разлагаются по схемам:

MeCO3 → MeO + CO2 (исключение карбонаты щелочных металлов)

MeHCO3 → MeCO3 + CO2 + H2O

г) Растворы солей угольной кислоты взаимодействуют с растворами других солей, если образуется нерастворимые вещества.

в) Карбонаты превращаются в гидрокарбонаты при избытке углекислого газа и воды.

б) Все соли взаимодействуют с кислотами : соли угольной кислоты реагируют с кислотами. Почему? Будучи одной из самых слабых кислот она легко вытесняется из солей более сильными кислотами : соляной, серной и др.

Как на практике моно использовать эту реакцию?

(Таким образом можно распознать соли угольной кислоты среди других солей. Это качественная реакция на карбонаты и гидрокарбонаты).

– дают качественную реакцию на ионы CO32- и HCO3 -

MeCO3 + HnKO → MeKO + CO2↑ + H2O

MeHCO3 + HnKO → MeKO + CO2↑ + H2O

А теперь, проведем качественную реакцию на ионы CO32- и HCO3 - опыт. На ваших столах находятся необходимое оборудование и инструктивные карточки. Внимательно ознакомтись с ней , не забывайте о правилах техники безопасности работы с веществами.

Для этого: (лабораторный опыт)

1. Налейте в пробирки по 2-3 мл растворов Na2CO3( 1 вариант) и NaHCO3 (2 вариант)

2. Добавьте по каплям HCl.

3. Что наблюдаете?

4. Составьте уравнения реакций молекулярном и ионном виде.

5.Сделайте выводы из наблюдений.

Учитель: Особенностью солей угольной кислоты является их способность превращаться друг в друга (демонстрация видеоролика «Взаимопревращения карбонатов и гидрокарбонатов»)  Просмотрите видеофильм этого опыта, запишите уравнения химических реакций.

Какой вывод можно сделать из наблюдаемых явлений?: (в избытке кислоты карбонаты превращаются в гидрокарбонаты, а при нагревании - наоборот) (учащиеся составляют уравнения реакций) СаCO3 + CO2 + H2O → Са(HCO3)2 Са(HCO3)2→ СаCO3 + CO2 + H2O

Учитель: химические реакции мы привыкли наблюдать в школьной лаборатории, в пробирках. Но такие же процессы происходят  и в природе, вокруг нас. Об этом нам сейчас расскажет … (сообщение учащегося об образовании карстовых пещер. Приложение1)

Учитель. Вспомните, как мама в одной руке держит ложку с содой, а другой капает в неё раствором уксуса. Потом всё громко шипит, и мама, торопясь, опускает пузырчатую массу в тесто. Давайте разберёмся в целесообразности сего кулинарного действия, вспомнив химию. И обратимся к химическому расследованию, которое проделала дома Алина.

Учитель: А теперь я предлагаю вам объединиться в группы с тем, чтобы поработать с предложенными текстами, из которых вы узнаете о значении и применении карбонатов и гидрокарбонатов в повседневной и практической деятельности человека ( приложение3)

V. Задание на дом: §19.10 (угольная кислота и ее соли), конспект.(1 мин)

VI. Повторение и закрепление. (4 мин)

Рефлексия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!