Урок химии в 9-м классе по теме "Угольная кислота и её соли"
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цели:
Образовательная:
- закрепление знаний о средних и кислых солях на примере карбонатов и гидрокарбонатов, их взаимопревращениях. Изучение качественной реакции на карбонат – ион;
- ознакомление с практическим применением карбонатов и гидрокарбонатов.
Развивающая:
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование исследовательских навыков.
Воспитательная:
- формирование валеологической и экологической грамотности учащихся.
Применяемые технологии: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, кейс-технология.
Методы обучения:
- проблемный
- исследовательский.
Организационные формы:
- фронтальная
- индивидуальная
- групповая
Оборудование:
- наборы реактивов для проведения опытов,
- компьютерная презентация,
- образцы минералов, скелеты морских звёзд, раковин, кораллов.
Ход урока
Приветствие: Я рада встрече с вами. Перед началом урока я пожелаю вам хорошего настроения и творческих успехов, надеюсь, что наша встреча пройдёт плодотворно.
- Стадия " вызов»
- ( мотивация, актуализация знаний, целеполагание ).
2 . Фронтальная работа с классом по литературно-химическому тесту.
Литературно- химический тест.
Ответьте на вопросы.
1.Уголь ценнейшее из полезных ископаемых ответил инженер, - и природа как будто решила доказать это, создав алмаз, ибо он, в сущности, не что иное, как кристаллический углерод». Ж.Верн «Таинственный остров»
Какие аллотропные модификации углерода, кроме алмаза вам известны?
Б) озон; К) графит; А) карбин; Р) фуллерен
2. Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет, да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, положит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальна.
Русская народная сказка «Мороз Иванович»
Какие методы очистки использует Рукодельница?
Б) фильтрование; А) дистилляция; О) адсорбция; М) кристаллизация
3.Угарный газ! вскричал Холмс. Подождите немного. Сейчас он уйдет. Заглянув в дверь, мы увидели, что комнату освещает только тусклое синее пламя, мерцающее в маленькой медной жаровне посредине
В раскрытую дверь тянуло страшным ядовитым чадом, от которого мы задыхались и кашляли.
А.К.Дойл «Случай с переводчиком»
Найдите химические ошибки в прочитанном отрывке. Почему Холмс и его спутники не могли по описанным признакам определить присутствие угарного газа в помещении?
Н) угарный газ не имеет запаха; Г) угарный газ имеет приятный запах
А) при отравлении угарным газом человек не кашляет
4.В аравийской пустыне растет дерево Caratina silikva (каратина силиква), косточки плодов которого всегда имеют одинаковый вес в любой год и на любом дереве. Поэтому ювелиры древности и применяли для своих весов такие гирьки, называя их каратами. В наши дни существует каратная проба золота и драгоценных камней.
Чему равна масса одного карата?
И) 100 г З) 0,5 г Т) 0,2 г Р) 0,1 г
5. - Вы слышали об эффекте «собачьей пещеры « в Италии?....Есть там такая пещера-яма. Человек войдет и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут.
- Почему?
- Из вулканической трещины выделяется углекислый газ
В.Короткевич «Черный замок Ольшанский»
Почему в «собачьей пещере» человек остается живым, а собаки и другие мелкие животные гибнут?
Ы) СО2 тяжелее воздуха и скапливается внизу
А) СО2 безопасен для человека, но вреден для животных
Ж) человек входит в пещеру в противогазе.
Ответы
1кар 2.б о 3 на 4 ты
III. Переход к изучению нового материала: (3 мин)
Какое слово получилось из букв, соответствующих правильным ответам?
Что такое карбонаты? Итак, тема сегодняшнего урока «Соли угольной кислоты». (Постановка целей и задач урока)
IV. Изучение нового материала. (25 мин)
2. Стадия осмысления (получение новой информации)
Учитель: Соли угольной кислоты широко распространены в природе и находят практическое применение. Об этом нам сейчас расскажет…Ваша задача не только прослушать сообщение, но и заполнить таблицу
Формула
|
Химическое название
|
Техническое название
|
(CuОH)2 CO3
|
Гидроксокарбонат меди(II) основной карбонат меди
|
Малахит
|
CaCO3
|
Карбонат кальция
|
Мел, мрамор, известняк
|
FeCO3
|
карбонат железа (II)
|
Сидерит (железный шпат)
|
MnCO3
|
Карбонат марганца (II)
|
Родохрозит (марганцевый шпат)
|
CaCO3•MgCO3
|
Карбонат кальция и магния
|
доломит
|
Na2CO3 •10H2O
|
Кристаллогидрат карбоната натрия
|
Кристаллическая сода
|
Na2CO3
|
Карбонат натрия
|
Кальцинированная сода
|
NaHCO3
|
Гидрокарбонат натрия
|
Питьевая или пищевая
|
Учитель: как классифицируются соли ? ( слайд) Проклассифицируйте соли угольной кислоты. Соли
Средние Кислые Основные Двойные
CaCO3 NaHCO3 (CuОH)2 CO3 CaCO3•MgCO3
Дайте названия этим солям
Карбонат кальция, Гидрокарбонат кальция, Гидроксокарбонат меди(II),Карбонат кальция и магния
2. Физические свойства солей угольной кислоты.
(Работа с материалами коллекции «Карбонаты», таблицей растворимости)
Что можно сказать о растворимости карбонатов? (работа с таблицей растворимости: растворимы только соли K+, Na+, NH4+ )
А гидрокарбонаты ? ( растворимы все)
Средние соли угольной кислоты
|
Кислые соли угольной кислоты
|
карбонаты
|
гидрокарбонаты
|
Твердые кристаллические
Большинство не растворимо в воде
диссоциация идет с образованием
карбонат - ионов
|
Твердые кристаллические
Растворимы в воде
диссоциация идет с образованием
гидрокарбонат - ионов
|
Учитель: Какие химические свойства характерны для солей угольной кислоты?
кислотами
качественная реакция
MeCO3 + HnKO → MeKO + CO2↑ + H2O
MeHCO3 + HnKO → MeKO + CO2↑ + H2O
|
Учащиеся составляют кластер: «Химические свойства солей угольной кислоты»
Карбонаты гидрокарбонаты
MeCO3 + CO2 + H2O → MeHCO3 MeHCO3→ MeCO3 + CO2 + H2O
|
Разлагаются (исключение карбонаты щелочных металлов)
MeCO3 → MeO + CO2 MeHCO3 → MeCO3 + CO2 + H2O
|
растворами солей MeCO3 + МеKO → MeKO2 + MeCO3 2
|
3. Общие химические свойства солей угольной кислоты.
а) Все соли угольной кислоты разлагаются по схемам:
MeCO3 → MeO + CO2 (исключение карбонаты щелочных металлов)
MeHCO3 → MeCO3 + CO2 + H2O
г) Растворы солей угольной кислоты взаимодействуют с растворами других солей, если образуется нерастворимые вещества.
в) Карбонаты превращаются в гидрокарбонаты при избытке углекислого газа и воды.
б) Все соли взаимодействуют с кислотами : соли угольной кислоты реагируют с кислотами. Почему? Будучи одной из самых слабых кислот она легко вытесняется из солей более сильными кислотами : соляной, серной и др.
Как на практике моно использовать эту реакцию?
(Таким образом можно распознать соли угольной кислоты среди других солей. Это качественная реакция на карбонаты и гидрокарбонаты).
дают качественную реакцию на ионы CO32- и HCO3 -
MeCO3 + HnKO → MeKO + CO2↑ + H2O
MeHCO3 + HnKO → MeKO + CO2↑ + H2O
А теперь, проведем качественную реакцию на ионы CO32- и HCO3 - опыт. На ваших столах находятся необходимое оборудование и инструктивные карточки. Внимательно ознакомтись с ней , не забывайте о правилах техники безопасности работы с веществами.
Для этого: (лабораторный опыт)
1. Налейте в пробирки по 2-3 мл растворов Na2CO3( 1 вариант) и NaHCO3 (2 вариант)
2. Добавьте по каплям HCl.
3. Что наблюдаете?
4. Составьте уравнения реакций молекулярном и ионном виде.
5.Сделайте выводы из наблюдений.
Учитель: Особенностью солей угольной кислоты является их способность превращаться друг в друга (демонстрация видеоролика «Взаимопревращения карбонатов и гидрокарбонатов») Просмотрите видеофильм этого опыта, запишите уравнения химических реакций.
Какой вывод можно сделать из наблюдаемых явлений?: (в избытке кислоты карбонаты превращаются в гидрокарбонаты, а при нагревании - наоборот) (учащиеся составляют уравнения реакций) СаCO3 + CO2 + H2O → Са(HCO3)2 Са(HCO3)2→ СаCO3 + CO2 + H2O
Учитель: химические реакции мы привыкли наблюдать в школьной лаборатории, в пробирках. Но такие же процессы происходят и в природе, вокруг нас. Об этом нам сейчас расскажет … (сообщение учащегося об образовании карстовых пещер. Приложение1)
Учитель. Вспомните, как мама в одной руке держит ложку с содой, а другой капает в неё раствором уксуса. Потом всё громко шипит, и мама, торопясь, опускает пузырчатую массу в тесто. Давайте разберёмся в целесообразности сего кулинарного действия, вспомнив химию. И обратимся к химическому расследованию, которое проделала дома Алина.
Учитель: А теперь я предлагаю вам объединиться в группы с тем, чтобы поработать с предложенными текстами, из которых вы узнаете о значении и применении карбонатов и гидрокарбонатов в повседневной и практической деятельности человека ( приложение3)
V. Задание на дом: §19.10 (угольная кислота и ее соли), конспект.(1 мин)
VI. Повторение и закрепление. (4 мин)
Рефлексия.
Просмотр содержимого документа
«Урок соли угольной кислоты»
Урок химии в 9-м классе по теме "Угольная кислота и её соли" Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цели:
Образовательная:
Развивающая:
Воспитательная:
Применяемые технологии: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, кейс-технология.
Методы обучения:
проблемный
исследовательский.
Организационные формы:
фронтальная
индивидуальная
групповая
Оборудование:
наборы реактивов для проведения опытов,
компьютерная презентация,
образцы минералов, скелеты морских звёзд, раковин, кораллов.
Ход урока
Приветствие: Я рада встрече с вами. Перед началом урока я пожелаю вам хорошего настроения и творческих успехов, надеюсь, что наша встреча пройдёт плодотворно.
Стадия " вызов»
( мотивация, актуализация знаний, целеполагание ).
2 . Фронтальная работа с классом по литературно-химическому тесту.
Литературно- химический тест.
Ответьте на вопросы.
1.Уголь ценнейшее из полезных ископаемых ответил инженер, - и природа как будто решила доказать это, создав алмаз, ибо он, в сущности, не что иное, как кристаллический углерод». Ж.Верн «Таинственный остров»
Какие аллотропные модификации углерода, кроме алмаза вам известны?
Б) озон; К) графит; А) карбин; Р) фуллерен
2. Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет, да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, положит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальна.
Русская народная сказка «Мороз Иванович»
Какие методы очистки использует Рукодельница?
Б) фильтрование; А) дистилляция; О) адсорбция; М) кристаллизация
3.Угарный газ! вскричал Холмс. Подождите немного. Сейчас он уйдет. Заглянув в дверь, мы увидели, что комнату освещает только тусклое синее пламя, мерцающее в маленькой медной жаровне посредине
В раскрытую дверь тянуло страшным ядовитым чадом, от которого мы задыхались и кашляли.
А.К.Дойл «Случай с переводчиком»
Найдите химические ошибки в прочитанном отрывке. Почему Холмс и его спутники не могли по описанным признакам определить присутствие угарного газа в помещении?
Н) угарный газ не имеет запаха; Г) угарный газ имеет приятный запах
А) при отравлении угарным газом человек не кашляет
4.В аравийской пустыне растет дерево Caratina silikva (каратина силиква), косточки плодов которого всегда имеют одинаковый вес в любой год и на любом дереве. Поэтому ювелиры древности и применяли для своих весов такие гирьки, называя их каратами. В наши дни существует каратная проба золота и драгоценных камней.
Чему равна масса одного карата?
И) 100 г З) 0,5 г Т) 0,2 г Р) 0,1 г
5. - Вы слышали об эффекте «собачьей пещеры « в Италии?....Есть там такая пещера-яма. Человек войдет и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут.
- Почему?
- Из вулканической трещины выделяется углекислый газ
В.Короткевич «Черный замок Ольшанский»
Почему в «собачьей пещере» человек остается живым, а собаки и другие мелкие животные гибнут?
Ы) СО2 тяжелее воздуха и скапливается внизу
А) СО2 безопасен для человека, но вреден для животных
Ж) человек входит в пещеру в противогазе.
Ответы
1кар 2.б о 3 на 4 ты
III. Переход к изучению нового материала: (3 мин)
Какое слово получилось из букв, соответствующих правильным ответам?
Что такое карбонаты? Итак, тема сегодняшнего урока «Соли угольной кислоты». (Постановка целей и задач урока)
IV. Изучение нового материала. (25 мин)
2. Стадия осмысления (получение новой информации)
Учитель: Соли угольной кислоты широко распространены в природе и находят практическое применение. Об этом нам сейчас расскажет…Ваша задача не только прослушать сообщение, но и заполнить таблицу
Формула | Химическое название | Техническое название |
(CuОH)2 CO3 | Гидроксокарбонат меди(II) основной карбонат меди | Малахит |
CaCO3 | Карбонат кальция | Мел, мрамор, известняк |
FeCO3 | карбонат железа (II) | Сидерит (железный шпат) |
MnCO3 | Карбонат марганца (II) | Родохрозит (марганцевый шпат) |
CaCO3•MgCO3 | Карбонат кальция и магния | доломит |
Na2CO3 •10H2O | Кристаллогидрат карбоната натрия | Кристаллическая сода |
Na2CO3 | Карбонат натрия | Кальцинированная сода |
NaHCO3 | Гидрокарбонат натрия | Питьевая или пищевая |
Учитель: как классифицируются соли ? ( слайд) Проклассифицируйте соли угольной кислоты. Соли
Средние Кислые Основные Двойные
CaCO3 NaHCO3 (CuОH)2 CO3 CaCO3•MgCO3
Дайте названия этим солям
Карбонат кальция, Гидрокарбонат кальция, Гидроксокарбонат меди(II),Карбонат кальция и магния
2. Физические свойства солей угольной кислоты.
(Работа с материалами коллекции «Карбонаты», таблицей растворимости)
Что можно сказать о растворимости карбонатов? (работа с таблицей растворимости: растворимы только соли K+, Na+, NH4+ )
А гидрокарбонаты ? ( растворимы все)
Средние соли угольной кислоты | Кислые соли угольной кислоты |
карбонаты | гидрокарбонаты |
Твердые кристаллические Большинство не растворимо в воде диссоциация идет с образованием карбонат - ионов | Твердые кристаллические Растворимы в воде диссоциация идет с образованием гидрокарбонат - ионов |
Учитель: Какие химические свойства характерны для солей угольной кислоты?
Учащиеся составляют кластер: «Химические свойства солей угольной кислоты»
кислотами
качественная реакция
MeCO3 + HnKO → MeKO + CO2↑ + H2O
MeHCO3 + HnKO → MeKO + CO2↑ + H2O
Карбонаты гидрокарбонаты
MeCO3 + CO2 + H2O → MeHCO3 MeHCO3→ MeCO3 + CO2 + H2O
Соли угольной кислоты
Разлагаются (исключение карбонаты щелочных металлов)
MeCO3 → MeO + CO2 MeHCO3 → MeCO3 + CO2 + H2O
растворами солей MeCO3 + МеKO → MeKO2 + MeCO3 2
3. Общие химические свойства солей угольной кислоты.
а) Все соли угольной кислоты разлагаются по схемам:
MeCO3 → MeO + CO2 (исключение карбонаты щелочных металлов)
MeHCO3 → MeCO3 + CO2 + H2O
г) Растворы солей угольной кислоты взаимодействуют с растворами других солей, если образуется нерастворимые вещества.
в) Карбонаты превращаются в гидрокарбонаты при избытке углекислого газа и воды.
б) Все соли взаимодействуют с кислотами : соли угольной кислоты реагируют с кислотами. Почему? Будучи одной из самых слабых кислот она легко вытесняется из солей более сильными кислотами : соляной, серной и др.
Как на практике моно использовать эту реакцию?
(Таким образом можно распознать соли угольной кислоты среди других солей. Это качественная реакция на карбонаты и гидрокарбонаты).
дают качественную реакцию на ионы CO32- и HCO3 -
MeCO3 + HnKO → MeKO + CO2↑ + H2O
MeHCO3 + HnKO → MeKO + CO2↑ + H2O
А теперь, проведем качественную реакцию на ионы CO32- и HCO3 - опыт. На ваших столах находятся необходимое оборудование и инструктивные карточки. Внимательно ознакомтись с ней , не забывайте о правилах техники безопасности работы с веществами.
Для этого: (лабораторный опыт)
1. Налейте в пробирки по 2-3 мл растворов Na2CO3( 1 вариант) и NaHCO3 (2 вариант)
2. Добавьте по каплям HCl.
3. Что наблюдаете?
4. Составьте уравнения реакций молекулярном и ионном виде.
5.Сделайте выводы из наблюдений.
Учитель: Особенностью солей угольной кислоты является их способность превращаться друг в друга (демонстрация видеоролика «Взаимопревращения карбонатов и гидрокарбонатов») Просмотрите видеофильм этого опыта, запишите уравнения химических реакций.
Какой вывод можно сделать из наблюдаемых явлений?: (в избытке кислоты карбонаты превращаются в гидрокарбонаты, а при нагревании - наоборот) (учащиеся составляют уравнения реакций) СаCO3 + CO2 + H2O → Са(HCO3)2 Са(HCO3)2→ СаCO3 + CO2 + H2O
Учитель: химические реакции мы привыкли наблюдать в школьной лаборатории, в пробирках. Но такие же процессы происходят и в природе, вокруг нас. Об этом нам сейчас расскажет … (сообщение учащегося об образовании карстовых пещер. Приложение1)
Учитель. Вспомните, как мама в одной руке держит ложку с содой, а другой капает в неё раствором уксуса. Потом всё громко шипит, и мама, торопясь, опускает пузырчатую массу в тесто. Давайте разберёмся в целесообразности сего кулинарного действия, вспомнив химию. И обратимся к химическому расследованию, которое проделала дома Алина.
Учитель: А теперь я предлагаю вам объединиться в группы с тем, чтобы поработать с предложенными текстами, из которых вы узнаете о значении и применении карбонатов и гидрокарбонатов в повседневной и практической деятельности человека ( приложение3)
V. Задание на дом: §19.10 (угольная кислота и ее соли), конспект.(1 мин)
VI. Повторение и закрепление. (4 мин)
Рефлексия.