СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Угольная кислота и ее соли

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Угольная кислота и её соли, их физические и химические свойства, получение и применение.

Предметные: Рассмотреть состав, строение, свойства, применение угольной кислоты и ее солей, круговорот углерода в природе. Закрепить знания о  средних и кислых солях  на примере карбонатов и гидрокарбонатов, их взаимопревращениях. Закрепить умение составлять уравнения реакций. Изучить качественную реакцию на углекислый газ и карбонат – ион. Ознакомить с практическим применением карбонатов и гидрокарбонатов.

Метапредметные: Продолжать развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы при выполнении предложенных заданий. Развивать наблюдательность, память, умение сравнивать.

Личностные: Продолжить развитие познавательных интересов учащихся. Воспитывать культуру речи, трудолюбие, усидчивость. Воспитание положительного отношения к знаниям, инициативности, способности преодолевать трудности для достижения цели.

Просмотр содержимого документа
«Угольная кислота и ее соли»

Класс 9

Тема урока: Угольная кислота и её соли, их физические и химические свойства, получение и применение.

Предметные: Рассмотреть состав, строение, свойства, применение угольной кислоты и ее солей, круговорот углерода в природе. Закрепить знания о  средних и кислых солях  на примере карбонатов и гидрокарбонатов, их взаимопревращениях. Закрепить умение составлять уравнения реакций. Изучить качественную реакцию на углекислый газ и карбонат – ион. Ознакомить с практическим применением карбонатов и гидрокарбонатов.

Метапредметные: Продолжать развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы при выполнении предложенных заданий. Развивать наблюдательность, память, умение сравнивать.

Личностные: Продолжить развитие познавательных интересов учащихся. Воспитывать культуру речи, трудолюбие, усидчивость. Воспитание положительного отношения к знаниям, инициативности, способности преодолевать трудности для достижения цели.

Формировать УУД:

Оборудование: учебник, тетрадь, таблица Менделеева, презентация, видеоролики, таблица растворимости. Штатив с пробирками, индикаторы.

Реактивы: мел, сода, соляная кислота, гидроксид натрия, хлорид кальция, карбонат натрия,

Ход урока

1.Организационный момент

Организация внимания и порядка в классе, взаимное приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности класса к уроку.

2. Мотивация

Вот опять звенит звонок - начинается урок.

Входим дружно все мы в класс: урок химии у нас.

Первым делом гоним лень,

На уроке не молчать,

Всем работать, отвечать!

В мире много, интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело!

(Эмоциональный настрой)

Цитата к уроку:

“Сами, трудясь, вы сделаете все и для близких, и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача – не беда, пробуйте еще”. Д.И. Менделеев

3.Актуализация знаний, обучающихся:

Учитель:

Какие соединения  образует углерод?

Какой высший оксид образует углерод?

Какие соединения углерода мы уже изучили?

А какие соединения предстоит изучить?       

 (Ответ: угольную кислоту и её соли)

Фронтальная беседа:

  • Формула и названия угарного газа

  • Симптомами отравления газом

Сильная головная боль и головокружение (голова как бы «стянута обручем»).

Шум в ушах.

Темнеет в глазах.

Тошнота.

Мышечная слабость,  дрожь во всем теле.

Потеря сознания

  • Первую помощь при отравлении угарным газом.

Свежий воздух

Расстегните ворот и стягивающую одежду.

Обеспечьте покой и непрерывный доступ свежего воздуха.

Вызовите скорую медицинскую помощь по телефону «103».

Разотрите энергичными движениями тело пострадавшего.

На голову и грудь положите холодный компресс.

Если пострадавший в сознании, напоите его теплым чаем, кофе.

  • Как действует угарный газ на организм

Он поступает в кровь человека в 200 раз быстрее кислорода и «перехватывает» у него инициативу. Угарный газ в несколько раз легче и активнее вступает в связь с гемоглобином, который в результате этого теряет способность переносить кислород в ткани, в том числе в жизненно важные — мозг, легкие, сердце. От недостатка кислорода и наступает удушье. И если Вы дышите воздухом с высоким содержанием угарного газа, то смерть может произойти через несколько минут.

  • Источники угарного газа

Угарный газ выделяется при пожарах, в банях, в дачных и сельских домах с печным отоплением, на городской кухне при неполном сгорании природного газа.

Угарный газ может исходить из любого источника, работающего на горючем топливе. Легковые автомобили, камины, катера, дровяные, керосиновые обогреватели, древесно-угольные грили и газовые устройства, использующиеся в нагревателях воды, печах, сушилках.

4.Постановка цели урока

Демонстрация «Открывание бутылки с газированной водой» 

Учитель: 

Открывая бутылку лимонада или любого другого газированного напитка, мы сталкиваемся с нашей незнакомкой. Это она, угольная кислота. Любая газированная вода представляет собой раствор углекислого газа в воде.

Открывая бутылку газированной воды, мы видим, как выделяется газ, разбрызгиваясь вокруг. Это происходит от того, что молекулы угольной кислоты крайне неустойчивы, а в бутылке она находится под большим давлением, когда мы открываем крышку, она сразу разлагается, выделяя углекислый газ.

Учитель:

  • Что образуется при растворении углекислого газа в воде?

  • Назовите формулу угольной кислоты.

Составляют уравнение реакции угольной кислоты

H2CO3=H2O + CO2

5. Физминутка.

6.Изучение нового материала

Химическая формула - H2CO3

Структурная формула – все связи ковалентные полярные:  

Характеристика угольной кислоты составляется в ходе беседы с классом. Учащиеся классифицируют угольную кислоту по известным признакам, записывают уравнения диссоциации по ступеням.

Как электролит – очень слабая кислота, диссоциирует на ионы в малой степени, поэтому изменяет окраску индикатора слабо.

Кислота слабая, существует только в водном растворе, очень непрочная, разлагается на углекислый газ и воду:

H2CO3 ↔  CO2 + H2

Для угольной кислоты характерны все свойства кислот

1) Диссоциация – двухосновная кислота, диссоциирует слабо в две ступени, индикатор - лакмус краснеет в водном растворе:

H2CO3 ↔ H+ + HCO3-(гидрокарбонат-ион)

HCO3- ↔ H+ + CO32- (карбонат-ион)

2) с активными металлами

H2CO3 + Ca = CaCO3 + H2

3) с основными оксидами

H2CO3 + CaO = CaCO3 + H2O

4) с основаниями

H2CO3(изб) + NaOH = NaHCO3 + H2O

H2CO3 + 2NaOH = Na2CO3 + 2H2O

Соли угольной кислоты – карбонаты и гидрокарбонаты

Учитель: так как угольная кислота двухосновная, то ей соответствуют соли двух типов.

  • Какие? Ответы учащихся: Средние CaCO3 и Кислые Ca(HCO3)2).

Учитель: Дайте названия этим солям

Ответы учащихся: (Карбонат кальция) и (Гидрокарбонат кальция)

Учитель: Что можно сказать о растворимости карбонатов и гидрокарбонатов?

(работа с таблицей растворимости)

Ответы учащихся: растворимы только соли K+, Na+, NH4+ , гидрокарбонаты все растворимы в воде.

На демонстрационном столе карбонаты (учащиеся описывают физические свойства)

Физические свойства:

Оборудование: стакан с водой, карбонаты, стеклянная палочка.

Все карбонаты – твёрдые белые кристаллические вещества.

Большинство из них в воде не растворяются.

Гидрокарбонаты растворяются в воде (растворяют в воде).

Карбонаты в природе, область их применения:

презентация

CaCO3 - мел, мрамор, известняк

NaHCO3 – питьевая сода

K2CO3 -(поташ, в золе растений)

Na2CO3 – сода, кальцинированная сода

Na2COx 10H2O – кристаллическая сода

Химические свойства карбонатов

Общие свойства солей:

1) Вступают в реакции обмена с другими растворимыми солями (демонстрация)                

Na2CO3 + CaCl2 = CaCO3↓ + 2NaCl


2) Разложение гидрокарбонатов при нагревании

NaHCO3 t˚C  Na2CO3 + H2O + CO2


3) Разложение нерастворимых карбонатов при нагревании

CaCO3 t˚C  CaO+ CO2

Учитель:  При избытке углекислого газа в присутствии воды карбонаты могут превращаться в гидрокарбонаты. Именно наличием этой соли и объясняется временная жесткость воды. Почему временная? Потому что, при нагревании растворимый гидрокарбонат кальция снова превращается в нерастворимый карбонат:

Составляют уравнение реакции:

Ca (HCO3)2 → CaCO3↓ + CO2↑+H2O

Эта реакция приводит к образованию накипи на стенках котлов, домашних чайников.

Жёсткость воды

Использование жёсткой воды приводит к образованию накипи. Анализ показывает, что жёсткая вода содержит большое количество растворимых солей кальция и магния.

Жёсткость воды




временную жёсткость постоянную жёсткость

Ca(HCO3)2 и Mg(HCO3)2 СaCl2 и MgCl2


Временная жёсткость воды или карбонатная

обусловлена присутствием в воде гидрокарбонатов кальция и магния.

  • Она легко устраняется кипячением:

t

Ca(HCO3)2 Са СO3 + H2O + CO2

  • Действием известкового молока или соды

Ca(HCO3)2 +Ca(OH)2

Ca(HCO3)2 + Na2CO3

Постоянная или некарбонатная жёсткость

обусловлена присутствием в воде других растворимых солеё кальция или магния.

  • Она устраняется добавлением соды

CaCl2+ Na2CO3

Круговорот углерода в природе

7.Закрепление знаний:

Осуществить превращения и указать типы реакций:

 C → CO→ CO2→H2CO3→Ca(OH)2 CaCO3→ Ca(HCO3)2 CaCO3→ CaCl2­

8. Рефлексия учебной деятельности:

– Какую цель мы ставили на уроке?

– Вы достигли цели урока?

- Тема урока мне  понятна

-Я  доволен своей работой на уроке

- На самостоятельной работе у меня все получилось

  • мне было легко

  • я затруднялся

  • мне было трудно

Китайская мудрость гласит:

9.Домашнее задание: учить конспект, знать химические свойства угольной кислоты.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!