Урок № 1
Тема: Художественная литература и её история.
Цель:
познакомить учащихся со структурой и содержанием учебника-хрестоматии для 8 класса; выявить круг читательских интересов школьников, подготовить ребят к восприятию курса литературы в 8 классе; повторить литературные роды;
формировать навыки работы с учебником, лексической работы, выразительного чтения, развивать коммуникативные умения учащихся;
воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.
Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Выявление темы, цели, плана урока.
2.Знакомство со структурой и содержанием учебника-хрестоматии для 8 класса.
Автор учебника – Меркин Геннадий Самуилович (р. 23.11.1940 г., Витебск), доктор педагогических наук, профессор кафедры литературы и методики её преподавания Смоленского государственного университета, заслуженный учитель России, автор свыше 20 книг (монографий, учебных пособий, учебников литературы для средней школы и т.п.), а также свыше 400 статей по проблемам литературоведения, краеведения и методики преподавания литературы.
3.Беседа
Какие художественные произведения включены в учебную хрестоматию?
Прочитайте названия тем рефератов в рубрике учебника «Живое слово». Какие темы представляют для вас особый интерес?
4. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Художественная литература и история».
Запишите вопросы к статье учебника «Художественная литература и история» (задание 2 рабочей тетради, с.3, ч.1): .
Познакомьтесь с афоризмами, посвященными литературе как искусству слова (задание 3 рабочей тетради, с.4, ч.1):. В каком из них нашла отражение тема статьи учебника «Художественная литература и история»?
5. Слово учителя.
Литературное творчество есть прежде всего большой, постоянный и напряженный труд. Только тот может творить, кто умеет работать, кто способен к усидчивому, неутомимому, подчас кропотливому труду, к «страшной работе», как называл Л. Н. Толстой творческую работу писателя. Горький утверждал, что своими успехами он обязан прежде всего «умению работать, любовью к труду».
Познакомьтесь с определениями творческого процесса, творческого вдохновения, художественного воображения. Какими умениями, свойственными писателю, должен обладать и читатель? (задание рабочей тетради 4 стр.4)
6. Знакомство с фрагментами статьи «Чтение как труд и творчество» В. Ф. Асмуса (1894—1975), известного русского философа XX века (задание 5 рабочей тетради, с.5, ч.1).
7. Работа с презентацией.
III. Подведение итогов урока.
Кратко запишите ответ на вопрос: «Почему чтение художественного произведения — это и труд и творчество?» (Задание 6 рабочей тетради, с.6, ч.1)
IV. Домашнее задание.
1.Прочитать статьи учебника об исторических песнях, с.5-16, ч.1.
2.Выразительное чтение исторической песни «Иван Грозный молится по сыне», с.11-12, ч.1.
3.Индивидуальные задания:
- подготовить сообщение «историка» о событиях эпохи Ивана Грозного, нашедших отражение в песне;
- подготовить сообщение о картине И.Е.Репина «Иван Грозный и его сын Иван…»;
- подготовить сообщение о царском месте Ивана Грозного в Успенском соборе Московского Кремля.
2