СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок (искусство-литература-история) "Искусство Древнего Египта"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема интегрированного урока литературы + изобразительного искусства + истории:  «Искусство древнего Египта»

Класс: 5.

Тема: Древний Египет.

Тема урока: Искусство древнего Египта.

Цель: ознакомление учащихся с искусством древнего Египта

  1. Познакомить учащихся с особенностями древнеегипетского искусства.
  2. Воспитывать эстетический вкус учащихся, понимание связи искусства с жизненными ценностями древнеегипетского общества,
  3. Уважительное отношение к памятникам истории и искусства, понимания связи прошлого и настоящего, развития современного мира.
  4. Развивать логическое мышление учащихся, умения выполнять проблемные задания, определять художественные достоинства произведений искусства, составление словаря урока, навыков смыслового чтения

Тип урока: изучения нового материала с интеграцией литературы, истории и ИЗО.

Методы: рассказ учителя, сообщения учащихся, выполнение проблемных заданий, групповых и индивидуальных заданий, самостоятельные работы учащихся: составление словаря, заполнение таблицы, работа с учебными пособиями.

Оборудование урока:

  1. Карта "Древний Египет"
  2. Иллюстрации альбома " Культура древнего мира"
  3. План древнеегипетского храма.
  4. Словарь урока.
  5. Презентация «Искусство древнего Египта»

Оформление доски:

Тема урока.

Задания: заполнить таблицу "Искусство древнего Египта"

Вид искусства

Произведение искусства

живопись

 

скульптура

 

архитектура

 

Ответить на вопросы:

  1. Какие виды искусства получили развитие в древнем Египте? Что повлияло на их развитие?
  2. Какие произведения древнеегипетского искусства вам запомнились? Какое впечатление они на вас произвели?
  3. Каким правилам (канонам) следовали египетские мастера?
  4. Какое произведение искусства Древнего Египта вы взяли бы в наше время? Почему?

Заполнить словарь урока, написать соответствующее определению понятие.

Опережающие задания:

  1. Подготовить сообщения по темам: "Пирамиды в Гизе", "Гробница Тутанхамона", "Большой сфинкс".
  2. Нарисовать рисунок по теме "Древний Египет" (предварительное задание).

ХОД УРОКА.

(Миф о создании мира)

Мотивационная беседа: Когда мы говорим о прошлом, о древности, перед нашими глазами возникают величественные памятники давно ушедших цивилизаций. Тем не менее, мы помним о них. Предположите, о чем мы будем сегодня говорить? Какова цель нашего разговора?

Учитель помогает сформулировать тему и определить цель урока. Запись в тетрадь.

(Запись темы)

Сегодня мы познакомимся с новыми словами, …..

Учитель истории: Древнеегипетское искусство отличается волнующей таинственностью. На берегах, сотворившего египетскую цивилизацию Нила, находятся памятники искусства, восхищающие современного человека. Кажется, непостижимым, что более 5 тысяч лет назад, люди владели секретами мастерства, позволившими создать грандиозные и величественные сооружения.

 

Все древнеегипетское искусство тесно связано с верованиями египтян. Жизнь после смерти существует, дух обязательно вернется в тело и обретет новую жизнь. Чтобы обеспечить умершему новую, уже вечную жизнь, нужно было сохранить его тело и снабдить в могиле всем необходимым, чтобы вечный дух мог вернуться в тело. Человек наделен несколькими душами. Одна из душ после смерти обитала в его статуе, изготовленной из камня с соблюдением портретного сходства. Статуя помещалась в гробницу. Жизнь в загробном мире была продолжением земного бытия.  Творчество приобретало в представлении людей магическую силу. Изображения на стенах гробниц давали возможность пользоваться всеми благами, которые окружали человека при жизни. (экскурсия в виртуальный музей –Эрмитаж)

 

Учитель ИЗО: Огромную роль в Египте играла скульптура. Это вид искусства, объемное изображение человека или животного.

2 слайд Для древнеегипетской скульптуры были характерны: спокойствие, величественные, застывшие позы, однообразные жесты, бесстрастные лица – ничто не должно мешать узнать свое тело, свою статую. Статуи высекались по заранее прочерченной разметке, из прямоугольного блока камня, а затем тщательно прорабатывались детали. Скульптор соблюдал особые правила-каноны. Вот как восседает вельможа: его ноги сомкнуты, одна рука прижата к груди, другая - к коленям. Это не естественная поза живого человека.

3 слайд Фараоны, жрецы, вельможи изображены так, словно они заколдованы: вперед устремлены их взгляды, в одинаковой позе застыли тела.

4 слайд Учитель истории: Взгляните на статую писца Каи (середина 3 тыс. до н.э.). Он сидит с поджатыми ногами, на коленях у него развернутый свиток папируса. Внешне сдержанный, но внутренне напряженный, он, словно ловит каждое слово своего господина. Знамениты парные статуи царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (первая половина 3 тыс. до н.э.). Они  восседают на кубических тронах. Тела окрашены согласно традиции: у Рахотепа  в красновато-коричневый цвет, у Нофрет - в светло-желтый. Нофрет в белой облегающей одежде, коротком черном парике и цветном ожерелье. Ее круглое лицо, глаза, инкрустированные голубоватым кварцем, кажутся удивительно живыми.

Иными были изображения живых богов-фараонов.

5 слайд Их величие подчеркивалось огромными статуями, высеченными из скал. Спокойны, огромны, невозмутимы владыки всего живого - египетские фараоны. Самым загадочным изображением фараона был большой сфинкс -"отец ужаса".

Учитель ИЗО: Для египтян важно было не только создать достоверные, точно передающие облик человека скульптуры, но и окружить умерших всем, что может понадобиться им после смерти. Поэтому в древнем Египте получил развитие еще один вид искусства - живопись.

6 слайд В гробницах находилось множество предметов, связанных с загробной жизнью умершего. Древние статуэтки составляли целые группы - слуг, пахарей, прачек, пастухов, воинов, лодочников. Там же найдена разнообразная мебель, изысканные ювелирные украшения, сосуды для вина, масла, благовоний. Керамика насыщенных, ярких и глубоких тонов: бирюзовых, синих, зеленых.

7 слайд Учитель истории: В Египте получила развитие архитектура- искусство строить и украшать здания. Египтяне первыми в мире научились возводить красивые каменные постройки. Архитектура играла главную роль в искусстве Египта. Здесь зародились классические архитектурные формы: пирамида, обелиск, пилон, колонна. Самые знаменитые постройки египтян-пирамиды.

   "Все на свете боится времени, лишь время боится пирамид", - сказал арабский историк.

    Пирамиды строились десятилетиями.

8 слайд  Это гробницы фараонов; гроб с телом царя – нетленной мумией, устанавливали в потайном помещении внутри пирамиды, входы в погребальную камеру и в саму пирамиду закладывали камнями. Фараон начинал строить для себя пирамиду с первых дней своего правления, но не каждый успевал закончить. Нельзя было жалеть золота, серебра, драгоценных камней, черного и эбенового дерева, слоновой кости для того, чтобы сделать будущий дом красивым и приятным.

( Текст Ирины Ю.)

Учитель ИЗО: Практическое задание сегодняшнего урока посвящено изучаемой теме, мы создадим коллаж "Древний Египет". Вам необходимо вырезать принесенные рисунки и, пользуясь плакатом, наклеить их вдоль изображенного Нила, который дал жизнь Египту и пустынями, не позволявшим расширить его границы.

Подведение итогов урока, рефлексия. Выставление оценок.

            Литература:

  1. Михайловский Ф.А. " История древнего мира", учебное пособие для 5 класса.
  2. Михайловский Ф.А. "История древнего мира" книга для учителя.
  3. Вигасин, Годер, Свеницкая «История древнего мира», учебное пособие для 5кл.
  4. Годер Г.И. «Методическое пособие по истории древнего мира». М., "Просвещение", 1988г.
  5. Уколова В.И., Маринович Л.П. "История древнего мира", учебное пособие для 5 класса.
  6. "История искусств от древности до средневековья" М., "Русская энциклопедия", 1996г.
  7. Любимов Лев "Искусство древнего мира". Книга для чтения. М., "Просвещение", 1971г.
  8. М.Ю. Брандт Тесты по истории древнего мира, «Дрофа», М., 2000г.

Просмотр содержимого документа
«Samoanaliz_integrirovannogo_uroka»

Самоанализ интегрированного урока (история+искусство+литература) в 5 классе

Искусство Древнего Египта

Урок, который мы проводили, сочетал в себе литературу, историю и искусство. Тема урока – «Искусство Древнего Египта». Урок рассчитан на 5 класс. В каждом предмете на данную тему было отведено по 1 часу, т.е. всего – 3 часа. С помощью интегрированного урока мы освободили в планировании два часа для изучения других тем.

Цели урока были следующие:

  1. Познакомить учащихся с особенностями древнеегипетского искусства.

  2. Воспитывать эстетический вкус учащихся, понимание связи искусства с жизненными ценностями древнеегипетского общества,

  3. Уважительное отношение к памятникам истории и искусства, понимания связи прошлого и настоящего, развития современного мира.

  4. Развивать логическое мышление учащихся, умения выполнять проблемные задания, определять художественные достоинства произведений искусства, составить таблицу «Искусство Древнего Египта».

Считаем, что поставленные цели и задачи на уроке были достигнуты, так как необычная форма проведения урока (интеграция с использованием ИКТ в трансформируемом пространстве – урок проводился в актовом зале) оказалась интересной для учащихся, и это помогло успешному усвоению материала.

В начале урока обобщались и систематизировались знания литературного характера. У Учащихся появились некоторые затруднения при ответах на вопросы учителя, т.к. дети волновались, стеснялись присутствия гостей. Тем не менее, в течение урока дети стали более свободно себя чувствовать и далее показали хорошие результаты в работе на уроке.

Данный урок формировал интерес к изучаемым предметам и многое дал для развития ума, памяти, внимания, учил слушать одноклассников, высказывать свои мысли и отстаивать собственную точку зрения.

Учащиеся данного класса проявляют интерес к урокам истории, искусства и литературы, обладают неплохими знаниями по этим предметам, поэтому урок был интересен для детей, поддерживался высокий темп работы. Интерес учащихся поддерживался на протяжении всего занятия, благодаря применению различных форм работы: фронтальный опрос, виртуальная экскурсия в Эрмитаж в зал Древнего Египта, виртуальная экскурсия в археологический музей-заповедник в селе Андреевском Тюменской области, работа с таблицами, составление коллажа египетского храма, знакомство с презентацией.

Учебный материал был организован следующим образом: в начале урока учитель литературы задаёт вопросы по теме «Мифы» и подводит детей к теме урока, затем учитель истории и учитель искусства по очереди знакомят детей с изучаемым историческим периодом и культурой этого периода с помощью интерактивных экскурсий и презентации. Ребята в течение урока заполняли таблицы по видам искусства. В конце урока дети составили коллаж древнеегипетского храма. В этом детям помогли информация с урока и рассказ учителя литературы о древнеегипетском храме.

Все учащиеся за работу на уроке получили оценки по истории, искусству и литературе. Перед этим дети оценили себя сами. Для того, чтобы оценить себя, у детей на столах лежат вырезанные фигурки фараонов. Учитель поясняет, что фигурку на пирамиде нужно разместить так: чем выше оценку вы себе ставите, тем выше будет расположена фигурка на пирамиде.

После рефлексии задаётся домашнее задание.

По нашему мнению, все этапы соблюдены, всё запланированное мы сделали. Есть минус в том, что дети мало говорили. На будущее эту ошибку мы учтём.







Просмотр содержимого документа
«Древний Египет»

Миф о сотворении мира
Когда-то очень давно не было ничего, кроме громадного океана Хаоса — Нун. Но свершилось чудо и из воды явился первый бог Атум. Он делает холм, и садится на него, раздумывая о сотворении мира. Атум создает бога ветра — Шу и богиню дождя и воды — Тефнут, что смогла бы управлять океаном. Но в темноте, которая тогда властвовала во Вселенной, он теряет своих детей. В надежде отыскать пропажу Атум вырывает свой глаз и отправляет его в глубины Нуна. Не дождавшись возвращения своего ока, бог делает себе другое.

Через время глаз Атума возвращается с пропавшими детьми, но,увидев, что произошло, он разгневался на своего хозяина и превратился в кобру, желая отомстить. Но Атум просто взял ядовитую змею и расположил у себя во лбу, чтобы она созерцала красоту созданного им мира. С того момента все фараоны носят змея-урея у себя на короне. Потом из воды появился белый лотос, из цветка вышел Ра. Солнечный бог осветил темный мир, а когда увидел Атума, Шу и Тефнут, у него покатились слезы радости. После падения на землю слезинки превратились в людей.





































Градоначальник Аменемхеб с женой и матерью

Древний Египет, Конец XIV - начало XIII вв. до н.э.

Изображение градоначальника Фив с женой и матерью - единственная в Эрмитаже монументальная семейная группа Нового царства. Она представляет постамарнское искусство времени правления преемников царя-реформатора Эхнатона или более позднее. Из одного блока серого гранита высечены три сидящие на скамье фигуры с большими головами в париках. В центре представлен, судя по иероглифической надписи на одежде, "верховный писец царя, любимый им... начальник житниц Амона, покойный князь Города (т.е. Фив), Аменемхеб, рожденный Кало". На нем характерное для этого времени парадное одеяние - рубашка с широкими в складках рукавами и длинный передник. По правую руку Аменемхеба сидит его мать - "певица Амона, госпожа дома, покойная Кало...". По левую руку градоначальника Фив - его жена, верховная жрица храма богини Хатхор, "певица Амона", "покойная Таисеннеферт". Женщины обнимают Аменемхеба за плечи - жест, передающий родственную привязанность. Согласно традиции, все три широких, круглых, чуть уплощенных лица совершенно одинаковы. Чтобы передать складки тонких прозрачных плиссированных тканей нарядных одежд, резчики используют глубокую гравировку, разрушая цельность поверхности камня. Группа "Аменемхеб с женой и матерью" является высокохудожественным произведением фиванской скульптуры. Гробница градоначальника Аменемхеба находится в Дра Абу эль-Нага на западном берегу Нила в Фивах. На скульптурной группе сохранились тексты, восходящие к "Книге мертвых".



























Птах и Сохмет

Древний Египет, VII - VI вв. до н.э.

Группа "Птах и Сохмет" представляет собой распространенный тип храмовой скульптуры, изображающей семейную пару божеств. Памятник являлся частью убранства храма и объектом почитания и, возможно, был посвящен в храм донатором. Из одного блока черного базальта высечены фигуры богов, входивших в знаменитую Триаду древнейшей столицы Египта - Мемфиса: бог-творец Птах и его львиноголовая супруга - грозная богиня войны и палящего солнца Сохмет. Птах представлен, согласно традиции, в длинном, облегающем тело одеянии, в характерном для него головном уборе - маленькой круглой шапочке - и с ритуальной бородкой. В руках бог держит жезл из соединенных символов: "уас" (нижняя часть) и "джед" (верхняя). Рядом, в чуть меньшем масштабе, изображена Сохмет в классической позе - с выдвинутой вперед левой ногой. Голова богини увенчана диском солнца и знаком "уреем" в виде кобры. В левой руке Сохмет - жезл, в правой - символ жизни "анх". Фигуры композиционно не связаны друг с другом. Трактовка объемов удлиненных фигур, сглаженная передача мускулатуры подчеркивают цельность блока базальта. Характерна для статуй этого времени тщательная полировка поверхности камня. Пропорции фигур и тип лица Птаха: широкий овал, полные щеки, пухлые губы, рельефно переданные брови, косметические линии глаз, - черты, характерные для памятников саисского периода (663-524 гг. до н.э.), в течение которого египетские мастера обращались к традициям классического наследия.





























Статуя богини Мут-Сохмет

Древний Египет, Середина XIV в. до н.э.

Огромная храмовая статуя богини Мут-Сохмет, высеченная из черного гранита, входит в галерею шедевров эрмитажного собрания. Сохмет величаво сидит на кубообразном троне с высокой спинкой. Первоначально голову богини венчал солнечный диск со священной коброй. Грива львицы плавно переходит в пряди трехчастного парика. Тонкий стан Сохмет, затянутый в узкое, облегающее тело платье, торжественно выпрямлен. Руки богини спокойно лежат на коленях, в левой - знак жизни "анх" в виде большой петли, завязанной бантом. Спереди на троне вырезаны два столбца иероглифической надписи, содержащие титулатуру царя Аменхотепа III. Сохмет (буквально "Могучая") занимала почетное место среди богов. Грозная львица почиталась как богиня палящего солнца и ярости войны и считалась дочерью бога Ра. В связи с перенесением во II тысячелетии до н.э. столицы Древнего Египта из Мемфиса на юг в Фивы, богиня Сохмет была отождествлена с местной Мут (древнеегипетск. "мут" - мать), изображавшейся как коршуница. Фиванская Триада божеств включала бога Амона-Ра, его супругу Мут-Сохмет и их сына - бога луны Хонсу. Местом пребывания этой Триады считался комплекс в Фивах, который в наши дни называют Карнакским храмом. Статуя происходит из храма Мут-Сохмет, первоначально украшенного 574 двухметровыми изображениями богини. Известный русский путешественник, писатель А.С. Норов (1795-1869) нашел эту статую Мут-Сохмет в руинах святилища и купил ее.





Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта освоения интегрированного содержани1»

Технологическая карта освоения интегрированного содержания

  1. Тема: Базы данных. Математические модели. Тема Родины, науки и просвещения в произведениях М.В. Ломоносова

  2. Интегрируемые предметы: информатика, математика, литература

  3. Общее количество часов: 3

  4. Цели: ознакомление учащихся с искусством древнего Египта

  1. Познакомить учащихся с особенностями древнеегипетского искусства.

  2. Воспитывать эстетический вкус учащихся, понимание связи искусства с жизненными ценностями древнеегипетского общества,

  3. Уважительное отношение к памятникам истории и искусства, понимания связи прошлого и настоящего, развития современного мира.

  4. Развивать логическое мышление учащихся, умения выполнять проблемные задания, определять художественные достоинства произведений искусства, составление таблицы «Искусство Древнего Египта».




Этапы организации учебной деятельности

Результаты освоения содержания образования (предметные: базовый, повышенный уровни; метапредметные, личностные)

Учебная деятельность ребёнка (учебные задачи)

Учебный материал (тексты учебников, ЦОРы, социокультурные, социопроизводственные ресурсы)

Перечень приёмов (педтехник), позволяющих преодолеть трудности ребёнка в учебной деятельности

1

Этап целеполагания

метапредметные: перенос знаний по одной дисциплине в контекст другой;

предметные: базовый уровень;

личностные: развитие художественного вкуса, формирование взгляда на культуру другого народа в историческом прошлом

Прослушивание мифа о создании мира; определение темы и постановка целей

Презентация, свитки с терминами, аудиозапись, экскурсия в виртуальный музей Эрмитаж и Археологический музей-заповедник в с.Андреевское Тюменской области

Эмоциональный настрой на урок; «равные возможности для ответа» (ответ хором)

2

Продуктивная деятельность

Индивидуальная работа, фронтальная работа

метапредметные: перенос знаний по одной дисциплине в контекст другой;

предметные: базовый уровень;

личностные: формирование уважительного отношения к чужому мнению; развитие художественного вкуса, формирование взгляда на культуру другого народа в историческом прошлом

Структуризация информации (выбор информации из сказанного учителем), беседа, заполнение таблицы, мысленное представление храма Древнего Египта, составление и оформление коллажа «Древний Египет»

Учебники истории и литературы, презентация, свитки с терминами, сайты виртуальных экскурсий, таблица, музыкальное сопровождение, материалы для коллажа

Составление таблицы с опорой на новые термины, помощь классу, связь урочного и внеурочного (выход за пределы учебника и предмета), похвала, выражение одобрения

3

Рефлексивная деятельность (оценочно-отметочная деятельность педагога, домашнее задание)

Оценивать результаты своей чужой деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Рефлексия (установить фигурку фараона на пирамиде в соответствии с собственной оценкой – чем выше установлена фигурка, тем выше оценка)

Презентация, музыкальное сопровождение, пирамида с фигурками фараонов

Итоговая рефлексия с использованием символов;

домашнее задание с использованием учебника



Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта освоения интегрированного содержания»

Технологическая карта урока по теме «Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»



  1. Тема: «Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

  2. Цели:

  1. проанализировать систему образов рассказа,

  2. раскрыть природу смешного в рассказах А.П. Чехова,

  3. уделить внимание развитию творческих способностей,

  4. проверить знание сюжета и деталей рассказа,

  5. воспитывать культуру использования ИКТ.




Этапы организации учебной деятельности

Результаты освоения содержания образования (предметные: базовый, повышенный уровни; метапредметные, личностные)

Учебная деятельность ребёнка (учебные задачи)

Учебный материал (тексты учебников, ЦОРы, социокультурные, социопроизводственные ресурсы)

Перечень приёмов (педтехник), позволяющих преодолеть трудности ребёнка в учебной деятельности

1

Этап целеполагания

метапредметные: перенос знаний по одной дисциплине в контекст другой;

предметные: базовый уровень;

личностные: развитие художественного вкуса

Работа с тестом

Тест на платформе Kahoot «10 вопросов о Чехове» https://create.kahoot.it/share/10/05662bb0-3865-45f6-9c76-7b02b1fecf29

Эмоциональный настрой на урок; «равные возможности для ответа»

2

Продуктивная деятельность

Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа.

Метапредметные: перенос знаний по одной дисциплине в контекст другой;

предметные: базовый уровень;

личностные: формирование уважительного отношения к чужому мнению; развитие художественного вкуса.

Беседа, заполнение кроссворда, оформление проекта

Учебник литературы, презентация, программа Excel, сайт lucidchart.com

Gомощь классу, связь урочного и внеурочного (выход за пределы учебника и предмета), похвала, выражение одобрения

3

Рефлексивная деятельность (оценочно-отметочная деятельность педагога, домашнее задание)

Оценивать результаты своей и чужой деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Рефлексия (проанализировать проекты, проанализировать работу над кроссвордом, обсудить ответы при беседе с учителем)

Презентация, сайт lucidchart.com

Итоговая рефлексия с помощью опроса и анализа работы



Наглядность: презентация, сайты kahoot.com, lucidchart.com

Просмотр содержимого документа
«конспект выступления»

Урок, который мы проводили, сочетал в себе литературу, историю и искусство. Тема урока – «Искусство Древнего Египта». Урок рассчитан на 5 класс. В каждом предмете на данную тему было отведено по 1 часу, т.е. всего – 3 часа. С помощью интегрированного урока мы освободили в планировании два часа для изучения других тем.

Цели урока были следующие:

  1. Познакомить учащихся с особенностями древнеегипетского искусства.

  2. Воспитывать эстетический вкус учащихся, понимание связи искусства с жизненными ценностями древнеегипетского общества,

  3. Уважительное отношение к памятникам истории и искусства, понимания связи прошлого и настоящего, развития современного мира.

  4. Развивать логическое мышление учащихся, умения выполнять проблемные задания, определять художественные достоинства произведений искусства, составить таблицу «Искусство Древнего Египта».


Этап целеполагания.

В начале урока детям было предложено ответить на несколько вопросов по теме «Миф». Затем учитель литературы рассказывает древнеегипетский миф о сотворении мира (текст на столах). После этого, учитель задаёт вопросы, подводящие к теме урока. Дети формулируют тему, ставят для себя цели.


Учитель истории даёт краткую информацию о том, что древние египтяне верили в загробную жизнь, старались поле смерти обеспечить усопшего всем необходимым при переходе в иной мир. Связывает эти поверия с культурой и проявлением в искусстве.


Учитель литературы организует виртуальную экскурсию в Эрмитаж. Используются ресурсы сайта Эрмитажа (ссылка): http://hermitagemuseum.org/3d/html/pwoa/main/index.html#node61

После этого учитель объясняет детям, что в это же историческое время на территории современной Тюменской области жили люди со своей определённой культурой. С жизнью наших предков мы можем познакомиться в археологическом музее-заповеднике в селе Андреевское (показать фото или ссылка: http://museum-72.ru/muzei/arkheologicheskiy-muzey-zapovednik/vystavki/iz-glubiny-vekov).


Продуктивная деятельность. На следующем этапе учитель поясняет, что дети в течение урока должны заполнить таблицы по искусству (таблицы на столах). На столах у учеников лежат свитки с новыми терминами. Они помогут им усвоить новый материал (свитки на столах).

Далее следует объяснение нового материала. Рассказ учителей истории и искусства. Используется презентация. Начинается рассказ с понятия скульптура. Затем учителя ИЗО и истории подводят учеников к новым понятиям живопись и архитектура.


Учитель литературы предлагает детям закрыть глаза и мысленно перенестись в храм Древнего Египта. Учитель читает материал из учебника истории, где красочно описаны дорога к храму и само сооружение - храм. На фоне рассказа играет соответствующая музыка. Такое представление подводит детей к выполнению практической работы по составлению коллажа. Учитель объясняет, что сейчас дети будут выполнять творческую работу. Дети получают раздаточный материал для работы. По ходу оформления коллажа учителя помогают детям.


Рефлексия. На заключительном этапе урока детям предлагается заполнить оценочные листы (на столах).

Для того, чтобы оценить себя, у детей на столах лежат вырезанные фигурки фараонов. Учитель поясняет, что фигурку на пирамиде нужно разместить так: чем выше оценку вы себе ставите, тем выше будет расположена фигурка на пирамиде.

После рефлексии задаётся домашнее задание.

По нашему мнению, все этапы соблюдены, всё запланированное мы сделали. Есть минус в том, что дети мало говорили. На будущее эту ошибку мы учтём.

Просмотр содержимого документа
«конспект»

Тема интегрированного урока литературы + изобразительного искусства + истории: «Искусство древнего Египта»

Класс: 5.

Тема: Древний Египет.

Тема урока: Искусство древнего Египта.

Цель: ознакомление учащихся с искусством древнего Египта

  1. Познакомить учащихся с особенностями древнеегипетского искусства.

  2. Воспитывать эстетический вкус учащихся, понимание связи искусства с жизненными ценностями древнеегипетского общества,

  3. Уважительное отношение к памятникам истории и искусства, понимания связи прошлого и настоящего, развития современного мира.

  4. Развивать логическое мышление учащихся, умения выполнять проблемные задания, определять художественные достоинства произведений искусства, составление словаря урока, навыков смыслового чтения

Тип урока: изучения нового материала с интеграцией литературы, истории и ИЗО.

Методы: рассказ учителя, сообщения учащихся, выполнение проблемных заданий, групповых и индивидуальных заданий, самостоятельные работы учащихся: составление словаря, заполнение таблицы, работа с учебными пособиями.

Оборудование урока:

  1. Карта "Древний Египет"

  2. Иллюстрации альбома " Культура древнего мира"

  3. План древнеегипетского храма.

  4. Словарь урока.

  5. Презентация «Искусство древнего Египта»

Оформление доски:

Тема урока.

Задания: заполнить таблицу "Искусство древнего Египта"

Вид искусства

Произведение искусства

живопись


скульптура


архитектура


Ответить на вопросы:

  1. Какие виды искусства получили развитие в древнем Египте? Что повлияло на их развитие?

  2. Какие произведения древнеегипетского искусства вам запомнились? Какое впечатление они на вас произвели?

  3. Каким правилам (канонам) следовали египетские мастера?

  4. Какое произведение искусства Древнего Египта вы взяли бы в наше время? Почему?

Заполнить словарь урока, написать соответствующее определению понятие.

Опережающие задания:

  1. Подготовить сообщения по темам: "Пирамиды в Гизе", "Гробница Тутанхамона", "Большой сфинкс".

  2. Нарисовать рисунок по теме "Древний Египет" (предварительное задание).

ХОД УРОКА.

(Миф о создании мира)

Мотивационная беседа: Когда мы говорим о прошлом, о древности, перед нашими глазами возникают величественные памятники давно ушедших цивилизаций. Тем не менее, мы помним о них. Предположите, о чем мы будем сегодня говорить? Какова цель нашего разговора?

Учитель помогает сформулировать тему и определить цель урока. Запись в тетрадь.

(Запись темы)

Сегодня мы познакомимся с новыми словами, …..

Учитель истории: Древнеегипетское искусство отличается волнующей таинственностью. На берегах, сотворившего египетскую цивилизацию Нила, находятся памятники искусства, восхищающие современного человека. Кажется, непостижимым, что более 5 тысяч лет назад, люди владели секретами мастерства, позволившими создать грандиозные и величественные сооружения.


Все древнеегипетское искусство тесно связано с верованиями египтян. Жизнь после смерти существует, дух обязательно вернется в тело и обретет новую жизнь. Чтобы обеспечить умершему новую, уже вечную жизнь, нужно было сохранить его тело и снабдить в могиле всем необходимым, чтобы вечный дух мог вернуться в тело. Человек наделен несколькими душами. Одна из душ после смерти обитала в его статуе, изготовленной из камня с соблюдением портретного сходства. Статуя помещалась в гробницу. Жизнь в загробном мире была продолжением земного бытия. Творчество приобретало в представлении людей магическую силу. Изображения на стенах гробниц давали возможность пользоваться всеми благами, которые окружали человека при жизни. (экскурсия в виртуальный музей –Эрмитаж)


Учитель ИЗО: Огромную роль в Египте играла скульптура. Это вид искусства, объемное изображение человека или животного.

2 слайд Для древнеегипетской скульптуры были характерны: спокойствие, величественные, застывшие позы, однообразные жесты, бесстрастные лица – ничто не должно мешать узнать свое тело, свою статую. Статуи высекались по заранее прочерченной разметке, из прямоугольного блока камня, а затем тщательно прорабатывались детали. Скульптор соблюдал особые правила-каноны. Вот как восседает вельможа: его ноги сомкнуты, одна рука прижата к груди, другая - к коленям. Это не естественная поза живого человека.

3 слайд Фараоны, жрецы, вельможи изображены так, словно они заколдованы: вперед устремлены их взгляды, в одинаковой позе застыли тела.

4 слайд Учитель истории: Взгляните на статую писца Каи (середина 3 тыс. до н.э.). Он сидит с поджатыми ногами, на коленях у него развернутый свиток папируса. Внешне сдержанный, но внутренне напряженный, он, словно ловит каждое слово своего господина. Знамениты парные статуи царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (первая половина 3 тыс. до н.э.). Они восседают на кубических тронах. Тела окрашены согласно традиции: у Рахотепа в красновато-коричневый цвет, у Нофрет - в светло-желтый. Нофрет в белой облегающей одежде, коротком черном парике и цветном ожерелье. Ее круглое лицо, глаза, инкрустированные голубоватым кварцем, кажутся удивительно живыми.

Иными были изображения живых богов-фараонов.

5 слайд Их величие подчеркивалось огромными статуями, высеченными из скал. Спокойны, огромны, невозмутимы владыки всего живого - египетские фараоны. Самым загадочным изображением фараона был большой сфинкс -"отец ужаса".

Учитель ИЗО: Для египтян важно было не только создать достоверные, точно передающие облик человека скульптуры, но и окружить умерших всем, что может понадобиться им после смерти. Поэтому в древнем Египте получил развитие еще один вид искусства - живопись.

6 слайд В гробницах находилось множество предметов, связанных с загробной жизнью умершего. Древние статуэтки составляли целые группы - слуг, пахарей, прачек, пастухов, воинов, лодочников. Там же найдена разнообразная мебель, изысканные ювелирные украшения, сосуды для вина, масла, благовоний. Керамика насыщенных, ярких и глубоких тонов: бирюзовых, синих, зеленых.

7 слайд Учитель истории: В Египте получила развитие архитектура- искусство строить и украшать здания. Египтяне первыми в мире научились возводить красивые каменные постройки. Архитектура играла главную роль в искусстве Египта. Здесь зародились классические архитектурные формы: пирамида, обелиск, пилон, колонна. Самые знаменитые постройки египтян-пирамиды.

"Все на свете боится времени, лишь время боится пирамид", - сказал арабский историк.

Пирамиды строились десятилетиями.

8 слайд Это гробницы фараонов; гроб с телом царя – нетленной мумией, устанавливали в потайном помещении внутри пирамиды, входы в погребальную камеру и в саму пирамиду закладывали камнями. Фараон начинал строить для себя пирамиду с первых дней своего правления, но не каждый успевал закончить. Нельзя было жалеть золота, серебра, драгоценных камней, черного и эбенового дерева, слоновой кости для того, чтобы сделать будущий дом красивым и приятным.

( Текст Ирины Ю.)

Учитель ИЗО: Практическое задание сегодняшнего урока посвящено изучаемой теме, мы создадим коллаж "Древний Египет". Вам необходимо вырезать принесенные рисунки и, пользуясь плакатом, наклеить их вдоль изображенного Нила, который дал жизнь Египту и пустынями, не позволявшим расширить его границы.

Подведение итогов урока, рефлексия. Выставление оценок.

Литература:

  1. Михайловский Ф.А. " История древнего мира", учебное пособие для 5 класса.

  2. Михайловский Ф.А. "История древнего мира" книга для учителя.

  3. Вигасин, Годер, Свеницкая «История древнего мира», учебное пособие для 5кл.

  4. Годер Г.И. «Методическое пособие по истории древнего мира». М., "Просвещение", 1988г.

  5. Уколова В.И., Маринович Л.П. "История древнего мира", учебное пособие для 5 класса.

  6. "История искусств от древности до средневековья" М., "Русская энциклопедия", 1996г.

  7. Любимов Лев "Искусство древнего мира". Книга для чтения. М., "Просвещение", 1971г.

  8. М.Ю. Брандт Тесты по истории древнего мира, «Дрофа», М., 2000г.










Просмотр содержимого презентации
«искусство древнего египта»

Большой сфинкс «отец ужаса»

Большой сфинкс «отец ужаса»

Живопись Древнего Египта

Живопись Древнего Египта

Архитектура Древнего Египта

Архитектура Древнего Египта

Д/З § 11,записать в тетрадь значения слов: египетские пирамиды, чудеса света, сфинкс, обелиск, колонна, пилон.

Д/З § 11,записать в тетрадь значения слов: египетские пирамиды, чудеса света, сфинкс, обелиск, колонна, пилон.

СПАСИБО ЗА УРОК!

СПАСИБО ЗА УРОК!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!