СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературе Тема: Проблема смысла жизни и назначения человека в очерке В.Г. Короленко «Парадокс» Цель: раскрыть тему нравственного взросления юных героев, расширения их кругозора, их жизненного опыта.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературе

Тема: Проблема смысла жизни и назначения человека в очерке

           В.Г. Короленко «Парадокс»

Цель: раскрыть тему нравственного взросления юных героев, расширения их кругозора, их жизненного опыта.

Задачи:

  • Использовать воспитательные возможности для развития таких качеств личности как сочувствие, целеустремлённость.
  • Вовлечь учащихся в размышления о назначении жизни (здоровьесбережение) на примерах из художественной литературы, из реальной жизни  -паралимпийцы)
  • Научить видеть позицию автора в художественном тексте

Методические приёмы: аналитическая беседа и чтение отдельных эпизодов очерка.

Словарь: очерк, парадокс, иллюзия, феномен

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Тема урока, цель, попробуем ответить на вопрос о назначении жизни. (слайд с эпиграфом

Где нет стремления к счастью, там нет и стремления вообще.

Стремление к счастью – это стремление стремлений.

(Людвиг Фейербах, философ)

Кто за счастье борется, к тому оно и клонится.

(Русская пословица)

II. Слово учителя:

Сегодня у нас с вами еще одна встреча с произведением В.Г. Короленко «Парадокс». Вы прочитали его и осмыслили. На первый взгляд всё в этом произведении лежит на поверхности, а на самом деле смысл его очень глубок. Попробуем сегодня  разобраться в нём.

 

- Прочитатйте эпиграфы к нашему уроку. Какой общей мыслью они объединены?

( Оба эпиграфа раскрывают суть творчества Короленко)

 

- Как вы думаете, почему «Парадокс» по жанру не рассказ, а очерк?.

(Потому что очерк, по мнению самого автора, рисует и истолковывает жизнь, факты жизни.

При всей размытости границ между художественным очерком и рассказом очерк ближе к фактам действительности и содержит больше описательного элемента. Поэтому «Парадокс» по жанру очерк).

 

Реализация домашнего задания

- На сколько частей можно разделить очерк?  (На три части).

- Как вы озаглавили части?

1)Сказочный мир игр.

2) «Действительный мир и наш фантастический утолок».

3) В чем же состоит парадокс?

 

-   О чем повествуется в первой части очерка?

(Автор повествует о двух мальчиках, братьях, жизнь которых прохо­дит в играх).

-   Каково значение этой части очерка?

(Ввести читателей в мир маленьких героев/ Подготавливает к восприятию чего-то серьёзного важного

Необычно начало очерка: «Для чего собственно, создан человек, об этом мы с братом получили некоторое понятие довольно рано». Конец пер­вой главы (описывающей «рыбную ловлю» у самой кареты): «Вдобавок мы не имели тогда ни малейшего понятия о назначении жизни». Таким об­разом, и в начале и в конце первой части звучит мысль о назначении чело­веческой жизни. Значит, первая часть знакомит нас не только с миром иг­ры, которая имеет большое значение в жизни героев, - автор готовит нас читателей, к чему- то более важному.

III.    Сообщение, заранее подготовленного ученика об играх детства с опорой на текст очерка.

-   А вы во что любили играть, когда были маленькими?

(Учащиеся говорят о своих любимых играх. Подводя итог, задаю вопрос:

 

-   Почему вы играли именно в эти игры, почему придумывали какие-то свои, необычные игры?

(Оказывается ребенку нужен его собственный, волшебный мир, не по­хожий на повседневную жизнь, чтобы ощутить свою значительность, по­чувствовать себя счастливее).

 

-   Как автор описывает игры детей? С каким чувством

(Описывает подробно, совершенно серьезно, хотя нет-нет да и мельк­нет ласковая усмешка).

-   Какие художественные особенности вы увидели в описании игры?

(Использует эпитеты: экипаж - фантастический, карета - чудесная, гостиница - одинокая, глубина бадьи - таинственная. Именно эти эпитеты помогают создать яркие завораживающие картины игры).

IV.     Беседа по второй части.

 

- Прочитайте вторую часть очерка.

- О каких измерениях идёт речь в повествовании

(В начале второй части возникает противопоставление: «действитель­ный мир и «наш фантастический уголок», в который проник «неприметный ,резкий голос лакея Павла». Через умело подобранные эпитеты писатель намекает, что реальная жизнь не так красива и безмятежна, как мир детской фантазии. С приближением лакея мир рушится, разбивается вдребезги: «Серьезно выпученные глаза лакея все видят иначе: удочки становятся простыми ветками тополя..., а «неизмеримая глубина нашего зеленого омута колыхнулась, помутнела... и снова стала старой деревянной бадьей. При виде Павла детям становится «совестно», они чувствуют себя «совершен­ными дурачками»).

 

-Перечитайте последний абзац 2части. К чему приводит писатель своих героев?

(Дети задумались о смысле афоризма: что-то такое жизнь, и какое ме­сто в ней занимает человек).

Конец второй части нас, читателей, заставляет задуматься о том, что жизнь реальная действительность не похоже на игры детства. У каждого из нас мир детства неповторим, но неминуемо наступает тот момент, когда в пего входит эта действительность, и это вторжение человек может запом­нить иногда на всю оставшуюся жизнь, как этот случилось с героями очер­ка.

V.      Работа над третьей частью очерка.

Перечитайте начало третьей части. (Беседа по третьей части)

- Что увидели мальчики с крыльца?

- Что почувствовали они при виде толпы народа?

- Как изображён доктор Дударев? Пан Уляницкий?

(Автор крупным планом выделяет двух человек: доктора Дударева и пана Уляницкого. Доктор Дудаев «пользовался во дворе» репутацией человека необыкновенно ученого...». Мальчики любили воображать себя док тором Дударевым. Иное чувство вызывает пан Уляницкий. Дети в нем тонко чувствуют неискренность притворство, фальшивую ласковость. В толпе герои увидели свою мать. Значит, что-то произошло).

 

-     Что повергло мальчиков в ужас? Зачитайте портрет «феномена»

(Они увидели странный «феномен» (портрет его дан глазами героев): «... резко и болезненно ударило меня в глаза обнаженное уродство этих узких плеч, совершенно лишенных даже признаков рук», «ноги странного существа длинные и тонкие... стояли на земле точно длинные лапки пау­ка», «...странное существо, перебирал по земле ногами и ещё более походя на паука, сделало большой круг...»).

Каково их ощущениеДети изумлены: разве это возможно?)

 

- Как зовут этого человека?

- Зачем несчастному калеке надо было становиться клоуном, не лучше ли было жить тихо, спокойно, не мозоля глаза людям?

(На него отвечает сам «феномен»: «Человек кормится как может. Только в сказке возможно сытое, безмятежное существование, а в реальной жизни «... человеку надо кормиться не тем, так другим, а это трудно, когда природа забыла приклеить руки к плечам.»)

 

-   На что ещё обратил свое внимание герой-рассказчик в «фе­номене»?

 

(Его поразили глаза «феномена»: «проницательные, бегающие, «два черных внимательных глаза остро и насмешливо впились в уважаемую публику», «глаза… внимательно и медленно прошли по нашим лицам», «мне казалось, что., он смотрит на меня умным, задумчивым и смягченным взглядом, который становится все мягче и страннее», « в глазах его мельк­нуло что-то странное, они как – будто затуманились… но… тотчас же взгляд его сверкнул опять холодным открытым цинизмом».

 

- Таким образом, глаза Яна Залуского живые, наблюдательные; в них отражается сложный, противоречивый мир. Он легко разбирается в людях, чувствует их нравственную суть).

-   А что вы можете сказать о мальчиках в сцене встречи с кале­кой?

 

(Они тоже прекрасно разбираются в людях: с уважением относятся к доктору Дудареву, с иронией - к пану Уляницкому, трепетно, нежно - к мастеру, а в Яне Кристофе Залуском видят несомненно талантливого чело­века).

- Что поняли мальчики после встречи с этим необыкновенным человеком?

(Труд его тяжел: «Калека стоял с трудом, - огромная голова подавляла это тело карлика, на лице виднелось страдание, тонкие ноги дрожали». Но он это делает не только для того, чтоб прокормиться и содержать родных. Очевидно, ему хочется быть похожим на обыкновенных людей, жить так же как и многие другие, потому что жизнь, несмотря ни на что удивительна и прекрасна. Об этом говорит и афоризм, написанный мальчикам: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Это понимает безрукий «фено­мен», он живет достойно).

 

-  Так в чем состоит парадокс изречения Яна Залуского?

(Это афоризм, но и парадокс вместе. Афоризм сам по себе, парадокс в устах «феномена»... «Феномен» тоже человек, и он менее всего создан для полёта... и для счастья тоже...»).

 

-  Каждый ли человек в подобном положении смог бы так жить? (Ученики спорят: кто говорит, что такой «сломался» бы и примеров

из жизни приводят много, а другие утверждают, что человек все может, но для этого нужно многое: желание жить, а не просто существовать, любовь к людям, огромная сила воли и душевная стойкость. Так и в очерке Королен­ко показал, что, человек обиженный судьбой, природой, не озлобился, не ожесточился, а жил, делал людям добро. В его поступках, словах чувству­ется достоинство, сила воли.)

-   Так какой же урок получили мальчики и мы читатели? (Любой человек достоин счастья, он должен оставаться человеком в

любых ситуациях, в любых испытаниях, даже тогда, когда невозможно быть счастливым в полном смысле слова, «счастье не всегда создано для него».

 

- С каким чувством относится автор к своему герою?

Поэтому в очерке автор с большой симпатией относится к своему герою).

 

- Изменилось ли что-нибудь в жизни детей после встречи с «фе­номеном»?

 

(Мальчики жизнь, окружающую действительность увидели другими глазами. Игра потеряла своё волшебство. Они начали быстро взрослеть. Мать пыталась защитить своих детей от первого противоречия жизни: жизнь не так уж беспечна и красива).

Автор немного места и внимания в очерке уделил образу матери. Но мы чувствуем благородство, душевную щедрость, мудрость этой удиви­тельной женщины, внутреннюю связь между нею и сыновьями. Когда «фе­номен» подзывает детей и пишет афоризм, на лице матери виднеется «тре­вожное участие» (что же пожелает се детям этот странный человек) потом сменяется благородным взглядом. Мать чувствует теперь, что её детям нет покоя. Она хочет их оберегать и защищать. Ведь для любой матери естест­венное желание - видеть детей своих счастливыми).

 

- А почему афоризм-парадокс адресован детям?

 

— Скажите, ребята, а вы в ранее изученных произведениях встреча­лись уже с подобными ситуациями, испытаниями героев?

(Ученики приводит в пример «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина. Рассказ «После бала» Л.Н. Толстого. Герои этих произведений тоже со­храняют чувство собственного достоинства, человечность несмотря ни на какие сложные жизненные испытания.)

 

- Ребята, а из нашей современной жизни какие вы можете привести примеры, когда искалеченный человек борется за своё счастье?

(Они занимаются альпинизмом, путешествуют вокруг света, участвуют в Олимпийских играх, изучают десятки иностранных языков, получают по несколько высших образований, устраивают выставки своих картин, наконец, занимаются бизнесом и достигают больших успехов (слайды)

 

Выступление ученика о Параолимпийских играх.

 

(Перед вами перечень видов спорта, официально включённых в Параолимпийские игры в Сочи – 2014 (слайд): - биатлон; - сиедж-хоккей на льду; - лыжные гонки; - кёрлинг на колясках; - горные лыжи. Вроде бы немного, но ведь за каждым из этих видов спорта целая история, ведь не так уж давно никто не мог и подумать, что инвалиды будут участвовать в Олимпийских играх.  1948 год - Национальные Сток-Мандевильские игры для инвалидов с повреждениями опорнодвигательного аппарата, Великобритания 1952 год - Первые международные Сток-Мандевильские игры 1960 год - Первые Паралимпийские игры в Риме, Италия  1976 год - Первые Паралимпийские зимние игры в Орнсколдсвике, Швеция

Когда наша олимпийская сборная на Играх в Ванкувере потерпела полное фиаско, за честь страны начали бороться параолимпийцы. И смогли сделать невозможное: на 32 спортсмена – 38 медалей. Наша сборная теперь по праву считается одной из сильнейших в мире. Российские параолимпийцы доказали, что человек может все и даже больше. И показали, что не условия важны, а стремление к победе и огромная сила воли. Главная героиня нашей сборной 24-летняя Анна Бурмистрова рассказала секреты олимпийского успеха. Бурмистрова Анна Александровна - заслуженный мастер спорта России. Двукратная чемпионка, серебряный и бронзовый призер Параолимпийских зимних игр 2010 г. в Ванкувере (биатлон 3 км, лыжные гонки 15 км, биатлон 12,5 км, лыжные гонки – спринт). Чемпионка Параолимпийских зимних игр 2006 г. в Турине (лыжные гонки), девятикратная чемпионка мира по лыжным гонкам и биатлону. Вот что рассказывает она о себе: «Я родилась в г. Краснотурьинске Свердловской области, а спортом начала заниматься в возрасте 6 лет. Сначала меня мама отдала на плавание для общего развития. У меня родовая травма – плексит двусторонний, паралич Эрба (частичная неподвижность руки, вызванная травмой плечевого сплетения во время родов). Поэтому рядом со мной были постоянно врачи, делали специальный массаж. Врачи в один голос твердили мне, что тренироваться нельзя, но мама настояла на своем. Ведь я родилась в спортивной семье: мама – лыжница, мастер спорта. Папа тоже лыжник. А моим первым тренером была тетя, Бурмистрова Екатерина Анатольевна, которая поставила меня на лыжи в семь лет. В сборную я попала в 14 лет и сразу стала выступать на международном уровне. Все мои достижения прежде всего - заслуга родителей. Мама была категорично настроена. И когда я со слезами на глазах выходила из кабинета врачей, которые говорили ей, что спорт попросту меня угробит, мама делала мне дополнительные массажи, занималась плаванием. И продолжала заниматься спортом дальше. Папа на лыжах – я на плечах. Благодаря маме сейчас травмы уже почти не видно, руку развили настолько, что можно заниматься спортом и жить обычной полноценной жизнью. Хотя, безусловно, есть ограничения.  

ВЫВОД

-  Вернёмся к эпиграфам нашего урока.(слайд)

Стремиться к счастью необходимо. Это помогает человеку преодолевать все тяготы жизни, сохранять чистоту души, наполняет его жизнь смыслом. Ребята, я думаю, что сегодняшний урок заставил вас о многом задуматься. Ведь вы прикоснулись к небольшому шедевру большого русского писателя.   Судьба феномена – это напоминание о том, что стремление каждого человека к счастью будет сопряжено с трудностями, которые надо будет преодолеть. Будьте счастливы, дети, стремитесь к осуществлению своего счастья. (слайд)

Эдуард Асадов Что такое счастье?

Что же такое счастье?

Одни говорят:- Это страсти:

Карты, вино, увлеченья -

Все острые ощущенья.

               Другие верят, что счастье -

               В окладе большом и власти,

               В глазах секретарш плененных

               И трепете подчиненных.

Третьи считают, что счастье -

Это большое участие:

Забота, тепло, внимание

И общность переживания.

               По мненью четвертых, это

               С милой сидеть до рассвета,

               Однажды в любви признаться

               И больше не расставаться.

Еще есть такое мнение,

Что счастье - это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлета!

               А счастье, по-моему, просто

               Бывает разного роста:

               От кочки и до Казбека,

               В зависимости от человека!

 

Эдуард Асадов. Остров Романтики. Москва: Молодая гвардия, 1969.

 

 

Д/З (слайд)

1. Найти и записать афоризмы (высказывания известных людей) о счастье.

2. Выяснить и записать определение к понятию «стихотворение в прозе».

3. Прочитать стихотворение в прозе Короленко «Огоньки».

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе Тема: Проблема смысла жизни и назначения человека в очерке В.Г. Короленко «Парадокс» Цель: раскрыть тему нравственного взросления юных героев, расширения их кругозора, их жизненного опыта.»

Урок русского языка в 6 классе. Имя числительное. Автор: Матвеева Оксана Михайловна, учитель русского языка и литературы 1 категории, МОБУ СОШ №10 г. Благовещенска

Урок русского языка

в 6 классе.

Имя числительное.

Автор: Матвеева Оксана Михайловна, учитель русского языка и литературы 1 категории, МОБУ СОШ №10 г. Благовещенска

Повторяя наши знания, проверим домашнее задание. 1. Что называется числительным? 2. Какие числительные называются количественными? ( Примеры) 3. Какие – порядковыми? (Примеры) 4. Какие числительные наиболее часто употребляются в речи? 5. Какова синтаксическая роль числительных в предложении? 6. Какие части речи нужно отличать от числительных? 7. Назовите пословицы и поговорки с числительными, которые вы записали дома, и очень длинное числительное.

Повторяя наши знания, проверим домашнее задание.

1. Что называется числительным?

2. Какие числительные называются количественными?

( Примеры)

3. Какие – порядковыми? (Примеры)

4. Какие числительные наиболее часто употребляются в речи?

5. Какова синтаксическая роль числительных в предложении?

6. Какие части речи нужно отличать от числительных?

7. Назовите пословицы и поговорки с числительными, которые вы записали дома, и очень длинное числительное.

Проверь! Два ми лл иона шест ь сот восем ь десят пять тыся ч трист а дев я ност о  о дин  Заглянем мы, как Пушкин  встарь, в толковый наш словарь . ми лл ион ми лл иард

Проверь!

Два ми лл иона шест ь сот восем ь десят пять тыся ч трист а дев я ност о о дин

Заглянем мы, как Пушкин встарь, в толковый наш словарь .

ми лл ион

ми лл иард

Запиши в тетрадь! Шес т на дц атое марта. Кла сс ная работа. Пр о стые и сост а вные числительные. 29 182 12 10 2011

Запиши в тетрадь!

Шес т на дц атое марта.

Кла сс ная работа.

Пр о стые и сост а вные числительные.

29

182

12

10

2011

Опорная схема Имя числительное   Количественное  Порядковое  ( сколько? ) ( который? )   Простое  составное  простое  составное  (один) (сто пять)  (первый) (сто пятый)

Опорная схема

Имя числительное

Количественное Порядковое

( сколько? ) ( который? )

Простое составное простое составное

(один) (сто пять) (первый) (сто пятый)

Запиши в тетрадь! Оди н + н а + дцать = оди нн а д цать Два + на + д цать = дв е на д цать Три + на + дцать = трина д цать

Запиши в тетрадь!

Оди н + н а + дцать = оди нн а д цать

Два + на + д цать = дв е на д цать

Три + на + дцать = трина д цать

На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно! 1) Запишите словами количественные числительные в таком порядке :  а) простые; б) составные. Составьте по 2 предложения на каждую группу. 8,  10,  79 , 405 , 30,  12 , 92, 11 , 137 , 4, 25, 182 1.Семь, десять, тридцать , двенадцать, одиннадцать, четыре. 2. Семьдесят девять, четыреста пять, девяносто два, сто тридцать семь, двадцать пять, сто восемьдесят два

На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно!

1) Запишите словами количественные числительные в таком порядке : а) простые; б) составные. Составьте по 2 предложения на каждую группу.

8, 10, 79 , 405 , 30, 12 , 92, 11 , 137 , 4, 25, 182

1.Семь, десять, тридцать , двенадцать, одиннадцать, четыре.

2. Семьдесят девять, четыреста пять, девяносто два, сто тридцать семь,

двадцать пять, сто восемьдесят два

 Внимание, следующее задание! 2)Выборочный диктант. Выпишите числительные в сочетании с существительными, подчеркните составные числительные. Девять планет Сто пятьдесят миллионов километров В сто девять раз Шесть тысяч градусов Двести пятьдесят километров Двести пятьдесят миллионов лет

Внимание, следующее задание!

2)Выборочный диктант.

Выпишите числительные в сочетании с существительными, подчеркните составные числительные.

Девять планет

Сто пятьдесят миллионов километров

В сто девять раз

Шесть тысяч градусов

Двести пятьдесят километров

Двести пятьдесят миллионов лет

1)Какие сочетания слов указывают на точное количество предметов, а какие на приблизительное?   2) Укажите простые и составные числительные Дес я ть дней – дней дес я ть – около дес я ти дней. Сто двадцать шагов – шагов сто двадцать. Пять тыс..ч – тыс..ч пять – около пяти тыс..ч. Шест ь сот то нн – то нн шест ь сот – около шист и сот то нн Два года – года два – около двух лет

1)Какие сочетания слов указывают на точное количество предметов, а какие на приблизительное? 2) Укажите простые и составные числительные

Дес я ть дней – дней дес я ть – около дес я ти дней.

Сто двадцать шагов – шагов сто двадцать.

Пять тыс..ч – тыс..ч пять – около пяти тыс..ч.

Шест ь сот то нн – то нн шест ь сот – около шист и сот то нн

Два года – года два – около двух лет

Полминутки для шутки Смор 1 а 100 рона по 2 л па 3 от 7 я 100 л 0 5

Полминутки для шутки

Смор 1 а

100 рона

по 2 л

па 3 от

7 я

100 л

0 5

Чтобы знания были впрок, следует повторить урок! О каких группах числительных шла речь на уроке? Как их различить? 2.Могут ли порядковые числительные быть простыми и составными? 3. Кто придумал слово МИЛЛИОН? Что с итальянско- го оно означало? 4. Почему числительное ОДИ НН АДЦАТЬ пишется с двумя Н? Что в древности означало слово ДЦАТЬ? При помощи какого порядка слов можно образовать точное количество,  приблизительное ?

Чтобы знания были впрок, следует повторить урок!

  • О каких группах числительных шла речь на уроке? Как их различить?

2.Могут ли порядковые числительные быть простыми и составными?

3. Кто придумал слово МИЛЛИОН? Что с итальянско- го оно означало?

4. Почему числительное ОДИ НН АДЦАТЬ пишется с двумя Н? Что в древности означало слово ДЦАТЬ?

  • При помощи какого порядка слов можно образовать точное количество,

приблизительное ?

ЧТОБЫ УПРОЧИТЬ ВАШИ ЗНАНИЯ, ДАЮ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. §60, стр.141. 2 .«Путешествие в будущее».  Представьте себе, что вы перенеслись на 10-20 лет вперёд. Опишите любое изделие из будущего (машину, робота, часы, ракету или другое). Напишите, из каких частей изделие состоит, используя 10 составных числительных. ИЛИ  Упр. 351. 3. Составьте ребусы, используя числительные ( по желанию)

ЧТОБЫ УПРОЧИТЬ ВАШИ ЗНАНИЯ, ДАЮ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. §60, стр.141.

2 .«Путешествие в будущее». Представьте себе, что вы перенеслись на 10-20 лет вперёд. Опишите любое изделие из будущего (машину, робота, часы, ракету или другое). Напишите, из каких частей изделие состоит, используя 10 составных числительных.

ИЛИ

Упр. 351.

3. Составьте ребусы, используя числительные

( по желанию)

Как обойтись бы без числа  наука точная могла?  Расчёт во всяком деле нужен.  Ты и с числительным будь дружен.  Друзья!  Не останавливайтесь на достигнутом,  будьте всегда в творческом поиске.

Как обойтись бы без числа наука точная могла? Расчёт во всяком деле нужен. Ты и с числительным будь дружен. Друзья! Не останавливайтесь на достигнутом, будьте всегда в творческом поиске.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!