Урок № _____
Дисциплина: ОУД 02. Русская литература
Преподаватель: Шапиева Д. Ш.
Тема урока: «Вишневый сад». История создания, жанр, система персонажей.»
Тип урока: Лекция с элементами беседы.
Цели:
а) образовательная: способствовать формированию у обучающихся представление об истории создания пьесы, жанре, системе персонажей.
б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;
в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.
Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник
Литература: Русская литература, учебник для СПО, Г.А. Обернихина.
Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.
Ход урока
- Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
- Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.
- Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.
4. Изложение нового материала. Методика: Лекция
История создания «Вишневого сада»
- Перейти по ссылке https://ok.ru/video/46411156032 для просмотра видеоматериала.
Очень часто встаёт вопрос, что же положено в историю создания «Вишневого сада» Чехова? Для того чтобы разобраться в этом, необходимо вспомнить, на рубеже каких эпох творил Антон Павлович. Он родился в XIX веке, менялось общество, менялись люди и их мировоззрение, Россия шла к новому строю, который бурно развивался после отмены крепостного права. История создания пьесы «Вишневый сад» А.П. Чехова – итогового произведения его творчества – начинается, пожалуй, с самого отъезда юного Антона в Москву в 1879 году. С ранних лет Антон Чехов увлекался драматургией и, будучи учеником гимназии, пытался писать в этом жанре, но известно об этих первых пробах пера стало уже после смерти писателя. Одна из пьес называется «Безотцовщина», написана примерно в 1878 году. Очень объёмное произведение, было поставлено на сцене театра лишь в 1957 году. Объем пьесы не соответствовал чеховскому стилю где «краткость – сестра таланта», однако уже проглядывают те штрихи, которые изменили весь русский театр.
Отец Антона Павловича имел небольшую лавку, располагавшуюся на первом этаже дома Чеховых, на втором жила семья. Однако с 1894 года дела в магазине шли все хуже и хуже, и в 1897 году отец разорился окончательно, вся семья была вынуждена после продажи имущества, переехать в Москву, в которой уже обосновались к тому времени старшие дети. Поэтому с ранних пор Антон Чехов узнал, что такое, когда приходиться для расплаты с долгами расставаться с самым дорогим – своим домом. Уже в более зрелом возрасте Чехов не раз сталкивался со случаями продажи дворянских имений на аукционах «новым людям», а современным языком – бизнесменам.
Оригинальность и своевременность.
Творческая история «Вишневого сада» начинается в 1901 году, когда Чехов впервые в письме своей супруге сообщает о том, что задумал новую пьесу, непохожую на те, что были написаны им раньше. С самого начала он задумывал ее как некий комедийный фарс, в котором все было бы очень легкомысленно, весело и беззаботно. Сюжетом пьесы стала продажа старинного помещичьего имения за долги. Эту тему Чехов уже старался раскрыть ранее в «Безотцовщине», но на это ему потребовалось 170 страниц рукописного текста, а пьеса такого объема не могла бы вместиться в рамки одного спектакля. Да и не любил Антон Павлович вспоминать свое раннее детище. Отточив мастерство драматурга до совершенства, он вновь взялся за нее.
Ситуация продажи дома была близка и знакома Чехову, и после продажи отчего дома в Таганроге он был заинтересован и взволнован психическим трагизмом подобных случаев. Таким образом, основой пьесы стали и его собственные тягостные впечатления, и история его знакомого А.С Киселева, имение которого так же ушло с аукциона, а он стал одним из директоров банка, и именно с него во многом был списан образ Гаева. Так же перед взором писателя прошли многие заброшенные дворянские усадьбы в Харьковской губернии, где он отдыхал. Действие пьесы происходит, кстати, именно в тех краях. Такое же плачевное состояние имений и положение их хозяев Антон Павлович наблюдал и в своем имении в Мелихове, и будучи гостем в усадьбе К.С. Станиславского. Наблюдал он за происходящим и осмысливал происходящее более 10 лет.
Процесс обнищания дворян длился долго, они просто проживали свои состояния, неразумно растрачивая их и не задумываясь о последствиях. Образ Раневской стал собирательным, отобразив гордых, благородных людей, которые с трудом приспосабливаются к современной жизни, из которой исчезло право владения человеческим ресурсом в виде крепостных крестьян, работающих на благосостояние своих господ.
Пьеса, рожденная в муках.
От начала работы над пьесой до ее постановки прошло около трех лет. Это было вызвано рядом причин. Одна из основных – плохое самочувствие автора, и даже в письмах друзьям он жаловался, что работа продвигается очень медленно, иногда получалось написать не более четырех строк в день. Однако, несмотря на плохое самочувствие, он старался писать легкое по жанру произведение.
Второй причиной можно назвать желание Чехова уместить в свою пьесу, предназначенную для постановки на сцене, весь итог раздумий о судьбе не только разорившихся помещиков, но и о таких типичных для той эпохи людях, как Лопахин, вечный студент Трофимов, в котором чувствуется революционно настроенный интеллигент. Даже работа над образом Яши потребовала огромных усилий, ведь именно через него Чехов показал, как стирается историческая память о своих корнях, как меняется общество и отношение к Родине в целом.
Работа над персонажами велась очень скрупулёзно. Чехову было важно, чтоб актеры смогли полностью донести до зрителя идею пьесы. Он в письмах подробно описывал характеры героев, давал подробные комментарии каждой сцене. И особо отмечал, что его пьеса не драма, а комедия. Однако В. И. Немирович-Данченко и К.С. Станиславский ничего комедийного рассмотреть в пьесе так и не сумели, чем очень расстроили автора. Постановка «Вишневого сада» далась сложно и постановщикам и драматургу. После премьерного показа, состоявшегося 17 января 1904 года, в день рождения Чехова, разгорелись споры между критиками, но никто не остался к ней равнодушным.
Художественные методы и стилистика.
С одной стороны, история написания комедии Чехова «Вишневый сад» не так уж и длинна, а с другой – Антон Павлович шел к ней всю свою творческую жизнь. Образы собирались десятилетиями, художественные приемы, показывающие обыденную жизнь без пафоса на сцене, оттачивались тоже не один год. «Вишневый сад» стал еще одним краеугольным камнем в летописи нового театра, которая началась во многом благодаря таланту Чехова – драматурга.
С момента первой постановки и до сегодняшнего дня у режиссёров этого спектакля нет единого мнения по жанровой принадлежности этой пьесы. Кто-то видит глубокий трагизм в происходящем, называя ее драмой, некоторые воспринимают пьесу как трагикомедию или трагедию. Но все едины во мнении, что «Вишневый сад» давно стал классикой не только в российской, но и общемировой драматургии.
- Закрепление изученного материала:
1. Пьеса «Вишневый сад», написанная в 1903 г., стала для Чехова:
а) Его дебютным произведением.
б) Последней в творчестве, итогом размышлений о судьбах России.
в) средством оплатить карточные долги, сделанные писателем.
г) Возможностью вывести на сцену свою жену, для которой и писалась пьеса.
2. Что именно угрожает вишневому саду Раневской?
а) Вырубка браконьерами.
б) Вспыхнувший из-за засухи пожар.
в) Петя, который хочет жениться на Ане и завладеть всем имуществом Раневской.
г) Продажа с торгов за долги.
3.Определите жанр пьесы «Вишнёвый сад» (авторское определение).
а) трагикомедия б) драма
в) социальная комедия г) лирическая комедия
4. Какое именно решение проблемы с вишневым садом предлагает Лопахин Раневской?
а) Сдать территорию сада под дачи и получать с этого прибыль.
б) Выйти за него, Лопахина, замуж и воспользоваться его деньгами для покрытия долга.
в) Убежать в Париж в надежде на то, что кредиторы не смогут там разыскать Раневскую и забудут о долге.
г) Поскорее и поудачнее выдать дочерей замуж за богатых женихов.
5. Первая постановка пьесы «Вишнёвый сад» была осуществлена Художественным театров в:
а) 1901г.
б) 1904г.
- Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.
- Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время: работа с конспектом, просмотр видеоматериала по пройденной теме и ответить на тестовые вопросы.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Вишневый сад». История создания, жанр, система персонажей.»»
Урок № _____
Дисциплина: ОУД 02. Русская литература
Преподаватель: Шапиева Д. Ш.
Тема урока: «Вишневый сад». История создания, жанр, система персонажей.»
Тип урока: Лекция с элементами беседы.
Цели:
а) образовательная: способствовать формированию у обучающихся представление об истории создания пьесы, жанре, системе персонажей.
б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;
в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.
Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник
Литература: Русская литература, учебник для СПО, Г.А. Обернихина.
Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.
Ход урока
Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.
Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.
4. Изложение нового материала. Методика: Лекция
История создания «Вишневого сада»
Перейти по ссылке https://ok.ru/video/46411156032 для просмотра видеоматериала.
Очень часто встаёт вопрос, что же положено в историю создания «Вишневого сада» Чехова? Для того чтобы разобраться в этом, необходимо вспомнить, на рубеже каких эпох творил Антон Павлович. Он родился в XIX веке, менялось общество, менялись люди и их мировоззрение, Россия шла к новому строю, который бурно развивался после отмены крепостного права. История создания пьесы «Вишневый сад» А.П. Чехова – итогового произведения его творчества – начинается, пожалуй, с самого отъезда юного Антона в Москву в 1879 году. С ранних лет Антон Чехов увлекался драматургией и, будучи учеником гимназии, пытался писать в этом жанре, но известно об этих первых пробах пера стало уже после смерти писателя. Одна из пьес называется «Безотцовщина», написана примерно в 1878 году. Очень объёмное произведение, было поставлено на сцене театра лишь в 1957 году. Объем пьесы не соответствовал чеховскому стилю где «краткость – сестра таланта», однако уже проглядывают те штрихи, которые изменили весь русский театр.
Отец Антона Павловича имел небольшую лавку, располагавшуюся на первом этаже дома Чеховых, на втором жила семья. Однако с 1894 года дела в магазине шли все хуже и хуже, и в 1897 году отец разорился окончательно, вся семья была вынуждена после продажи имущества, переехать в Москву, в которой уже обосновались к тому времени старшие дети. Поэтому с ранних пор Антон Чехов узнал, что такое, когда приходиться для расплаты с долгами расставаться с самым дорогим – своим домом. Уже в более зрелом возрасте Чехов не раз сталкивался со случаями продажи дворянских имений на аукционах «новым людям», а современным языком – бизнесменам.
Оригинальность и своевременность.
Творческая история «Вишневого сада» начинается в 1901 году, когда Чехов впервые в письме своей супруге сообщает о том, что задумал новую пьесу, непохожую на те, что были написаны им раньше. С самого начала он задумывал ее как некий комедийный фарс, в котором все было бы очень легкомысленно, весело и беззаботно. Сюжетом пьесы стала продажа старинного помещичьего имения за долги. Эту тему Чехов уже старался раскрыть ранее в «Безотцовщине», но на это ему потребовалось 170 страниц рукописного текста, а пьеса такого объема не могла бы вместиться в рамки одного спектакля. Да и не любил Антон Павлович вспоминать свое раннее детище. Отточив мастерство драматурга до совершенства, он вновь взялся за нее.
Ситуация продажи дома была близка и знакома Чехову, и после продажи отчего дома в Таганроге он был заинтересован и взволнован психическим трагизмом подобных случаев. Таким образом, основой пьесы стали и его собственные тягостные впечатления, и история его знакомого А.С Киселева, имение которого так же ушло с аукциона, а он стал одним из директоров банка, и именно с него во многом был списан образ Гаева. Так же перед взором писателя прошли многие заброшенные дворянские усадьбы в Харьковской губернии, где он отдыхал. Действие пьесы происходит, кстати, именно в тех краях. Такое же плачевное состояние имений и положение их хозяев Антон Павлович наблюдал и в своем имении в Мелихове, и будучи гостем в усадьбе К.С. Станиславского. Наблюдал он за происходящим и осмысливал происходящее более 10 лет.
Процесс обнищания дворян длился долго, они просто проживали свои состояния, неразумно растрачивая их и не задумываясь о последствиях. Образ Раневской стал собирательным, отобразив гордых, благородных людей, которые с трудом приспосабливаются к современной жизни, из которой исчезло право владения человеческим ресурсом в виде крепостных крестьян, работающих на благосостояние своих господ.
Пьеса, рожденная в муках.
От начала работы над пьесой до ее постановки прошло около трех лет. Это было вызвано рядом причин. Одна из основных – плохое самочувствие автора, и даже в письмах друзьям он жаловался, что работа продвигается очень медленно, иногда получалось написать не более четырех строк в день. Однако, несмотря на плохое самочувствие, он старался писать легкое по жанру произведение.
Второй причиной можно назвать желание Чехова уместить в свою пьесу, предназначенную для постановки на сцене, весь итог раздумий о судьбе не только разорившихся помещиков, но и о таких типичных для той эпохи людях, как Лопахин, вечный студент Трофимов, в котором чувствуется революционно настроенный интеллигент. Даже работа над образом Яши потребовала огромных усилий, ведь именно через него Чехов показал, как стирается историческая память о своих корнях, как меняется общество и отношение к Родине в целом.
Работа над персонажами велась очень скрупулёзно. Чехову было важно, чтоб актеры смогли полностью донести до зрителя идею пьесы. Он в письмах подробно описывал характеры героев, давал подробные комментарии каждой сцене. И особо отмечал, что его пьеса не драма, а комедия. Однако В. И. Немирович-Данченко и К.С. Станиславский ничего комедийного рассмотреть в пьесе так и не сумели, чем очень расстроили автора. Постановка «Вишневого сада» далась сложно и постановщикам и драматургу. После премьерного показа, состоявшегося 17 января 1904 года, в день рождения Чехова, разгорелись споры между критиками, но никто не остался к ней равнодушным.
Художественные методы и стилистика.
С одной стороны, история написания комедии Чехова «Вишневый сад» не так уж и длинна, а с другой – Антон Павлович шел к ней всю свою творческую жизнь. Образы собирались десятилетиями, художественные приемы, показывающие обыденную жизнь без пафоса на сцене, оттачивались тоже не один год. «Вишневый сад» стал еще одним краеугольным камнем в летописи нового театра, которая началась во многом благодаря таланту Чехова – драматурга.
С момента первой постановки и до сегодняшнего дня у режиссёров этого спектакля нет единого мнения по жанровой принадлежности этой пьесы. Кто-то видит глубокий трагизм в происходящем, называя ее драмой, некоторые воспринимают пьесу как трагикомедию или трагедию. Но все едины во мнении, что «Вишневый сад» давно стал классикой не только в российской, но и общемировой драматургии.
Закрепление изученного материала:
1. Пьеса «Вишневый сад», написанная в 1903 г., стала для Чехова:
а) Его дебютным произведением.
б) Последней в творчестве, итогом размышлений о судьбах России.
в) средством оплатить карточные долги, сделанные писателем.
г) Возможностью вывести на сцену свою жену, для которой и писалась пьеса.
2. Что именно угрожает вишневому саду Раневской?
а) Вырубка браконьерами.
б) Вспыхнувший из-за засухи пожар.
в) Петя, который хочет жениться на Ане и завладеть всем имуществом Раневской.
г) Продажа с торгов за долги.
3.Определите жанр пьесы «Вишнёвый сад» (авторское определение).
а) трагикомедия б) драма
в) социальная комедия г) лирическая комедия
4. Какое именно решение проблемы с вишневым садом предлагает Лопахин Раневской?
а) Сдать территорию сада под дачи и получать с этого прибыль.
б) Выйти за него, Лопахина, замуж и воспользоваться его деньгами для покрытия долга.
в) Убежать в Париж в надежде на то, что кредиторы не смогут там разыскать Раневскую и забудут о долге.
г) Поскорее и поудачнее выдать дочерей замуж за богатых женихов.
5. Первая постановка пьесы «Вишнёвый сад» была осуществлена Художественным театров в:
а) 1901г.
б) 1904г.
Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.
Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время: работа с конспектом, просмотр видеоматериала по пройденной теме и ответить на тестовые вопросы.