СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого интегрированного урока по истории и литературе "Тема гражданской войны в художественной литературе"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый интегрированный урок по истории и литературе в 11 классе.

 

«Тема гражданской войны в истории и художественной литературе».

 

Цели урока:

Обучающая: определить видение событий гражданской войны на историческом материале и на примере романа Шолохова «Тихий Дон».

Развивающая: развивать умение анализировать, сопоставлять, отстаивать свою точку зрения, развивать критическое мышление учащихся.

Воспитательная: способствовать воспитанию интереса к истории своей Родины, своего народа; осознанию того, что гражданская война-это одна из трагических страниц нашей истории.

Открытый интегрированный урок по истории и литературе в 11 классе.

 

«Тема гражданской войны в истории и художественной литературе».

 

Цели урока:

Обучающая: определить видение событий гражданской войны на историческом материале и на примере романа Шолохова «Тихий Дон».

Развивающая: развивать умение анализировать, сопоставлять, отстаивать свою точку зрения, развивать критическое мышление учащихся.

Воспитательная: способствовать воспитанию интереса к истории своей Родины, своего народа; осознанию того, что гражданская война-это одна из трагических страниц нашей истории.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого интегрированного урока по истории и литературе "Тема гражданской войны в художественной литературе"»

Открытый интегрированный урок по истории и литературе в 11 классе.

 

«Тема гражданской войны в истории и художественной литературе».

 

Цели урока:

Обучающая: определить видение событий гражданской войны на историческом материале и на примере романа Шолохова «Тихий Дон».

Развивающая: развивать умение анализировать, сопоставлять, отстаивать свою точку зрения, развивать критическое мышление учащихся.

Воспитательная: способствовать воспитанию интереса к истории своей Родины, своего народа; осознанию того, что гражданская война-это одна из трагических страниц нашей истории.

 

Ход   урока:

1.Организационный момент. 

Добрый день! У нас сегодня интегрированный урок (истории и литературы).

Послушайте, пожалуйста, музыкальный фрагмент: он поможет вам определить тему нашего урока. (Звучит песня «Гражданская война»)

 (1 слайд)

-Нетрудно догадаться, о каком историческом событии пойдёт сегодня речь (о гражданской войне).

- Можете вы сформулировать  тему и цель урока?

Формулировка учащимися темы и цели урока.

Тема: Тема гражданской войны в истории и литературе

Цель урока: выяснить, как изображена гражданская война в истории и художественной литературе (на основе романа М.Шолохова «Тихий Дон»).

Урок необычный: интегрированный+ дебаты. Дебаты предполагают обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным вопросам.

Какие же вопросы нам предстоит сегодня рассмотреть?

 

Проблемные вопросы для рассмотрения:

Особенности ГВ.

ГВ – героическое событие – ГВ – трагедия народа.

ГВ была неизбежна – ГВ  можно было избежать.

Кто победитель в ГВ?

Можно ли было избежать войны?

 

1.Начнём с определения «гражданская война» (далее ГВ)

- Что такое гражданская война? (определение)

Гражданская война – это вооруженная борьба между вооруженными группами населения, имевшая в своей основе глубокие социальные, национальные и политические противоречия.

2. Противоборствующие силы (красные – белые - зелёные).

(Деление учащихся на 2 группы (красные – белые:).

Историческая справка о двух силах: состав, цели.

3. Роль казачества в гражданской войне?

- На чем держится духовный мир казаков?  

                                               1.  Дом, семья, хутор, курень…

                                                 2.Земля, труд на ней.

                                                 3. Защита Отечества, воинский  долг.

 Учитель истории предлагает классу обратить внимание на схему.                

Защита Отечества (доблесть,  дисциплинированность,

                                       воинский долг,  понятие   воинской чести).

 

                                                  

                                                          ДУХОВНЫЙ МИР.    

                                            НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ.

 

Семья, дом ( понятие семейной                                   Земля, труд ( радость труда,

чести,  почитание старших).                                     родство с землей, трудолюбие,

                                                                                            близость с природой).

Казачество также изначально разделилось на 2 противоположные стороны (размежевание).

Учитель литературы: Долгое время гражданская война была окутана ореолом подвига, романтики.

(вспомните кинофильмы «Неуловимые мстители», «Опасные гастроли» ).

 

Михаил Шолохов  был одним из первых, кто иначе  заговорил о гражданской войне. В процессе работы он обращался к архивам, мемуарам, личным впечатлениям, к  воспоминаниям людей, переживших эту войну.

 

Аналитическая работа с текстом, сценами из к/ф «Тихий Дон»

Я предлагаю обратиться к отдельным фрагментами романа «Тихий Дон», в котором очень ярко и, главное, правдиво, изображены события ГВ.

Давайте обратимся   непосредственно к тексту романа (том 3, часть 6, гл. XX)

(разыграть диалог – спор Григория Мелехова с Котляровым Иваном Алексеевичем, председателем сельсовета).

В  конце  января  Иван  Алексеевич  выехал  в   Вешенскую   по   вызову председателя окружного ревкома. К вечеру  он  должен  был  вернуться.  Его ждали.

- Ну, повидал  я  председателя.  -  Иван  Алексеевич,  сияющий,  блестя глазами, подошел к столу. Одолевала его нетерпячка рассказать. -  Вошел  к нему в кабинет. Он поручкался со мной и говорит: "Садитесь, товарищ".  Это окружной! А раньше как было? Генерал-майор!  Перед  ним  как  стоять  надо было? Вот она, наша власть-любушка! Все ровные!

   Его оживленное, счастливое лицо, суетня возле стола и эта  восторженная речь были непонятны Григорию. Спросил:

   - Чему ты возрадовался, Алексеев?

- Как -  чему?  -  У  Ивана  Алексеевича  дрогнул  продавленный  дыркой подбородок. - Человека во мне увидали, как же мне не радоваться? Мне руку,

как ровне, дал, посадил...

- Ты мне скажи прямо, и мы разговор кончим: чего она нам,  казакам,  дает советская власть?

   - Каким казакам? Казаки тоже разные.

   - Всем, какие есть.

   Свободу права... Да ты погоди!.. Постой, ты чего-то...

   - Так в семнадцатом году говорили, а теперь надо новое  придумывать,  - перебил Григорий. - Земли дает? Воли?  Сравняет?..  Земли  у  нас  -  хоть заглонись ею. Воли больше не надо,  а  то  на  улицах  будут  друг  дружку

резать. Атаманов сами выбирали, а теперь сажают. Кто  его  выбирал,  какой тебя ручкой обрадовал? Казакам эта власть, окромя разору, ничего не  дает!

Что коммунисты, что генералы - одно ярмо.

 

ВЫВОД: о чём спорят? Какова позиция двух героев? Через какие слова эта позиция передаётся?

(в этом словесном поединке ярче всего проявляются причины размежевания казаков: Иван Алексеевича привлекают мысли о равноправии и свободе действий; Григорий не понимает, что может дать советская власть казакам, так как у них всё есть: и земля, и свобода.

Учитель: Многие казаки оказываются на перепутье,  не понимает настоящих событий и главный герой романа Григорий Мелехов.

4. Инд. Сообщение о Григории Мелехове (поиски правды)

Многие не могли определиться в этой войне, на чьей стороне быть. Ярким примером является образ главного героя Григория Мелехова. Война сталкивает его со многими людьми, которые невольно влияют на героя, заставляют его задуматься и о войне, и о своей собственной жизни, и о мире, в котором он живёт. Это и Гаранжа, и Изварин, и Подтёлков. Григорий, политически неграмотный казак, мучительно пытается разобраться в сложной ситуации. Вся его теперешняя жизнь – это трагический путь к истине, народной правде. Правда  необходима герою, потому что решается  судьба казачества и всей страны. Григорий то на стороне красных, то белых.

Его фраза «Блукаю я, как метель в степи» - показывает безысходность положения героя. И он не один был такой.

Ю. Лукин: «Сужаясь до образа человека, выражающего нередко настроения всей массы среднего казачества, до образа одиночки, потерявшего почву под ногами, значение фигуры Григория Мелехова в то же время расширяется, выходя за рамки и специфику казачьей среды Дона 1921 года, и вырастает до типического образа человека, не нашедшего своего пути в годы революции».

 

5. Результаты ГВ. Цифры (историческая справка)

Кроме сухих цифр есть живые наглядные картины, страшные по своей правдивости и жестокости.

Сцена расправы Подтёлкова над белыми офицерами (книга 2, часть 5, гл.XII).

— Руби-и-и их... такую мать!! Всех!.. Нету пленных... в кровину, в сердце!! Лихорадочно застукали выстрелы. Офицеры, сталкиваясь, кинулись врассыпную. Поручик с красивейшими женскими глазами, в красном офицерском башлыке, побежал, ухватясь руками за голову. Пуля заставила его высоко, словно через барьер, прыгнуть. Он упал — и уже не поднялся. Высокого, бравого есаула рубили двое. Он хватался за лезвия шашек, с разрезанных ладоней его лилась на рукава кровь; он кричал, как ребенок, — упал на колени, на спину, перекатывал по снегу голову; на лице виднелись одни залитые кровью глаза да черный рот, просверленный сплошным криком. По лицу полосовали его взлетающие шашки, по черному рту, а он все еще кричал тонким от ужаса и боли голосом. Раскорячившись над ним, казак, в шинели с оторванным хлястиком, прикончил его выстрелом. Курчавый юнкер чуть не прорвался через цепь — его настиг и ударом в затылок убил какой-то атаманец. Этот же атаманец вогнал пулю промеж лопаток сотнику, бежавшему в раскрылатившейся от ветра шинели. Сотник присел и до тех пор скреб пальцами грудь, пока не умер. Седоватого подъесаула убили на месте; расставаясь с жизнью, выбил он ногами в снегу глубокую яму и еще бы бил, как добрый конь на привязи, если бы не докончили его сжалившиеся казаки.

- Как вы думаете, зачем так подробно, в мельчайших деталях  М.Шолохов описывает этот эпизод?

(Перед нами прежде всего люди, причём, безоружные. Русские люди, пусть белые, но люди, которые хотят жить! Это подло: убивать безоружных. Это страшная картина расправы над беззащитными людьми подчёркивает жестокость того времени.)

Противостояние двух враждующих сторон представлены здесь с удивительной силой: сколько ненависти, жестокости в людях!

Какие чувства испытывает  Григорий, наблюдая  сцену расправы над чернецовцами?

Почему  он единственный среди всех присутствующих так поступил?(в нем побеждает человек, гуманные качества. Это делает поступок Григория психологически оправданным: не за врагов хотел вступиться герой, а за людей.)

 

 Не менее страшна и другая сцена: расправа над подтёлковцами (просмотр эпизода к/ф)

(Книга 2, часть 5, гл.XXX).

Отвратительнейшая картина уничтожения, крики и хрипы умирающих, рев тех, кто дожидался очереди, — все это безмерно жуткое, потрясающее зрелище разогнало людей. Остались лишь фронтовики, вдоволь видевшие смерть, да старики из наиболее остервенелых. 
Приводили новые партии босых и раздетых красногвардейцев, менялись охотники, брызгали залпы, сухо потрескивали одиночные выстрелы. Раненых добивали. 

Какой приём использует автор, соединяя два эпизода в один?

Казнь подтёлковцев – полное отражение казни чернецовцев. Такой приём называется «зеркальная композиция».

Что значит страстная речь Григория, обращённая к Подтёлкову? Как воспринимает эту казнь Григорий?

(Григорий воспринимает эту казнь как справедливое возмездие, о чём свидетельствует его страстный монолог, обращённый к Подтёлкову: «Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли… По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отыгрывается! Ну, не тужи! Не одному тебе чужие шкуры дубить!» (мщение).

 

Чем страшны эти 2 сцены? (русские убивают русских, убивают безоружных людей, убивают с особой жестокостью)

Есть и другие страшные сцены расправы самых близких людей  друг над другом (Кошевой расстреливает односельчанина Петра Мелехова, Дарья убивает своего кума Котлярова).

Учитель: Недавно мирно живущие бок о бок казаки становятся врагами, идут на братоубийственную войну.

Рождается взаимная жестокость  ныне враждующих сторон.

Невольно вспоминаются слова Петра Мелехова (3-6-2)

«Ты гляди, как народ разделили, гады! Будто с плугом проехались: один – в одну сторону, другой – в другую, как под лемешом.  Чёртова жизня и время страшное!»

- Как вы понимаете эти слова?

 

6. Историки: в чём же особенности ГВ?

(братоубийственная война: брат на брата, сын на отца, кум на кума;  непонимание целей войны).

 

7. Кто победил в гражданской войне? (история - 2 группы)

а) победили красные, так как Советская власть, диктатура пролетариата сохранилась и даже укрепилась;
б) победили белые, так как властью были сделаны уступки (экономические и политические) свергнутым эксплуататорским классом;
 

8. ГВ – героическая историческая страница или трагедия страны? (История – 2 группы).

Учитель литературы: О гражданской  войне существует много высказываний,  Борис Васильев писал так: « В гражданской войне нет правых и виноватых, нет ангелов и нет бесов…Главный итог, который мы вынесли, в том, что гражданская война есть ни с чем ни сравнимая трагедия народа, в которой никогда не было победителей… В ней есть только побеждённые - мы все, весь народ, вся Россия». Прокомментируйте эти слова.

 

9. Можно ли было избежать войны? (история – 2 группы)

 

Учитель литературы: Предложите слова-ассоциации: ГВ.

Война - это борьба, враждебные отношения, трагедия, беда, разделение, страх, жестокость, цинизм, бесчеловечность, разруха, разногласие, братоубийственная, чернота, …. ( слова закрепляются на доске в ходе урока)

 

Составить синквейн: ГВ

Война

Жестокая, братоубийственная

Ожесточает, угнетает, уничтожает

Война калечит судьбы людей

Трагедия

 

 

Данными синквейнами мы подводим итог сегодняшнего нашего урока и отвечаем на главный вопрос, что есть война.

(Это величайшая трагедия нашей страны, т.к. несёт взаимную жестокость, террор, непримиримую злобу, разруху не только физическую, но и внутреннюю, моральную).

 

И, наконец, центральный вопрос нашего урока: В чём особенность  изображения войны в истории и художественной литературе?

(2 группы: история – точные даты, цифры, события;

в художественной литературе – характеры людей, изображение сложного внутреннего мира, поиски правды жизни и смысла жизни).

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!