Учитель Голубева Марина Яковлевна
Место работы: МБОУ «Черёмушкинская средняя общеобразовательная школа №1»
Предмет: математика.
УМК: «Начальная школа XXI века» п/р Н.Ф.Виноградовой.
Тема урока: «Площадь фигуры. Единицы площади»
Класс 2
Планируемые результаты:
Личностные:
1.Развивать мотивацию к учёбе.
2. Проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать её значение.
3.Ориентироваться на понимание причин успеха (неуспеха) в учёбе.
4.Развивать способность к самооценке.
5.Развивать самостоятельность.
Метапредметные:
Регулятивные
1. Определять тему урока, ставить цель.
2. Выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме.
3. Принимать и сохранять учебную задачу.
4. Планировать свои действия.
5. Осуществлять итоговый контроль.
6.Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать пути исправления.
7.Адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные
1. Анализировать объекты. Проводить сравнения.
2. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
3. Строить рассуждения на анализе.
4. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.
5. Использование знаково-символических средств.
6. Выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Коммуникативные
1.Использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем.
2. Допускать существование различных точек зрения.
3.Осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь.
4. Формировать собственное мнение в высказываниях.
5. Развивать умение слушать и понимать других.
6. Развивать умение задавать вопросы.
Предметные:
1. Сформировать общее представление о площади фигуры и ее единицах: квадратном дециметре, квадратном сантиметре, квадратном метре.
2.Познакомить с обозначением единиц площади в соответствии с Международной системой единиц: см², дм², м².
3.Познакомить с практическими способами нахождения площадей фигур.
4.Закрепить знания о единицах длины, соотношений между ними.
5.Формировать навык самостоятельной и парной работы.
6.Формировать графические умения: работать с помощью линейки.
7.Развивать память, мышление, математическую речь.
Тип урока: урок изучения нового материала. Вид урока: урок - исследование.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, квадраты площадью 1см², 1дм², 1м², наборы геометрических фигур у каждого ученика, учебники, тетради, метровая линейка, фишки, карточки с заданиями.
Список используемой литературы:
Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика: 2 класс учебник для учащихся общеобразовательн. учреждений: в 2 частях – М.: Вентана — Граф, 2014г.
Рабочая тетрадь «Математика», 2 класс, №2. Авторы: Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В, М.: Изд. Центр «Вентана-Граф», 2014 г.
Формируемые УУД:
Формы обучения: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Методы обучения: деятельностный, словесный, наглядный, исследовательский.
Технологическая карта урока.
Этапы урока/ Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и методы работы | Формируемые УУД |
1.Организационный момент. Мотивация 2 мин | Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой. Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытия, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся узнать новое. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. Запись в тетради даты. | Проговаривают девиз урока: « Я умею думать, Я умею рассуждать, Что полезно для работы. То и буду выполнять.» | фронтальная работа словесный метод | Л 1 Развивать мотивацию к учёбе. |
2.Актуали-зация опорных знаний. 2 слайд 8 мин 3 слайд (некоторые ячейки затемнены, буквы закрыты шторками) | 1)Повторение геометрических фигур. -Назовите геометрические фигуры. -Какая фигура лишняя? -Какое общее понятие можно дать всем оставшимся фигурам? -Вспомните единицы длины, которыми можно измерять стороны? -Чему равен 1м, 1дм, 1 см? -Что такое периметр? Как его найти? Найдите периметр прямоугольника. 2)Повторение таблицы умножения и деления. На интерактивной доске таблица Множитель | 3 | 6 | 4 | 5 | 2 | 3 | 6 | Множитель | 9 | 7 | 8 | 6 | 9 | 8 | 3 | Произведение | 27 | 42 | 32 | 30 | 18 | 24 | 18 | | д | ь | о | л | щ | а | п | Некоторые ячейки затемнены. Нижняя часть таблицы с буквами закрыта шторкой. Каждому ответу (числу) соответствует буква. 3)Расположить ответы в порядке возрастания и угадать слово, которое поможет сформулировать тему урока. (Записать слово на ИД под таблицей) -Как вы понимаете слово «площадь»? Это слово многозначное. В словаре Репкина прочитайте значение этого слова. Какое значение нам необходимо на уроке математики? (Площадь это величина, которая указывает, сколько места занимает фигура на плоскости). | Ответы детей (прямоуг.. квадр, пятиугольн., круг) (круг) Многоугольники, четырёхугольники. См, мм, дм, м, км Сумма длин всех сторон. 6X2+3X2=18 Выходят к ИД. Проговаривают и открывают правильный ответ. Повторяют правило: чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель. Выходят к ИД. Пишут пером числа в порядке возрастания и под ними буквы. Получилось слово «ПЛОЩАДЬ» Ответы детей. Работа со словарём. | фронтальная работа
наглядный метод
словесный метод
наглядный метод
Деятельност-ный метод словесный метод
| П 1 Анализировать объекты. Проводить сравнения. Р 2 Выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме. К 1 Использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем. К 5 Развивать умение слушать и понимать других. Л 2 Проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать её значение. Р 3 Принимать и сохранять учебную задачу. П 5. Использование знаково-символических средств. П 2 Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
3.Сообщение темы и задач урока 2 мин | 1)Сформулируйте тему урока. Тема: «Площадь фигуры». 2) Сформулируйте задачи урока. Давайте вместе сформулируем задачи урока, пользуясь словами –помощниками (научимся, узнаем, повторим) На какие вопросы хотели бы найти ответы? Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями | Дети формулируют тему: «Площадь фигуры». Что такое площадь? В каких единицах измеряется? Как находится? | фронтальная работа
словесный метод | Р 1 Определять тему урока, ставить цель. К 4 Формировать собственное мнение в высказываниях. К 6 Развивать умение задавать вопросы. |
4.Работа над новым. А)Первич-ное усвоение новых знаний. 4 слайд (нижняя часть слайда прикрыта шторкой) 12 мин
Открыть шторку слева направо наполовину
Открыть всю шторку
5 слайд
6 слайд Картинка природы | 1)Cравнение площади геометрических фигур. – Посмотрите на эти фигуры (фигуры на ИД). Вся поверхность каждой из них – это её площадь. А)Рассмотрим первые две фигуры: – Сравните их площади. Площадь какой фигуры больше? – Как определили? – Итак, площади некоторых фигур можно сравнивать на глаз. Б) Посмотрите на следующие две фигуры. Площадь какой фигуры больше? – Как можно поступить в этом случае? Легко ли сравнивать на глаз их площади? В таких случаях, когда трудно сравнивать площади фигур на глаз, используют способ наложения фигур. (Демонстрирую) – Сделайте вывод: площадь какой фигуры больше? В)Посмотрите на следующие две фигуры (есть у детей и на ИД) – Можно ли сравнить их площади изученными способами? (На глаз, наложением) – Подумайте, как ещё можно сравнить площади фигур? – В таких случаях можно разбить эти фигуры на одинаковые квадраты и подсчитать их. После чего сравниваем число квадратов в этих фигурах. (Поворачиваю фигуры расчерченной стороной) – Что можно сказать о площадях этих фигур? Почему? – Итак, мы узнали третий способ сравнения площадей: подсчёт одинаковых квадратов. -Кто догадался, какие единицы измерения площади существуют? (Квадраты, квадратные единицы) 2)Работа в паре. У вас на столах в конвертах лежат квадраты жёлтого цвета. Посчитайте, из скольки маленьких квадратов состоит площадь всего квадрата? (Показ на ИД) Почему так: жёлтые квадраты одного размера, а входит разное количество маленьких квадратов? Какой сделаем вывод? 3)Знакомство с единицами измерения площади. Для измерения различных площадей используют единицы измерения площади. А) Начертите в тетради квадрат со стороной 1 см. Площадь квадрата со стороной 1 см – это 1кв. см. Цифра 2 сверху заменяет слово квадратный. Это и есть единица измерения площади. Б) Начертите квадрат со стороной 1 дм. Как вы думаете, как называется эта единица измерения площади? (1кв.дм) В) У меня есть ещё один квадрат со стороной 1 м. Показ на доске. Как будет называться эта единица измерения? (1кв.м) -Назовите, какие вы узнали единицы измерения площади. Какая единица площади самая большая? Какая самая маленькая? -Что можно измерить кв.см? кв.м? кв.дм? -Подумайте, в каких единицах будете измерять площадь стены в классе (м²), площадь закладки (см²). площадь пола, площадь крышки парты (дм²) | Рассматривают на ИД. (Площадь прямоугольника больше площади пятиугольника) (На глаз) Непонятно. (нет) (Площадь квадрата больше, т.к. круг полностью поместился внутри квадрата). Работают в паре. Нет. Варианты ответов детей. Считают количество квадратов. Они равны. Квадраты Работают в паре. (4, 9, 16, 36) Разные мерки. Надо измерять одинаковыми квадратами. В тетради чертят квадрат со стороной 1 см. Запись 1 см². В тетради чертят квадрат со стороной 1 дм. Запись 1 дм² Смотрят на доске. | фронтальная работа наглядный метод Исследова-тельский метод Парная работа Деятельност-ный метод Парная работа Деятельност-ный метод фронтальная работа индивидуаль- ная работа
словесный метод | П 1 Анализировать объекты. Проводить сравнения. П 3 Строить рассуждения на анализе. П 4 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы. К 5 Развивать умение слушать и понимать других. К 3 Осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. П 2 Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. К 1 Использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем. П 3 Строить рассуждения на анализе. К 2 Допускать существование различных точек зрения К 3 Осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. П 4 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.
П 3 Строить рассуждения на анализе. |
7 слайд Б)Первич-ное закрепле-ние 4 мин | Работа в тетради на печатной основе с.13 №4 Прочитайте задание. –Что нужно сделать? Как это сделать? (Можно по линейке, а можно без линейки по клеткам. В 1см -2 клетки) Сколько квадратов получилось? (10) Чему равна площадь? (10кв.см). Поменяйтесь тетрадями. Посмотрите, все ли получилось у соседа. | 1 ученик работает с комментированием у доски. Проверяют друг у друга тетрадь. | фронтальная работа индивидуаль-ная работа | П 6 Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Л 5 Развивать самостоятельность. Р 5 Осуществлять итоговый контроль. К 3 Осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь |
В)Самостоя тельная работа 7 мин 8 слайд картинка природы 9, 10 слайды проверка сам.работы | 1) Работа в тетради с.13 №3 Записать площадь под каждой фигурой. 2)Дополнительно с.12 №1, 2 Самопроверка. Самооценивание. | Самостоятельная работа с проверкой на ИД. | Индивидуаль-ная работа | Л 5 Развивать самостоятельность. Р 5 Осуществлять итоговый контроль. Р 6 Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать пути исправления. |
5.Повторе-ние пройденно-го. 5 мин 11 слайд картинка природы | Индивидуальная работа У кого красный квадрат, тот решает задание в т.с.15 №9 У кого жёлтый квадрат, тот решает задание в т.с.14 №9 У кого зелёный, задание на карточках. | Работают сами | Индивидуаль-ная работа (дифферен- цированная) | Л 5 Развивать самостоятельность. Р 4 Планировать свои действия. |
6.Итог урока. Оценива-ние. Рефлексия. 3 мин 12 слайд | -Над какой темой сегодня работали? -Какую цель ставили в начале урока? (Как измерить площадь фигуры? С помощью каких единиц измерения? -Добились ли мы цели урока? -Что на уроке понравилось? Что не понравилось? Подведем итог. Если все понятно, выбираете смайлик веселый, если не все понятно-удивлённый, если мало что понятно-огорченный. | Отвечают на вопросы. На ИД переносят нужный смайлик в нужную фигуру. | фронтальная работа Индивидуаль-ная работа | Л 4Развивать способность к самооценке. К 4 Формировать собственное мнение в высказываниях. Р 7 Адекватно воспринимать оценку учителя. |
7.Домашнее задание 2 мин | С.27 правило, с.29 №7 начертить в тетради | Записывают в дневник. | Индивидуаль-ная работа | Л 5 Развивать самостоятельность. |