СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья " Развитие интереса к предмету"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

В работе каждого педагога складывается определенная система, стиль – техника работы,  сочетание разных методов и приемов. В настоящее время разработано и применяется масса приемов. Все они обладают разной степенью эффективности. Как в потоке педагогической литературы выбрать оптимальные приемы обучения и организации обучения?  

Просмотр содержимого документа
«Статья " Развитие интереса к предмету"»

Развитие интереса к предмету

Олейник С.М.

КГУ «Кенаральская сш»

Отдела образования акимата

Федоровского района

Костанайской области


В работе каждого педагога складывается определенная система, стиль – техника работы, сочетание разных методов и приемов. В настоящее время разработано и применяется масса приемов. Все они обладают разной степенью эффективности. Как в потоке педагогической литературы выбрать оптимальные приемы обучения и организации обучения? Эффективный технологичный прием, легко применимый в условиях обычной школы, направлен на достижение нескольких целей и отвечает хотя бы одному, а лучше, нескольким принципам педагогической техники. На своих уроках я с удовольствием их применяю, обучила детей этим приемам. Ребята готовят презентации, игры, конкурсы. Для этого я активно использую принципы педагогической техники

Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!

  • Это можно сделать в рамках современной системы обучения.

  • В начале урока предоставляется выбор роли на сегодняшний урок

  • Во время урока предоставляется выбор последовательности выполнения заданий, самостоятельно или в паре, форма выполнения задания, выбор источников информации.

  • В конце урока – выбор домашнего задания.

Принцип открытости. Не только давать знания – но еще и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
Использовать в обучении открытые задачи.
Открытость информации для детей – план темы, раздела с указанием основного содержания, план деятельности на тему, урок. В совершенном виде – совместное с детьми проектирование урока. Для этого необходимо обучить детей приемам обработки информации, разным видам деятельности, учебным приемам, коммуникативным взаимодействиям.

Принцип деятельности. Освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности. Чтобы знания становились инструментом, с ним нужно работать – применять. Любые знания, где ученик действует сам или в паре, группе, делает для себя или других. Даже во время лекции учащиеся составляют “свою опору” - не просто слушает, а обрабатывает информацию, выделяет главное, ключевое (для него), фиксирует. Т.о. работает со знанием, преобразует его в другую форму.

Принцип обратной связи. Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
Чем лучше развита система, тем больше в ней механизмов обратной связи. Учитель отслеживает на уроке выполнение домашнего задания, понимание и усвоение материала, овладение умениями и навыками, включенность ученика в процесс обучения, его настроение и т.д. Существуют приемы, позволяющие это сделать быстро и эффективно.

Результат применения педагогических техник – хорошо организованный труд учителя и учеников, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.

Эти приемы применяю наиболее часто.

Словолов. Учащимся предъявляется кроссворд с записанными понятиями темы, названиями объектов. Необходимо отыскать эти понятия, показать мелом на доске или выписать на листке – кто больше найдет и даст определения этих понятий.

Своя опора.

1. Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу.
2. Составить опорный конспект и объяснить его соседу.
3. Составить опорный конспект по части учебного материала и обменяться с соседом.
4. Опора составляется каждым учеником по лекции учителя. При чтении учебника дополняется. Пересказ по опоре в паре.

Пример: конкурс на лучшую шпаргалку, создать универсальную шпаргалку.

Таблица. После прочтения учебного материала выбрать объекты для сравнения, выбрать характеристики (признаки) для сравнения. Составить форму таблицы, защитить ее публично, заполнить индивидуально или в паре.
В этом приеме важно предварительно научить детей составлять форму таблицы, располагать столбцы и строки. Начать обучение следует с анализа готовых таблиц, их преобразования.

Вопрос к тексту.

Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов. В конце урока можно дать задание составить вопросы для закрепления учебного материала или взаимопроверки на следующем уроке или дается задание составить вопросы, на которые с легкостью ответишь сам.

Домашнее задание. Идеально, если бы вообще не задавать домашних работ. Дети их часто не выполняют в силу разных причин. А главное, потому, что часто на дом задается то, что не успели сделать в классе. И ребенок сам не всегда может разобраться. Домашними заданиями преступно воруется свободное время ребенка усердного. А для неусердного – пустой звук, для совестливого – постоянное психологическое угнетение. Но уж если мы не можем не задать домашнего задания, то нужно сделать так, чтобы оно стало привлекательным для ребенка. Главное, чтобы ребенок хотел работать. Но одним моральным стимулированием не обойтись. Поэтому несколько приемов относительно домашнего задания.

Идеальное задание. Учитель предлагает ученикам выполнить дома работу по своему пониманию и усмотрению, выбрать любую форму и способ выполнения. Дается перечень номеров, выбирать можно любой.

Три уровня домашнего задания.

Учитель в начале темы задает домашнее задание одновременно в двух или трех уровнях.

  • обязательный минимум – абсолютно понятно и доступно всем.

  • тренировочный уровень – для учеников, желающих хорошо знать предмет и без особой трудности осваивать программу.

  • творческий уровень – выполняются добровольно, выполнение стимулируется высокой оценкой. В творческом уровне дается составить кроссворды, чайнворды, загадки, тематические сборники интересных фактов, примеров, задач. Разработать плакаты опорных конспектов; сочинить стихотворные формулировки.

Обсуждение домашнего задания. Учитель вместе с детьми обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен? Уровень усвоения знаний учениками, сформированность умений и навыков является пока что основным показателем качества работы учителя. Каждый учитель вырабатывает со временем свой стиль проверки знаний учащихся. Но как это сделать быстро, всесторонне, эффективно? Главное, чтобы проверка знаний для учеников была систематическим, привычным и необходимым делом. Проверку знаний или выполнение домашнего материала идеально проводить на каждом уроке и у всех учеников.

Очень хорошо привлечь для проверки работ учащихся. Вот несколько приемов.

Фактологический диктант. Диктант проводится по фактическому материалу прошлого урока. Вопросы задаются быстро, ответ требует двух-трех слов.

Щадящий опрос. Учитель проводить фронтальный опрос, но сам ответы не выслушивает. Дети отвечают друг другу в паре или группе.

Блиц контрольная. Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязан владеть каждый ученик. Время на ответы дается ограниченное – до 1 минуты на вопрос, вопросы должны быть конкретными, ответы короткими.

Уровневая контрольная работа.

Текст контрольной работы дается в трех уровнях:

  • базовый состоит из трех заданий, обязательных для всех, на знание фактического материала

  • на оценку 4 – два задания на понимание на процессов и явлений, требующих объяснить их причины или взаимосвязи.

  • на оценку 5 – два задания на применение знаний в новой ситуации, анализ явлений и процессов, выдвижение гипотез.

Супер - контрольная. Текст контрольной работы разрабатывают ученики друг для друга. На одном листе пишут задания, на другом ответы. На уроке обмениваются заданиями и выполняют их. По своим листам ответов проверяют выполнение. На этой контрольной ученик получает три оценки – за задания, выполнение и ответы с проверкой. Стоит потрудиться. Выставляется средняя оценка.

Опрос-итог - рефлексия Учитель в конце урока задает вопросы, побуждающие к рефлексии: что на уроке было главным? Что было интересным? Что нового сегодня узнали? Урок не прошел даром, потому что… Я чувствую, что стал лучше…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!