СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Развитие познавательного интереса на уроках физики"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной  статье на примерах я показала какие интересные моменты можно использовать на уроках  физики в 7 классе. Развитие интереса к предмету и мотивация ребенка к учебе- один из важнейших моментов урока.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие познавательного интереса на уроках физики"»

Как привить ребенку интерес к изучаемому предмету?

Вот этот мир со своей информацией

В котором ребенку легко растеряться

Как же помочь ему разобраться,

Не заблудиться, не потеряться.

Как объяснить, что мир наш един,

Разные грани, но кубик один.

Педагоги придумали разные формы,

Чтоб выполнялись стандарты и нормы.

Методов много и каждый хорош

Надо искать для себя и найдешь!


В последние годы особо остро стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности, а также мотивации к учению. Давно работаю над этой проблемой и считаю её одной из важнейших.

Познавательный интерес - один из самых значимых мотивов учения. Этот мотив раньше других осознается ребенком, который, не задумываясь, может указать на интересный и неинтересный ему школьный предмет, на интересный или неинтересный урок. На интересные и увлекательные уроки Ученики стремятся, ждут.

Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу. Поэтому его необходимо поддерживать постоянно, чтобы ребенок хотел учиться и хотел идти на урок! Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок не стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

Первое, что является предметом познавательного интереса для учащихся – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Каковы же пути осуществления этой задачи?

Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть в перед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.

Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.

Среди научных дисциплин физика занимает особое место. Физика, являясь основой многих направлений научно-технического прогресса, одновременно дает возможность показа человеку гуманистической сущности научных знаний.

На сегодняшний день можно выявить наиболее часто применяемые на практике пути и средства, способствующие формированию устойчивого интереса, выделим некоторые из них:

• новизна учебного материала;

• использование историзма;

• связь знаний с судьбами людей, их открывших;

• показ практического применения знаний в связи с жизненными планами школьников;

• использование новых и нетрадиционных форм обучения; • чередование форм и методов обучения;

• использование интерактивных компьютерных средств; • создание ситуаций успеха;

• создание положительного микроклимата в классе;

• отношение педагога к своему предмету, обучаемым.

Так на уроках физики я использую различные фрагменты из литературных произведений, физические сказки, пословицы, поговорки, стихотворения, в том числе и те, которые написали сами дети.

Удачно подобранный отрывок из художественного произведения повышает интерес к изучаемому предмету, позволяет лучше его понять, увидеть красоту физического явления. Произведения художественной литературы, богатые описанием тех или иных физических явлений природы, интересными фактами, легко усваиваются. 

Стихотворения

Поэзия содержит в себе огромное количество описаний физических явлений природы. Думаю, почти каждый поэт всех времен хотя бы раз описывал небо и землю, звезды и планеты, огонь и воду. Многие стихотворения содержат в себе основные элементы системы физических знаний.


Например. Стихотворение А. Барто «Гроза»


Начинается гроза

Потемнело в полдень,

Полетел песок в глаза

В небе вспышки молний.

Ветер треплет цветники

На зеленом сквере

В дом ворвались сквозняки,

Распахнулись двери…

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как будто ласково играя,

Как бахнет издали ведром!

Но знает вся моя деревня,

И знают все мои друзья,

Что под высокие деревья,

От молний прятаться нельзя.

Люблю грозу в начале мая,

Пусть гром гремит и дождь идет,

И ярко молния сверкает!..

В меня она не попадет!


Описанные здесь явления- молния, гром. Ветер, гроза.


Очень нравится детям сочинять свои стихотворения о различных физических понятиях. Приведу некоторые из них.


Стихотворение «Молекула» Фадеев Александр

Молекула! Не маленькое слово,

Хотя частица очень уж мала.

Размеры твои меньше чуть микрона,

Но атомы все же меньше Вас.

И хоть молекула-частица небольшая,

Из них-то состоят все вещества!

И камни, и вода, и все металлы,

Растения, деревья, даже Я.

Коль вещества похожи- Вы похожи,

Коль вещества различны- не похожи Вы!

Но в веществе одном, в различных состояньях,

Вы одинаковы – различны расстоянья.

Стихотворение «Три состояния воды» Духовская Анастасия


Есть у воды ТРИ настроенья,

Три состояния души

Для изменения души

Усилье приложить спеши.

Вот ты тверда и непокорна,

Имеешь свой объем и форму.

Но лишь вокруг теплее станет,

Душа твоя спешит растаять.

Любой сосуд ты занимаешь,

Его ты форму принимаешь.

Но что случилось вдруг с тобой?

Тебя не вижу я порой!

Тебя не в силах удержать,

Ты весь сосуд спешишь занять!

Есть у воды Три настроенья,

Три состояния души,

Их ты скорей понять спеши,

И физику для этого учи!


Стихотворение «О силе трения» Олеся Захарова


Не было бы силы трения.

Не было б на улицах движения.

Не росли бы вверх лианы,

Не цеплялись обезьяны.

Все бы падало из рук,

И не бегал бы физрук.

Было б очень плохо нам,

Будь такой у нас изъян.


Стихотворение «Если б не было силы трения…» Александр Шарапов


Если б не было силы трения…

Даже если и не навсегда,

А хотя бы на мгновение,

Что случилось бы тогда?

Людей давили бы машины,

И съезжали с рельсов поезда,

Не ходили б в школу Саши, Кати и Марины,

И не знали б физики тогда!


Вдруг на Землю падали б кометы,

А за ними падала б звезда,

Не осталось ничего б на этом свете.

В общем, жизнь была б бессмысленна тогда!

Ода физике! Лариса Войциховская


Все о явлениях физика знает,

Вещество и материю изучает.

Она помогает нам жить, выживать,

Породы из недр Земли добывать.


В космос летать, металл расплавлять,

Новые машины ученым создавать.

Если хочешь этому научиться, Нужно с физикой подружиться!




Сказки

Известно, что дети с удовольствием читают сказки. Сказки несут в себе заряд мудрости и доброты, столь необходимый людям. С малых лет знакомо всем крылатое выражение: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» Яркость и наглядность образов достигаются путём точных наблюдений в мире природы, а также лаконичных и ёмких характеристик того или иного персонажа.

Однако, читая сказки, ребята зачастую не обращают внимания на встречающиеся там физические явления. В одних сказках физические явления изображаются точно и правдиво, в других – имеет место поэтическое преувеличение, фантазия.

Все сказки наполнены волшебством, магией. Они учат нас мудрости, доброте, справедливости. В сказках четко разделено добро и зло. Перечитывая сказки с целью найти в них структурные элементы системы физических знаний, они открылись для меня совершенно с другой стороны. В них много физических явлений и свойств.


Например, Физическая сказка «Сыр и физика». Эту сказку дети могут инсценировать, и делают это с огромным удовольствием.


Вороне где-то бог послал кусочек сыра.

Кусочек был большой, тащить его невмочь.

Уж сумерки настали, за ними скоро ночь.

На ель ворона взгромоздясь,

Рычаг использовать уж было собралась.

Ворона глупая ее благодарит.

Пока Ворона тот рычаг искала,

Лиса конечно не дремала.

И надо правду Вам сказать:

Лиса по физике имела в школе «5».

Оставшися одна, Лиса

Быстрехонько смекнула,

Что если катишь ты предмет,

То силы трения как будто бы и нет.

Да призадумалась:

«Пока рычаг искать,

Для сыра мне охрану надо взять».

На ту беду Лиса близехонько бежала,

И сыр учуяв, тот кусочек увидала:

«Голубушка, как этот сыр хорош!

Но почему домой его ты не несешь?»

«Ах, кумушка, чтоб этот сыр поднять,

Подъемный аппарат мне нужно разыскать»-

«Ну, ты ищи, а я берусь кусочек охранять»,

Лиса ей говорит.

В один момент Лиса сырок под горочку скатила,

И сила трения ей вовсе не вредила.

Мораль сей басни такова:

Не просто физику отлично нужно знать,

Но и на практике науку применять.

Как много в этой сказке физических понятий: простой механизм- рычаг, сила трения.


Сказка о молекулах. Надежда Сухотина


Расскажу Вам сказку, дети!

Есть молекулы на свете.

Есть молекулы везде,

Есть молекулы в воде,

Даже в твердом теле

Есть они на самом деле.

А их вечное движенье

Прямо всем на удивленье.

Вот пример: кипит вода,

Там движение всегда!

И его остановить нельзя.

Потому что надо физику учить,

И природу объяснить.


Все вещества состоят из мельчайших частичек, которые непрерывно и беспорядочно движутся, независимо в каком состоянии находится вещество (твердом, жидком или газообразном)


Сказка «Три дровосека»

«Жили-были пузырь, соломинка и лапоть.Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.Лапоть говорит пузырю:Пузырь, давай на тебе переплывем!Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдем.Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду.А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул».


Какая сила помогла соломинке удерживаться на берегах реки?

Сила трения покоя между соломинкой и берегами.Трение покоя (трение сцепления) – сила, возникающая между двумя контактирующими телами и препятствующая возникновению относительного движения. Эту силу необходимо преодолеть для того, чтобы привести два контактирующих тела в движение друг относительно друга. Предположите, что будет с лаптем после падения в воду? Он останется на плаву, так как лапоть сделан из бересты, а мы знаем, что плотность бересты меньше плотности воды. Плотность – скалярная физическая величина, определяемая как отношение массы тела к занимаемому этим телом объёму.



О различных явлениях природы (притча)


Коля в автобусе ехал на урок пения.

Всю дорогу над ним издевалось неведомое явление.

То оно Колю на пол внезапно бросало,

Так, что шишек набил он не мало.

То оно Колю с силой кидало назад,

То вперед, влево, направо,

Так, что поездке был он не рад.

Что же это за явление всем на удивление?

Скорее дай ответ, «глюки» у Коли или нет? (Инерция)


На велосипеде Коля на речку ехал

И случайно на камень наехал.

Тут Коля по инерции полетел вперед

Ох, не везет- так не везет!

Затем Коля начинает снижаться,

Придется ему в луже искупаться.

Ведь неведомая сила манит его к Земле,

Поставьте, пожалуйста, пятерку мне.

И угадайте, что это за сила

К Земле так ласково Колю манила? (Сила тяготения Земли)


  На первый взгляд физика и литература - предметы не совместимые. Физика - точная наука о природе, изучающая и объясняющая различные свойства, явления, процессы. Литература - это вид искусства, это фантазии, эмоции. Как можно связать физику и литературу? И актуально ли это? Физику и литературу связывает природа, окружающий нас мир. Пусть они объясняют и описывают многие явления и процессы по-разному, но они обогащают друг друга. Актуальность данного вопроса заключается в том, что физика всегда присутствует в нашей жизни...где бы мы не находились…

Мотивировать детей учиться на любом уроке, ставить проблемы, решать их через создание нестандартных ситуаций, используя различные приемы и способы действий, привлекая детей к совместной работе, к творческой работе, анализируя, обобщая и делая выводы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!