СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Развитие памяти на уроках немецкого языка"

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Развитие памяти на уроках немецкого языка"

Изучение памяти началось много веков назад, при этом память всегда связывалась с процессом обучения, (то есть, накопления информации).

Татьяна Никитина в книге «Как развить память, или запоминаем быстро и легко» говорит о том, память это « …сохранение информации о раздражителе, после того как его действие уже прекратилось». Как следы, оставленные на дороге, которые могут быть глубокими и четкими или исчезают мгновенно. Существует множество причин, по которым человек не может запомнить информацию. Основными причинами являются:

  1. недостаточная концентрация внимания

  2. несоблюдение основных законов памяти

  3. сложность самой информации для запоминания, а также ее плохая организация

  4. cлабо развитая природная память

    В своём докладе я хочу рассмотреть первые два пункта более подробно и привести примеры из своих уроков, что я делаю, чтоб учебный материал запоминался лучше, это актуально не только для учителей иностранного языка, каковым я являюсь, но и для всех, потому что законы памяти везде работают примерно одинакого и вы сможете адаптировать их под свой предмет.

Итак, поговорим о концентрации внимания. На запоминание надо настроется, к нему нужно подготовится, то есть создать такую атмосферу на уроке, благоприятную. Перед тем как вводить новый материал, пройти с учениками этап подготовки, который позволит лучше усвоить материал. Помочь им сконцентрировать внимание.

Если мы видим, что дети устали пришли к нам после контрольной по математике, или отвелечны ярким событием, увлечены беседой друг с другом, то не о каком процессе запоминания того что вы им будете давать не может быть и речи. Перед запоминанием материала нужно поработать с ними и сконцентрировать их внимание. Это может быть коммуникативная атака. То есть это какое то нестандартное начало урока. Вопрос или действие, зажженая свеча, в руках учителя и последующие его слова, что свечи к сожалению не ваша тема, а вы любите готовить? Ведь сегодня мы поговорим о еде! Посмотрите на картинку, как вы считаете, о каких ситуациях связанных с едой в германии мы поговорим сегодня?... Сейчас мы уже располагаем икт и можем показать какой то яркий видео фрагмент или слайд по теме.

Далее создаём на уроке такие условия, которые способствуют лучшему усвоению материала. Если ученики чувствуют у вас на уроке себя спокойно, уверенно, не испытывают волнение, страх, находятся в ситуации успеха, это помогает им лучше запомнить учебный материал.

 

Что же касается второго пункта. Соблюдения основных законо в памяти, я думаю, мы все так или иначе используем их в своей практике, но хочется ещё раз сакцентировать на них ваше внимание.

Я всегда использую на уроках закон ярких впечатлений. Ведь память в первую очередь реагирует на яркие впечатления. Обучение иностранному языку — это просто суперблагодатная почва , чтобы сеить яркие впечатления в памяти учеников. Как мы знакомим детей с традициями и обычиями стран изучаемого языка, как делаем с ними фонарики на день святого Мартина и гуляем с ними по улицам вечером распевая немецкие песни, как мы зажигаем 4 свечи в рождественском венке, ждём николауса с подарками и читаем ему стихотворения, при ознакомлении с католическим рождеством, как делаем вместе пасхальное дерево и играем в подвижные игры с пасхальными яйцами, дети хранят эти яркие моменты в памяти очень долго и соответственно связанный с этим лексический материал.

При объяснении какого то рутинного материала, который надо заучивать, например таблица склонения неопределенного артикля., тоже использовать яркие образы. Главное необычность, яркость образа, нестандартность, абсурдность, неожиданность. Например, я говорю, ребята, запомните, как у жирафа нет хобота, так у неопределенного артикля нет множественного числа.

Закон значимости информации. Информация значима для для ученика связана с его личностью, увлечениями, жизненным ценностям, Я пытаюсь подбирать индивидуальные задания такого типа, которые были бы интересны ученикам. Аудирование, девочки смотрят про моду, а мальчики про футбол.

При этом нужно указать ученикам, какую положительную роль эта информация может сиграть в их жизни, указать им на актуальность этой информации для них.

 

Закон деятельности. Чем больше информация включена в деятельность, которую совершает ученик, тем быстрее и прочнее она запоминается. Увлечь каким то интересным проектом, где используется лексика, которую нужно запомнить, либо же совершить действия с этим материалом, разбить на группы по смыслу, использовать кластеры, схемы, ментальные карты, как раз по фгосу всё это очень приветствуется. Приведу пример кластера, который мы с учениками недавно делали, когда прошли тему немецкоговорящие страны. Для закрепления лексики и систематизации страноведческой информации в целом, разбившись на группы дети составляли из карточек со словами, которые им были даны в хаотичном порядке структурированные ветки: например на первой ветки была германия, черно красно желтый флагберлин, кельн, бремен, бранденбургские ворота, рейн итд, на второй австрия, вена, моцарт и штраус итд... То есть ассоциации с каждой страной собирались на одну ветку.

 

Закон настроек и установок. Один из важных факторов, который нужно учесть при запоминании, это предполагаемое время хранения информации. То есть, когда я в 3 классе рассказываю детям, что мы будем учиться писать личное письмо то предупреждаю их, что аналогичное задание дается на ЕГЭ, чтоб они сразу знали что эта информация потребуется им ещё в старших классах.

Множесвто экспериментов доказывают этот закон. Например, если дать двум одинаковым группам для запоминания одинаковый материал, но одну из них приедупредить, что вспомнить его придёися через небольшой промежуток времени, а второй сказать, что помнить эту информацию придётся в течение очень длительного времени, то когда бы вы не устроили проверку (даже всего через 2 часа) результаты 2 группы, будут значительно лучше результатов первой. То есть материал будет усвоен прочнее. Поэтому, если нужно чтоб ученики запомнили информацию надолго, дайте им установку — помнить долго!

 

Закон предшествующих знаний. Пережде чем вводить новый материал, необходимо напомнить ученикам, какие знания по этой теме уже имеются. Попытаться проанализировать и систематизировать их. Например, когда я ввожу склонение указательных местоимений, мы опираемся на таблицу склонения определенного артикля, находим что в них схоже, что отличается. Можно увидеть, что она в какой то степени является основой в некоторых случаях для склонения этих местоимений.

 

Закон взаимовлияния следов и тормоза для памяти.

Следеует помнить что при ведении материала лучше всего запоминается начало и конец, середина подвержена действию торможения и запоминается хуже. Вот почему вовремя запоминания нужно делать перерывы, например на гимнастику. Пример wie die Vogel fliegen wir Тогда у нас будет не два, а 4 писка запоминания.  лучше много раз помалу, чем помногу мало раз. 

не следует ставить перед детьми сложные задачи, сразу после введения нового материала, если после запоминания дети будут выполнять сложную для них работу, например после введения новой лексики, делать с этой лексикой какое то суперсложное упражнение на закрепление по грамматике, то это может заблокировать запоминание. Сложная работа сразу после запоминания может оказать тормозящее влияние на процессы памяти.

 

Закон незавершенности. Незавершенные действия, фразы, тексты запоминаются лучше. Наше воображение старается завершить их самостоятельно, поэтому происходит автоматическая интеллектуальная работа с материалом, и…

Например, мы учим тему времена года. Я предлагаю им не выучить текст о весне, написанный в учебнике, а составить собственный по опорным словам и клише, например даю им начало письма и концовку они должны дописать сами, используя опорные слова и фразы.. Это им лучше всего запомниться.

 

Закон интереса . Всё то что вызывает у человека интерес, запоминается легко.

Здесь хочется упомянуть о современных технологиях для создания мотивации к предмету. В нашей гимназии есть мобильный лингафонный класс — это ноутбук и 15 планшетов, соединённые в одну сеть, который позволяет нам в первую очередь смотивировать обучающихся, и вообще использовать разные интересные формы работы, и работа с планшетами на уроке — это в принципе новая форма работы, ибо никакой учебник не угонится за современностью, - а современность обязательный компонент информативности и новизны урока.

 

В продолжение этого хотелось бы сказать пару слов о методическом содержании урока, в связи с новизной, как обязательной его характеристикой:

— при развитии речевого умения необходимо постоянное варьирование речевых ситуаций, связанное с речемыслительной деятельностью учащихся;

— речевой материал должен запоминаться непроизвольно, в процессе выполнения речемыслительных заданий;

— повторение речевого материала осуществляется благодаря его постоянному включению в ткань урока;

— упражнения должны обеспечивать постоянное комбинирование, трансформацию и перефразирование речевого материала;

— содержание учебных материалов должно вызывать интерес учащихся прежде всего своей информативностью;

  • необходима постоянная новизна всех элементов учебного про цесса

    Создание на уроке противоречивых ситуаций – это одно из условий развития памяти. Следующее условие - это придумывание вместе с детьми различных способов запоминания с помощью мнемотехники.

     

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие памяти на уроках немецкого языка"»

Изучение памяти началось много веков назад, при этом память всегда связывалась с процессом обучения, (то есть, накопления информации).

Татьяна Никитина в книге «Как развить память, или запоминаем быстро и легко» говорит о том, память это « …сохранение информации о раздражителе, после того как его действие уже прекратилось». Как следы, оставленные на дороге, которые могут быть глубокими и четкими или исчезают мгновенно. Существует множество причин, по которым человек не может запомнить информацию. Основными причинами являются:

  1. недостаточная концентрация внимания

  2. несоблюдение основных законов памяти

  3. сложность самой информации для запоминания, а также ее плохая организация

  4. cлабо развитая природная память

    В своём докладе я хочу рассмотреть первые два пункта более подробно и привести примеры из своих уроков, что я делаю, чтоб учебный материал запоминался лучше, это актуально не только для учителей иностранного языка, каковым я являюсь, но и для всех, потому что законы памяти везде работают примерно одинакого и вы сможете адаптировать их под свой предмет.

Итак, поговорим о концентрации внимания. На запоминание надо настроется, к нему нужно подготовится, то есть создать такую атмосферу на уроке, благоприятную. Перед тем как вводить новый материал, пройти с учениками этап подготовки, который позволит лучше усвоить материал. Помочь им сконцентрировать внимание.

Если мы видим, что дети устали пришли к нам после контрольной по математике, или отвелечны ярким событием, увлечены беседой друг с другом, то не о каком процессе запоминания того что вы им будете давать не может быть и речи. Перед запоминанием материала нужно поработать с ними и сконцентрировать их внимание. Это может быть коммуникативная атака. То есть это какое то нестандартное начало урока. Вопрос или действие, зажженая свеча, в руках учителя и последующие его слова, что свечи к сожалению не ваша тема, а вы любите готовить? Ведь сегодня мы поговорим о еде! Посмотрите на картинку, как вы считаете, о каких ситуациях связанных с едой в германии мы поговорим сегодня?... Сейчас мы уже располагаем икт и можем показать какой то яркий видео фрагмент или слайд по теме.

Далее создаём на уроке такие условия, которые способствуют лучшему усвоению материала. Если ученики чувствуют у вас на уроке себя спокойно, уверенно, не испытывают волнение, страх, находятся в ситуации успеха, это помогает им лучше запомнить учебный материал.


Что же касается второго пункта. Соблюдения основных законо в памяти, я думаю, мы все так или иначе используем их в своей практике, но хочется ещё раз сакцентировать на них ваше внимание.

Я всегда использую на уроках закон ярких впечатлений. Ведь память в первую очередь реагирует на яркие впечатления. Обучение иностранному языку — это просто суперблагодатная почва , чтобы сеить яркие впечатления в памяти учеников. Как мы знакомим детей с традициями и обычиями стран изучаемого языка, как делаем с ними фонарики на день святого Мартина и гуляем с ними по улицам вечером распевая немецкие песни, как мы зажигаем 4 свечи в рождественском венке, ждём николауса с подарками и читаем ему стихотворения, при ознакомлении с католическим рождеством, как делаем вместе пасхальное дерево и играем в подвижные игры с пасхальными яйцами, дети хранят эти яркие моменты в памяти очень долго и соответственно связанный с этим лексический материал.

При объяснении какого то рутинного материала, который надо заучивать, например таблица склонения неопределенного артикля., тоже использовать яркие образы. Главное необычность, яркость образа, нестандартность, абсурдность, неожиданность. Например, я говорю, ребята, запомните, как у жирафа нет хобота, так у неопределенного артикля нет множественного числа.

Закон значимости информации. Информация значима для для ученика связана с его личностью, увлечениями, жизненным ценностям, Я пытаюсь подбирать индивидуальные задания такого типа, которые были бы интересны ученикам. Аудирование, девочки смотрят про моду, а мальчики про футбол.

При этом нужно указать ученикам, какую положительную роль эта информация может сиграть в их жизни, указать им на актуальность этой информации для них.


Закон деятельности. Чем больше информация включена в деятельность, которую совершает ученик, тем быстрее и прочнее она запоминается. Увлечь каким то интересным проектом, где используется лексика, которую нужно запомнить, либо же совершить действия с этим материалом, разбить на группы по смыслу, использовать кластеры, схемы, ментальные карты, как раз по фгосу всё это очень приветствуется. Приведу пример кластера, который мы с учениками недавно делали, когда прошли тему немецкоговорящие страны. Для закрепления лексики и систематизации страноведческой информации в целом, разбившись на группы дети составляли из карточек со словами, которые им были даны в хаотичном порядке структурированные ветки: например на первой ветки была германия, черно красно желтый флагберлин, кельн, бремен, бранденбургские ворота, рейн итд, на второй австрия, вена, моцарт и штраус итд... То есть ассоциации с каждой страной собирались на одну ветку.


Закон настроек и установок. Один из важных факторов, который нужно учесть при запоминании, это предполагаемое время хранения информации. То есть, когда я в 3 классе рассказываю детям, что мы будем учиться писать личное письмо то предупреждаю их, что аналогичное задание дается на ЕГЭ, чтоб они сразу знали что эта информация потребуется им ещё в старших классах.

Множесвто экспериментов доказывают этот закон. Например, если дать двум одинаковым группам для запоминания одинаковый материал, но одну из них приедупредить, что вспомнить его придёися через небольшой промежуток времени, а второй сказать, что помнить эту информацию придётся в течение очень длительного времени, то когда бы вы не устроили проверку (даже всего через 2 часа) результаты 2 группы, будут значительно лучше результатов первой. То есть материал будет усвоен прочнее. Поэтому, если нужно чтоб ученики запомнили информацию надолго, дайте им установку — помнить долго!


Закон предшествующих знаний. Пережде чем вводить новый материал, необходимо напомнить ученикам, какие знания по этой теме уже имеются. Попытаться проанализировать и систематизировать их. Например, когда я ввожу склонение указательных местоимений, мы опираемся на таблицу склонения определенного артикля, находим что в них схоже, что отличается. Можно увидеть, что она в какой то степени является основой в некоторых случаях для склонения этих местоимений.


Закон взаимовлияния следов и тормоза для памяти.

Следеует помнить что при ведении материала лучше всего запоминается начало и конец, середина подвержена действию торможения и запоминается хуже. Вот почему вовремя запоминания нужно делать перерывы, например на гимнастику. Пример wie die Vogel fliegen wir Тогда у нас будет не два, а 4 писка запоминания.  лучше много раз помалу, чем помногу мало раз. 

не следует ставить перед детьми сложные задачи, сразу после введения нового материала, если после запоминания дети будут выполнять сложную для них работу, например после введения новой лексики, делать с этой лексикой какое то суперсложное упражнение на закрепление по грамматике, то это может заблокировать запоминание. Сложная работа сразу после запоминания может оказать тормозящее влияние на процессы памяти.


Закон незавершенности. Незавершенные действия, фразы, тексты запоминаются лучше. Наше воображение старается завершить их самостоятельно, поэтому происходит автоматическая интеллектуальная работа с материалом, и…

Например, мы учим тему времена года. Я предлагаю им не выучить текст о весне, написанный в учебнике, а составить собственный по опорным словам и клише, например даю им начало письма и концовку они должны дописать сами, используя опорные слова и фразы.. Это им лучше всего запомниться.


Закон интереса . Всё то что вызывает у человека интерес, запоминается легко.

Здесь хочется упомянуть о современных технологиях для создания мотивации к предмету. В нашей гимназии есть мобильный лингафонный класс — это ноутбук и 15 планшетов, соединённые в одну сеть, который позволяет нам в первую очередь смотивировать обучающихся, и вообще использовать разные интересные формы работы, и работа с планшетами на уроке — это в принципе новая форма работы, ибо никакой учебник не угонится за современностью, - а современность обязательный компонент информативности и новизны урока.


В продолжение этого хотелось бы сказать пару слов о методическом содержании урока, в связи с новизной, как обязательной его характеристикой:

— при развитии речевого умения необходимо постоянное варьирование речевых ситуаций, связанное с речемыслительной деятельностью учащихся;

— речевой материал должен запоминаться непроизвольно, в процессе выполнения речемыслительных заданий;

— повторение речевого материала осуществляется благодаря его постоянному включению в ткань урока;

— упражнения должны обеспечивать постоянное комбинирование, трансформацию и перефразирование речевого материала;

— содержание учебных материалов должно вызывать интерес учащихся прежде всего своей информативностью;

  • необходима постоянная новизна всех элементов учебного про цесса

    Создание на уроке противоречивых ситуаций – это одно из условий развития памяти. Следующее условие - это придумывание вместе с детьми различных способов запоминания с помощью мнемотехники.

    Существует целый ряд мнемических приёмов, о некоторых из которых я уже сегодня упоминала, не вижу смысла тратить время и перечислять их все, вы можете увидеть их на экране.

    Вот и всё, что я хотела бы рассказать сегодня. Спасибо за внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!