СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальный статус и социальная роль

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Социальный статус и социальная роль»

Обществознание. 8 класс Социальный статус социальная роль Займите место и положение подобающее вам, и все признают это. Р. Эмерсон Михайлова Надежда Михайловна

Обществознание. 8 класс

Социальный статус социальная роль

Займите место и положение подобающее вам, и все признают это. Р. Эмерсон

Михайлова Надежда Михайловна

Социальный статус – положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе Реально любой человек занимает в обществе много позиций  СЫН ДРУГ РЕБЁНОК СПОРТСМЕН УЧЕНИК ОТЛИЧНИК Поэтому социологи говорят о статусном наборе  Статусный набор – совокупность всех статусов данного индивида Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Социальный статус – положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе

Реально любой человек занимает в

обществе много позиций

СЫН

ДРУГ

РЕБЁНОК

СПОРТСМЕН

УЧЕНИК

ОТЛИЧНИК

Поэтому социологи говорят о статусном наборе

Статусный набор – совокупность всех статусов данного индивида

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

При этом можно выделить ту позицию, которая является для человека наиболее существенной, определяет его социально. Это и будет главный статус человека Главный статус – наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его. Научный сотрудник  актер  врач  директор коммерческого банка Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

При этом можно выделить ту позицию, которая является для человека наиболее существенной, определяет его социально. Это и будет главный статус человека

Главный статус – наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его.

  • Научный сотрудник
  • актер
  • врач
  • директор коммерческого банка

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Что определяет социальный статус Из чего складывается социальный статус Уровень образования, квалификации Социальный (профессиональный) престиж Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы во взаимоотношениях с другими группами Объем собственности, размер дохода Возможность влиять на политическую жизнь Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Что определяет социальный статус

Из чего складывается социальный статус

Уровень образования,

квалификации

Социальный

(профессиональный) престиж

Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель

большой социальной группы

во взаимоотношениях с другими группами

Объем собственности, размер дохода

Возможность влиять на политическую жизнь

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Статусы, определяемые положением индивида в группе  Социальный статус  - положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы во взаимоотношениях с другими группами  Личный статус  - положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают ее члены в соответствии с его личными  качествами Социальный и личный статусы могут совпадать и не совпадать. Врач Н. обладает высоким профессиональным статусом, поскольку его специальность престижная, но в спортивной секции по каратэ, где он занимается два раза в неделю, к нему относятся как к аутсайдеру. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Статусы, определяемые положением индивида в группе

Социальный статус - положение

человека в обществе, которое

он занимает как представитель

большой социальной группы

во взаимоотношениях с другими

группами

Личный статус - положение

индивида в малой группе,

зависящее от того, как его

оценивают ее члены в

соответствии с его личными

качествами

Социальный и личный статусы могут совпадать и не совпадать.

Врач Н. обладает высоким профессиональным статусом, поскольку его специальность престижная, но в спортивной секции по каратэ, где он занимается два раза в неделю, к нему относятся как к аутсайдеру.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Виды статусов Предписанный Достигаемый приобретается  его обеспечивает семья Смешанный, приписанный По тому, как человек получает тот или иной социальный статус

Виды статусов

Предписанный

Достигаемый

приобретается

его обеспечивает семья

Смешанный, приписанный

По тому, как человек получает тот или иной социальный статус

Индивид не только обладает определенным социальным статусом, его постоянно оценивают другие люди, группы и общество, в котором он живет  Престиж и авторитет оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми связан с социальным статусом. Престижным могут быть профессия, вид деятельности обозначает степень признания личных или деловых качеств человека обществом или группой людей связан с личным статусом.  Авторитетным может быть определенный, конкретный человек Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Индивид не только обладает определенным социальным

статусом, его постоянно оценивают другие люди, группы и

общество, в котором он живет

Престиж и авторитет

оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми

связан с социальным статусом.

Престижным могут быть профессия, вид деятельности

обозначает степень признания личных или деловых качеств человека обществом или группой людей

связан с личным статусом.

Авторитетным может быть определенный, конкретный человек

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Статусные символы – это знаки отличия, позволяющие разграничить обладателей различных статусов Одежда Предметы Жилье Язык, речь Жесты Манера поведения Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Статусные символы – это знаки отличия, позволяющие разграничить обладателей различных статусов

Одежда

Предметы

Жилье

Язык, речь

Жесты

Манера поведения

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Статусный образ Статусные символы, права, обязанности и роль создают статусный образ, или имидж. Имидж – совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Статусный образ

  • Статусные символы, права, обязанности и роль создают статусный образ, или имидж.
  • Имидж – совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Социальный статус определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Приведите в соответствие Статусы Бизнесмен Виды статусов Русский Демографический Профессиональный Этнический Политический Семейный Территориальный Религиозный Христианин Сын Муж Москвич Мужчина Взрослый Отец Либерал Со статусом связаны ожидания Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Социальный статус

определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Приведите в соответствие

Статусы

Бизнесмен

Виды статусов

Русский

  • Демографический
  • Профессиональный
  • Этнический
  • Политический
  • Семейный
  • Территориальный
  • Религиозный

Христианин

Сын

Муж

Москвич

Мужчина

Взрослый

Отец

Либерал

Со статусом связаны ожидания

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Элементы статуса Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21» Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Элементы статуса

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ Социальный статус является характеристикой включенности человека в социальную структуру. В реальной жизни статус человека проявляется через те роли, которые он играет = соответствующее поведение. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ – совокупность требований, которые предъявляются обществом к лицам, занимающим конкретную социальную позицию. Социальная роль - манера или способ поведения, предписанный статусом Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

Социальный статус является характеристикой включенности человека в социальную структуру. В реальной жизни статус человека проявляется через те роли, которые он играет = соответствующее поведение.

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

совокупность требований, которые предъявляются обществом к лицам, занимающим конкретную социальную позицию.

Социальная роль - манера или способ поведения, предписанный статусом

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ Обычно человек в обществе исполняет несколько ролей. Например, мужчина – в семье он может быть мужем и отцом; на работе — начальником или подчиненным; в профессиональной деятельности он может быть врачом. Совокупность ролей, выполняемых человеком, называется ролевым набором. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ

Обычно человек в обществе исполняет несколько ролей. Например, мужчина – в семье он может быть мужем и отцом; на работе — начальником или подчиненным; в профессиональной деятельности он может быть врачом.

Совокупность ролей, выполняемых человеком, называется ролевым набором.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом. Он предложил пять характеристик любой роли: уровень эмоциональности; способ получения; масштаб проявления; степень формализации; мотивация ТОЛКОТТ ПАРСОНС (1902 — 1979) — американский социолог-теоретик Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом. Он предложил пять характеристик любой роли:

  • уровень эмоциональности;
  • способ получения;
  • масштаб проявления;
  • степень формализации;
  • мотивация

ТОЛКОТТ ПАРСОНС (1902 — 1979) — американский социолог-теоретик

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ Одни возникают стихийно в процессе общения, на основе образования, воспитания, интересов; вторые — на основе административных и правовых норм. Уровень эмоциональности  – одни роли требуют неэмоционального, сдержанного поведения, тогда как другие – экспрессивности Судья Музыкант Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ

Одни возникают стихийно в процессе общения, на основе образования, воспитания, интересов; вторые — на основе административных и правовых норм.

Уровень эмоциональности – одни роли требуют неэмоционального, сдержанного поведения, тогда как другие – экспрессивности

Судья

Музыкант

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Пожилой человек Студенты Автор: Михайлова Н.М.- Преподаватель МАОУ «лицей № 21»

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека.

Пожилой человек

Студенты

Автор: Михайлова Н.М.- Преподаватель МАОУ «лицей № 21»

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ МАШТАБ РОЛИ зависит от диапазона межличностных отношений – строго ограниченные или размытые. Продавец – покупатель Супруги Автор: Михайлова Н.М.- Преподаватель МАОУ «лицей № 21»

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ

МАШТАБ РОЛИ зависит от диапазона межличностных отношений – строго ограниченные или размытые.

Продавец – покупатель

Супруги

Автор: Михайлова Н.М.- Преподаватель МАОУ «лицей № 21»

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ ФОРМАЛИЗАЦИЯ – одни возникают стихийно в процессе общения, на основе образования, воспитания, интересов; вторые — на основе административных и правовых норм. Друзья Полиция Автор: Михайлова Н.М.- Преподаватель МАОУ «лицей № 21»

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ

ФОРМАЛИЗАЦИЯ – одни возникают стихийно в процессе общения, на основе образования, воспитания, интересов; вторые — на основе административных и правовых норм.

Друзья

Полиция

Автор: Михайлова Н.М.- Преподаватель МАОУ «лицей № 21»

Ролевой набор ситуационные роли основные (базовые) социальные роли а) роль труженика б) роль собственника в) роль потребителя г) роль гражданина д) роль члена семьи Пенсионер возраст Студенты обстоятельства Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Ролевой набор

ситуационные роли

основные (базовые) социальные роли

а) роль труженика

б) роль собственника

в) роль потребителя

г) роль гражданина

д) роль члена семьи

Пенсионер

возраст

Студенты

обстоятельства

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Ролевой конфликт - такая ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВЫЕ КОНФЛИКТЫ Личностно-ролевы е  - конфликтные ситуации, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности Внутриролевые – конфликты, при которых требования одной и той же роли противоречат друг другу Межролевые – конфликты, возникающие в ситуациях, когда требования одной роли противоречат требованиям другой Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Ролевой конфликт - такая ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей

СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВЫЕ КОНФЛИКТЫ

Личностно-ролевы е

- конфликтные

ситуации, когда

требования

социальной роли

противоречат

интересам и

жизненным

устремлениям

личности

Внутриролевые

конфликты, при

которых требования

одной и той же роли

противоречат друг

другу

Межролевые

конфликты,

возникающие в

ситуациях, когда

требования

одной

роли

противоречат

требованиям

другой

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ВЫВОДЫ В современном обществе большинство статусов являются достигаемыми. С любым статусом связана определенная роль. Выполнение роли, как правило, всегда имеет личностную окраску. Статус статическая категория, а роль динамическая. Индивиды осваивают роли в процессе социализации. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ВЫВОДЫ

  • В современном обществе большинство статусов являются достигаемыми.
  • С любым статусом связана определенная роль.
  • Выполнение роли, как правило, всегда имеет личностную окраску.
  • Статус статическая категория, а роль динамическая.
  • Индивиды осваивают роли в процессе социализации.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление Что такое социальный статус? Проиллюстрируйте его на своём примере. Что такое статусные символы и статусный имидж? Приведите примеры. Что такое социальная роль? Проанализируйте ролевой набор ученика школы.  Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление

  • Что такое социальный статус? Проиллюстрируйте его на своём примере.
  • Что такое статусные символы и статусный имидж? Приведите примеры.
  • Что такое социальная роль? Проанализируйте ролевой набор ученика школы.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

 1. В ходе социологического опроса 2007 г. (Левада-Центр) 1600 россиянам предлагалось ответить на вопрос о равноправии женщин и мужчин в современной России. Полученные результаты (отдельно по ответам двух групп: мужчины и женщины) представлены в графическом виде. Сформулируйте любые три вывода на основе мнений о равноправии женщин и мужчин в Российской Федерации по результатам опроса. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1. В ходе социологического опроса 2007 г. (Левада-Центр) 1600 россиянам предлагалось ответить на вопрос о равноправии женщин и мужчин в современной России. Полученные результаты (отдельно по ответам двух групп: мужчины и женщины) представлены в графическом виде.

Сформулируйте любые три вывода на основе мнений о равноправии женщин и мужчин в Российской Федерации по результатам опроса.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание § 14. Письменно в тетради задание 1 на слайде 23 Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание

  • § 14.
  • Письменно в тетради задание 1 на слайде 23

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!