СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Социальные статусы и роли",8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: познакомить со способами связи и взаимодей­ствия индивидов, занимающих определенные социальные пози­ции (статус) и выполняющих определенные социальные функции (роль); характеризовать социальные статусы и роли.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Социальные статусы и роли",8 класс»

Конспект урока №

Предмет: ____________________ Класс:_______ Дата проведения___________



ТЕМА: Социальные статусы и роли

Цели и задачи: познакомить со способами связи и взаимодей­ствия индивидов, занимающих определенные социальные пози­ции (статус) и выполняющих определенные социальные функции (роль); характеризовать социальные статусы и роли.

Планируемые результаты: предметные: применять понятий­ный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий социальная роль, гендерные различия, гендерные установки ', раскры­вать сущность социального статуса и социальных ролей; выде­лять позиции, определяющие статус личности; различать пред­писанные и достигаемые статусы; описывать ролевой репертуар личности; объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку; описывать основные социальные роли старших под­ростков;

метапредметные УУД — I) коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

2) регулятивные: опре­делять последовательность промежуточных целей с учетом ко­нечного результата; составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  1. познавательные: осуществлять расширенный поиск информа­ции; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассужде­ния, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и до­полнительный материал;

  2. личностные УУД: формирование и разви­тие познавательного интереса к обществоведческим проблемам; выражение собственного мнения к проблемам взаимоотношения поколений; осмысление социально-нравственного опыта предше­ствующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для рабо­ты в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

  1. Перемещение отдельных людей и целых групп в рамках со­циальной системы:

  1. социальная структура

  2. социальная мобильность

  3. социальный лифт

  4. социальная стратификация

  1. Требование соблюдения определенной дисциплины харак­терно для:

  1. малой группы 3) формальной группы

  2. неформальной группы 4) первичной группы


  1. Из двух суждений: а) конфликт, затрагивающий интересы большинства государств мира, называется локальным; б) кон­фликт несет в себе конструктивное начало:

  1. верно только а 3) верны оба суждения

  2. верно только б 4) оба суждения неверны


  1. Из двух суждений: а) основными критериями деления об­щества на страты социологи считают доход, власть, образование и престиж; б) современные страты являются замкнутыми группами:

  2. Социальное неравенство проявляется в:

  1. различиях между людьми по полу и возрасту

  2. отсутствии разделения труда

  3. распределении материальных благ поровну

  4. наличии привилегий для отдельных групп

  1. Механизмы, способствующие вертикальной социальной мобильности:

  1. образование

  2. перемена места жительства

  3. политическая деятельность

  4. переход на менее престижную должность

  5. надежда на везение, удачу (Проверка выполнения заданий.)



  1. Введение в новый материал

На предыдущем уроке вы познакомились с социальной струк­турой общества. Сегодня мы рассмотрим проблему социальных статусов и ролей.

Тема урока: «Социальные статусы и роли».

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

  1. Социальная позиция человека в обществе.

  2. В поисках себя.

  3. Отцы и дети.

  4. По признаку пола.


Проблемные вопросы

  • Что определяет статус человека?

  • Может ли человек в современном обществе изменить свой социальный статус, если он его не устраивает?

  • Что мешает взаимопониманию подростков и их родителей?



  1. Работа по теме урока

  1. Социальная позиция человека в обществе

В ходе урока мы будем пользоваться следующими терминами. Социальная структура — совокупность взаимосвязанных эле­ментов, составляющих внутреннее строение общества.

Страта — элемент социальной структуры (социальный слой или группа), объединенный неким общим общественным при­знаком (имущественным, профессиональным и т. п.).

Социальная группа — совокупность людей, выделенных по со­циально значимым критериям.

  • Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «соци­альный статус»?

(Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует их на до­ске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «соци­альный статус».)

Запись в тетради

Социальный статус — положение человека в социальной структуре общества (группы), занимаемое им в соответствии с возрастом, происхождением, профессией, уровнем образова­ния, полом.

Социальная роль — способ поведения человека, ориентирован­ный на социальный статус.

Совокупность всех статусов человека именуют статусным на­бором. Например, господин Н. является преподавателем, челове­ком средних лет, кандидатом наук, ученым секретарем научного совета, заведующим кафедрой, членом профсоюза, членом пар­тии, православным, избирателем, мужем, отцом и т. д.

Когда говорят «положение обязывает», то подразумевают, что форму и способ поведения определяют не столько личные каче­ства человека, сколько занимаемое им положение в обществе, его социальный статус.

Большую роль в формировании социального статуса играют понятия:

  1. престиж (влияние, уважение) — оценка обществом или со­циальной группой общественной значимости тех или иных пози­ций, занимаемых людьми;

  2. авторитет - степень признания группой людей или обще­ством личных и деловых качеств определенного человека.



  • Какие обязательства накладывает на человека высокий статус?

(Ответы учеников.).

  • Работая с п. I § 14 учебника, определите виды статусов и за­полните таблицу





ВИДЫ СТАТУСОВ

Вид

Характеристика

Приписанный (предписанны й)

Положение, определенное человеку по рождению, которое он не может с легкостью изменить соб­ственным достижением

Достигаемый

Результат прилагаемых усилий (образование, ма­териальное положение, политическое влияние, квалификация, деловые связи)

Вид

Характеристика

Прирожденный

Пол, возраст, этническая принадлежность, раса

Приписываемый

Социальный статус, полученный «автоматически» его носителем в силу независящих от него факто­ров (например, титул по закону, рождению)

(Проверка выполнения задания.)

Общество придумало внешние знаки отличия, позволяющие распознать обладателей различных статусов. Например, воинские звания и знаки отличия в армии. А как обстоит дело со статусны­ми символами гражданского населения? Иногда дело доходило до курьезов. Так, в Средние века регламентация одежды и обуви носила такой точный характер, что без ошибки, с помощью де­ревянной линейки, можно было определить, кто есть кто. В XV в. в Германии были установлены точные размеры длины носка боти­нок: для принцев и князей — два с половиной фута, для высшего дворянства — два фута, для простых рыцарей — полтора фута, для богатых людей — один фут. А бедных отличали легко — по корот­кому носку, всего половина фута.

  • Разделитесь на три группы. Создайте статусные образы представителей различных профессий.

Первая группа — статусный образ учителя.

Вторая группа — статусный образ юриста.

Третья группа — статусный образ спортсмена.

(Проверка выполнения задания.)

Всем хорошо известны знаменитые строки Шекспира.

Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль.

Действительно, каждый человек играет несколько социальных ролей. Общество выдвигает определенные требования к личности, имеющей тот или иной статус, и ожидает от нее соответствующего поведения. От человека, обладающего данным статусом, окру­жающие ожидают адекватного поведения.

  • Смоделируйте ситуации, при которых поведение человека противоречит его статусу и вызывает недоумение. Объяс­ните свою модель.

(Проверка выполнения задания.)

Американский ученый Т. Парсон считал, что любая социаль­ная роль может быть описана с помощью пяти основных харак­теристик:

  1. уровень эмоциональности (актер не может быть не эмо­циональным, шофер за рулем должен быть сдержанным);

  2. способ получения (роль сына или отца предписывается, роль депутата либо руководителя производства завоевы­вается);

  3. масштаб — ограничение определенными аспектами взаи­модействия людей (роли врача и пациента ограничены во­просами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента);

  4. формализация — взаимодействие с людьми на основе уста­новленных правил (роли милиционера и военного форма­лизованы, роль же жителя большого города или городского района — произвольна);

  5. мотивация (роль бизнесмена мотивирована прибылью, матери — благом семьи, общественного деятеля — благом народа).


  1. В поисках себя

Каждая отдельная личность выстраивает свою жизнь и дея­тельность по неким программам или сценариям, которые опреде­ляются социальными условиями и усвоенными личностью куль­турными установками.

  • Разделитесь на четыре группы. Работая с п. 3 § 14 учебни­ка, определите ролевой репертуар различных возрастных групп.

Первая группа характеризует ролевой репертуар старшего по­коления.

Вторая группа описывает ролевой репертуар детей.

Третья группа анализирует ролевой репертуар подростков.

Четвертая группа исследует ролевой репертуар молодежи.

(Презентация и обсуждение результатов работы групп.)


  1. Отцы и дети

  • Какие ассоциации вызывает у вас слово «поколение»?

(Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует их на до­ске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «поко­ление».)

Таким образом, поколение — это:

  1. люди, родившиеся в определенный период времени;

  2. группа людей в рамках 30-летнего периода.


  • Работая с п. 3 § 14 учебника, определите причины конфлик­та между поколениями.

Вопросы для дискуссии

  • В чем заключается проблема «отцов» и «детей»?

  • «Вечная» ли эта проблема?

  • Можно ли утверждать, что в наши дни причины разрыва между поколениями увеличиваются? Почему?

  • Так ли велик разрыв между «отцами» и «детьми»?

  • Что мы подразумеваем под преемственностью поколений?

(Проводится мини-дискуссия. Подведение итогов работы

по данному вопросу.)


  1. По признаку пола

В обществе действуют и гендерные различия (от гендер — со­циальный пол).

  • Познакомьтесь с ситуацией и ответьте на вопросы.

Рабочий материал

В морозное утро на автобусной остановке стояли двое. Несмотря на то что на улице было очень холодно, оба ждущих были без ша­пок. Когда сидящая на остановке пожилая женщина спросила у них, почему же те без головного убора, один ответил: «Мне совершенно не холодно», а другой «Я испорчу прическу».

Вопросы к тексту

  • Скажите, кто из них — девочка, а кто — мальчик? Ответ ар­гументируйте.

  • Как вы определили пол наших героев?

(Ответы учеников.)


Задание ни у кого не вызвало особых трудностей. Ваши ответы основаны на мнении, что мальчики не боятся мороза, а девочки беспокоятся о своей внешности. Но почему вы так думаете? Не­ужели вы знаете всех в мире мальчиков и всех в мире девочек? Конечно же, нет, тогда на основании чего вы сформулировали свой ответ? Наверное, на основании того, что в обществе суще­ствуют устойчивые представления о том, какими должны быть девочки и женщины, мальчики и мужчины. Это так называемые гендерные стереотипы. Исследователи утверждают, что они воз­никают на почве различных статусов и ролей женщин и мужчин в обществе. До начала XX в. в обществе преобладало мнение, что женщина создана только для воспитания и рождения детей и под­держания домашнего очага. И даже в наше время часть людей счи­тает, что женщина должна быть домохозяйкой, а не личностью, которая может успешно решать различные социальные проблемы.

  • Чем опасны гендерные стереотипы?

(Ответы учеников.)

Устаревшие взгляды мешают движению общества вперед, и, прежде всего в области профессиональной занятости, где человек лучше может проявить себя. Здесь следует избавиться от стереоти­па, по которому женщина имеет различные с мужчиной возмож­ности на рынке труда. Не менее важно уметь правильно построить отношения в семье на основе взаимного уважения и поддерж­ки. Независимо от того, кто больше зарабатывает или занимает высокую должность, в семье супруги должны оставаться самими собой, поддерживать друг друга в своих стремлениях, помогать в воплощении жизненных планов.

Мать и отец должны принимать одинаковое участие в воспи­тании детей и их обеспечении, выполнении повседневных быто­вых обязанностей. Не должно быть места унижению достоинства личности, следует в любой ситуации оставаться человеком, спо­собным к взаимопомощи и взаимопониманию.

  1. Подведение итогов урока

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

  1. Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 121 учебника.

  2. Выполните задания рубрики «В классе и дома» на с. 121, 122 учебника.

(Проверка выполнения заданий.)

Домашнее задание

  1. Прочитать § 14 учебника.

  2. Подготовить презентацию на тему: «Гендерные стереотипы».



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!