СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания в 8 классе «Социальные статусы и роли»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обществознания в 8 классе «Социальные статусы и роли». Цельурока - познакомить учащихся со способами связи и взаимодействия индивидов, занимающих определённые социальные позиции (статус) и выполняющих определённые социальные функции (роль); характеризовать социальные статусы и роли.

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания в 8 классе «Социальные статусы и роли»»

Урок обществознания в 8 классе «Социальные статусы и роли»

Цель: познакомить со способами связи и взаимодействия индивидов, занимающих определённые социальные позиции (статус) и выполняющих определённые социальные функции (роль); характеризовать социальные статусы и роли.

Планируемые результаты:        

Предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий социальная роль, гендерные различия, гендерные установки, раскрывать сущность социального статуса и социальных ролей; выделять позиции, определяющие статус личности; различать предписанные и достигаемые статусы; описывать ролевой репертуар личности; объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку; описывать основные социальные роли старших подростков;

 Метапредметные УУД :

1) коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

3)познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал;

4) личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к обществоведческим проблемам; выражение собственного мнения к проблемам взаимоотношения поколений; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний по теме «Социальная структура общества»

Игра «Согласен- не согласен» (технология отработки заданий ОГЭ по обществознанию «Задания на установление истинности двух суждений»)

Ход игры: на столах у каждого ученика лежат две сигнальные карточки (красная (утверждение неверно), зелёная (утверждение верно). На слайдах презентации появляются утверждения, с которыми ученики либо соглашаются, либо-нет.

Утверждения:

  1. Социальная структура общества представляет собой совокупность социальных общностей и систему взаимосвязей и отношений между ними.(да)

  2. Социальная группа – это любая совокупность людей, выделенных по профессии, месту жительства. (да)

  3. Социальная структура становится сложнее по мере развития общества (да)

  4. Стремление сторон любой ценой защитить свои интересы – одна из причин социальных конфликтов (да)

  5. Социальные конфликты всегда приводят к негативным социальным последствиям (нет)

  6. Социальная группа – это любая совокупность людей, выделенных по полу, возрасту, национальности. (да)

  7. Социальное падение, как и восхождение,  могут совершать целые социальные группы. (да)

  8. Вертикальная социальная мобильность связана с изменениями социального положения в пределах одной и той и той же страты. (нет)

  9. В больших социальных группах личные контакты между всеми членами группы невозможны (да)

  10. Каждый человек может входить в несколько социальных групп (да)

Оценка ответов учащихся:

 - Кто ни разу не ошибся?

 - У кого была 1 ошибка?

 - эти дети могут поставить себе «5» за домашнее задание.

 - У кого было 2 ошибки? (ставим отметку «4»)

 - У кого было 3 ошибки? (ставим отметку «3»)

III. Мотивационный этап. Постановка целей урока.

Работа в группах. Учитель раздаёт учащимся задания – разыграть определённую ситуацию. Остальные учащиеся должны догадаться, о чём идёт речь.

Группа №1. Врач на приёме. К нему пришла бабушка, жалуется на различные недомогания (боли в спине, ломота в суставах, давление высокое). Врач её полностью игнорирует, слушает музыку в наушниках, пританцовывает.

Реквизит: Белый халат, шапочка, телефон с наушниками.

Группа №2. Учитель на уроке объясняет ученикам материал, используя блатной жаргон. Слова: типа, короче, в натуре, вы врубились или нет? И другие… Ученики обращаются к учителю по имени, отчеству.

Реквизит: журнал, указка.

Группа №3. Сын пришёл домой из школы, а мама, вместо того, чтобы сварить еду, прибрать в квартире, целый день играет в компьютерную игру (стрелялки какие-нибудь). На просьбы сына покормить его, отмахивается, предлагает самому что-нибудь приготовить.

Реквизит: ноутбук.

Группа №4. Девушка подбегает к полицейскому в слезах, просит его задержать грабителей, которые отобрали у неё сумочку. Полицейский отвечает, что он их сам боится, и вообще пусть попросит кого-нибудь из прохожих.

Обсуждение:

 - Что Вам показалось странным в разыгранных ситуациях? (люди вели себя не так как положено);

 - А кто определил как положено вести себя данным людям? (их положение в обществе, т.е. статус)

Учитель на доске записывает слово «статус».

 - Какое задание было у каждой группы? (разыграть ситуацию, то есть сыграть роль)

Учитель на доске пишет слово «роль».

 - Согласны ли вы, что роли героев сценок не соответствовали их статусу? (да)

 - Запишите тему урока «Социальные статусы и роли»

 - О чём мы будем сегодня говорить? (постановка целей урока).

III. Первичное усвоение новых знаний.

Запишите определения понятия:

Социальный статус – положение человека в обществе  в соответствии с возрастом, полом, профессией, образованием и т.д.

Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Найди место» (Технология отработки задания ОГЭ «Установление соответствия»). Детям предлагается разделить различные социальные статусы на две группы: брат, хирург, сын, итальянец,  режиссер, президент компании,  бродяга.

(Дети записывают на доске)

Обсуждение: почему так разделили статусы?

Должны выйти на понятия предписанный статус и достигаемый:

Предписанный (приписанный) статус: брат, сын, итальянец.

Достигаемый статус:  хирург, режиссёр, президент компании, бродяга.

Социальная роль – способ поведения человека, ориентированный на социальный статус.

 - Назовите свой социальный статус.

 - Почему называем не один? (потому что каждый человек обладает статусным набором)

Например: гражданин Н. может являться преподавателем, человеком средних лет, кандидатом наук, членом профсоюза, членом партии, православным, избирателем, мужем, отцом, сыном и т.д.

 - Что произойдёт, если социальный статус и социальная роль не совпадут? (общество может не принять человека, могут последовать санкции. Доктора,  учителя, полицейского  уволят с работы, маму поставят на учёт в комиссию по делам несовершеннолетних, возможно, лишат детей).

Такая ситуация называется «ролевой конфликт»

Понятия «престиж» и «авторитет».

 - Чем отличаются эти понятия? Если дети затрудняются ответить, то можно предложить составить словосочетания с прилагательными «престижный» и «авторитетный».

Престижное место, престижная профессия, престижный автомобиль, престижный курорт.

Авторитетный руководитель, авторитетный депутат, авторитетный учитель.

Т.е. Престижным может быть место, а авторитетным – человек.

 - Может неавторитетный человек занимать престижное место?

 - Может авторитетный человек занимать непрестижное место?

Престиж – оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми.

Авторитет – степень признания обществом личных и деловых качеств определённого человека?

IV. Первичная проверка знаний.

Решение тестовых заданий (раздаточный материал)

 - Перед тем, как выполнить задание, поставьте свою отметку,  которую получили в начале урока, в тетрадь.

Тест «Социальный статус. Социальная роль».

1. Что не относится к предписанному статусу человека?

1) социолог

2) мужчина

3) 55 лет

4) русский

 

2. Гражданин М. спас человека и получил звание Герой России. Какой статус он приобрёл?

 

1) предписанный

2) личный

3) достигаемый

4) прирождённый

 

3. Как называется положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с полом, возрастом, профессией, социальным положением и предполагающее определённые права и обязанности?

 

1) социальный статус

2) социальная роль

3) социализация

4) ролевой репертуар

 

4. Социальная роль – это

1) положение человека в обществе

2) ожидание, предписание поведения, соответствующего статусу

3) совокупность обязанностей человека перед обществом

4) совокупность статусов человека

5. Представление людей о том, что кинозвезда должна прекрасно выглядеть, носить дорогую одежду, - это пример

 

1) социальной ратификации

2) социальной роли

3) социальной мобильности

4) социального происхождения

 

6. Верны ли следующие суждения?

А. Социальный статус определяет социальные роли человека.

Б. Каждый человек обладает одним социальным статусом.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

 

V. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

VI. Рефлексия (подведение итогов занятия)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!