Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Концепция национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011г. № 03-296).
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Программа внеурочной деятельности «Путешествие по родному краю» предназначена для реализации в общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования детей и предлагает организацию образовательного процесса общеинтеллектуального направления, в частности краеведения.
Программа рассчитана на 1 год обучения, занятия проводятся 1 раз в неделю, за год – 35 часов. Данную программу можно реализовывать для учащихся в возрасте 6-10 лет.
Знакомясь с материалом, который представлен в алфавитном порядке, в доступной форме с использованием фотографий, загадок, стихов, кроссвордов, интересных фактов, юные читатели начинают получать азы краеведения. Использование игрового материала, а также проведение мини-исследований позволит юным краеведам не только узнать много нового и интересного о родном крае, но и составить карту-путеводитель по Ульяновской области.
Ценность данной программы заключается в том, что она личностно-ориенти-рованная, направлена на личностное развитие ребёнка и формирование стойкой жизненной «Я» - позиции.
Актуальность программы заключается в том, что воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Данная задача является одной из основных составляющих всестороннего развития личности. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Краеведение – это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Только зная историю родного края, соотнося её с судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином своего Отечества, готовым принять на себя ответственность за судьбу России. Юные краеведы сохраняют и приумножают лучшие традиции культурного наследия малой родины.
Новизна программы – в подборе тем, отражающих историю, проблемы, связанные с непосредственным окружением обучающихся, жизнью города Ульяновска и Ульяновской области. Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинирования различных видов деятельности: беседа, игра, викторина, наблюдение и так далее. На каждую букву авторы подобрали информацию о родном крае, предлагают творческие задания, загадки и многое другое
Практическая значимость программы заключается в следующем:
Программа помогает постичь основы краеведения, сделать первые шаги по исследованию родного края.
Благодаря программе у обучающихся формируется основы гражданственности, любви и уважению к родному краю.
Программа учит быть не просто пассивными читателями, но учиться проводить исследования, работать вместе со взрослыми, совершать маленькие открытия, делиться своими знаниями с окружающими.
При обучении по данной программе используются следующие методы:
Объяснительно-иллюстративный метод – это объяснение нового материала, работа с литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала. При помощи него обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию педагога.
Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения обучающимися навыков и умений и обогащения знаний.
Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы обучающихся.
Проектный метод используется при организации научно-исследовательской деятельности обучающихся, решении конкретных задач.
Исследовательский метод используется для развития умения учащихся работать с различными источниками информации, вычленять проблемы для организации исследования, искать пути реализации этих проблем.
Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы «Азбука юного ульяновского школьника или путешествие по родному краю»: чтение и анализ материалов книги, игры, беседы, экскурсии, выполнение творческих проектов и детских научно-исследовательских работ, практические работы.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме.
Цель программы: создание условий для всестороннего развития личности младшего школьника на основе личностно-ориентированной, краеведческой деятельности.
Данная цель реализуется в следующих задачах:
образовательные:
формирование представлений о малой Родине, развитие гордости за героическое прошлое своего родного края, интереса к культуре родного края;
формирование информационной грамотности, т.е. совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию с целью удовлетворения потребностей, имеющих образовательное и практическое значение,
формирование умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно – исторических источников, применять их в новой ситуации,
формирование элементов творческой деятельности.
развивающие:
развитие творческих способностей, всестороннее развитие учащихся;
формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры;
развитие у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своей роли в жизни родного края;
развитие внимания к собственной речи и речи собеседника;
развитие образного и логического мышления.
воспитательные:
осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование уважительного отношения к своему родному краю, его природе и культуре, истории и современной жизни;
воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим памятникам, объектам природы.
Структура программы обучения
Программа включает 6 разделов:
1. Известные люди родного края.
2. Промышленные и культурные объекты родного края.
3. Географические объекты.
4. Памятники природы.
5. Растения Ульяновской области.
6. Животные Ульяновской области.
Результаты изучения программы
«Путешествие по родному краю»
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Содержание программы
1. Известные люди родного края.
Цель: познакомить с известными людьми родного края, их жизнью, поступками, деятельностью, показать, чем они прославили родной край и вошли в его историю.
1.1.-1.2. Тема: Аксаков Сергей Тимофеевич.
Теория: жизнь и творчество писателя.
Практика: знакомство с произведением «Аленький цветочек», рассказ о прототипе цветка, раскрашивание иллюстрации из произведения.
Оборудование: книга, произведение «Аленький цветочек», аудиозапись сказки, раскраски к произведению
Методы и формы: рассказ, демонстрация наглядного материала; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.3. Тема: Андрей Блаженный.
Теория: юродивый, канонизация, святой.
Практика: знакомство с симбирским святым, знакомство с храмом, где хранятся мощи Андрея Блаженного.
Оборудование: книга, фотографии храма, икон.
Методы и формы: рассказ, демонстрация наглядного материала, коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.4. Тема: Благов Николай Николаевич.
Теория: поволжский поэт, Государственная премия России, журнал «Волга».
Практика: работа с текстом книги, знакомство со стихотворениями.
Оборудование: книга, сборники стихов.
Методы и формы: рассказ, беседа, дискуссия, демонстрация наглядного материала; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.5. Тема: Ведин Фёдор Иванович.
Теория: военная печать, очерк, пропагандировал идеи советского патриотизма.
Практика: знакомство с текстом книги, беседа и обсуждение статьи.
Оборудование: книга, фотография писателя.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.6. – 1.7. Тема: Гончаров Иван Александрович.
Теория: музей Гончарова, памятник дивану Обломова, объекты, связанные с именем И.А.Гончарова.
Практика: работа со статьёй учебника, выполнение практического задания.
Оборудование: книга, фотографии гончаровских мест, произведения И.А.Гончарова.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, групповая, коллективная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.8. Тема: Гай Гая Дмитриевич.
Теория: Военный деятель, белогвардейцы.
Практика: знакомство с текстом статьи.
Оборудование: текст статьи, фотографии памятника.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, групповая, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.9. Тема: Давыдов Денис Васильевич.
Теория: Отечественная война 1812 года, партизанские действия.
Практика: знакомство со статьёй книги.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.10. Тема: Донец Станислав Юрьевич.
Теория: короткая вода, комбинированная эстафета.
Практика: знакомство со статьёй книги.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.11. Тема: Ивашев Пётр Никифорович.
Теория: участник штурма Очакова и Измаила, декабрист.
Практика: знакомство со статьёй учебника.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.12. Тема: Карамзин Николай Михайлович.
Теория: журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума».
Практика: знакомство с текстом статьи.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.13. Тема: Крылов Владимир Валентинович.
Теория: легкоатлет, Олимпийский чемпион.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.14. Тема: Любищев Александр Александрович.
Теория: энтомолог, система учёта времени.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.15. – 1.16. Тема: Ленин (Ульянов) Владимир Ильич.
Теория: политический деятель, революционер, создатель партии большевиков.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, выполнение практического задания по нахождению ленинских мест.
Оборудование: книга, доклады учеников с фотографиями.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.17. – 1.19. Тема: Минаев Дмитрий Дмитриевич.
Теория: сатирик, критик, переводчик.
Практика: знакомство с текстом статьи, практическое задание, знакомство с произведениями Минаева.
Оборудование: книга, произведения Минаева, доклады учеников.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.20. Тема: Матросов Александр Матвеевич.
Теория: герой Советского Союза, трудовая колония.
Практика: знакомство со статьёй книги, фотографиями героя.
Оборудование: книга, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.21. Тема: Неверов (Скобелев) Александр Сергеевич.
Теория: основатель народного театра.
Практика: знакомство со статьей книги.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.22. Тема: Огарёв Николай Платонович.
Теория: философ, политический деятель.
Практика: знакомство с текстом статьи и обсуждение её.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.23. – 1.24. Тема: Ознобишин Дмитрий Петрович.
Теория: переводчик, общественный деятель.
Практика: знакомство со статьёй книги, выполнение практического задания.
Оборудование: книга, произведения Ознобишина.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работа.
Формы контроля: текущий контроль.
1.25. Тема: Полбин Иван Семёнович.
Теория: командир бомбардировочного авиационного полка.
Практика: знакомство со статьёй книги.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.26. Тема: Пластов Аркадий Александрович.
Теория: живописец, график.
Практика: знакомство со статьёй книги, картинами Пластова.
Оборудование: книга, картины Пластова.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.27. – 1.28. Тема: Радищев Александр Николаевич.
Теория: мыслитель, писатель.
Практика: статья книги, басни Радищева.
Оборудование: книга, произведения Радищева.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.29- 1.30. Тема: Разумовский Дмитрий Александрович.
Теория: террорист, героизм..
Практика: знакомство с текстом статьи, выполнение практических заданий.
Оборудование: книга, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.31. Тема: Садовников Дмитрий Николаевич.
Теория: фольклорист, этнограф, поэт.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга, произведения.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.32. Тема: Тургенев Николай Иванович.
Теория: экономист, публицист, декабрист.
Практика: знакомство и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.33 – 1.34. Тема: Трёшников Алексей Фёдорович.
Теория: океанолог, географ, исследователь Арктики.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, выполнение практического задания.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная, индивидуальная формы работы..
Формы контроля: текущий контроль.
1.35. Тема: Ульянов Илья Николаевич.
Теория: педагог, просветитель, директор народных училищ.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.36. Тема: Хитрово Богдан Матвеевич.
Теория: боярин, оружейничий, дворецкий.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.37. Тема: Чардынин Пётр Иванович.
Теория: актёр, кинорежиссёр.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.38. Тема: Шатров Николай Яковлевич.
Теория: фабрикант, купец, меценат.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.39. Тема: Эрьзя Степан Дмитриевич.
Теория: художник, скульптор.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.40. Тема: Юртов Авксентий Филиппович.
Теория: просветитель.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.41. Тема: Языков Николай Михайлович.
Теория: поэт.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.42. Тема: Яковлев Иван Яковлевич.
Теория: просветитель, переводчик.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.43. Тема: Испытай себя.
Практика: выполнение практических тестовых заданий.
Оборудование: книга.
Методы и формы: контроль знаний, индивидуальная форма работы.
Формы контроля: итоговый контроль.
2. Промышленные и культурные объекты родного края.
Цель: познакомить с промышленными и культурными объектами родного края, их значением в жизни родного края.
2.1. Тема: Моя малая родина.
Теория: Кодекс жителя Ульяновской области, знаменитые люди Ульяновской области.
Практика: знакомство и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга, фотографии, стихотворения.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
2.2 -2.3. Тема: Символы Ульяновска.
Теория: герб, гимн Ульяновска.
Практика: знакомство и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга, иллюстрации герба, текст гимна Ульяновска,
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
2.4. Тема: Ульяновск – город семи ветров.
Теория: крупный город России, административный центр Ульяновской области.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга, фотографии города Ульяновска.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
2.5. – 2.6. Тема: Улицы города Ульяновска.
Теория: улицы города, твоя улица.
Практика: знакомство с текстом статьи в книге, нахождение материала об истории своей улицы. Исследование о своей улице.
Оборудование: книга, исследования детей.
Методы и формы: частично-поисковый; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: итоговый контроль.
2.7. Тема: Рекорды Ульяновской области.
Теория: рекорды Ульяновской области.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, практическая работа по составлению списка рекордов Ульяновской области.
Оборудование: книга, фотографии, исследования детей.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная, групповая, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: итоговый контроль.
2.8. Тема: Авиастар.
Теория: Авиастар – крупнейший производитель авиационной техники.
Практика: знакомство и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, групповая, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
2.9. Тема: Дом-особняк С.С.Бакунина.
Теория: особняк, мансарда, «Теремок».
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга, фотографии, иллюстрации.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
2.10.-2.11. Тема: Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т.Аксакова.
Теория: библиотека, викторина.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, викторина.
Оборудование: книга, фотографии, библиотечные книги.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
2.12. Тема: Памятник букве Ё.
Теория: памятник седьмой букве алфавита.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, экскурсия к памятнику.
Оборудование: книга, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
2.13. – 2.16. Тема: Музей-заповедник.
Теория: Музей-заповедник «Родина В.И.Ленина», 6 музеев, 4 музейных центра.
Практика: знакомство с тексом книги, исследования детей, экскурсии в музеи.
Оборудование: книга, справочный материал, сообщения детей, фотографии, иллюстрации, литературный материал.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
2.17. – 2.19. Тема: Театры Ульяновска.
Теория: Драматический театр имени И.А.Гончарова, кукольный театр имени В.Леонтьевой, театр юного зрителя.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, посещение театров.
Оборудование: книга, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, групповая, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
2.20. – 2.21. Тема: Духовой оркестр Ульяновской области.
Теория: Ульяновский государственный духовой оркестр «Держава», музыкальные инструменты.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, раскрашивание музыкальных инструментов. Загадки о музыкальных инструментах.
Оборудование: книга, иллюстрации, фотографии.
Методы и формы: коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
2.22. Тема: Ульяновский автомобильный завод.
Теория: Ульяновский автомобильный завод, рекорды автомобильного завода.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, раскрашивание модели УАЗа.
Оборудование: книга, иллюстрации, фотографии.
Методы и формы: коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
2.23. – 2.24. Тема: Храмы Ульяновска.
Теория: православные церкви, мечети, синагоги, кирхи.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, экскурсии.
Оборудование: книга, иллюстрации, фотографии.
Методы и формы: коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
2.25. Тема: Испытай себя.
Практика: выполнение практических тестовых заданий.
Оборудование: книга.
Методы и формы: контроль знаний, индивидуальная форма работы.
Формы контроля: итоговый контроль.
3. Географические объекты
Цель: познакомить с географическими объектами Ульяновской области.
3.1. Тема: Аммонит.
Теория: гигантские беспозвоночные моллюски.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, рассматривание образцов аммонитов.
Оборудование: книга, образцы аммонитов, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная форма работа.
Формы контроля: текущий контроль.
3.2. Тема: Белемнит.
Теория: вымершие головоногие моллюски.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, рассматривание образцов белемнитов.
Оборудование: книга, образцы белемнитов, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
3.3. -3.4. Тема: Белое озеро.
Теория: представители флоры ледниковых эпох.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, исследования детей.
Оборудование: книга, фотографии, сообщения детей.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
3.5. Тема: Река Волга.
Теория: Волжское водохранилище, Президентский мост.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга, фотографии, иллюстрации.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
3.6.-3.7. Тема: Грибы, занесённые в Красную книгу Ульяновской области.
Теория: грибы, Красная книга.
Практика: познакомить с грибами, разгадать кроссворд.
Оборудование: книга, иллюстрации.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
3.8. Тема: Никольская гора.
Теория: Белая гора – возвышенность Сурского района.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга, фотографии, иллюстрации.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
3.9. Тема: Пальцинский остров.
Теория: Пальцинский остров.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга, фотографии, иллюстрации.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, групповая формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
3.10. Тема: Река Свияга.
Теория: Свияга – река Ульяновской области.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, фотографий.
Оборудование: книга, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
3.11. Тема: Симбирцит.
Теория: поделочный камень из группы кальцитов, памятник симбирциту в Ульяновске.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, фотографий.
Оборудование: книга, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
3.12. Тема: «Чёрное озеро».
Теория: Экологический парк «Чёрное озеро».
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, фотографий.
Оборудование: книга, открытки, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
3.13. Тема: Черемшан.
Теория: река в Ульяновской области.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, фотографий.
Оборудование: книга, открытки, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
3.14. Тема: Юловский пруд.
Теория: запруда на речке Юловке.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, фотографий.
Оборудование: книга, открытки, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
3.15. Тема: Языково.
Теория: родовое имение дворян Языковых.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, фотографий.
Оборудование: книга, открытки, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, групповая формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
4. Памятники природы.
Цель: познакомить с памятниками природы Ульяновской области, их расположением, значимостью, природоохранными мероприятиями.
4.1. Тема: Акшуатский дендропарк.
Теория: дендропарк, памятник природы.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
4.2. Тема: Баевское окаменелое дерево.
Теория: памятник природы – окаменелое древесное растение.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
4.3 – 4.5. Тема: Винновская роща.
Теория: памятник природы, истории и культуры.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника, разгадывание кроссворда о растениях Винновской рощи, раскрашивание листьев.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
4.6. Тема: Гранное ухо.
Теория: памятник природы – гора, легенды горы.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
4.7. – 4.8. Тема: Заказники Ульяновской области.
Теория: Ульяновский государственный палеонтологический заказник, Сурский заказник, Новоникулинский заказник, Базарносызганский заказник.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
4.9. Тема: Клюквенный залив.
Теория: залив, «Губа», сплавина.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
4.10. Тема: Лебяжинская корава.
Теория: корава, водохранилище.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
4.11. – 4.12. Тема: Маришкин родник.
Теория: памятник природы – родник в Ленинском районе города Ульяновска.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника, легенда о Маришкином роднике.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии, сообщения детей.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
4.13. Тема: Наяновский солончак.
Теория: памятник природы, солончак, научная лаборатория.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
4.14. Тема: Берег орланов.
Теория: орлан-белохвост.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
4.15. Тема: Скрипинские кучуры.
Теория: памятник природы, кучуры.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
4.16. Тема: Ундоровский источник.
Теория: водолечебница, минеральная вода «Волжанка».
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
4.17. Тема: Шиловская лесостепь.
Теория: памятник природы.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
4.18. Тема: Сенгилеевские меловые горы. Мел.
Теория: природоохранная территория.
Практика: изучение свойств мела.
Оборудование: работа с картой Ульяновской области, мел, сосуд, вода, пинцет, лупа.
Методы и формы: исследовательский; коллективная и индивидуальная работа.
Формы контроля: текущий контроль.
4.19. Тема: Испытай себя.
Практика: выполнение практических тестовых заданий.
Оборудование: книга.
Методы и формы: контроль знаний, индивидуальная форма работы.
Формы контроля: итоговый контроль.
5. Растения Ульяновской области.
Цель: Познакомить с растениями (в том числе и редкими, исчезающими) Ульяновской области, особенностями их произрастания, практической значимостью.
Занятия по темам 5.1. – 5.40 строятся по единому плану:
- чтение и обсуждение статьи в книге;
- работа с энциклопедией или поиск информации в сети Интернет;
- работа с картой Ульяновской области и выяснение места произрастания данного растения;
- отличительные особенности данного растения;
- полезные свойства растения;
- знакомство с информацией из рубрики «Это интересно»;
- выполнение практических заданий (раскрашивание, решение задач, кроссвордов, cоставление рецептов и т.д.);
- исследовательская работа в рубрике «Выполни со взрослыми»;
- чтение произведений о растениях.
5.41. Тема: Испытай себя.
Практика: выполнение практических тестовых заданий.
Оборудование: книга.
Методы и формы: контроль знаний, индивидуальная форма работы.
Формы контроля: итоговый контроль.
6. Животные Ульяновской области.
Цель: Познакомить с животными Ульяновской области (в том числе и редкими, исчезающими), особенностями их проживания, практической значимостью.
Занятия по темам 6.1. – 6.37. строятся по единому плану:
- чтение и обсуждение статьи в книге;
- работа с энциклопедией или поиск информации в сети Интернет;
- работа с картой Ульяновской области и выяснение места обитания данного животного;
- отличительные особенности данного животного;
- практическая значимость животного;
- знакомство с информацией из рубрики «Это интересно»;
- выполнение практических заданий (раскрашивание, решение задач, кроссвордов, отгадывание загадок и т.д.);
- исследовательская работа в рубрике «Выполни со взрослыми»;
- чтение произведений о животных.
6.38. Тема: Испытай себя.
Практика: выполнение практических тестовых заданий.
Оборудование: книга.
Методы и формы: контроль знаний, индивидуальная форма работы.
Формы контроля: итоговый контроль.
Календарно-тематический план
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
План | Факт |
1 | 05.09 | | Вводное занятие. | 1 |
2 | 12.09 | | Буква А. Аксаков Сергей Тимофеевич. Авиастар. Акшуатский дендропарк. | 1 |
3 | 19.09 | | Буква Б. Благов Николай Николаевич. Белемнит. Белое озеро. | 1 |
4 | 26.09 | | Буква В. Ведин Фёдор Иванович. Винновская роща. Венерин башмачок. | 1 |
5 | 03.10 | | Буква Г. Гончаров Иван Александрович. Грибы, занесённые в Красную книгу Ульяновской области. | 1 |
6 | 10.10 | | Буква Д. Давыдов Денис Васильевич. Дудник лекарственный. Дрофа. | 1 |
7 | 17.10 | | Буква Е, Е. Елец. Ель. Памятник букве Ё. | 1 |
8 | 24.10 | | Буква Ж. Жимолость лесная. Желна. | 1 |
9-10 | 07.11 14.11 | | Буква З. Заказники Ульяновской области. | 2 |
11 | 21.11 | | Буква И. Й. Ивашев Пётр Никифорович. Ива. Иволга. | 1 |
12 | 28.11 | | Буква К. Карамзин Николай Михайлович. Клюквенный залив. Кувшинка чисто-белая. | 1 |
13 | 05.12 | | Испытай себя. | 1 |
14 | 12.12 | | Буква Л. Ленин (Ульянов) Владимир Ильич. Лебяжинская корава. Ландыш майский. Лягушка озерная. | 1 |
15 | 19.12 | | Буква М. Минаев Дмитрий Дмитриевич. Музей-заповедник. Мышь-малютка. | 1 |
16 | 26.12 | | Буква Н. Неверов (Скобелев) Александр Сергеевич. Никольская гора. Неясыть обыкновенная. | 1 |
17 | 17.01 | | Буква О. Огарёв Николай Платонович. Одуванчик. | 1 |
18 | 24.01 | | Буква П. Пластов Аркадий Александрович. Пальцинский остров. Пион тонколистный. Паук-крестовик. | 1 |
19-20 | 31.01 07.02 | | Буква Р. Радищев Александр Николаевич. Рекорды Ульяновской области. Река Свияга. Росянка. | 2 |
21 | 14.02 | | Буква С. Садовников Дмитрий Николаевич. Символы Ульяновска. Симбирцит. | 1 |
22 | 20.27. | | Буква Т. Тургенев Николай Иванович. Театры Ульяновска. Тюльпан Биберштейна. Тритон гребенчатый. | 1 |
23-24 | 02.02 06.03 | | Буква У. Ульянов Илья Николаевич. Ульяновск – город семи ветров. УАЗ. | 2 |
25 | 13.03 | | Буква Ф. Фиалка трёхцветная. Филин. | 1 |
26 | 20.03 | | Буква Х. Хитрово Богдан Матвеевич. Хохлатка плотная. Хомячок Эверсманна. | 1 |
27 | 27.03 | | Буква Ц. Цикорий. Цапля. Юрок. Ящериуа. | 1 |
28 | 03.04 | | Буква Ч. Чардынин Пётр Иванович. Черемшан. Черепаха болотная. Чесночницы. | 1 |
29 | 10.04 | | Буква Ш, Щ. Шатров Николай Яковлевич. Шиловская лесостепь. Шалфей луговой. | 1 |
30 | 17.04 | | Буква Э. Эрьзя Степан Дмитриевич. Элодея канадская. | 1 |
31 | 24.04 | | Буква Ю. Юртов Авксентий Филиппович. Юловский пруд. | 1 |
32 | 08.05 | | Буква Я. Языков Николай Михайлович. Языково. Ясень обыкновенный. | 1 |
33 | 15.05 | | Испытай себя. | 1 |
34-35 | 22.05 29.05 | | Экскурсия на речку. Экскурсия в поле. | 2 |
Формы диагностики учета результатов освоения программы
Формой подведения итогов могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу, участие в конкурсах проектной и исследовательской деятельности младших школьников (в Ульяновской области – «Аленький цветочек» и «Малая академия», «С Симбирчитом по родному краю» и другие), проведение комплексных работ (Приложение 1).
Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить в слайдовую презентацию по предлагаемым в программе разделам и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке», «Физической культуре».
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Список литературы для педагога
1. Венок Н.М. Языкову. Сборник: – Ульяновск: «Симбирская книга», 2002. – 80 с.
2. Волкова П.И., Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2 частях [Текст] / П.И. Волкова, А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2007.
3. Карпова Т.А. Лето веселого цвета: Стихи. – Ульяновск: Издатель Качалин А.В., 2009. – 48 с.
4. Край прелестный – это ты...: Учебная хрестоматия по литературному краеведению / Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2000. – 256 с.
5. Родное слово (фольклор, язык, литература): Учебное пособие / Под ред. В.Н. Яну-шевского. – Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2001. – 224 с.
6. Тихонова А.Ю. Региональная культура: образовательный аспект: монография [Текст] / А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006.
7. Тихонова А.Ю. Этнология Симбирско-Ульяновского региона: учебно-методическое пособие [Текст] / А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УлГУ, 2008.
8. Тихонова, А.Ю. Баягине: учеб.-метод. пособие по приобщению учащихся начальных классов к этнокультурным традициям мордвы-эрзя / А.Ю. Тихонова, А.Ф. Сударева, О.В. Салмина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. 100 с.
Список литературы для учащихся
1. Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю / С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова. – М.: «Планета», 2013. – 128с.
Интернет-ресурсы
1. Ульяновская областная библиотека. Краеведение http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99
2. Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т. Аксакова http://uobdu-aksakov.org/
3. Ульяновский туристический информационный центр http://www.simturinfo.ru/obinfo.htm