МБОУ гимназия г. Узловая Тульской области
Согласовано Утверждено Утверждаю
Заведующий кафедры на заседании педсовета Директор МБОУ гимназии
______ /Бекетова О.А./ Протокол № _____ от _______/ СавушкинаН.Г./
Протокол №_______ от «____»_________ 20____ г. Приказ №______ от
«____»_______ 20____ г. «____»_______ 20____г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
"Путешествие по родному краю"
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения 2009 года.
Направление: общекультурное.
Уровень: начальное общее образование.
Возраст обучающихся: 7-8 лет ( 2 класс ).
Срок реализации: 1 год.
Составители:
учитель начальных классов Ипполитова Е.В.
Узловая, 2020-2021 уч.год
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО школы и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших подростков умения учиться.
Место внеурочной деятельности в учебном плане.
Программа рассчитана на 1 год, 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут во 2 классе. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2 класса.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате освоения программы кружка «Путешествие по родному краю» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
Метапредметные результаты:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
знакомство с работой столовой, библиотеки, спортивного зала, актового зала;
экскурсии по Тульской области и соседним областям;
умение осуществлять сбор и отработку материала через уроки внеклассного чтения, окружающего мира, литературы;
организация выставок рисунков, макетов, различных поделок;
выпуск и обсуждение литературных листков, тематических газет;
проведение мастер-классов;
детские сообщения;
альбомы с работами детей;
фотовыставки: природа родного края, исторические места родного края;
стенд «Моя малая родина»
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
обучающиеся должны знать:
название региона, родного города (села);
символику региона, города, школы;
традиции русского народа и семьи;
историю, традиции, культурное наследие своего города и края;
правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе; в общественных местах;
условия жизни животных в естественных условиях, и животных, вошедших в Красную книгу;
окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей;
понятия: экспонат, экскурсия, экскурсовод, музей, архив, фонд.
обучающиеся должны уметь:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Содержание курса внеурочной деятельности.
2-й год обучения
Содержание курса | Формы организации | Виды деятельности |
1 раздел. "Народные промыслы земли тульской" (10 ч.) Знакомство с народными промыслами Тульской области. Экскурсия в музеи пряника и тульского самовара. Знакомство с улицами города Тулы. | Экскурсия, беседа, игра | Познавательная, игровая |
2 раздел. "Музеи и театры" (8 ч.) Что такое "театр"? Искусство перевоплощения. Секреты актерского мастерства. Для чего нужны музеи? Что такое "экспонат". Посещение тульского театра юного зрителя. | Тематический классный час, выставка детских рисунков, экскурсия, концерт, конкурс. | Познавательная, игровая, досугово-развлекательная |
3 раздел. "Храмы и старинные усадьбы" ( 4 ч.) Экскурсии в Ясную Поляну и Поленово. Знакомство с бытом людей 19 века. | Экскурсии, тематический классный час, выставка работ детей | Познавательная, проблемно-ценностное общение |
4 раздел. "Тульские традиции" ( 8 ч.) Краткая история г Тулы. Достопримечательности Тулы. Знакомство с традициями туляков. | Круглый стол, экскурсия, просмотр видеофильма, беседа, тематический классный час, выставка работ детей | Познавательная, игровая, турстско-краеведческая |
5 раздел. "Знаменитые земляки" ( 4 ч.) Знакомство со знаменитыми людьми тульского края; героическими улицами Тулы и Узловой. | Виртуальная экскурсия, игра, проведение бесед. | Познавательная, игровая. |
Тематическое планирование
2 класс
№ | Дата | Тема |
1 | 6.09.20 | Мой родной город. |
2 | 13.09.20 | Город-крепость. |
3 | 20.09.20 | Поле ратной славы. |
4 | 27.09.20 | Тульская игрушка. |
5 | 4.10.20 | Помни корни свои. |
6 | 11.10.20 | Тайны села Филимоново. |
7 | 18.09.20 | Тульские парки. |
8 | 25.09.20 | Знаменитые земляки. |
9 | 15.11.20 | Славные оружейники. |
10 | 22.11.20 | Памятные места Тульского края. Ясная поляна. |
11 | 29.11.20 | История тульского самовара. |
12 | 6.12.20 | Тульские храмы. |
13 | 13.12.20 | История старинной усадьбы. |
14 | 20.12.20 | Тула веками оружие ковала. |
15 | 27.12.20 | Белевские кружева. |
16 | | Тула новогодняя. |
17 | | Тульские семейные традиции. |
18 | | Развитие транспорта в Туле. |
19 | | История тульской гармошки. |
20 | | Памятные места Тульского края. Поленово. |
21 | | Знаменитые земляки. |
22 | | Героические улицы. |
23 | | Зимние традиции. |
24 | | Тульские семейные традиции. |
25 | | Они прославили наш город. |
26 | | Тульские театры. |
27 | | История тульского цирка. |
28 | | Тула и космос. |
29 | | Тула олимпийская. |
30 | | Тула мастеровая. |
31 | | История тульского пряника. |
32 | | Тула веками оружие ковала. |
33 | | Тульские музеи. |
34 | | Тульские музеи. Экскурсия. |
Используемая и рекомендуемая литература для педагогов:
Асухуми Е.А. Актуальные проблемы экскурсионного дела. Тезисы докладов научной конференции. -, 2010.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
Даль В. Толковый словарь, М.: Энциклопедия. 2015..
Жарков А. Д. Экскурсия как педагогический процесс: Метод. рекомендации. — М., 2013.
Закон об экскурсионной деятельности. ГОСТ Р 54604-2011.
Методика подготовки и проведения экскурсии: Учеб. пособие. — М.: ЦРИБ «Турист», 2010.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное образование М: Просвещение, 2011г.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] ; под ред. В. А. Горского. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2014. — 111 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-033558-4
Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. — М., 2013.
Толковый словарь туристских терминов: Викторина. Межкультурная коммуникация. Экскурсовод. / Авт.- сост. И.В. Зорин, В. А. Квартальнов. — М -Афины: INFOGROUP, 2015.
Требования к методической разработке экскурсии: Метод, рекомендации. — М.: ЦРИБ «Турист», 2014.