СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления «Знатоки природы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления

 «Знатоки природы»                                        

                                              

 Пояснительная записка.

 

    Программа «Знатоки природы»  разработана для учащихся младшего школьного возраста 7 - 8 лет (1класс) с целью расширения курса «Окружающий мир» и «Мир вокруг нас» для того. Чтобы ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, бережное и заботливое отношение к ней, решить важные задачи экологического образования и воспитания детей младшего школьного возраста. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с предусмотренным федеральным компонентом государственного стандарта в области окружающего мира.

 

                              Общая характеристика внеурочного курса.

 

Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

Программа имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность.

 

Основная цель занятий:

-формирование социального опыта школьника;

-  осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»;

- воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.

 

Программа позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.

 

Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.

 

Формы и методы работы

Формы воспитательной работы:

познавательная беседа;

этическая беседа;

профилактическая беседа;

игры: ролевые, ситуационные;

 

упражнения;

тренинги;

экскурсии;

тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.

 

Методы воспитания:

методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);

 

методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);

методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

 

           Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, исследовательские и проектные технологии.

 

Способы отслеживания и контроля результатов обучения.

Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:

самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;

контрольно – познавательные игры;

открытые занятия в игровой форме;

отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

 

Описание места учебного предмета в учебном плане.

 

Программа «Знатоки природы» вводится в 1 классе. Занятия проводятся один раз в неделю по 40 минут.

33 часа (1 час в неделю)

 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

 

Ценностными ориентирами содержания курса в начальной школе являются:

—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

—формирование представлений о природе как универсальной ценности;

—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему мир природы;

—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

 

Основной акцент в содержании факультатива сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

 

Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.).

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

 

Программа «Знатоки природы» ориентирована на формирование и развитие у учащихся личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) универсальных учебных действий.

 

Личностные результаты:

- готовность и способность к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

- установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура; ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- этические чувства: доброжелательность, эмоционально – нравственная отзывчивость.

 

Коммуникативные УУД:

- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- договариваться о распределении функций в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- определять общую цель и пути её достижения;

- проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

 

Регулятивные УУД:

- формулировать и удерживать познавательную задачу;

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.

 

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;

- сбор, обработка и передача информации различными способами;

- классификация по заданным критериям;

- установление аналогий и причинно – следственных связей;

- осуществлять рефлексию способов и условий действий;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;

- презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

 

Планируемые результаты:

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение;

- выбирать оптимальные формы поведения на основе полученных знаний;

- собирать материал и составлять презентации с помощью ИКТ

Ожидаемые результаты освоения программы.

 

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

-основные признаки времен года;

-животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери;

-свойства воды и её значение в быту;

-правила поведения в природе;

-значение природы для человека.

 

Обучающиеся должны уметь:

-называть наиболее распространённые объекты растительного и животного мира;

-владеть основными экологическими терминами;

-осуществлять уход за комнатными растениями;

-пользоваться справочной литературой, энциклопедией;

-применять знания в практической деятельности;

-уметь наблюдать за природными объектами.

 

Содержание учебного предмета

Программа «Знатоки» состоит из 5 разделов: «Введение», «Я и мир вокруг меня», «Времена года», «Мы – защитники природы», «Подведение итогов».

1 раздел «Введение» реализует цель: познакомить с задачами кружка на целый год. Познакомить с правилами безопасного поведения во время проведения экскурсий и практических работ. Воспитывать бережное отношение к природе и окружающей среде.

2 раздел «Я и мир вокруг меня» реализует цель: формирование представления о стране, в которой родился и живёшь, как об Отечестве, а о культуре и природе этой страны — как о её национальном достоянии. Познакомить с культурой и уникальной природой России.

 

Практические работы:

Экскурсия по карте

Фотоколлаж.

 

3раздел «Времена года» реализует цель: познакомить детей с временами года. Познакомить с явлениями природы в разные времена года. Воспитывать бережное отношение к природе.

 

Практические работы:

Экскурсия в природу. Наблюдение за осенней природой. Рисунки

Изготовление поделок из природного материала «Лесное диво»

Викторина «Знаете ли вы птиц?». Сбор материала о перелётных птицах

Оформление альбома о перелётных птицах, Экскурсия в природу. Наблюдение за зимней природой. Рисунки

 

Опыты с водой. Схематическая запись опыта

Сбор материала о зимующих птицах. Оформление альбома. Изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц

Изготовление горшков для цветов из пластиковых бутылок

Экскурсия в природу. Наблюдение. Выполнение рисунков на тему « Весна»

Выращивание растений из семени.

 

раздел «Мы – защитники природы» реализует цель: познакомить детей с животными и растениями занесенными в Красную книгу. Привлечение детей к экологическим проблемам. Формирование ответственности за сохранение природы и её обитателям.

 

Практические работы:

Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету!».

Изготовление знаков к правилам поведения в природе.

 

5 раздел «Подведение итогов» реализует цель: обобщить знания и умения, полученные за год. Познакомить с домашними животными. Познакомить с правилами поведения с домашними животными. Воспитывать любовь и уважение к животным.

 

Календарное планирование

Введение. (1ч.)

Теоретическая часть.   Знакомство с содержанием работы кружка.

Я и мир вокруг меня. (2ч.)

Наша Родина – Россия. (1ч.)

Теоретическая часть.  Родина. Россия. Города России.

Практическая работа. Экскурсия по карте.

Моя малая родина. (1ч.)

Практическая работа. Фотоколлаж.

Времена года. (24ч)

Осень в природе. Признаки осени.(1ч)

Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение за осенней природой. Рисунки.

Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада.(2ч.)

Теоретическая часть.   Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада. Подготовка к зиме многолетних травянистых растений.

Практическая работа. Изготовление поделок из природного материала «Лесное диво»

Птицы осенью.(2ч.)

Теоретическая часть. Знакомство с жизнью птиц осенью. Подготовка к зиме.

Практическая работа. Викторина «Знаете ли вы птиц?». Сбор материала о перелётных птицах.

Перелетные птицы. Их охрана.(2ч.)

Теоретическая часть. Перелетные птицы. Места миграции. Охрана перелетных птиц.

Практическая работа. Оформление альбома о перелётных птицах.

Конкурсная программа «Золотая волшебница осень»(1ч.)

Практическая работа. Сценарий конкурсной программы.

Зима в природе. Признаки зимы.(1ч)

Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение за зимней природой. Рисунки.

Вода. Три состояния воды.(2ч.)

Теоретическая часть. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе. «Защитные свойства снега» (роль снега на растения зимой).

Практическая работа. Опыты с водой. Схематическая запись опыта.

Зимующие птицы.(3ч.)

Теоретическая часть. Виды зимующих птиц. Особенности питания в зимнее время года.

Практическая работа. Сбор материала о зимующих птицах. Оформление альбома.

Изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц.

Содержания комнатных растений зимой.(3ч.)

Теоретическая часть. Жизнь комнатных растений в зимний период. Период частичного или полного покоя? Какой уход требуется в это время.

Практическая работа. Изготовление горшков для цветов из пластиковых бутылок.

Утренник «Зимушка – зима».(1ч.)

Практическая работа. Сценарий праздника.

Природа весной. Признаки весны. (1ч.)

Теоретическая часть. Приметы весны. Весна в лесу.

Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение. Выполнение рисунков на тему « Весна».

Что вырастет из семечка? (2ч.)

Теоретическая часть. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).

Практическая работа. Выращивание растений из семени.

Птицы весной. (1ч.)

Теоретическая часть. Связь сроков появления птиц с изменениями температуры воздуха, скрытием рек, появлением насекомых и другими сезонными изменениями в природе.

Водоемы. (1ч.)

Теоретическая часть. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Весеннее половодье.

Праздник весны. Утренник.(1ч.)

Практическая работа. Сценарий праздника.

Мы – защитники природы. (5ч.)

Охрана природы. (2ч.)

Теоретическая часть. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу. Экологическая обстановка сегодня. Законы об охране природы. Просмотр видеофильма.

Практическая работа. Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету!».

Растения и животные «Красной книги России».(2ч.)

Теоретическая часть. «Почему она красная?" Знакомство с растениями «Красной книги России». Знакомство с животными «Красной книги России».

Практическая работа. Изготовление знаков к правилам поведения в природе.

Игра – путешествие «По лесным тропинкам» (1ч.)

Практическая работа. Сценарий мероприятия.

Подведение итогов. (1ч.)

Анализ работы кружка за учебный год. Выставка проектных работ.

 

Материально-техническое обеспечение

1. Научно- популярные, художественные книги для чтения ( в соответствии с основным содержанием обучения)3. Детская справочная литература ( справочники, атласы – определители, Энциклопедии) об окружающем мире ( природе, труде людей, явлениях)

2. Печатные пособия.

3. Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

4. Плакаты по основным темам естествознания.

5. Географические карты

6. Иллюстративные материалы

 

Интернет – ресурсы

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http//school-collection/edu.ru

2. КМ –школа ( образовательная среда комплексной информатизации школы). – Режим доступа: : http//www.km- school.ru

Материально – техническое обеспечение программы

1. Технические средства обучения

- Классная магнитная доска

- Ноутбук учителя

- Многофункциональное оборудование

- Мультимедийный проектор

- Интерактивная доска

 

2. Учебно – практическое оборудование

- простейшие школьные инструменты: ручки цветные и простые, карандаши цветные и простой, линейка, ластик

-материалы: тетради, бумага писчая

- Ученические столы двухместные с комплектом стульев

- Стол учительский с тумбой

- Шкафы для хранения учебников, оборудования, дидактических материалов, пособий и др.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Афанасьева В.И. Экология не знает границ. // Юный натуралист. 1990, №1.

Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями. // НШ. 1996, №3.

Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. // НШ. 1997, №4.

Воробьева А.Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ, 1998, №6.

Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. М.: Просвещение, 1985.

Дерябко О.Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. // НШ. 1998, №6.

Жестгрва Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ. 1989, № 10.

Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. М.: Педагогика, 1981.

Ишутинова Л.М. Грибы – это грибы. // НШ. 2000, №6.

Ладвинская А.А. Энциклопедия комнатного цветоводства. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.

Плешаков А.А. Планета загадок. М.: Просвещение 1996.

Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево. // НШ. 1997, №4.

Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. // НШ. 1999, № 5.

Симонова Л.П. «Зеленый дом». // НШ. 1998, № 6.

Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. М.: Металлургия, 1987.

Титова К.Д. Комнатные растения. Определитель. М.: АСТ «Астрель», 2002.

Тихонова А.Е. Учебная природная тропа для младших школьников. // НШ. 1991, № 9.

Филатова Л.М. По страницам Красной книги. // НШ. 1991.

Хессайон Д.Г. Энциклопедия «Все о комнатных растениях». М.: «Кладезь-Букс», 2002.

Хефлинг Г. Все «чудеса» в одной книге. М.: Прогресс, 1983.

Хефлинг Г. Энциклопедия комнатного цветоводства. М.: Колос, 1994.

Чижевский А.Е. Экология у нас дома. // НШ. 1998, № 6.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления «Знатоки природы»»



Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления

«Знатоки природы»

Пояснительная записка.



Программа «Знатоки природы» разработана для учащихся младшего школьного возраста 7 - 8 лет (1класс) с целью расширения курса «Окружающий мир» и «Мир вокруг нас» для того. Чтобы ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, бережное и заботливое отношение к ней, решить важные задачи экологического образования и воспитания детей младшего школьного возраста. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с предусмотренным федеральным компонентом государственного стандарта в области окружающего мира.



Общая характеристика внеурочного курса.



Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

Программа имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность.



Основная цель занятий:

-формирование социального опыта школьника;

- осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»;

- воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.



Программа позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.



Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.



Формы и методы работы

Формы воспитательной работы:

познавательная беседа;

этическая беседа;

профилактическая беседа;

игры: ролевые, ситуационные;



упражнения;

тренинги;

экскурсии;

тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.



Методы воспитания:

методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);



методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);

методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.



Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, исследовательские и проектные технологии.



Способы отслеживания и контроля результатов обучения.

Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:

самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;

контрольно – познавательные игры;

открытые занятия в игровой форме;

отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.



Описание места учебного предмета в учебном плане.



Программа «Знатоки природы» вводится в 1 классе. Занятия проводятся один раз в неделю по 40 минут.

33 часа (1 час в неделю)



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета



Ценностными ориентирами содержания курса в начальной школе являются:

—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

—формирование представлений о природе как универсальной ценности;

—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему мир природы;

—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.



Основной акцент в содержании факультатива сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.



Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.).



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета



Программа «Знатоки природы» ориентирована на формирование и развитие у учащихся личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) универсальных учебных действий.



Личностные результаты:

- готовность и способность к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

- установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура; ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- этические чувства: доброжелательность, эмоционально – нравственная отзывчивость.



Коммуникативные УУД:

- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- договариваться о распределении функций в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- определять общую цель и пути её достижения;

- проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.



Регулятивные УУД:

- формулировать и удерживать познавательную задачу;

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.



Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;

- сбор, обработка и передача информации различными способами;

- классификация по заданным критериям;

- установление аналогий и причинно – следственных связей;

- осуществлять рефлексию способов и условий действий;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;

- презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.



Планируемые результаты:

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение;

- выбирать оптимальные формы поведения на основе полученных знаний;

- собирать материал и составлять презентации с помощью ИКТ

Ожидаемые результаты освоения программы.



К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

-основные признаки времен года;

-животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери;

-свойства воды и её значение в быту;

-правила поведения в природе;

-значение природы для человека.



Обучающиеся должны уметь:

-называть наиболее распространённые объекты растительного и животного мира;

-владеть основными экологическими терминами;

-осуществлять уход за комнатными растениями;

-пользоваться справочной литературой, энциклопедией;

-применять знания в практической деятельности;

-уметь наблюдать за природными объектами.



Содержание учебного предмета

Программа «Знатоки» состоит из 5 разделов: «Введение», «Я и мир вокруг меня», «Времена года», «Мы – защитники природы», «Подведение итогов».

1 раздел «Введение» реализует цель: познакомить с задачами кружка на целый год. Познакомить с правилами безопасного поведения во время проведения экскурсий и практических работ. Воспитывать бережное отношение к природе и окружающей среде.

2 раздел «Я и мир вокруг меня» реализует цель: формирование представления о стране, в которой родился и живёшь, как об Отечестве, а о культуре и природе этой страны — как о её национальном достоянии. Познакомить с культурой и уникальной природой России.



Практические работы:

Экскурсия по карте

Фотоколлаж.



3раздел «Времена года» реализует цель: познакомить детей с временами года. Познакомить с явлениями природы в разные времена года. Воспитывать бережное отношение к природе.



Практические работы:

Экскурсия в природу. Наблюдение за осенней природой. Рисунки

Изготовление поделок из природного материала «Лесное диво»

Викторина «Знаете ли вы птиц?». Сбор материала о перелётных птицах

Оформление альбома о перелётных птицах, Экскурсия в природу. Наблюдение за зимней природой. Рисунки



Опыты с водой. Схематическая запись опыта

Сбор материала о зимующих птицах. Оформление альбома. Изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц

Изготовление горшков для цветов из пластиковых бутылок

Экскурсия в природу. Наблюдение. Выполнение рисунков на тему « Весна»

Выращивание растений из семени.



раздел «Мы – защитники природы» реализует цель: познакомить детей с животными и растениями занесенными в Красную книгу. Привлечение детей к экологическим проблемам. Формирование ответственности за сохранение природы и её обитателям.



Практические работы:

Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету!».

Изготовление знаков к правилам поведения в природе.



5 раздел «Подведение итогов» реализует цель: обобщить знания и умения, полученные за год. Познакомить с домашними животными. Познакомить с правилами поведения с домашними животными. Воспитывать любовь и уважение к животным.



Календарное планирование

Введение. (1ч.)

Теоретическая часть. Знакомство с содержанием работы кружка.

Я и мир вокруг меня. (2ч.)

Наша Родина – Россия. (1ч.)

Теоретическая часть. Родина. Россия. Города России.

Практическая работа. Экскурсия по карте.

Моя малая родина. (1ч.)

Практическая работа. Фотоколлаж.

Времена года. (24ч)

Осень в природе. Признаки осени.(1ч)

Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение за осенней природой. Рисунки.

Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада.(2ч.)

Теоретическая часть. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада. Подготовка к зиме многолетних травянистых растений.

Практическая работа. Изготовление поделок из природного материала «Лесное диво»

Птицы осенью.(2ч.)

Теоретическая часть. Знакомство с жизнью птиц осенью. Подготовка к зиме.

Практическая работа. Викторина «Знаете ли вы птиц?». Сбор материала о перелётных птицах.

Перелетные птицы. Их охрана.(2ч.)

Теоретическая часть. Перелетные птицы. Места миграции. Охрана перелетных птиц.

Практическая работа. Оформление альбома о перелётных птицах.

Конкурсная программа «Золотая волшебница осень»(1ч.)

Практическая работа. Сценарий конкурсной программы.

Зима в природе. Признаки зимы.(1ч)

Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение за зимней природой. Рисунки.

Вода. Три состояния воды.(2ч.)

Теоретическая часть. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе. «Защитные свойства снега» (роль снега на растения зимой).

Практическая работа. Опыты с водой. Схематическая запись опыта.

Зимующие птицы.(3ч.)

Теоретическая часть. Виды зимующих птиц. Особенности питания в зимнее время года.

Практическая работа. Сбор материала о зимующих птицах. Оформление альбома.

Изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц.

Содержания комнатных растений зимой.(3ч.)

Теоретическая часть. Жизнь комнатных растений в зимний период. Период частичного или полного покоя? Какой уход требуется в это время.

Практическая работа. Изготовление горшков для цветов из пластиковых бутылок.

Утренник «Зимушка – зима».(1ч.)

Практическая работа. Сценарий праздника.

Природа весной. Признаки весны. (1ч.)

Теоретическая часть. Приметы весны. Весна в лесу.

Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение. Выполнение рисунков на тему « Весна».

Что вырастет из семечка? (2ч.)

Теоретическая часть. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).

Практическая работа. Выращивание растений из семени.

Птицы весной. (1ч.)

Теоретическая часть. Связь сроков появления птиц с изменениями температуры воздуха, скрытием рек, появлением насекомых и другими сезонными изменениями в природе.

Водоемы. (1ч.)

Теоретическая часть. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Весеннее половодье.

Праздник весны. Утренник.(1ч.)

Практическая работа. Сценарий праздника.

Мы – защитники природы. (5ч.)

Охрана природы. (2ч.)

Теоретическая часть. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу. Экологическая обстановка сегодня. Законы об охране природы. Просмотр видеофильма.

Практическая работа. Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету!».

Растения и животные «Красной книги России».(2ч.)

Теоретическая часть. «Почему она красная?" Знакомство с растениями «Красной книги России». Знакомство с животными «Красной книги России».

Практическая работа. Изготовление знаков к правилам поведения в природе.

Игра – путешествие «По лесным тропинкам» (1ч.)

Практическая работа. Сценарий мероприятия.

Подведение итогов. (1ч.)

Анализ работы кружка за учебный год. Выставка проектных работ.



Материально-техническое обеспечение

1. Научно- популярные, художественные книги для чтения ( в соответствии с основным содержанием обучения)3. Детская справочная литература ( справочники, атласы – определители, Энциклопедии) об окружающем мире ( природе, труде людей, явлениях)

2. Печатные пособия.

3. Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

4. Плакаты по основным темам естествознания.

5. Географические карты

6. Иллюстративные материалы



Интернет – ресурсы

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http//school-collection/edu.ru

2. КМ –школа ( образовательная среда комплексной информатизации школы). – Режим доступа: : http//www.km- school.ru

Материально – техническое обеспечение программы

1. Технические средства обучения

- Классная магнитная доска

- Ноутбук учителя

- Многофункциональное оборудование

- Мультимедийный проектор

- Интерактивная доска



2. Учебно – практическое оборудование

- простейшие школьные инструменты: ручки цветные и простые, карандаши цветные и простой, линейка, ластик

-материалы: тетради, бумага писчая

- Ученические столы двухместные с комплектом стульев

- Стол учительский с тумбой

- Шкафы для хранения учебников, оборудования, дидактических материалов, пособий и др.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Афанасьева В.И. Экология не знает границ. // Юный натуралист. 1990, №1.

Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями. // НШ. 1996, №3.

Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. // НШ. 1997, №4.

Воробьева А.Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ, 1998, №6.

Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. М.: Просвещение, 1985.

Дерябко О.Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. // НШ. 1998, №6.

Жестгрва Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ. 1989, № 10.

Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. М.: Педагогика, 1981.

Ишутинова Л.М. Грибы – это грибы. // НШ. 2000, №6.

Ладвинская А.А. Энциклопедия комнатного цветоводства. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.

Плешаков А.А. Планета загадок. М.: Просвещение 1996.

Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево. // НШ. 1997, №4.

Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. // НШ. 1999, № 5.

Симонова Л.П. «Зеленый дом». // НШ. 1998, № 6.

Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. М.: Металлургия, 1987.

Титова К.Д. Комнатные растения. Определитель. М.: АСТ «Астрель», 2002.

Тихонова А.Е. Учебная природная тропа для младших школьников. // НШ. 1991, № 9.

Филатова Л.М. По страницам Красной книги. // НШ. 1991.

Хессайон Д.Г. Энциклопедия «Все о комнатных растениях». М.: «Кладезь-Букс», 2002.

Хефлинг Г. Все «чудеса» в одной книге. М.: Прогресс, 1983.

Хефлинг Г. Энциклопедия комнатного цветоводства. М.: Колос, 1994.

Чижевский А.Е. Экология у нас дома. // НШ. 1998, № 6.
















Скачать

© 2018, 3114 36

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!