СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по родному краю"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана в соответствии с Фгос 2 поколения и на основе авторской программы Прохоровой С.Ю. и Хасьяновой Е.А.

Цель программы: создание условий для всестороннего развития личности младшего школьника на основе личностно-ориентированной, краеведческой деятельности, познакомить с известными людьми родного края, их жизнью, поступками, деятельностью, показать, чем они прославили родной край и вошли в его историю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по родному краю"»








Рабочая программа внеурочной деятельности

для 3 класса

«Азбука юного ульяновского школьника,

или путешествие по родному краю»



Общеинтеллектуальное направление

















Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

-авторской программы Прохоровой Светланы Юрьевны, доцента кафедры начального образования ОГБОУ ДПО УИПКПРО, к.п.н., доцента Хасьяновой Елены Александровны, учителья начальных классов высшей категории МБОУ гимназии №30 города Ульяновска;

-программы внеурочной деятельности для младших школьников «Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю»: общеинтеллектуальное направление / С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова. – М.: Издательство «Планета», 2013 г.

.

Цель программы: создание условий для всестороннего развития личности младшего школьника на основе личностно-ориентированной, краеведческой деятельности, познакомить с известными людьми родного края, их жизнью, поступками, деятельностью, показать, чем они прославили родной край и вошли в его историю.


Задачи:

  • реализовать познавательные и других интересы и потребности ученика через изучение своей школы, города, региона.

  • разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в учебе, делах, общении;

  • способствовать творческому развитию детей, их гражданскому становлению, удовлетворению их запросов, формированию профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности

  • развивать мыслительные процессы;

  • развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение;

  • воспитывать любовь к родной земле, гордость за её достижения и стремление к развитию и саморазвитию.


Планируемые результаты изучения программы

«Путешествие по родному краю»


Личностные результаты:

- формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и на­ходить выходы из спорных ситуаций.


Метапредметные результаты:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового ха­рактера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуника­тивных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источ­никах и открытом учебном информационном пространстве сети Интер­нет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность при­знавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.


Формы диагностики учета результатов освоения программы


Формой подведения итогов могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу, участие в конкурсах проектной и исследовательской деятельности младших школьников (в Ульяновской области – «Аленький цветочек» и «Малая академия», «С Симбирчитом по родному краю» и другие), проведение комплексных работ (Приложение 1).

Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить в слайдовую презентацию по предлагаемым в программе разделам и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке», «Физической культуре».

Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.

Самоконтроль: В книге «Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю» (авторы: Прохорова С.Ю., Хасьянова Е.А.) предлагается рубрика «Испытай себя!» где предлагается поэтапно выполнить несколько заданий, за каждый блок заданий ученик получает определённое количество баллов. Выполнив задания, ребенок может сравнить свои ответы с ответами в конце книги. После суммирования получившихся баллов ребенок определяет уровень усвоения материала.

А теперь подсчитай общее количество баллов и определи свой уровень прохождения испытания юного краеведа.

25-40 баллов – ознакомительный уровень

40-50 баллов – творческий уровень

54-50 баллов – исследовательский уровень

У учащегося есть возможность проходить уровни столько раз, сколько он посчитает это нужным, пока не добьется положительных результатов.

Также, по ходу прохождения материала, учащиеся заполняют карту Ульяновской области, разрабатывая свои маршруты (реальные, виртуальные) изучения родного края, что также способствует развитию универсальных учебных действий младших школьников.

Основными задачами оценивания в данной программе внеурочной деятельности являются:

  • развитие познавательных интересов обучающихся,

  • создание ситуации успеха для каждого ученика,

  • повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях,

  • максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка,

приобретение навыков саморефлексии



Содержание программы для 3 класса


1. Известные люди родного края.


1.1. Тема: Аксаков Сергей Тимофеевич.

Теория: жизнь и творчество писателя.

Практика: знакомство с произведением «Аленький цветочек», рассказ о прототипе цветка, раскрашивание иллюстрации из произведения.

Оборудование: книга, произведение «Аленький цветочек», аудиозапись сказки, раскраски к произведению

Методы и формы: рассказ, демонстрация наглядного материала; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

1.2. Тема: Андрей Блаженный.

Теория: юродивый, канонизация, святой.

Практика: знакомство с симбирским святым, знакомство с храмом, где хранятся мощи Андрея Блаженного.

Оборудование: книга, фотографии храма, икон.

Методы и формы: рассказ, демонстрация наглядного материала, коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.


1.3. Тема: Благов Николай Николаевич.

Теория: поволжский поэт, Государственная премия России, журнал «Волга».

Практика: работа с текстом книги, знакомство со стихотворениями.

Оборудование: книга, сборники стихов.

Методы и формы: рассказ, беседа, дискуссия, демонстрация наглядного материала; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.


1.4. Тема: Ведин Фёдор Иванович.

Теория: военная печать, очерк, пропагандировал идеи советского патриотизма.

Практика: знакомство с текстом книги, беседа и обсуждение статьи.

Оборудование: книга, фотография писателя.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.


1.5.Тема: Гончаров Иван Александрович.

Теория: музей Гончарова, памятник дивану Обломова, объекты, связанные с именем И.А.Гончарова.

Практика: работа со статьёй учебника, выполнение практического задания.

Оборудование: книга, фотографии гончаровских мест, произведения И.А.Гончарова.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, групповая, коллективная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.


1.6. Тема: Гай Гая Дмитриевич.

Теория: Военный деятель, белогвардейцы.

Практика: знакомство с текстом статьи.

Оборудование: текст статьи, фотографии памятника.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, групповая, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.


1.7. Тема: Давыдов Денис Васильевич.

Теория: Отечественная война 1812 года, партизанские действия.

Практика: знакомство со статьёй книги.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.


1.8. Тема: Донец Станислав Юрьевич.

Теория: короткая вода, комбинированная эстафета.

Практика: знакомство со статьёй книги.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.


1.9. Тема: Ивашев Пётр Никифорович.

Теория: участник штурма Очакова и Измаила, декабрист.

Практика: знакомство со статьёй учебника.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.


1.10. Тема: Карамзин Николай Михайлович.

Теория: журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума».

Практика: знакомство с текстом статьи.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.


1.11. Тема: Крылов Владимир Валентинович.

Теория: легкоатлет, Олимпийский чемпион.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.


1.12. Тема: Любищев Александр Александрович.

Теория: энтомолог, система учёта времени.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.


1.13. Тема: Ленин (Ульянов) Владимир Ильич.

Теория: политический деятель, революционер, создатель партии большевиков.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, выполнение практического задания по нахождению ленинских мест.

Оборудование: книга, доклады учеников с фотографиями.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.


1.14. Тема: Минаев Дмитрий Дмитриевич.

Теория: сатирик, критик, переводчик.

Практика: знакомство с текстом статьи, практическое задание, знакомство с произведениями Минаева.

Оборудование: книга, произведения Минаева, доклады учеников.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.


1.15 .Тема: Матросов Александр Матвеевич.

Теория: герой Советского Союза, трудовая колония.

Практика: знакомство со статьёй книги, фотографиями героя.

Оборудование: книга, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.


1.16. Тема: Неверов (Скобелев) Александр Сергеевич.

Теория: основатель народного театра.

Практика: знакомство со статьей книги.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.


1.17. Тема: Огарёв Николай Платонович.

Теория: философ, политический деятель.

Практика: знакомство с текстом статьи и обсуждение её.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.


1.18. Тема: Ознобишин Дмитрий Петрович.

Теория: переводчик, общественный деятель.

Практика: знакомство со статьёй книги, выполнение практического задания.

Оборудование: книга, произведения Ознобишина.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работа.

Формы контроля: текущий контроль.


1.19. Тема: Полбин Иван Семёнович.

Теория: командир бомбардировочного авиационного полка.

Практика: знакомство со статьёй книги.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.


1.20. Тема: Пластов Аркадий Александрович.

Теория: живописец, график.

Практика: знакомство со статьёй книги, картинами Пластова.

Оборудование: книга, картины Пластова.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.


1.21. Тема: Радищев Александр Николаевич.

Теория: мыслитель, писатель.

Практика: статья книги, басни Радищева.

Оборудование: книга, произведения Радищева.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.


1.22. Тема: Разумовский Дмитрий Александрович.

Теория: террорист, героизм..

Практика: знакомство с текстом статьи, выполнение практических заданий.

Оборудование: книга, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.


1.23. Тема: Садовников Дмитрий Николаевич.

Теория: фольклорист, этнограф, поэт.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга, произведения.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.


1.24. Тема: Тургенев Николай Иванович.

Теория: экономист, публицист, декабрист.

Практика: знакомство и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.

1.25. Тема: Трёшников Алексей Фёдорович.

Теория: океанолог, географ, исследователь Арктики.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, выполнение практического задания.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная, индивидуальная формы работы..

Формы контроля: текущий контроль.


1.26.. Тема: Ульянов Илья Николаевич.

Теория: педагог, просветитель, директор народных училищ.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.


1.27. Тема: Хитрово Богдан Матвеевич.

Теория: боярин, оружейничий, дворецкий.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.


1.28. Тема: Чардынин Пётр Иванович.

Теория: актёр, кинорежиссёр.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.


1.29. Тема: Шатров Николай Яковлевич.

Теория: фабрикант, купец, меценат.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.


1.30. Тема: Эрьзя Степан Дмитриевич.

Теория: художник, скульптор.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.


1.30. Тема: Юртов Авксентий Филиппович.

Теория: просветитель.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.


1.31. Тема: Языков Николай Михайлович.

Теория: поэт.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.


1.32. Тема: Яковлев Иван Яковлевич.

Теория: просветитель, переводчик.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.


1.33.-1.34. Тема: Испытай себя.

Практика: выполнение практических тестовых заданий.


Практическая значимость программы заключается в следующем:

  1. Программа помогает постичь основы краеведения, сделать первые шаги по исследованию родного края.

  2. Благодаря программе у обучающихся формируется основы гражданственности, любви и уважению к родному краю.

  3. Программа учит быть не просто пассивными читателями, но учиться проводить исследования, работать вместе со взрослыми, совершать маленькие открытия, делиться своими знаниями с окружающими.

При обучении по данной программе используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • репродуктивный;

  • частично-поисковый;

  • проектный;

  • исследовательский.

Объяснительно-иллюстративный метод – это объяснение нового материала, работа с литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала. При помощи него обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию педагога.

Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения обучающимися навыков и умений и обогащения знаний.

Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы обучающихся.

Проектный метод используется при организации научно-исследовательской деятельности обучающихся, решении конкретных задач.

Исследовательский метод используется для развития умения учащихся работать с различными источниками информации, вычленять проблемы для организации исследования, искать пути реализации этих проблем.

Основные виды деятельности:

  • навыки дискуссионного общения;

  • опыты;

  • игра;

  • проектная деятельность;

  • самостоятльная работа;

  • работа в группах;

  • работа в парах.


Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы «Азбука юного ульяновского школьника или путешествие по родному краю»: чтение и анализ материалов книги, игры, беседы, экскурсии, выполнение творческих проектов и детских научно-исследовательских работ, практические работы.

Формы организации занятий:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).




















Календарно-тематическое планирование


п/п

Количество часов

Дата

Наименование разделов и тем

Теорети-ческих

Практи-ческих

Всего

По плану

Фактически

1.

32

2

34



Известные люди родного края

1.1.

1


1



Аксаков Сергей Тимофеевич

1.2.

1


1



Андрей Блаженный

1.3.

1


1



Благов Николай Николаевич

1.4.

1


1



Ведин Фёдор Иванович

1.5.

1


1



Гончаров Иван Александрович

1.6.

1


1



Гай Гая Дмитриевич

1.7.

1


1



Давыдов Денис Васильевич

1.8.

1


1



Донец Станислав Юрьевич

1.9.

1


1



Ивашев Пётр Никифорович

1.10.

1


1



Карамзин Николай Михайлович

1.11.

1


1



Крылов Владимир Валентинович

1.12.

1


1



Любищев Александр Александрович

1.13.

1


1



Ленин (Ульянов) Владимир Ильич

1.14.

1


1



Матросов Александр Матвеевич

1.15.

1


1



Неверов (Скобелев) Александр Сергеевич

1.16.

1


1



Огарёв Николай Платонович

1.17.


1





Ознобишин Дмитрий Петрович

1.18

1


1



Полбин Иван Семёнович

1.19.

1


1



Пластов Аркадий Александрович

1.20.


1


1



Радищев Александр Николаевич

1.21.


1


1



Разумовский Дмитрий Александрович

1.22.

1


1



Садовников Дмитрий Николаевич

1.23.

1


1



Тургенев Николай Иванович

1.24.


1


1



Трёшников Алексей Фёдорович

1.25.

1


1



Ульянов Илья Николаевич

1.26.

1


1



Хитрово Богдан Матвеевич

1.27.

1


1



Чардынин Пётр Иванович

1.28.

1


1



Шатров Николай Яковлевич

1.29.

1


1



Эрьзя Степан Дмитриевич

1.30.

1


1



Юртов Авксентий Филиппович

1.31.

1


1



Языков Николай Михайлович

1.32.

1


1



Яковлев Иван Яковлевич

1.33-1.34


2

2



Испытай себя




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!