СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «География» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «География» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 9 класс»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Белебеевская коррекционная школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья



СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР ГБОУ

Белебеевская коррекционная

школа для обучающихся с ОВЗ

__________ З. Ф. Хафизова

«___»__________20____г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ

Белебеевская коррекционная

школа для обучающихся с ОВЗ

___________ Л. Р. Имаева

«___»__________20____г.



СОГЛАСОВАНО:

Руководитель ШМО учителей

естественно-гуманитарного цикла

и узких специалистов

__________ Г. И. Климачева

«___»__________20____ г.

Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета школы

протокол № ___ от «___»___20__ г.




Рабочая программа

учебного предмета «География»

для обучающихся с легкой умственной отсталостью

(лёгкой, умеренной, тяжёлой умственной отсталостью)

9 класс

срок реализации программы 1 год





Автор-составитель программы:

Р. Я. Хисаева, учитель географии




2023/2024учебный год

г. Белебей


Оглавление

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………….3

  2. Общая характеристика учебного предмета…………………………………………4

  3. Описание места предмета в учебном плане ………………………………………...5

  4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета коррекционного курса…………………………………………………………………………6

  5. Учебно-тематический план……………………………………………………………8

  6. Содержание учебного предмета ……………………………………………………...9

  7. Календарно-тематическое планирование …………………………………………12

  8. Система оценки планируемых результатов……………………………………….22

  9. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности…………………………………………………………………………………...23

  10. Список литературы…………………………………………………………………...24





















  1. Пояснительная записка

Данная программа учебного предмета составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и Науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы – М.: Владос, 2001. 232 стр.// - под редакцией Воронковой В.В., примерная программа по географии для 9 класса - «Государства Евразии» основного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения 8 – вида, автор Лифанова Т.М, Соломина Е.Н, отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся с нарушением интеллекта.

В содержании программы по географии дается научное объяснение некоторых явлений природы, что также способствует формированию у обучающихся материалистического мировоззрения.

В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Цели:

  1. освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  2. овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  4. воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

  5. использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

  6. нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  7. понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.


  1. Общая характеристика учебного предмета

География как учебный предмет в специальной коррекционной школе для обучающихся с ОВЗ имеет большое значение для всестороннего развития у обучающихся со сниженной мотивации к познанию.

Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей с ограниченными возможностями здоровья об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.

География даёт благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания обучающихся.

Основные задачи современного школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.

Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение обучающихся.

Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, СБО и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение».

География — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.


  1. Описание места предмета в учебном плане

География в основной школе изучается с 6 по 9 классы. Общее число учебных часов за четыре года обучения — 275 из них по 18 ч (2 ч в неделю) в 6, 7, 8 и 9 классах.

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», «Природоведение» включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

Содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.

В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.


  1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета коррекционного курса

Программа содержит систему знаний и заданий, направленных на достижение личностных, предметных результатов:

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • воспитание патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • формирование основ экологической культуры;

  • уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.

Предметные

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях. Как компоненте научной картине мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

  • овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

  1. Учебно-тематический план


Государства Евразии 9 класс

п/п

Тема

Всего

часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Государства Евразии

1

1

-

2

Западная Европа

6

1

5

3

Южная Европа

4

1

3

4

Северная Европа

3

1

2

5

Восточная Европа

10

2

8

6

Центральная Азия

5

1

4

7

Юго-Западная Азия

7

1

6

8

Южная Азия

2

1

1

9

Восточная Азия

6

2

4

10

Юго-Восточная Азия

2

1

1

11

Россия

6

1

5

12

Свой край

14

5

9


Итого

66

18

48


  1. Содержание учебного предмета

Государства Евразии 9 класс– 2 ч. в неделю, всего 66 ч.

Тема № 1. Государства Евразии (1 ч).

Политическая карта Евразии. Государства Евразии (обзор) (1 ч).

Тема № 2. Западная Европа (6 ч).

Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) (2 ч). Франция (Французская Республика) (2 ч). Германия (Федеративная Республика Германия) (1ч). Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация) (1ч).

Тема № 3. Южная Европа (4 ч).

Испания. Португалия (Португальская Республика) (1ч). Италия (Итальянская Республика) (2 ч). Греция (Греческая Республика) (1ч).

Тема № 4. Северная Европа (3ч).

Норвегия (Королевство Норвегия) (1ч). Швеция (Королевство Швеция) (1ч). Финляндия (Финляндская Республика) (1ч).

Тема № 5. Восточная Европа (10 ч).

Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая Республика) (1ч). Венгрия (Венгерская Республика) (1 ч). Румыния (Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария) (1ч). Югославия. Албания (Республика Албания) (1ч). Эстония (Эстонская Республика) (1ч). Латвия (Латвийская Республика) (1 ч). Литва (Литовская Республика) (1 ч). Белоруссия (Республика Беларусь) (1ч). Украина (1ч). Молдавия (Республика Молдова) (1ч).

Тема № 6. Центральная Азия (5 ч).

Казахстан (Республика Казахстан) (1ч). Узбекистан (Республика Узбекистан) (1ч). Туркмения (Туркменистан) (1 ч). Киргизия (Кыргызстан) (1 ч). Таджикистан (Республика Таджикистан) (1 ч).

Тема № 7. Юго-Западная Азия (7 ч).

Грузия (Республика Грузия) (1 ч). Азербайджан (Азербайджанская Республика) (1 ч). Армения (Республика Армения) (1 ч). Турция (Республика Турция) (1 ч). Ирак (Республика Ирак) (1 ч). Иран (Исламская Республика Иран) (1 ч). Афганистан (Исламское Государство Афганистан) (1 ч).

Тема № 8. Южная Азия (2 ч).

Индия (Республика Индия) (2 ч).

Тема № 9. Восточная Азия ( 6 ч).

Китай (Китайская Народная Республика) (2 ч). Монголия (Монгольская Народная Республика) (1 ч). Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея) (1 ч). Япония (2 ч).

Тема № 10. Юго-Восточная Азия (2 ч).

Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). Лаос (Лаосская Народно-Демократическая Республика). Таиланд (Королевство Таиланд) или другие страны по выбору учителя (2 ч).

Тема № 11. Россия (6 ч).

Россия (Российская Федерация) — крупнейшее государство Евразии (1 ч). Сухопутные и морские границы России (повторение (1 ч). Административное деление России (повторение) (1 ч). Столица, крупные города России (1 ч). Обобщающий урок (1 ч). Контрольная работа (1 ч).

Практические работы:

Обозначение на контурной карте государств Евразии, их столиц и изученных городов. Нанесение границы Европы и Азии. Составление альбома «По странам и континентам».

Тема № 12. Свой край (14 ч).

История возникновения нашего края (1 ч). Положение на карте области, края. Границы. Поверхность (1 ч). Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы (1 ч). Полезные ископаемые и почвы нашей местности (1 ч). Реки, пруды, озера, каналы нашей местности. Водоснабжение нашего края питьевой водой. Охрана водоемов (1 ч).

Растительный мир нашего края (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения). Красная книга. Охрана растительного мира (1 ч). Животный мир нашей местности. (Хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Вред природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники (1 ч). Население нашего края (области). Его состав. Национальные обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня (1 ч). Промышленность нашей местности. Ближайшее промышленное предприятие, где могут работать выпускники школы (1 ч). Специализация сельского хозяйства (растениеводство, животноводство, бахчеводство и т.п.) (1 ч). Транспорт нашего края (наземный, железнодорожный, авиационный, речной) (1 ч). Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края (1 ч). Наш город (поселок, деревня) (1 ч). Обобщающий урок «Моя малая Родина» (1 ч).

Практические работы:

На карте своей области обозначить условными знаками, вырезанными из картона, месторождения полезных ископаемых, цветными кружками — областной и районные центры. Обозначить на контурной карте России свою область. К карте своей области прикрепить контуры наиболее распространенных растений и животных, отметить заповедные места. Зарисовать и подписать растения и животных, занесенных в Красную книгу области. Записать в тетрадь названия местных водоемов, форм земной поверхности, фамилии известных людей края. Вычертить простейшую схему структуры народного хозяйства области. Регулярно читать местную периодическую печать. Выполнить рисунки и написать сочинение на тему «Прошлое, настоящее и будущее нашего края».

Основные требования, предъявляемые к знаниям и умениям обучающихся:

Обучающиеся должны знать: географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии; границы, государственный строй и символику России; особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях; медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.

Обучающиеся должны уметь: находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы; по иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города Евразии; показывать Россию на политических картах мира и Евразии; находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте природных зон); давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края; называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области; правильно вести себя в природе.






















  1. Календарно-тематическое планирование






























































































































































































































































































































































  1. Система оценки планируемых результатов

Критерии оценки при опросе:

5»: ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.

«4»: ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

«3»: ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но четко определяет понятия и закономерности, затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

«2»: ответ неправильный; нераскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.

Оценка практических умений учащихся:

Оценка за умение работать с картой и другими источниками географических знаний

«5»: правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определённой последовательности соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

«4»: правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

«3»: правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

«2»: неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.

Оценка умений проводить наблюдения:

«5»: правильное, по правилу проведенное наблюдение; точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.

«4»: правильное, по плану проведённое наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов; недостатки в оформлении наблюдений.

«3»: допускаются неточности в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.

«2»: неправильное выполнение задания,  неумение сделать выводы на основе наблюдений.

  1. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Кабинет географии удовлетворяет следующим требованиям:

  1. Кабинет географии оснащен мебелью, приспособлениями для работы, ТСО, рабочим и демонстрационным столом.

  2. Кабинет оснащен специальными средствами обучения:

  • моделями;

  • приборами;

  • коллекциями;

  • гербариями;

  • картами;

  • картинами;

  • таблицами;

  • В кабинете географии есть экспозиционные материалы: организующие учащихся на овладение приемами учебной работы;

  1. В кабинете есть литература:

  • справочная;

  • научно-популярная;

  • учебники;

  • научно-методические пособия;

  • образцы практических и самостоятельных работ учащихся;

  • подборки олимпиадных заданий и т.д.

  1. В кабинете географии средства обучения систематизированы:

  • по видам (карты, схемы, таблицы и т.п.);

  • по классам (6-10 классы).

  1. В кабинете находятся раздаточные материалы:

  • для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной учебной работы;

  • для проверки знаний, умений (карточки-задания);

  • Атласы и контурные карты;

  • коллекции минералов и горных пород;

  • гербарии и т.п.

  1. В кабинете географии есть нетбуки, которые позволяют выполнять практические задания и тесовые работы в режиме онлайн.

  2. Кабинет географии отвечает санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.

  1. Список литературы

Основной список

  1. Актуальные проблемы олигофренопедагогики. Сб. науч. трудов / под ред. В. В. Воронковой. М.: Изд-во АПН СССР, 1988.

  2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Книга для учителя / под ред. В. В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994.

  3. Граборов А. Г. Основы олигофренопедагогики / сост. В. Г. Петрова, Т. В. Шевырева. М.: Классика Стиль, 2005.

  4. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / под ред. Т. А. Власовой и В. Г. Петровой. М.: Просвещение, 1981.

  5. Замский Х. С. История олигофренопедагогики. М.: Просвещение, 2005.

  6. Книга для учителей вспомогательной школы / под ред. Г. М. Дульнева. М.: Учпедгиз, 1955.

  7. Мозговой В. М., Яковлева И. М., Еремина А. А. Основы олигофренопедагогики. М.: Академия, 2006.

  8. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / под ред. Б. П. Пузанова. М.: Академия, 2001.

  9. Т.М.Лифанова Е.Н.Соломина География. Государства Евразии 9 кл..: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина.- М.: Просвещение, 2007.-208 с.: ил.

  10. Программы специальной (коррекционной0 общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Сб. 1. -232 с.

  11. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология".- 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Просвещение, 1986. –192 с.

  12. Семаго Н.Я. Новые подходы к потреблению коррекционной работы с детьми с разными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. № 1.

  13. Тупоногов Б.К. Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития // Дефектология. 1984. № 4. С. 9—14.

  14. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учебник для вузов. – М.: Владос, 2001. – 512 с.

  15. Шевченко  С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: метод, пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

Дополнительный список

  1. Баранчиков Е.В. и др. – География Земли: задания и упражнения – М.: Просвещение, 2007.

  2. Головина Т.Н. Практические работы по географии во вспомогательной школе. М.:Просвещение, 1965г.

  3. Заездный Р.А. Графическая наглядность в преподавании географии. М.: Просвещение, 1986г.

  4. Крылова О.В. – Сборник задач к атласу, 8 класс. – М.: Новый учебник, 2006.

  5. Крылова О.В.Тетрадь итоговых работ по географии – М.: Новый учебник, 2007.

  6. Лиознер В.Л., Митрофанова И.Б.- Тесты по географии: 8 класс: к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой - М.: Экзамен, 2011.

  7. Лобжанидзе А.А. – Планета Земля (тетрадь-тренажер), 8 класс. – М.: Просвещение, 2006.

  8. Николина В.В. – Мой тренажер, 8 класс. - М.: Просвещение, 2007.

  9. Новоженин И.В. – Тесты, 8 класс. – М.: Владос, 2001.

  10. Перлов Л.Е. – Дидактические карточки-задания, 8 класс. – М.: Экзамен, 2005.

  11. Пороцкая Т.И. Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1970 г.

  12. Постникова М.В. – Контрольные вопросы, заним. задания, кроссворды и тесты, 6 класс. – М.: НЦ ЭНАС, 2005.

  13. Синев В.Н. Коррекционная работа на уроках географии. Киев.: Радянська школа, 1977г

  14. Сиротин В.И. – Раздаточные материалы с к/к, 8 класс. – М.: Дрофа, 2005.

  15. Смирнова М.С. – Сборник заданий и упражнений по географии. 8 класс. – М.: Экзамен, 2010.

  16. Смирнова М.С. – Тесты по географии. 8 класс. – М.: Экзамен, 2010.

  17. Суслов В.Г. – Развивающие упражнения на уроках географии, 8 класс. – М.: Астрель, 2004.

  18. Таможняя Е. А. Компьютерные технологии: возможности использования. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г, с. 46.

  19. Тематическое планирование по географии, ж. «Дефектология»,№ 1, 1994г.

  20. Чичерина О.В. – Тематический контроль,8 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2007.

  21. Чичерина О. В. – Тесты, 8 класс. – М.: Экзамен, 2005.

29




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!